Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учетная политика предприятия на примере УДС Молот



Содержание


Введение. 3


1. Теоретические аспекты учетной политики……………………………………………………..4


1.1 Понятие учетной политики. 4


1.2. Техника и организация бухгалтерского учета. 9


1.2.1. Разработка рабочего плана счетов…………………………………………………….9


1.2.2. Выбор формы бухгалтерского учета. 9


1.2.3. Организация бухгалтерского учета. 10


1.2.4. Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. 10


1.2.5. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля. 11


1.3. Выбор способов ведения бухгалтерского учета. 12


1.3.1. Основные средства. 12


1.3.2. Нематериальные активы.. 15


1.3.3. Материально-производственные запасы.. 16


1.3.4. Готовая продукция. 18


1.3.5. Издержки обращения. 19


1.3.6. Финансовые вложения. 22


1.3.7. Займы и кредиты.. 23


1.3.8. Определение состава обычных и прочих видов деятельности. 24


1.3.9. Решения по созданию резервов. 25


2. Учетная политика предприятия на примере ЗАО УДС "Молот"……………………………26


2.1 Краткая характеристика предприятия. 26


2.2. Методический аспект учетной политики. 28


2.3. Организационно-технический аспект учетной политики. 29


Заключение. 31


Список литературы.. 32






Введение


Данная работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете такого важного внутреннего документа как учетная политика предприятия.


Выбор темы курсовой работы неслучаен, интерес к этой проблеме объясняется большими возможностями учетной политики. От выбранной учетной политики зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет в дальнейшем деятельность предприятия.


В данной работе выделяются две основных главы: в первой – дается общее понятие и представления о сути учетной политики; во второй – сделана попытка раскрыть учетную политику ЗАО УДС “Молот”.


Целью курсовой работы является рассмотрение организационно-технических и методических аспектов учетной политики в ЗАО УДС “Молот”.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:


- изучить нормативные акты, необходимые для обоснования учетной политики;


- рассмотреть основные методические аспекты бухгалтерского учета и организационно-технические способы их реализации;


- выявить проблемы учетной политики предприятия и предложить пути по усовершенствованию данного вопроса;


- изучить материалы о деятельности ЗАО УДС “Молот”.


1. Теоретические аспекты учетной политики





1.1 Понятие учетной политики


Учетная политика – это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского учета этой организации в конкретном отчетном периоде.


Учетная политика предполагает выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности. На этот выбор влияют следующие факторы [17, стр. 645]:


- организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);


- отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);


- масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);


- управленческая структура организации и структура бухгалтерии;


- финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль или же, напротив, стремление иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности);


- материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);


- степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;


- уровень квалификации бухгалтерских кадров.


Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований, которые являются отправными моментами для организации при принятии учетной политики.


Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации, утверждается ее руководителем и подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации.


При этом утверждается:


- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;


- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;


- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;


- методы оценки активов и обязательств;


- правила документооборота и технология обработки учетной информации;


- порядок контроля за хозяйственными операциями;


- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.


При формировании учетной политики предполагается, что:


- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);


- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);


- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);


- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).


Учетная политика организации должна обеспечивать [4, п. 7]:


- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);


- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);


- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);


- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);


- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);


- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).


При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.


Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.


Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).


Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных предприятий [17, стр. 644].


Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства.


Кроме того, стоит отметить, что учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.


Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.


Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.


К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.


Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.


В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.


Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.


В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.


Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.


Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.


Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.


Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.


Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.


Рабочий план счетов бухгалтерского учета, а также другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз [1, ст. 17, п. 2].





1.2.
Техника и организация бухгалтерского учета


Организационно-технические аспекты учетной политики представляют собой способы организации процесса функционирования бухгалтерской службы.


1.2.1.
Разработка рабочего плана счетов
.


Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе централизованно утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые на данном предприятии для отражения коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, а также формирования полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении. Выбор производят исходя из состава имеющегося на предприятии имущества, видов и особенностей совершаемых сделок, характера деятельности. При необходимости в рабочий план счетов могут вводиться дополнительные счета первого порядка.


На основе перечня субсчетов, рекомендуемых планом счетов и инструкцией по его применению разрабатывается конкретная номенклатура субсчетов для данного предприятия. При этом принимаются во внимание задачи управления, анализа, контроля и отчетности.


В качестве основных принципов построения плана счетов предприятия, могут быть выделены следующие:


- принцип единства критериев выделения счетов;


- принцип однородности и разграниченности счетов;


- принцип равномерности счетов одного порядка;


- принцип резервных позиций.


От того насколько обоснованно построен план счетов, зависит адекватность картины хозяйственной деятельности, формирующейся в бухгалтерском учете. Кроме того, системность рабочего плана счетов имеет существенное значение для рациональной организации и трудоемкости ведения бухгалтерского учета.


