Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Сущность и содержание бухдела. Источники правового регулирования III уровня. Элементы технологии


СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность бухгалтерского дела, его содержание. 2

2. Методические указания, инструкции, рекомендации, их роль в организации бухгалтерского дела. 5

3. Отдельные элементы технологии обработки информации. 9

Список литературы 17


1. Сущность бухгалтерского дела, его содержание.

Определение понятия "бухгалтерское дело" в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием "счетоводство". Согласно определению, предоставленному в Большом бухгалтерском словаре, счетоводство - это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации. История развития науки показывает, что новые отрасли знания выделяются в самостоятельные науки тогда, когда определенный круг вопросов практической деятельности приобретает важное самостоятельное значение и требует углубленной научной разработки. Метод бухгалтерского дела в самом виде представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и различной внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов, юридического и экономического анализа их содержания. Определяя место бухгалтерского дела среди других областей знания, можно признать, что по своему содержанию оно является частью многих наук в самом широком смысле. Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных систем обработки данных, экономики предпринимательства, гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового законодательства и др.

Законодательство России обязывает организации вести бухгалтерский финансовый учет. Но для принятия управленческих решений существует необходимость организации управленческого учета. В российской практике также возможна организация управленческого учета. С введением Плана счетов в организационном аспекте предусмотрены возможности применения двух вариантов построения управленческого учета:

в рамках единой с финансовым учетом системы счетов

в рамках самостоятельной системы счетов.

Для российской практики характерна единая система счетов расходов, представленная счетами с 20 по 29. Данный вариант предусматривает классификацию расходов на прямые и косвенные, и подсчет полной себестоимости проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг на счет 20 "Основное производство". Построение варианта учета с использованием самостоятельной системы счетов предусматривает разделение расходов на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной себестоимости и списание условно-постоянных расходов в уменьшении доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Общий подход к организации данного варианта управленческого учета заключается в том что общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, списываются непосредственно на счет 90 "Продажи". Финансовый и управленческий учет являются поставщиком информации, необходимой для управления организацией и принятия соответствующих решений, составления бухгалтерской отчетности, организации учетного процесса. Информация, поставляемая бухгалтерским учетом, должна отвечать требованиям полноты, достоверности существенности, полезности, понятности, своевременности. Таким требованиям должна отвечать любая информация, однако значимость их может быть различной. Содержание объектов бухгалтерского дела и условия его исследования предопределяют выбор и последовательность применения экономического анализа. Он осуществляется с целью выявления основных закономерностей развития хозяйствующего субъекта их взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторов определивших те или иные результаты деятельности организации. Инструментами экономического анализа является балансовый метод и индексный, факторный анализ, метод группировок, сравнений, исчисления относительных величин, относящиеся к группе экономико-математических методов. Информационной базой служат данные, полученные в системе бухгалтерского учета. Взаимосвязь между бухгалтерским делом и аудитом осуществляется на уровне отчетной информации. В настоящее время функции аудита выходят за рамки проверки и подтверждения достоверности и объективности представленной бухгалтерской отчетности. Все чаще аудиторские фирмы занимаются операционным аудитом, оказанием и предоставлением услуг в области управления, налогообложения, осуществления финансовых операций, оценки заключенных договоров с точки зрения юридических требований.


2. Методические указания, инструкции, рекомендации, их роль в организации бухгалтерского дела.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы президента, постановления правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях. Особое место в этом уровне занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и пр. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа включает:

♦ Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);

♦ Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);

♦ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;

♦ Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;

♦ План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);

♦ Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.


3. Отдельные элементы технологии обработки информации.

Обработка учетной информации в МСБ производится на клавишных вычислительных, суммирующих, фактурных и бухгалтерских машинах.

Обработка учетной информации в условиях использования ЭВМ включает этапы ее подготовки, систематизации, обобщения и отображения.

Обработка учетной информации, поступающей со склада, производится ручным способом или может быть механизирована и автоматизирована. При механизированной обработке применяются клавишные и счетно-перфорационные машины, при автоматизированной - универсальные или специальные ЭВМ. В настоящее время для обработки учетной информации на большинстве промышленных предприятий используются комплекты счетно-перфорационных машин. На отдельных крупных предприятиях имеются информационно-вычислительные центры ( ИВЦ), оснащенные ЭВМ.

Технология обработки учетной информации в большой степени зависит от формы и методов бухгалтерского учета, самостоятельно выбранных организацией, заявленных в учетной политике.

Система обработки учетной информации с помощью ЭВМ до форме выходных форм приближена к системе учета, утвержденной Министерством финансов СССР 27 декабря 1973 г.

Форма обработки учетной информации, принятая в бухгалтерском учете организации.