1.2.2. Выбор формы бухгалтерского учета


Организация самостоятельно выбирает форму учета, определяя перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность производственного процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.


Выделяются следующие формы учета:


- журнально-ордерная;


- мемориально-ордерная;


- упрощенная;


- машинно-ориентированная.


Ориентация на применение машинных информационных технологий не исключает возможности организации бухгалтерского учета по одной из традиционных ручных форм счетоводства.


1.2.3. Организация бухгалтерского учета


Предприятие самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.


В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.


1.2.4. Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств


В целях обеспечения реальности бухгалтерского учета предприятия должны периодически проводить инвентаризацию активов и пассивов, т.е. проверки соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию имущества и обязательств.


Инвентаризации подлежат основные средства, капитальные вложения, незавершенное капитальное строительство, незавершенный ремонт основных средств, незавершенное производство, товарно-материальные ценности, денежные средства, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, расчеты и другие статьи баланса.


Число инвентаризаций в году, дату их проведения, а также перечень имущества и обстоятельств, подлежащих проверке при каждой из них, устанавливается предприятием.


Инвентаризация проводится в обязательном порядке перед составлением бухгалтерского отчета, в случае смены материально ответственных лиц, при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, после пожара или стихийных бедствий, при ликвидации предприятия и в ряде других случаев. Перед составлением годового бухгалтерского отчета целесообразно проводить инвентаризацию статей баланса в следующие сроки:


- основных средств и нематериальных активов – не ранее 1 октября отчетного года; здания, сооружения и другие неподвижные объекты основных средств могут подвергаться инвентаризации один раз в 2-3 года;


- капитальных вложений – не ранее 1 декабря отчетного года;


- сырья и прочих материальных ценностей, незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки, готовой продукции на складах – не ранее 1 октября отчетного года;


- расчетов с банками – при получении последней по времени в отчетном году выписки банка, а по переданным в банк на инкассо расчетным документ – на 1 января года, следующего за отчетным;


- денежных средств, ценных бумаг и денежных документов – на 1 января года, следующего за отчетным;


- расчетов по налогам и налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды, иных расчетов с государством, а также расчетов с дебиторами и кредиторами – на 1 января года, следующего за отчетным.


1.2.5. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля


Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.


1.3. Выбор способов ведения бухгалтерского учета


Методологический аспект учетной политики представляет собой способы формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.


1.3.1. Основные средства


В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:


1. о выбранных способах начисления амортизации;


2. о значении коэффициента ускорения при начислении амортизации по основным средствам способом уменьшаемого остатка;


3. об установлении срока полезного использования объектов основных средств;


4. о порядке принятия к учету объектов основных средств, состоящих из нескольких частей;


5. по переоценке основных средств;


6. о порядке списания затрат по ремонту основных средств;


7. об установлении стоимостного лимита отнесения актива к основным средствам или материально-производственным запасам.


Исчисление амортизации по основным средствам
производится одним из следующих способов [7, п. 18]:


- линейный способ;


- способ уменьшаемого остатка;


- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;


- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).


При выборе одного из вышеприведенных способов нужно учитывать, что способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются методами ускоренной амортизации. Их использование вызывает следующие последствия:


а) сумма налога на имущество уже в первые годы эксплуатации объектов основных средств уменьшается за счет уменьшения остаточной стоимости основных средств;


б) при использовании методов ускоренной амортизации сумма амортизации по годам уменьшается, а затраты на ремонт основных средств, наоборот, с годами увеличиваются. Следовательно, применение ускоренных методов амортизации по основным средствам обеспечивает примерно одинаковые совокупные расходы на амортизацию и на ремонт основных средств по годам, что имеет важное значение для управления себестоимостью продукции;


в) при применении ускоренных методов амортизации основных средств их остаточная стоимость резко уменьшается уже в первые годы, что приводит не только к уменьшению суммы налога на имущество, но и к повышению коэффициента износа основных средств и показателей их рентабельности, снижению величины внеоборотных активов в бухгалтерском балансе;


г) применение ускоренной амортизации основных средств увеличивает себестоимость продукции в первые годы использования объектов основных средств и уменьшает величину данного показателя в последние годы, что оказывает влияние на показатели бухгалтерской прибыли и рентабельности имущества;


д) использование ускоренных методов амортизации основных средств в бухгалтерском учете обусловливает различный порядок расчета сумм амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, что приводит к возникновению временных разниц, усложнению учета и расчетов налога на прибыль.


Следует также иметь в виду, что выбор способа начисления амортизации по основным средствам следует тесно увязывать с определением срока полезного использования объектов основных средств.


Срок полезного использования
объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету [7, п. 20].