Цикл обработки учетной информации обычно короче, чем плановой. Результатная учетная информация получается только после окончания отчетного периода, а плановая - до наступления этого периода.

Результатом обработки учетной информации являются отчеты, доклады, оправки и другие документы, образующие отчетную информацию и описывающие состояние системы иа определенный момент или период времени.

При обработке учетной информации на перфорационных или электронных вычислительных машинах карточки и ведомость учета движения основных средств не ведут.

В процессе обработки учетной информации на ЭВМ, и особенно в условиях АСУП, при оформлении операций по приходу материальных ценностей часто делаются попытки использовать технические средства сбора и регистрации данных и создать интегрированную информационную базу.

В процессе обработки учетной информации на ЭВМ, и особенно в условиях АСУП, при оформлении операций по приходу материальных ценностей часто делаются попытки использовать технические средства сбора и регистрации данных и создать интегрированную информационную базу.

Автоматизированный учет обработки учетной информации расширяет возможности построения оборотных ведомостей, приводя их содержание в соответствие с особенностями бухгалтерского учета. Содержание таких ведомостей позволяет обеспечить не только иерархическую детализацию, но и многомерное построение аналитических счетов.

В процессе обработки учетной информации о ремонтном обслуживании в массив основных сведений об оборудовании вносятся соответствующие коррективы.

Технологический процесс обработки учетной информации охватывает операции сбора, ее обработки и выдачи.

В условиях обработки учетной информации на ЭВМ при автоматизированной обработке информации счетный метод контроля в связи с его большой трудоемкостью применяется, как правило, только для проверки правильности переноса на машинные носители с первичных: документов количественно-суммовых показателей. Остальные показатели проверяются на ЭВМ программными методами контроля, которые могут обеспечить логическую проверку реквизитов документов. Логическая проверка позволяет во многих случаях выявлять и ошибки, допущенные лицом, заполняющим первичный документ. Применяются и другие методы контроля переноса данных первичных документов на машинные носители, обеспечивающие большую его эффективность.

В условиях обработки учетной информации на ЭВМ журналы контрольных чисел составляются, как правило, автоматически. Обязательным при этом требованием является их составление при вводе выверенной учетной информации в машину. Журналы контрольных чисел, составленные как автоматически, так и вручную, должны иметь признаки (номер пачки, дата и др.), позволяющие найти документы, подтверждающие произведенные в них записи.

В ГЕНСИС осуществляется обработка учетной информации, поступившей из подсистем или непосредственно на основе хозяйственных операций, для формирования отчетных показателей, требуемых управляющей системой. Таким образом, в ГЕНСИС контролируется только такая исходная информация, на основе которой формируются по заданным алгоритмам ( методологии), отчетные показатели за текущий период. ГЕНСИС является также банком отчетных показателей за прошедшие отчетные периоды, что позволяет быстро удовлетворять все необходимые запросы любого пользователя за любой из них.

Программа сбора и обработки учетной информации позволяет собирать данные о работе вычислительной системы и проводить анализ функционирования ее, определять пути повышения эффективности использования вычислительной системы. В составе ОС ЕС отсутствует какая-либо законченная реализация системы учета, так как трудно создать систему, которая удовлетворяла бы любым применениям универсальных ЭВМ. Операционная система дает возможность пользователям разработать и включить в сгенерированный вариант систему учета, приспособленную к конкретным условиям использования ЭВМ. С этой целью разрабатываются программы учета, соответствующие системе учета, принятой на данном вычислительном центре, с учетом потребностей управления его работой. В ОС ЕС предусмотрены точки подключения и определена связь таких программ с управляющей программой ОС. Однако операционная система может работать и без программ сбора и обработки учетной информации.

В целях упрощения обработки учетной информации в первичных учетных документах может быть предусмотрено проставление кода хозяйственной операции. Системы кодирования могут быть самыми разнообразными, и выбор той или иной системы зависит от конкретных условий деятельности организации и потребностей в получении информации в определенном разрезе.

В целях упрощения обработки учетной информации в первичных учетных документах может быть предусмотрено проставление кода хозяйственной операции. Системы кодирования могут быть самыми разнообразными, и выбор той или иной из них зависит от конкретных условий деятельности организации и потребностей в получении информации в определенном разрезе.

Вследствие большой трудоемкости обработки учетной информации совместное использование положительных сторон рассмотренных методов возможно лишь на основе широкого применения средств вычислительной техники. Упорядочение бухгалтерского учета и автоматизированное составление многообразных сводных и отчетных документов по всему комплексу задач учета материальных и трудовых ресурсов предприятия позволяет: а) повысить точность и достоверность всевозможных данных о хозяйственной деятельности как отдельных подразделений, так и предприятия в целом; б) сократить сроки представления необходимой информации руководству предприятия; в) механизировать труд счетных работников; г) унифицировать первичные документы и сократить их количество.

В условиях автоматизации обработки учетной информации степень детализации бухгалтерского учета Внепроизводственных расходов существенно повышается, появляются возможности увеличить номенклатуру этих расходов, перечень объектов калькулирования, повысить точность расчетов, исключить или значительно уменьшить их условность.

Современные средства регистрации и обработки учетной информации позволяют получать показатели с любой степенью детализации и обобщения.

По мере совершенствования технологии обработки учетной информации, обеспечивающей получение достоверной информации, приобретения опыта работы бухгалтерии с документами в условиях применения видеотерминальных устройств в ежедневной ведомости данные по каждому платежному документу не будут выводиться. В ней могут содержаться итоговые данные только в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации утверждаются в составе принятой предприятием учетной политики. Для рациональной организации документооборота на предприятии должен быть утвержден приказом ( распоряжением) руководителя график документооборота, Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота осуществляет главный бухгалтер предприятия.

Дуаль-карты используются в системах обработки учетной информации как на счетно-перфорационных машинах, так и на ЭВМ.

Предприятия самостоятельно устанавливают технологию обработки учетной информации.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации утверждаются в составе принятой предприятием учетной политики.

Очевидно, что технология обработки учетной информации в большой степени зависит от формы и методов бухгалтерского учета, самостоятельно избранных предприятием исходя из конкретных условий хозяйствования.

При организации технологического процесса обработки учетной информации очень важно обеспечить контроль правильности переноса данных первичных документов на машинные носители. Контроль правильности воспроизведения на машинных носителях реквизитов оправдательных документов должен осуществляться до их использования на последующих этапах обработки. В целях недопущения злоупотребления необходимо ограничить доступ к учетной информации, зафиксированной на машинных носителях.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации утверждаются в составе принятой предприятием учетной политики.

Очевидно, что технология обработки учетной информации в большой степени зависит от формы и методов бухгалтерского учета, самостоятельно избранных предприятием исходя из конкретных условий хозяйствования.

Применение ЭВМ позволяет ускорить процесс обработки учетной информации и в сотни раз уменьшить число ошибок при вычислении. Кроме того, ЭВМ исключает переход от машины к машине, а также резко уменьшает объем клавишного набора.

Таким образом, концептуальная модель обработки учетной информации полностью реализует бухгалтерскую процедуру на технологическом уровне, соответствующем современной компьютерной базе.

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

Особенностью организации бухгалтерского учета в условиях обработки учетной информации с помощью современных средств вычислительной и другой организационной техники является создание машинного носителя информации.

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

В задачах использованы практические материалы по обработке учетной информации на МСС и ВЦ. Цифровые данные задач условные.

На третьем этапе локальные сети документирования и обработки учетной информации будут объединены в одну систему со средствами организационной и вычислительной техники.

В зависимости от характера операции и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

ЭВМ позволяют механизировать все операции технологического процесса обработки учетной информации в непрерывном режиме, включая операции выписки первичной документации.

Одним из принципов, заложенных в технологию обработки учетной информации по таблично-перфокарточной форме бухгалтерского учета, является формирование двух машинных носителей с полной бухгалтерской записью по дебету и кредиту.

На западе использование технологии клиент-сервер при построении систем обработки учетной информации давно стало стандартом де-факто. В России производители наиболее распространенных бухгалтерских программ в силу ряда обстоятельств обратились к ней относительно недавно. На настоящий момент почти все ведущие разработчики предлагают клиент-серверные разновидности своих программных продуктов. В то же время, следует отметить, что большинство этих программ выросло из систем, построенных по технологии файл-сервер, и потому реализация технологии клиент-сервер нередко достигается за счет искусственных вспомогательных механизмов, не позволяющих полностью раскрыть ее потенциальные возможности.

Применение клавишных, перфорационных и электронных вычислительных машин для обработки учетной информации способствует четкому разграничению ручных и машинных операций и дает возможность выделить из всего комплекса работ те операции, которые могут выполняться вычислительными машинами. В связи с этим документооборот каждой формы можно разделить на три стадии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

При внедрении автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) обработка учетной информации ведется в информационно-вычислительных центрах на ЭВМ.


Список литературы

Бухгалтерское дело / под ред. Ю.И. Сигидова, А.И. Трубилина. – М.: Рид-ГРУПП, 2011.- 400 с.

Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов / Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин; Под ред. проф. ЮА Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 559 с.

Мельников И.А. Бухгалтерский учет: Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 304 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.