При определении значения коэффициента ускорения
при начислении амортизации по основным средствам способом уменьшаемого остатка нужно иметь в виду, что с повышением значения этого коэффициента сумма амортизационных отчислений увеличивается.


Объект основных средств, состоящий из нескольких частей, может быть принят на учет
:


- в качестве одного инвентарного объекта;


- каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект, если сроки полезного использования каждой части существенно отличаются [7, п. 6].


При принятии на учет отдельных частей “сложного” объекта основных средств в качестве самостоятельных объектов учета стоимость некоторых частей “сложных” объектов может оказаться меньше установленного лимита отнесения объекта к основным средствам (до 20 000 руб.). В этом случае данная часть “сложного” объекта может отражаться в составе материально-производственных запасов и по ней не должна начисляться амортизация [7, п. 5].


Выделение из “сложных” объектов основных средств отдельных их частей и отнесение их к материально-производственным запасам позволит уменьшить налог на имущество и окажет влияние на все показатели деятельности организации, исчисляемые с использованием показателей стоимости ОС и МПЗ (сумму амортизации, себестоимость продукции, стоимость внеоборотных активов, величину собственных оборотных средств, оборотных активов и др.).


Принимая решение о переоценке ОС
, следует иметь в виду, что существенное изменение стоимости основных средств оказывает большое влияние на величину налога на имущество, сумму амортизационных отчислений, показатели себестоимости продукции, прибыли, валюты баланса, рентабельности имущества, сумму амортизационного фонда, создаваемого для воспроизводства основных средств, сумму собственных оборотных средств и т.п. Кроме того, повышение балансовой стоимости ОС может привести к их неликвидности при продаже.


Затраты на ремонт ОС могут быть отнесены на себестоимость продукции следующими способами
:


- фактические затраты на ремонт сразу списываются на счета учета затрат;


- создается ремонтный фонд с последующим использованием его средств на проведение ремонта ОС;


- фактические затраты на ремонт ОС сначала учитываются на счете 97 “Расходы будущих периодов”, а затем списываются с этого счета на счета учета затрат на ремонт ОС.


Первый способ целесообразно использовать при равномерных расходам по ремонту в течении года или при небольших объемах ремонтных работ. При этом делаются проводки:


Дт
23, 25, 26, 29, 44 Кт
02, 10, 60, 69,70 – отражены затраты на обслуживание и ремонт ОС.


Создавать резерв на ремонт ОС с последующим списанием фактических затрат за счет резерва рекомендуется в тех организациях с сезонным производством, где основная часть расходов на ремонт ОС приходится на конец года, а также в организациях, располагающих большой номенклатурой ОС, требующих существенных затрат на ремонт.


Дт
23, 25, 26, 29, 44 Кт
96 – сформирован резерв предстоящих расходов;


Дт
96 Кт
10, 23, 60, 69, 70, 76 – списаны фактические расходы, для которых ранее был образован резерв.


В конце года проводится инвентаризация резерва, при этом излишне начисленные суммы резерва сторнируются:


Дт
23, 25, 26… Кт
96


При недостатке резерва суммы дочисляют:


Дт
23, 25, 26… Кт
96


Третий вариант целесообразно использовать в тех сезонных организациях, где основная часть расходов на ремонт основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще нет возможности накопить резерв на ремонт ОС (мясокомбинаты, заводы по производству сахара и др.).


Дт
97 Кт
02, 10, 60,69 – учтены в составе расходов будущих периодов затраты на обслуживание и ремонт ОС;


Дт
23, 25, 26… Кт
97 – списаны затраты.


Установление стоимостного лимита отнесения объектов к ОС или МПЗ.


Активы, в отношении которых выполняются условия, позволяющие принимать их к учету в качестве ОС, стоимостью не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов [7, п. 5].


Установление предела стоимостного лимита отнесения имущества к ОС или МПЗ может оказать существенное влияние на величину ОС и МПЗ и всех показателей исчисляемых на их основе.


1.3.2. Нематериальные активы


Основными элементами учетной политики по НМА являются:


1. определение срока полезного использования;


2. выбор метода начисления амортизации;


3. выбор способа начисления амортизации;


4. определение видов НМА, не подлежащих амортизации.


Срок полезного использования
нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходы из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.


По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного использования НМА не может превышать срок деятельности организации.


Амортизация НМА может осуществляться
с использованием и без использования счета 05 “Амортизация нематериальных активов”.


В первом случае суммы начисленной амортизации отражают по кредиту счета 05 и дебету соответствующих затратных счетов:


Дт
23, 25, 26, 29,44… Кт
05


Во втором случае соответствующая сумме амортизации часть стоимости НМА списывается со счета 04 “Нематериальные активы” в дебет счетов учета затрат:


Дт
23, 25, 26, 29,44… Кт
04


Следует отметить, что при использовании счета 05 в балансе по статье “Нематериальные активы” отражается остаточная стоимость НМА. При списании части стоимости НМА со счета 04 в балансе по статьям “Организационные расходы” и “Деловая репутация организации” отражается первоначальная стоимость НМА.


Амортизация НМА производится одним из следующих способов
начисления амортизационных отчислений: [10, п. 15]:


- линейный способ;


- способ уменьшаемого остатка;


- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).


Амортизации не подлежат
: выбывшие НМА, а также те, по которым полностью погашена стоимость объекта


1.3.3. Материально-производственные запасы


Основными элементами учетной политики по МПЗ являются:


1. выбор метода оценки материальных запасов;


2. определение стоимостного лимита отнесения актива к ОС или МПЗ;


3. выбор варианта синтетического учета МПЗ.


Израсходованные материальные ресурсы отражаются в учете с использованием одного из следующих методов оценки запасов
:


- по себестоимости каждой единицы;


- по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;


- по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО)


При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукта.


В условиях инфляции себестоимость незавершенного производства, отгруженной и проданной продукции снижается при использовании метода ФИФО и оказывается примерно средней при применении средней себестоимости материалов. Изменение себестоимости оказывает влияние на сумму прибыли и налога на прибыль, на все показатели, исчисляемые на основе прибыли.


Кроме того, следует учитывать, что способ оценки израсходованных материалов может оказать влияние на стоимость остатка неизрасходованных материалов. При использовании метода ФИФО стоимость остатков материалов на конец месяца в условиях инфляции увеличивается.


Изменение стоимости остатков материалов может оказать влияние на величину оборотных активов, активов баланса и всех показателей, исчисляемых на их основе.


Установление стоимостного лимита отнесения объектов к ОС или МПЗ.


Активы, в отношении которых выполняются условия, позволяющие принимать их к учету в качестве ОС, стоимостью не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов [7, п.5].


Установление предела стоимостного лимита отнесения имущества к ОС или МПЗ может оказать существенное влияние на величину ОС и МПЗ и всех показателей исчисляемых на их основе.


Синтетический учет материально-производственных запасов может осуществляться
:


- по фактической себестоимости приобретения (заготовления);


- по учетным ценам.


При обоих вариантах синтетического учета МПЗ аналитический учет их отдельных видов осуществляется, как правило, по учетным ценам (плановой или нормативной себестоимости, средним покупным ценам и др.).


Однако при первом варианте учет отклонений фактической себестоимости производственных запасов от стоимости их по учетным ценам осуществляется на отдельных аналитических счетах синтетических счетов 10, 11, 41, а при втором – на отдельном синтетическом счете 16, что позволяет осуществлять оперативный контроль за указанными отклонениями, повысить контрольные функции учета, объективно оценить деятельность работников, занимающихся приобретением МПЗ, способствует внедрению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.


1.3.4. Готовая продукция


Основным элементов учетной политики по готовой продукции является способ учета готовой продукции.


Учет выпуска ГП возможен двумя вариантами [3]:


- без использования счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”;


- с использованием счета 40 Выпуск продукции (работ, услуг)”.


При первом варианте делают следующие записи:


Дт
20 Кт
10, 68, 69, 70… - отражены прямые расходы основного производства;


Дт
23 Кт
10, 68, 69, 70… – отражены прямые расходы вспомогательного производства;


Дт
25 Кт
10, 60, 68, 69, 70, 76… - отражены общепроизводственные затраты;


Дт
20, 23 Кт
25 – списаны общепроизводственные затраты;


Дт
20 Кт
23 – списаны затраты вспомогательного производства;


Дт
43 Кт
20 – ГП оприходована на склад.


Использование счета 40 позволяет в системном порядке контролировать выпуск продукции из производства, формирование издержек производства, выявлять отклонения фактической себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или плановой, объективно оценивать деятельность работников по переработке сырья и материалов и выпуску готовой продукции.


Кроме того, при использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой:


а) по готовой продукции;


б) по отгруженной продукции;


в) по проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по ГП сразу списывается на счет 90.


Учитывать ГП с использованием счета 40 нецелесообразно, если отклонения фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой оказываются значительными, а продукция продается неритмично. Задержки с продажами продукции могут привести к убыточности организации, поскольку отклонения со счета 40 сразу списываются на счет 90 “Продажи”, который ежемесячно закрывается счетом 99 “Прибыли и убытки”.


При учете выпуска ГП с использованием счета 40 делают следующие записи, при этом по Дт
счета 40 отражают фактическую себестоимость ГП, а по Кт
– стоимость ГП по учетным ценам:


Дт
40 Кт
20 – отражена фактическая себестоимость продукции;


Дт
43 Кт
40 – оприходована ГП по учетным ценам;


Сопоставление Дт
и Кт
оборотов по счету 40 определяют на 1ое
число месяца отклонения фактической себестоимости выпущенной продукции от стоимости ее по учетным ценам.


Дт
сальдо по счету 40 ежемесячно списывают проводкой:


Дт
90 Кт
40 –списано превышение фактической себестоимости выпущенной продукции над ее учетной ценой;


Дт
90.2 Кт
40 – сторнировано превышение стоимости выпущенной продукции по учетным ценам над фактической себестоимостью.


1.3.5. Издержки обращения


По учету затрат на производство продукции основными элементами учетной политики являются:


1. способ списания общехозяйственных расходов;


2. способ оценки незавершенного производства;


3. вариант сводного учета затрат на производство;


4. методы калькулирования себестоимости продукции.


Выбор способа списания общехозяйственных расходов.


В соответствии с планом счетов организации могут списывать общехозяйственные расходы на
:


- счета учета затрат на производство;


- на счет 90 “Продажи”


Применение второго варианта списания общехозяйственных расходов вызывает следующие последствия:


а) на счетах 20, 23, 29, 43 ,45 отражается неполная производственная себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов), что соответственно уменьшает величину актива баланса и оказывает влияние на значение коэффициента текущей платежеспособности организации, исчисляемого отношением оборотного капитала к краткосрочным обязательствам организации;


б) при обычном порядке списания общехозяйственных расходов значительная их часть относится на счета учета капитальных вложений (08), непроизводственные нужды (29), расходы будущих периодов (97), целевого финансирования (86), т.е. эта сумма не включается в себестоимость проданной продукции. При втором же варианте вся сумма общехозяйственных расходов списывается на счет 90 и тем самым существенно завышается себестоимость проданной продукции, что приводит к уменьшению прибыли, налога на прибыль и показателей рентабельности;


в) в сезонных производствах при выполнении работ долгосрочного характера общехозяйственные расходы при обычном порядке их списания входят в состав незавершенного производства (отражаются на счетах 20, 23 и др.). При втором же варианте они ежемесячно списываются на счет 90. При отсутствии выпуска продукции за какой-либо месяц на счете 90 отражаются только общехозяйственные расходы. Счет 90 ежемесячно закрывается счетом 99. В этом случае организация становится убыточной, что опасно для оценки ее деятельности со стороны других организаций.


К положительным моментам списания общехозяйственных расходов на счет 90 следует отнести:


­ упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции;


­ улучшение показателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением этих показателей в активе баланса;


­ улучшение показателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением этих показателей в активе баланса;


­ обеспечение сближения бухгалтерского и налогового учета, поскольку в налоговом учете общехозяйственные расходы сразу списываются на уменьшение налогооблагаемой прибыли текущего года.


Следует отметить, что решение о порядке списания общехозяйственных расходов и применении счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” предопределяет методы оценки готовой и отгруженной продукции в бухгалтерском учете и балансе.


Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе по:


­ полной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);


­ неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счет 90);


­ полной нормативной или плановой себестоимости (если в учете используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счета 20, 23, 29);


­ неполной нормативной или плановой себестоимости (если используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счет 90).


Указанные особенности оценки статей баланса необходимо принимать во внимание при их сравнении по различным периодам или с аналогичными статьями других организаций, а также при оценке значений показателей, рассчитываемых с использованием показателей готовой и отгруженной продукции, оборотных активов, балансовой стоимости имущества (коэффициента текущей платежеспособности, оборачиваемости и рентабельности соответствующих активов и др.).


Выбор способа оценки незавершенного производства
. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в учете и балансе по:


- нормативной или плановой себестоимости;


- прямым статьям расходов;


- стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.


При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.


Выбор вариантов оценки незавершенного производства оказывает влияние на трудоемкость учета и калькулирования себестоимости продукции, на выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, на себестоимость производственной и реализованной продукции, на величину показателей финансового состояния организации.


При этом следует иметь в виду, что при оценке незавершенного производства по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов все затраты по их переработке ежемесячно списываются на счет 90 “Продажи” и тем самым относятся на себестоимость реализуемой продукции.


При значительных остатках незавершенного производства себестоимость реализованной продукции может быть существенно завышена и организация может быть существенно завышена и организация может оказаться убыточной. Кроме того, занижение стоимости незавершенного производства, отражаемого в балансе отдельной статьей, может оказать влияние на величину оборотных активов, принимаемых в расчет при исчислении коэффициента текущей платежеспособности – одного из основных официальных показателей структуры баланса организации и ее платежеспособности. К таким же последствиям приводит занижение в балансе стоимости годовой и отгруженной продукции при ее оценке по неполной производственной себестоимости.


Вместе с тем занижение стоимости незавершенного производства в активе баланса улучшает показатели оборачиваемости имущества и рентабельности незавершенного производства, оборотных активов и всего имущества организации за счет уменьшения их величины в активе баланса.


Выбор варианта сводного учета затрат на производство
. Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному вариантам. Бесполуфабрикатный вариант менее трудоемок.


Вместе с тем полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.


Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
. Различают нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В качестве метода калькулирования может применяться метод директ-костинг.


Для управления себестоимостью продукции особенно эффективным представляется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, а при попередельном методе – полуфабрикатный вариант.


1.3.6. Финансовые вложения


Основные элементы учетной политики по финансовым вложениям определены ПБУ 19/02:


1. состав затрат, включаемых в первоначальную стоимость финансовых вложений;


2. срок корректировки оценки финансовых вложений, если можно определить их текущую рыночную стоимость;


3. порядок списания разницы между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг в течение срока их обращения;


4. способы оценки финансовых вложений при их выбытии.


Первоначальная стоимость финансовых вложений может определяться
:


- с учетом всех фактических затрат на их приобретение;


- по сумме, уплачиваемой по договору продавцу.


Если по приобретенным ценным бумагам основную часть затрат составляют суммы, уплачиваемые по договору продавцу, то остальные затраты на приобретение ценных бумаг могут признаваться организацией в качестве прочих расходов, т.е. учитываться на счете 91 “Прочие доходы и расходы”, а не на счете 58 “Финансовые вложения”.


Второй вариант используется обычно при небольшом объеме финансовых вложений, когда они не могут оказать существенного влияния на финансовые показатели организации.


По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разницу между первоначальной и номинальной стоимостью разрешается списывать [12, п. 22]:


- равномерно в течение срока их обращения;


- при их выбытии.


При сопоставлении вариантов списания разницы между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг
обычно предполагают, что при равномерном списании указанной разницы трудоемкость учета несколько увеличивается. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при равномерном списании этой разницы обеспечивается одинаковый доход по ценным бумагам в течение срока их обращения, что особенно важно при значительных финансовых вложениях в долговые ценные бумаги.


Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, в
момент выбытия оценивается одним из следующих способов
:


- по первоначальной стоимости каждой единицы учета;


- по средней первоначальной стоимости каждой единицы учета;


- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (метод ФИФО).


Выбирая способ оценки финансовых вложений при их выбытии, следует иметь в виду, что в условиях роста цен на ценные бумаги их оценка по средней первоначальной стоимости по сравнению с оценкой способом ФИФО может оказать влияние на балансовую стоимость внеоборотных активов, включающих долгосрочные финансовые вложения, и оборотных активов, включающих краткосрочные финансовые вложения, и показатели, рассчитываемые с использованием стоимости имущества.


1.3.7. Займы и кредиты


Основными элементами учетной политики по займам и кредитам являются:


0. порядок учета долгосрочной задолженности в момент, когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней;


1. порядок учета дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов.


Организация заемщик может
[11, п. 6]:


­ переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную, когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней;


­ учитывать указанную долгосрочную задолженность в составе долгосрочной задолженности до момента ее погашения.


Выбранный вариант учета долгосрочной задолженности оказывает влияние на величину балансовых сумм по разделам IV“Долгосрочные обязательства” и V “Краткосрочные обязательства”, а следовательно, на величину показателей, исчисляемых на их основе.


Особенно важно принимать во внимание указанное обстоятельство при расчете коэффициента текущей платежеспособности – важнейшего показателя финансового положения организации.


При переводе значительных сумм долгосрочной задолженности в краткосрочную значение коэффициента текущей платежеспособности может оказаться меньше его критериального значения (1,0), в связи с чем организация признается неплатежеспособной.


Дополнительные затраты, связанные с получением займов и кредитов
, получением и размещением заемных обязательств, могут учитываться [11, п. 20]:


­ в качестве дебиторской задолженности (т.е. на счете 97 с последующим списанием на счет 91);


­ в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они произведены(т.е. сразу на счете 91).


Первый вариант обеспечивает равномерное включение данных затрат в расходы организаций и поэтому представляется более предпочтительным. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что второй вариант учета полностью соответствует положениям НК РФ [2, ст. 272].


1.3.8. Определение состава обычных и прочих видов деятельности


В соответствии с п.4 ПБУ 9/99 и п. 4 ПБУ 10/99 доходы и расходы
в зависимости от их характера, условий получения, направлений деятельности организации подразделяются следующим образом
:


­ доходы и расходы по обычным видам деятельности;


­ прочие доходы и расходы.


Отдельные виды доходов и расходов в учетной политике для целей бухгалтерского учета целесообразно квалифицировать в соответствии с подходами по решению данного вопроса в учетной политике для целей налогообложения.


При этом необходимо иметь в виду, что квалификация указанных видов деятельности может оказать влияние на сумму выручки от реализации продукции и на величину показателей, исчисляемых с использованием данного показателя, в том числе на показатели, исчисляемые по нормативам, установленным в % к сумме выручки, например, величина рекламных расходов [2, ст. 264, п.4], резерв по сомнительным долгам [2, ст. 266, п.4] и др.


1.3.9. Решения по созданию резервов


При решении вопроса о создании резервов нужно иметь в виду следующие обстоятельства. Создание резервов сомнительных долгов и предстоящих расходов соответствует международной практике (соблюдение принципа осмотрительности) и требованию осмотрительности в отечественном учете.


Вместе с тем при значительных суммах создаваемы резервов увеличиваются соответствующие затраты (по резервам будущих расходов) и прочие расходы (по резервам сомнительных долгов), оказывающие влияние на величину прибыли организации и всех показателей, исчисляемых на ее основе.


В организациях, исчисляющих коэффициент текущей платежеспособности отношением оборотных активов ко всей сумме краткосрочных обязательств (строка 690 баланса), значительные суммы резервов предстоящих расходов могут уменьшить значение коэффициента текущей платежеспособности.


2. Учетная политика предприятия на примере “ ЗАО УДС “Молот””





2.1 Краткая характеристика
предприятия


Закрытое акционерное общество “Универсальный Дворец спорта “Молот” образовано 30.06.1995 г.


Величина уставного капитала составляет 320 000 рублей.


Учредитель – ОАО “Мотовилихинские заводы”.


Юридический адрес: 614107, г. Пермь, ул. Лебедева, 13.


Место и дата регистрации: Администрация Мотовилихинского завода г. Перми №26-95 от 06.02.95 г.


Деятельность ЗАО УДС “Молот” классифицируется по ОКПО – 36443782, по ОКОНХ – 91700.


Состав администрации предприятия:


- директор УДС “Молот” – Третьяков Герман Юрьевич;


- главный бухгалтер – Ярешко Елена Германовна.


Филиалов предприятие не имеет.


В уставный капитал других предприятий и юридических лиц вкладов не производилось. Акций акционерных обществ ЗАО УДС “Молот” не имеет.


ЗАО УДС “Молот” в своей деятельности руководствуется действующими законами РФ и другими нормативными документами.


УДС осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Находится на самостоятельном балансе, имеет расчетный счет, печать и штампы со своим наименованием, наделен правами юридического лица. УДС вправе заключать договоры с другими организациями и частными лицами.


Руководителем УДС является директор, назначенный генеральным директором ОАО.


Основной деятельностью УДС “Молот” является организация физкультурно-спортивных и массовых мероприятий, а так же оказание платных услуг населению и организациям.


Для этих целей Дворец спорта располагает саунами, спортивными площадками, ледовой ареной, футбольным полем, несколькими площадками ручных видов игр, кафе на 60 мест.


Основными задачами работы УДС являются:


- привлечение трудящихся ОАО “Мотовилихинские заводы”, их семей, учащихся, детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осуществление мероприятий по организации активного отдыха;


- организация работы по проведению массовых спортивных и зрелищных мероприятий;


- создание для занимающихся физкультурой и спортом, а также зрителей, необходимых условий во время занятий и проведения спортивно-массовых и зрелищных мероприятий и соревнований.


Материально-техническую базу и средства, т.е. имущество ЗАО УДС “Молот”, составляют основные и оборотные средства, переданные ОАО “Мотовилихинские заводы” в соответствии с актом передачи, а также другие денежные и материальные средства, закрепленные за Дворцом спорта, который осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.


Финансовые средства УДС образуются:


- из поступлений от проведения платных спортивных мероприятий, зрелищных мероприятий, концертов;


- взносов членов платных спортивных групп, секций;


- поступлений от арендной платы;


- выручки от реализации неиспользуемого имущества.


Оборотные средства УДС находятся в его полном распоряжении и изъятию не подлежат.


2.2. Методический аспект учетной политики


В ЗАО УДС “Молот” к основным средствам относятся средства, полезный срок использования которых более одного года и стоимость вновь приобретенного свыше 100-кратного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда.


Учет затрат на проведение ремонта ОС производится по фактическим затратам на проведение ремонта.


Амортизация ОС начисляется линейным способом и учитывается на счете 02 “Амортизация основных средств”.


Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизационных отчислений линейным способом исходя из норм, исчисленных на основе срока их полезного использования.


Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 05 “Амортизация нематериальных активов”, предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации.


Срок полезного использования нематериальных активов определять исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ и ожидаемого срока использования этого объекта.


В ЗАО УДС “Молот” учет процесса приобретения и заготовления материальных средств осуществляется по фактической себестоимости с отражением стоимости приобретения непосредственно на счете 10 “Материалы”.


Оценка производственных запасов при их списании на издержки производства и обращения производится по себестоимости каждой единицы.


В ЗАО УДС “Молот” косвенные затраты, учитываемые на счете 26 “Общехозяйственные расходы” в конце отчетного периода относятся непосредственно на счет 46 “Реализация” в полной сумме.


Себестоимость на предприятии калькулируется не на единицу продукции, а на один час услуг, формируется пропорционально сумме выручки. Выручка определяется по мере оплаты покупателями расчетных документов.


К расходам будущих периодов относятся затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.



2.3. Организационно-технический аспект учетной политики


В ЗАО УДС “Молот” журнально-ордерная форма бухгалтерского учета с применением персональных компьютеров.


В бухгалтерии установлена локальная сеть из пяти рабочих станций, которая позволяет:


- экономить дисковое пространство (основная масса данных хранится на главном компьютере – сервере);


- разделение принтеров (возможность с нескольких компьютеров печатать на один принтер);


- быстрый и удобный документооборот между компьютерами.


На каждой станции установлен свой модуль:


1. Модуль заработной платы;


2. Модуль товарно-материальных ценностей;


3. Модуль управления расчетами и торговля;


4. Модуль расчета с разными дебиторами и предприятиями;


5. Модуль главного бухгалтера – общий учет таблиц.


Информация по мере надобности передается на компьютер главного бухгалтера.


Бухгалтерия автоматизирована бухгалтерской программой “Спутник бухгалтера”, разработчик – Шарифулин А.Н. Программа снабжена стандартным планом счетов, в который добавлены субсчета, специфичные для данной организации. Информация о деятельности организации размещена по журналам хозяйственной деятельности - отдельный журнал по каждому счету. Предусмотрены также единые справочники юридических и физических лиц, товарно-материальных ценностей, услуг и ряда других, что позволяет при заполнении документов полностью избежать постоянного ввода одних и тех же реквизитов. Заслуживает внимания большое количество заранее заготовленных и периодически обновляемых документов (бланков). Существует возможность создавать одни документы на основе других, как бы копируя их содержание. В программе предусмотрено построение стандартных журналов-ордеров бухгалтерского учета, оборотной ведомости, карточки движения средств по счету, расшифровки по отдельным элементам журналов. Помимо “внутренних” счетов в программу включены: кассовый и авансовый отчеты, книга покупок и книга продаж, баланс (строится полностью автоматически). Существует отличная система поиска как в списках, так и в счетах: по наименованию, по ИНН, по другим заданным данным. Аналитический учет базируется на субсчетах и по наименованиям.


В ЗАО УДС “Молот” в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества:


- по состоянию на 01.10 – материалов;


- по состоянию на 01.11 – основных средств.


Выявленные излишки товарно-материальных ценностей, основных и денежных средств приходуются и зачисляются на результаты хозяйственной деятельности месяца, в котором была закончена инвентаризация.


Недостача товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, то потери (убыток) от недостач и порчи списывают на издержки производства того месяца, в котором было принято и обосновано решение.


В ЗАО УДС “Молот” учреждена бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Структура бухгалтерской службы определяется внутренними правилами и должностными инструкциями.


Ответственность за организацию бухгалтерской службы несет руководитель предприятия.


Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с существующим законодательством, ФЗ, ПБУ и другими нормативными актами.


Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки.





Заключение


Таким образом, каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики должно обеспечить “обратную” связь теории и практики.


Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, ПБУ “Учетная политика организаций” не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года. С другой стороны п. 4 ст.6 Закона РФ “ О бухгалтерском учете” введен в действие с 28.11.96 сделать этого не позволяет.


Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению, в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической и тактической реализации.


Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае “лучше нарушить”.


Список литературы


1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.


2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части Iи II. М.: Омега-Л, 2008.


3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.


4. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” – ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н.


5. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” – ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.


6. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” – ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.


7. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” – ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н.


8. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” – ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.


9. Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” – ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33.


10. Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” – ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н.


11. Положение по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” – ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001 г. № 60н.


12. Положение по бухгалтерскому учету “Учет финансовых вложений” – ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н.


13. “О формах бухгалтерской отчетности организации”. Приказ Минфина РФ от 22.07.03. № 67-н.


14. “О порядке представления бухгалтерской отчетности организации”. Письмо Минфина РФ от 29.09.03 г. № 16-0077/31.


15. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91 н.


16. Колодин А.Г. Справочник бухгалтера. М.: АСТ: Астрель, 2007.


17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: Инфра-М, 2007.


18. Жуков В.Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет, 2005, №3.


19. Кондраков Н.П. Последствия принимаемых решений в учетной политике организаций // Бухгалтерский учет, 2008, №1.


20. Сотникова Л.В. Изменение учетной политики в 2008 г. // Бухгалтерский учет, 2008, №4.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :