Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Теоретические основы управленческого учета 2

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный аграрный университет»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


Кафедра бухгалтерского учета и аудита


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»


на тему: «Теоретические основы управленческого учета»


Выполнила:

Проверила:


Омск – 2011


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ………………………………………………………………..

5

Экономическая сущность управленческого учета ………….. 5
Предмет и объекты управленческого учета …………………… 7
Методы и способы управленческого учета …………………… 9
Принципы и функции управленческого учета ……………….. 14
Системы и структура управленческого учета ………………… 21
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «БОГОСЛОВСКОЕ» ………………….....

27

2.1. Краткая характеристика и расчет основных показателей ООО «Богословское» ……………………………………………………..

27

2.2. Управленческий учет в информационной системе предприятия …………………………………………………………………..

37

2.3. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета предприятия ……………………………………………..

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. 47
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………… 48



























ВВЕДЕНИЕ


Развитие рыночных отношений определяет положения предприятия в экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке. В свою очередь управленческая деятельность должна опираться на современную и эффективную информационную систему, так как бухгалтерский учет не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией и не может предоставить необходимые данные для разработки стратегии и тактики деятельности предприятия в условиях рынка.

Для принятия управленческих решений необходимы плановая, нормативная, технологическая, учетная и аналитическая информация, поскольку контроль и регулирование реализуются в процессе сопоставления плановых данных и сведений оперативного учета. Результаты управленческих решений и ответственность за их исполнение оцениваются по данным внутренней отчетности.

Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических приемов на основе фактических данных.

В информационной системе предприятия основные функции управления выполняет бухгалтерский (управленческий) учет.

Управленческий учет имеет свои отличительные признаки, методы, приемы, способы и принципы ведения и выступает как особая область экономических знаний.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ управленческого учета на примере ООО «Богословское».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

определить экономическую сущность управленческого учета;


определить понятия: объекты, методы и способы управленческого учета;

определить составные части, функции и принципы управленческого учета;

показать значимость и место управленческого учета в информационной системе предприятия;

определить различия и общность содержания финансового и управленческого учета;

обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость между объектами управления и учета;

разработать предложения и рекомендации по повышению эффективности производства, организации управленческого учета и системы управления предприятия.

Источниками написания курсовой работы являются периодические издания, учебная литература российских и зарубежных авторов, таких как: Акчурина Е.В., Бакаев А.С., Карпова Т.П., Ч. Хорнгрен и других.

Работа выполнена на персональном компьютере с помощью текстового редактора Microsoft Word Offise 2007 в операционной системе Windows XP Professional.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА


Экономическая сущность управленческого учёта

Управленческий учет – составная честь бухгалтерской системы предприятия. Эффективность управления во многом зависит от полноты информации о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия или правильных управленческих решений.

Содержание управленческого учета определяется целями управления и может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений. Отсюда его содержание состоит как бы из двух частей: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления, и части финансового учета, которая используется для управления финансовой деятельностью [6, стр. 25].

Другими важнейшими элементами, составляющими сущность управленческого учета, являются оперативность и аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от продаж продукции, работ и услуг.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отра-


жение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

С точки зрения исторической ретроспективы сложилось несколько концепций построения системы управленческого учета:

на систему бухгалтерского учета – формирование системы учета, основанной на взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Фактические данные прошлого и отчетного периодов в сопоставлении с плановыми величинами составляют информационную базу для принятия управленческих решений в интересах будущего развития;

на информационную систему о производстве – организация единой комплексной информационной системы о предприятии, включающей отражение всех стадий производства в виде полного кругооборота имущества;

на систему управления – управление (планирование, учет и контроль) запасами и производством; принятие решений и планирование будущего развития предприятия; разработка стратегических перспектив деятельности предприятия с учетом внешней среды, в которой оно действует; выявление и оценка результатов по центрам ответственности.

Каждая из представленных концепций имеет свое направление, обусловленное развитием управленческого учета.

Существуют различные точки зрения в отношении сущности управленческого учета.

Сущность управленческого учета заключается в обеспечении внутренних пользователей информацией о затратах, доходах, процессах нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизируя ее на контрольных счетах или в свободных ведомостях для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия [2, с. 231].


1.2. Предмет и объекты управленческого учёта


Существенным элементом системы управления предприятием является управленческий учёт. Характеризуя сущность управленческого учёта, следует отметить его важнейшую особенность — управленческий учёт связывает процесс управления с учётным процессом.

Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления с целью организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление реализует воздействие на предмет управления с помощью планирования, организации, координирование стимулирования и контроля. Именно такие функции выполняет управленческий учёт, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.

Предметом управленческого учета, в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления [10, с. 85].

Содержание предмета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы:

Первая группа – производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Вторая группа – хозяйственные процессы, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

Третья группа – доходы и затраты, характеризующие результаты определенных хозяйственных процессов.

Четвертая группа – структурные единицы, позволяющие локализировать затраты и доходы по местам их возникновения или центрами ответственности.

Все перечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе.

В состав производственных ресурсов входят:

основные фонды – средства труда, их состояние и использование;


нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения, их состояние и использование;

материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда;

производственные трудовые ресурсы – численность работающих, их структура, уровень квалификации.

Данный подход к объединению объектов первой группы принципиально не отличается от традиционного бухгалтерского. Между тем ресурсы представлены: производственными запасами на центральных складах, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции.

Вторая группа объектов сформирования с использованием процессного подхода. Его сущность заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами.

Ко второй группе объектов относятся хозяйственные операции, объединенные по следующим видам деятельности:

снабженческо-заготовительная – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;

производственная – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операций по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, со-


действующие росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями и сервисным обслуживанием своей продукции; контроль качества выпускаемых изделий;

организационная – создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы управления функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

Третья группа объектов учета при «процессном подход» их формирования выступает в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и потому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов [6, с. 29].


1.3. Методы и способы управленческого учета


В системе управленческого учета его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, по целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Совокупность различных приемов и способов, посредством которых в системе управленческого учета отражаются объекты предприятия, называются методами управленческого учета [6, с. 31]. Он состоит из следующих элементов:

документации;

инвентаризации;

оценки;

группировки и обобщения;

контрольных счетов;

нормирования, планирования, прогноза;

контроля и анализа

Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает: функционирование оперативно-календарного планирования, контроли и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства с полной увязкой комплекса задач оперативного учета между собой и с задачами оперативно-календарного планирования; сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы; выявление и оценку незавершенного производства; упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документооборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции.

Следовательно, документация в управленческом учете имеет такое же значение, как и в финансовом, поскольку она необходима для выполнения учетом его контрольной, информационной и аналитической функций.

Инвентаризация — способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют Отклонения от учётных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учётной информации.

Группировка и оценка, использование контрольных счетов — способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками


группировки объектов управленческого учёта считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

Контрольные счета — составная часть элемента классификации позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном физического и управленческого учёта и позволяет установить полноту и правильность учётных записей Контрольный счет - это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Так записи, произведенные в карточках складского учёта, должны соответствовать хронологическим записям в журнале регистрации операций, накопительным ведомостям в разрезе наименований материалов и контрольному счету, куда заносят итог всех операций, систематизированных по определенному признаку в накопительной ведомости.

Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления предприятием. Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Анализ проводится по данным информации, сгруппированной и обработанной в соответствии с целями управления в управленческом учёте.

Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного


превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учёта и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы, контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.

Как показывает опыт создания нормативной базы, основой для планирования, организации и учёта производства являются технологические расчеты. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учёта производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учёта по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учёта, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.

Таким образом, нормы могут быть использованы при планировании,


поскольку они выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты.

Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.

Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом, но и из учётных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учёта лимитированию отводят роль оператив-


ной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

Анализ - в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учёта взаимодействует практически со всеми остальными составляющими. В сферу изучения попадает как производственная деятельность всего предприятия, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

Контроль — завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную ин формацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.

В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решете целей управления.


1.4. Принципы и функции управленческого учёта


Управление производственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учёта, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав эле-


ментов системы управленческого учёта может меняться в зависимости от це-

лей управления. Между тем любая система учёта, организованная на конкретном предприятии, отвечает общепринятым принципам.

К принципам бухгалтерского управленческого учёта можно отнести:

непрерывность деятельности предприятия;

использование единых для планирования и учёта (планово-учётных) единиц измерения;

оценку результатов деятельности подразделений предприятия;

преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;

формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления;

применение нормативного и бюджетного (сметного) методов контроля за затратами, финансами, коммерческой деятельностью;

объективность, полноту и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учёта;

периодичность, отражающую производственный и коммерческий

циклы предприятия, установленные учётной политикой;

соответствии доходов и расходов на основе временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Предложенный для рассмотрения перечень принципов, имеющих отношение к разным концепциям управленческого учета производства, можно сгруппировать следующим образом:

Принципы, обусловленные требованиями бухгалтерского учета.

Принципы, формирующие состав и процедуры ведения управленческого учета.

Принципы, определяющие направления и способы управленческого учета в конкретных ситуациях управления производством [8, с.193].

Принципы бухгалтерского управленческого учета производства пред-


ставлены в приложении А.

Принцип непрерывности деятельности выражается отсутствием намерений самоликвидироваться или сократить масштабы производства и означает, что предприятие будет развиваться в будущем.

Принцип уместности проявляется в любом случае при выборе объекта наблюдения, объема информации об этом объекте и возможности оказывать влияние на управленческие решения.

Применение в планировании и учете единых планово-учетных единиц измерения обеспечивает прямую и обратную связь между установлением количественных и качественных целей предприятия и его производственных подразделений и степени фактического достижения этих целей.

Согласно принципу преемственности и многократного использования (комплексности) система учета ведется на основе сбора, обработки и транспортирования данных первичного учета для двух компонентов системы бухгалтерского учета.

Принцип полноты и аналитичности информации предполагает, что в рамках управленческого учета создаются информационные условия для осуществления функций: экономического анализа путем сравнения текущих результатов с запланированными, выявления конкретных факторов, влияющих на результаты; контроля поставленных целей и возможностей их достижения; регулирования путем корректировки целевых установок в реальном времени для определения и устранения внутренних и внешний ограничений.

Особого внимания заслуживает принцип нормативного и бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности подразделений; суммирования проектных решений всего коллектива; расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирования и учета изме-


няющихся условий и отклонений от запланированных.

Управленческий учет, обладая принципом логичности формирования показателей внутренней отчетности, так обобщает ее показатели по данным первичного учета, что они становятся системой внутренней коммуникации.

Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия, важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно. Сокращение времени может значительно уменьшить точность информации, подготовленной бухгалтерами-аналитиками, но дает возможность определить тенденции.

Принцип учета затрат по процессам деятельности предприятия предполагает группировку затрат по основным и вспомогательным видам деятельности. При этом первые создают стоимость для потребителя, а вторые влияют на ее создание. Такой принцип необходим для оценки деятельности каждого подразделения, участвующего в производстве и реализации продук-

ции, и установления доли их ответственности за общие показатели.

Принцип соответствия доходов и расходов на основе временной определенности факторов хозяйственной деятельности устанавливает способ отбора информации для управленческих решений, касающихся разных периодов деятельности предприятия в целях установления цен на продукцию, работы и услуги, для отслеживания исполнения тактики и выработки стратегии предприятия. В основу этого принципа положена группировка доходов и затрат по времени из возникновения и окончания производственных процессов с учетом факторов внешней среды.

Признание результатов деятельности структурных подразделений – один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При всем различии организационных форм на предприятии управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным, технико-экономическим видами планирования и прогнозированием. В совокупности с


системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой

механизм управления цехом, участком, бригадой. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от производства до реализации продукта.

Понимание сущности управленческого учёта позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учёта, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

Управления функциями представлены на рисунке 1.


Производство

Внутренние

Планирование

Оценка выполнения плана

Контроль




Организационная работа

Стимулирование и пересмотр плана





Информационные связи


Рисунок 1 - Управленческие функции


Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позво-


ляют руководителю их изменять.

Планы могут быть краткосрочными и долгосрочными. Перспективный план представляет прогноз администрации в отношении развития предприятия на 3-5 лет. Он предусматривает комплекс мер, которые должна провести администрация в настоящее или в ближайшее время. Таким образом решают вопросы инвестиций в капитальные вложения, создание и освоение новой продукции, так как изменение ассортимента выпускаемой продукции страхует предприятие от риска снижения прибыли.

Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – включает: определение состояния объекта: сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирование. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань. Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.

На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в которых даются результаты количественных измерений фактического состояния объекта. Часто в отчете отражается сравнение фактических и бюджетных результатов, а также отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем. Например, пересмотр обязательств по поставке продукции некоторым покупателям.

Оценка понимается как процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.


Организационная работа заключается в создании организационной

структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы» подразделения и др.); распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Функционирование системы управленческого учёта определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учёт затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает

информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделении полномочий в достижении цели.

Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.

Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительские отчеты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений, либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создаст основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.

Внутренняя информационная связь — это обмен информацией и отчетностью, позволяющий координировать действия различных структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяю-


щий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразде-

ления, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению каких-либо действий, которые привели к понижению эффективности управления [6, с. 33].

Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции управленческой учёта:

обеспечить информацией, необходимой для текущего планирования, осе уровни управления, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом в достижении цели;

перспективное планирование и координация развития предприятия и будущем на основе анализа и опенки фактических результатов деятельности.

Итак, можно заключить, что современный управленческий учет включает функции нормирования, планирования, прогнозирования, учета и контроля.


1.5. Системы и структура управленческого учета


Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействием элементов.

Признаками классификации являются:

- широта охвата информацией;

- степень взаимосвязи финансового и управленческого учета;

- оперативность обработки;

- оценка продукции;

- целевое назначение

По широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором их составных частей.

Классификация систем управленческого учета представлена на рисунке 2.


Широта охвата информацией

Систематический учет

Проблемный учет



Степень взаимосвязи финансового и управленческого учета


Монистическая

Автономная



Оперативность обработки

Фактических (прошлых), исторических) данных

Стандартных (нормативных) данных



Оценка продукции


Полных затрат

Ограниченных затрат



Целевое назначение

Текущий учет

Стратегический учет



Рисунок 2 - Классификация систем управленческого учета

Систематический учет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов их отражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в единое целое. Элементами систематического учета являются:


измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;

контроль процессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;

группировка затрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции, работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат в себестоимость;

внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

Проблемный учет формирует информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства, о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:

планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);

анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;

оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;

принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;

разработки моделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизацию в сопоставлении с полученными доходами.


По степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две системы: монистическую и автономную.

Монистическая – интегрированная система, объединяющая финансовый и управленческий учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. При этом финансовый учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имущества, обязательств и капитала дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение.

Автономная система – обособленное создание управленческого учета. Связь между двумя видами бухгалтерского учета осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования [1, с. 65].

Оценка продукции – один из признаков классификации систем учета, применяемых в практике. Существует система учета полных затрат и система учета ограниченных затрат. Обе они в управленческом учете отвечают разным целям.

Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе).

Под системой ограниченных затрат понимается подход, когда проводится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции.

Целевое назначение построения системы управленческого учета предусматривает деление ее на два вида: стратегический и текущий учет.


Стратегический учет отражает деятельность организации в целом, используя специфические приемы рассмотрения ее финансовых и учетных проблем.

Текущий учет – это система отражения объектов управленческого учета в прошлом, реальном и будущем периодах деятельности хозяйствующего субъекта.

Контроль в системе стратегического учета представлен в другом ракурсе, чем в бухгалтерском финансовом учете. Он направлен на будущее и состоит из процедур определения правильности выбора цели затрат и результатов деятельности, выявления внутренних и внешних факторов, влияющих или имеющих возможность повлиять на исполнение установленной цели и т.п.

Построение структуры управленческого учета подчинено выбранной концепции его организации и стремлению к полноте реализации функций управления, а также возможным направлениям совершенствования внутреннего учета для управления предприятием [5, с.36].

Структура разрабатывается с учетом двух аспектов: методологического и организационного. Методологический аспект предполагает сочетание предмета и метода управленческого учета с функциями управления. Система должна включать совокупность объектов и способов реализации в отношении их функций управления.

При разработке системы управленческого учета ее основополагающим признаком должен выступать учет затрат во видам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждого вида. Такой подход к организации управленческого учета допускает выделение в качестве его составных частей:

учет снабженческо-заготовительной деятельности;

учет производственной деятельности;

учет финансово-сбытовой деятельности;


учет организационной деятельности [6, с. 39].

Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учета является первым переделом производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок; увеличение объема производства отдельных изделий; выбор метода закупки; эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческого-заготовительных подразделений.

Управленческий учет производственной деятельности – центральное звено системы управленческого учета. Здесь сгруппирована информация о затратах – материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом внутренний учет организуется как единый процесс учета затрат и калькулирования.

С помощью учета финансово-сбытовой деятельности собирается, обрабатывается и формируется информация: об ассортименте выпускаемой продукции, его выгодности; составе покупателей; рыночных тенденциях; расходах на рекламу, маркетинг, упаковку; о сроках и качестве хранения на складах готовой продукции. Сметы затрат составляются по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение.

Управленческий учет организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размеров подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты – объем переработки материалов – выпуск» [10, с. 25].

Все составные части управленческого учета взаимосвязаны, перечень информации, формирующийся в них, характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учета на предприятии и системы управления в целом.


ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1. Краткая характеристика и расчет основных показателей

ООО «Богословское»


Объектом исследования курсовой работы является ООО «Богословское» (далее – общество).

Место нахождения общества (его исполнительных органов и документов): Россий­ская Федерация, 646867, Омская область, Омский район, с. Богословка, ул. Ленина, 35.

Общество является юридическим лицом (коммерческой организацией) с момента государственной регистрации, действует на основании Устава, а также дейст­вующих законодательных и иных правовых актов, имеет самостоятельный баланс, расчет­ный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, угловой штамп, бланки и дру­гие реквизиты.

Предметом и целью деятельности общества является производство сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворение материальных и социальных потребностей его членов.

Для достижения целей общество вправе осуществлять сле­дующие виды деятельности:

производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, а также выполне­ние иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов общества;

создание представительств и филиалов, осуществление своих прав на территории Рос­сийской Федерации и за ее пределами;

иметь в собственности, покупать или иным способом приобретать, продавать, заклады­вать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные Обществу в виде паевого взноса в паевой фонд, в порядке и на условиях, ус­тановленных законодательством Российской Федерации и законодательством Омской об­ласти.


ООО «Богословское» в 35 км от областного центра г. Омска, в Южной степной зоне. Почвенный покров состоит в основном из южных и обыкновенных черноземов, т. е. характерно недостаточное увлажнение. Общество связано с областным и районным центром асфальтированной дорогой, которая обеспечивает все необходимые транспортные перевозки. Связь с хозяйственными объектами, севооборотными массивами, сенокосными и пастбищными участками осуществляется по улучшенным грунтовым, проселочным и полевым дорогам.

Общество занимается производством продукции растениеводства. Основные виды продукции, выращиваемые в растениеводстве - это зерновые культуры.

Общество сотрудничает с организациями из Омска, Омской области.

Основным пунктом сбыта зерна являются: «Агротехторг», ООО «Сибкорм» «Сибинвестаргро», Хлебопродуктстандарт, ЗАО ИФГ «Альянс», ЗАО «Омский Альянс».

Руководство общества продолжает хозяйственные отношения с такими организациями Карбышевская база, Сибирская база снабжения, «Омскдизель», База «Омская», «Омскэнерго», «Омскнефтепродукт», «Омскторгсервис».

Общество имеет следующие производственные объекты: здание правления, столовая, административное здание, бригада, ток, сеновал, нефтебаза, гараж, баня, мельница, котельная, стройцех, сливкоотделение, машинный двор. В хозяйстве имеется машинно-тракторный парк, состоящий из 23 автомобилей, из них 2 КАМАЗа, 2 автобуса, 3 легковых автомобиля, грузовая газель и 15 грузовых машин, 44 тракторов, 19 комбайнов, 23 сеялки, то есть в наличии все необходимые производственные мощности. Средства, для выполнения все цикла работ по производству и транспортировке сельскохозяйственной продукции.


Общая численность персонала составляет 88 человек, из них 84 человек занято в сельскохозяйственном производстве, из них 60 постоянных, 4 человека входит в состав руководителей, в функции которых входит организация, учет и контроль за работой общества и 6 человек относятся к специалистам (приложение Б).

ООО «Богословское» специализируется на производстве зерна. Реализация за 2009 год составила 36903 тыс. рублей, в том числе от зерновых - 27267 тыс. руб., при полной себестоимости 21421 тыс. руб. Прибыль от продажи продукции растениеводства составила 5846 тыс. руб.

Структура управления обществом представлена в Приложении В.

Управление ООО «Богословское» строится по линейно–функциональному признаку, то есть во главе каждого подразделения стоит ответственное лицо, которое полностью отвечает за все стороны работы управления. Непосредственное управление обществом осуществляет директор. Директор действует на основании Устава. Директор представляет Общество в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом общества, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета общества в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и удовлетворение работников общества, организует их работу, издает приказы и распоряжения. Для оказания помощи директору, есть заместитель, деятельность которого организуется по функциональному признаку, то есть ему поручается выполнение функций, связанных с управлением только определенной стороной деятельности общества. Данный заместитель исполняет так же обязанности заведующего автопарком. Заведующей автопарком обеспечивает содержа­ние в надлежащем состоянии подвижного состава, ор­ганизует выпуск автомобилей на линию в технически исправном состоянии и так далее в подчинении, у которого находится диспетчер.


Главный агроном осуществляет органи­зационно-технологическое руководство отраслью растениеводства. Организует разработку и освое­ние научно обоснованных систем земледелия, осуществление мероприятий по интенсификации про­изводства в отрасли, по эффективному использованию земли, основных фондов, трудовых и материальных ресурсов, внедрению интенсивных технологий возде­лывания сельскохозяйственных культур и повышению их эффективности в целях увеличения производства

и повышения качества продукции.­ В подчинении, у которого находится агроном-семеновод.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, и Положением по бухгалтерскому

учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 от 06 июля 1999 г № 43н, ООО «Богословское» составляет и передает в соответствующие адреса квартальную и годовую финансовую отчетность.

Сначала проведем анализ структуры выручки от продаж по ассортименту реализуемой продукции. Данные представлены в приложении Г. Структура выручки от продаж продукции растениеводства представлена в таблице 1.

Таблица 1


Структура выручки от продажи продукции растениеводства

Выручка продаж по ассортименту, тыс. руб.

2008 г.

2009 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Пшеница 12824,00 84,95 20249,00 74,26
Рожь - - 2076,00 7,61
Ячмень 1357,00 8,99 2215,00 8,12
Овес 309,00 2,05 - -
Прочая продукция растениеводства

106,00


0,70


1980,00


7,26

Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде

500,00


3,31


747,00


2,75

Итого 15096,00 100,00 27267,00 100,00

По проведенному анализу за 2008 г. можно сделать вывод, что структура выручки от продаж в большей степени изменилась за счет увеличения продаж пшеницы, доля которой составила около 84,95%, также увеличилась доля продаж ячменя 8,99%, продажа продукции растениеводства, реализованная переработанном виде составляет 3,31%. Несмотря на это, снизилась доля овса 2,05% и доля прочей продукции растениеводства 0,70%. Анализ структуры выручки от продаж продукции растениеводства за 2009 г. показал, что наибольший удельный вес в ассортименте проданной продукции по прежнему имеет пшеница 74,26%, однако ее доля по сравнению с предыдущими годами снизилась приблизительно на 10 %. Реализация ячменя составляет 8,12 %, его доля в сравнении с 2008 г. снизилась. В 2009 г. появилась ранее не реализуемая культура рожь, она занимает 7,61 % реализуемой продукции. Прочая продукция растениеводства составляет 7,26%.

Из произведенного анализа по структуре выручки от продажи продукции растениеводства по ассортиментным группам можно сделать вывод, что в 2009 году появилась новая культура рожь, и в этом же году не стало овса, возможно, это связано с ценовой политикой предпринимаемой обществе, так как рожь является прибыльной культурой, а овес на протяжении предыдущих лет был убыточен. Несмотря на это, в целом особых изменений в структуре выручки от продаж за 2 года не произошло.

Немаловажным резервом увеличения производства продукции растениеводства является недопущение потерь при уборке урожая, здесь свою роль играет как применение современной уборочной техники, так и уборка урожая в оптимальные сроки. Для выявления данного резерва проведем анализ потерь при доработки зерна, данные представлены в таблице 2.


Таблица 2

Динамика потерь при доработки зерна


Сбор (выход) продукции

2008 год

2009 год

Отклонение

Зерно в первоначально оприходованной массе, ц.

97243,00


78928,00


-18315,00

Зерно в физической массе после доработки (очистки и сушки), ц.

89464,00


74982,00


-14482,00

Потери, ц. 7779,00 3946,00 -3833,00
Потери, % 8,00 5,0 -3,00

Из таблицы видно, что с 2009 г. потери стали уменьшатся, однако максимально допустимые потери - 3,00%. В нашем случае в 2008 году было списано больше на 8,00%, соответственно от максимально допустимых значений. В 2009 г. же было списано на 2 % процента больше. Это связано с тем что, зерно в первоначальной массе было очень сорное, должным образом не производится доработка зерна, в отходы от переработки отходит много сырого зерна. Вследствие чего, снижается урожайность, и качество произведенного зерна и в целом валовая прибыль.

Если снизить потери к максимально допустимому значению 3%, то предприятие увеличит свое производство на 1578 ц., и данный объем зерна пошел бы не на потери, а на реализацию что в свою очередь могло бы повлиять на прибыль.

Известным резервом снижения себестоимости продукции является увеличение объема производства.

ООО «Богословсоке» сможет увеличить объем производства за счет:

совершенствования структуры посевов;

дополнительное внесение удобрений;

сокращение потерь продукции при доработке урожая.

Немаловажным резервом увеличения объема производства продукции растениеводства является полное использование земельных ресурсов. Возможные и неиспользованные резервы расширения посевных площадей оп-


ределяются при анализе использования земельных ресурсов. Анализ использования земельных ресурсов представлен в таблице 3

Таблица 3


Землепользование по состоянию за 2008 - 2009 г.г.

га

Землепользование

2008 г.

2009 г.

Отклонение

Общая земельная площадь - всего 9665 9390 -275

В том числе

Всего сельскохозяйственных угодий


9296


9021


-275

Из них

пашня


8938


8663


-275

сенокосы 22 22 -
многолетние насаждения 18 18 -
залежи 81 81 -
Лесные массивы 41 41 -
Древесно-кустарниковые растения 26 26 -
Пруды водоемы 4 4 -
Дороги, км 94 94 -
Прочие земли 204 204 -

В хозяйстве имеются брошенные земли, которые не обрабатывались на протяжении 2 лет.

Существенным резервом увеличения производства продукции в рас­тениеводстве является улучшение структуры посевных площадей,то есть увеличение доли более урожайных культур в общей посевной пло­щади.

На рисунке 3 представлена структура посевов зерновых культур общества. Посевная площадь пшеницы составляет 4676 га, ржи – 328 га, ячменя – 751 га.

Большую часть посевной площади ООО «Богословское» - 82 % занимает пшеница, которая является основной культурой общества, 12 % площади сельскохозяйственных угодий приходится на ячмень и 6% на рожь. Рожь в 2009 г. сеялась в первый раз, как пробная, поэтому и занимает такую малую часть.




Рисунок 3 - Структура посевов зерновых культур


Объем производства сельскохозяйственных культур зависит так же от размера урожайности. Урожайность сельскохозяйственных культур является основным фактором, который определяет объем производства продукции растениеводства. Поэтому данному показателю уделяется особое внимание. Урожайность - это качественный, комплексный показатель, который зависит от многочисленных факторов. Рассмотрим динамику урожайности зерновых по культурам, динамика урожайности представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика урожайности зерновых по культурам


Культура

Урожайность, ц/га

Отклонения

2008

2009

Пшеница 16,4 13,0 -3,4
Рожь - 18,6 -
Ячмень 18,2 15,2 -3
Овес 15,3 - -

Из выше приведенной таблицы видно, что урожайность не имеет постоянной динамики, это объясняется тем, что на неё влияет много раз-личных факторов, это и климатические условия, это и применение различных удобрений к почве, это и сортный состав. Однако явно видно есть культуры более урожайные, а есть менее. Так, например, на протяжении 2 лет пшеница менее урожайна, чем все остальные. В 2009 г. общество решило отказаться от менее урожайного овса в пользу более урожайной ржи.

Основным же резервом увеличения производства продукции растениеводства является рост урожайности сельскохозяйственных культур. Повышение урожайности во многом зависит от нормы высева, качества и сорта семян.

Далее проанализируем выполнение плана по соблюдению урожайности зерновых культур, данные рассмотрены в таблице 5.

Таблица 5


Выполнение плана по соблюдению урожайности



Сорт

Урожайность, ц/га

Прирост урожайности, ц/га

фактическая

возможная

Пшеница 13,0 20,0 7,0
Рожь 18,6 26,0 7,4
Ячмень 15,2 26,0 10,8
Средняя урожайность

15,6


24


8,4


Фактическая урожайность меньше планируемой на 8,4 ц/га. Таким образом, мы наблюдаем потери продукции, это связано так же с тем, что должным образом не происходит своевременное удобрение почвы.

На протяжении последних 2 лет в почву не вносились органические удобрения, хотя предприятие их имеет в предостаточном количестве. Минеральные удобрения также не вносятся должным образом.


Представим, что общество внесло органические удобрения в почву, вследствие чего во-первых будет достигнута максимальная урожайность сельскохозяйственных культур, а во-вторых общество не понесет затраты на приобретение удобрения, что положительно повлияет на прибыль.

Таким образом, при внесении удобрения произойдет увеличение фактической урожайности до возможной, что позволит увеличить объем производства зерна на 43270 центнеров (121574 - 78304 = 43270 ц).

Подсчет резерва увеличения объема производства сельскохозяйственных культур за счет повышения урожайности зерновых рассмотрим в таблице 6.

Таблица 6


Подсчет резерва увеличения объема производства сельскохозяйственных культур за счет повышения урожайности зерновых


Культура

Посевная

площадь, га

фактическая

Урожайность, ц/га

Объем производства, при урожайности

Фактичес-

кая

Возмож-

ная

Фактичес-

кий

Возмож-

ный

Пшеница 4676 13,0 20 60788,00 93520,00
Рожь 328 18,6 26 6101,00 8528,00
Ячмень 751 15,2 26 11415,00 19526,00
Итого 5755 - - 78304,00 121574,00

Немало важным резервом увеличения производства продукции является использование более урожайных сортов пшеницы. На данный момент в обществе сеются следующие сорта пшеницы: Омская (урожайность 14,7), Соната (урожайность 12,8), Дуэт (урожайность 9,5) .

На основании выше выявленных резервов разрабатываются мероприятия, направленные на увеличение прибыли ООО «Богословское», за счет внедрения урожайных сортов пшеницы, повышения урожайности зерновых, полного использования земельных ресурсов ООО «Богословское» и повышения качеств реализуемой продукции.


2.2. Управленческий учет в информационной системе предприятия


Увеличивается объем информации о спросе на выпускаемую продукцию, возможностях сбыта продукции при определенных условиях и требованиях, о материально-техническом обеспечении производства продукции, о технической подготовке производства, о затратах на производство и об эффективности выпуска определенных изделий и т.п.

В отношении ООО «Богословское» информация представлена в следующем виде на рисунке 4.

Экономическая информация





Нормативно-справочная

Отчетная

Плановая





Финансовый учет

Первичный учет

Управленческий учет







Рисунок 4 – Виды информации


Экономическая информация последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность общества. Она подразделяется на нормативно-справочную, отчетную, плановую.

Нормативно-правочная информация служит связующим звеном между другими видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемых изделий, технологией и организацией производства, внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутренних хозяйственных связей.


Плановая информация содержит данные для выбора действий, которые могут быть предприняты в будущем. Основное содержание планово-экономической работы включает технико-экономическое и оперативно-календарное, стратегическое и тактическое планирование. Планирование состоит из прогнозов, проектов программ и планов, их обоснования, оценки возможности выполнения и проверки их реальности.

Отчетная информация представляет собой совокупность экономических данных, которые содержат разностороннюю характеристику состояния, результатов производственной и финансовой деятельности общества в целом или ее подразделений за определенный период. Наличие отчетной информации – реализация обратной связи по истечении определенного цикла. Этот вид информации используется для оценки результатов деятельности общества, при планировании и прогнозе.

Управленческий учет базируется на оперативной (первичной) информации независимо от ее количественного измерения, например отзывы покупателей о качестве продукции. Поскольку большая часть в своем первичном виде не удовлетворяет запросам руководства, они в большей мере заинтересованы в итоговых данных.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для обеспечения деятельности общества в соответствии с его целями. Для выполнения функций управления создается аппарат управления, состоящий из совокупности работников, руководящих деятельностью общества или иной производственной единицы.

Организационная структура находит свое выражение в штатном расписании. Она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей общества. На рисунке 5 представлена схема области хозяйственной деятельности общества.


Управление обществом



Снабженческо-заготовительная

Производственная



Финансово-сбытовая

Техническое обеспечение и развитие



Инвестиционная



Рисунок 5 - Области хозяйственной деятельности


Структура зависит от следующих факторов:

характер производства и его отраслевые особенности, состав выпускаемой продукции, технология изготовления, масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности предприятия;

формы организации управления: линейная, линейно-функциональная, матричная;

соответствие структуры аппарата управления и иерархической структуры производства;

соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

соотношение между отраслевой (по продукту) и территориальной (по региону) формами управления;

уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда.

Структура общества и его внутрихозяйственный механизм являются базисом при построении управленческого учёта организационной деятельности.

Общими принципами учета организационной деятельности общества являются:

Удовлетворение потребностей управленцев разных уровней уп-


равления в необходимой для принятия решений информации.

Управленческий учёт как система должен быть организован на предприятиях в трех уровнях: нулевой, первый, последующие.

2. Обоснованность по отношению к каждому производственному подразделению, где возникают затраты принципа затраты —> объем переработки сырья —> прибыль».

Затраты можно признать в достаточной степени обоснованными, если производственные мощности подразделений будут имеет оптимальную загрузку.

3. Обобщение информации по центрам возникновения затрат, ответственности и рентабельности.

Обязательным в сводном учёте является отражение собственных затрат подразделений, величины трансфертных цен на материальные ресурсы и готовую продукцию, уровня прибыли.

4. Контроль за объемом производства, собственными затратами и прибылью каждого подразделения базируется на исполнении планов и смет.

Построение учёта затрат в соответствии с организационной структурой позволит связать деятельность и ответственность конкретных лиц с результатами работы всего общества. В этом случае важным является принцип увязки смет структурных подразделений с общими сметами общества.


2.3. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета


Взаимодействие управленческого и финансового учета достигается на основе преемственности и комплексного использования данных первичного учета, единства норм и нормативов, а также нормативно-справочной информации, дополнения одного вида учета показателями другого, однократной фиксации всей исходной переменной информации в первичном учете, взаимопроникновения методов или их элементов, приближения учетных проце-


дур к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проектировании или совершенствовании систем управления.

Данные первичного учета необходимы как для планирования, контроля и принятия управленческих решений, так и для финансового учета. Однако управленческий учет требует дополнительного объема информации, чем та, которая используется для составления финансовых документов.

Рассматривая бухгалтерский учет как систему, следует заметить, что в обоих ее компонентах присутствуют одни и те же хозяйственные операции. Так, учет затрат в незавершенное производство организуется в бухгалтерском финансовом учете в суммовом выражении. В бухгалтерском управленческом учете производства на основе выявленных в натуральном выражении остатков незаконченного производством продукта происходит их оценка путем калькулирования. Бухгалтерский финансовый учет использует остатки незавершенного производства для определения величины затрат, включаемых в себестоимость продукции, и исчисления финансовых результатов. Управленческий учет обрабатывает эту информацию для расчета себестоимости и рентабельности каждого вида выпущенной и реализованной продукции.

Следующим моментов, подтверждающим взаимодействие двух компонентов бухгалтерского учета, является оценка. Все активы общества отражаются в финансовом учете в стоимостном измерении. При принятии к учету имущества оно оценивается по стоимости приобретения или изготовления. Последняя в свою очередь рассчитывается в системе управленческого учета. В этой оценке активы принимают на учет и показывают в балансе общества.

Оба вида учета играли и играют регулирующую роль в управлении общества и предусматривают существование прямых и обратных связей при выполнении наблюдения, измерении различных характеристик деятельности общества и ее отдельных частей, обработке информации по данным первич-


ной документации. Подтверждение служит движение отчетной документации между подразделениями общества и бухгалтерией, представленных на рисунке 6.


Документы по

учету зарплаты, начислений, удержаний из нее, операции по расчетному счету и кассе

Документы по учету основных средств, учету финансовых результатов, учету готовой продукции, товаров, работ, услуг, учета издержек производства материалов



Подготовка первичных документов, текущие и ежемесячные отчеты, квартальная финансовая отчетность







Акты, накладные, счета-фактуры, выписки и платежи, приказы

Регистрация операций в 1С, составление финансовой отчетности, подготовка текущих отчетов




Бухгалтерия




Рисунок 6 – Движение отчетной документации в бухгалтерию


Каждый документ, используемый в отдельном виде учета и отражающий какую-либо одну сторону хозяйственного явления, имеет связь с документами другого вида учета. На основе первичных документов формируются данные в накопительных, группировочных и сводных ведомостях и рассчитываются экономические показатели. При этом бухгалтерская отчетность выполняет информационную и контролирующую роль по отношению к тому или иному экономическому показателю.

Движение отчетной информации по уровням управления показывает наличие данных о ресурсах и их преобразовании по стадиям производства в сопоставлении с планами, которые используются как в финансовом, так и в управленческом учете. Не только первичная документация, но и первичный учет в целом являются основой организации производственного аспекта финансового и управленческого учета.


Следовательно, взаимосвязь финансового и управленческого учета зависит от принятой в обществе методики формирования внутрипроизводственных отчетных показателей и степени их согласованности с показателями внешней отчетности. В управленческом и финансовом учете в процессе текущего управления производством в качестве единых объектов выступают средства труда и сам труд, т.е. материальные и трудовые ресурсы, а также хозяйственные операции, только в финансовом учете они статичны, а в управленческом находит отражение их использование.

Сравнивая финансовый и управленческий учет, можно выделить в них и различия. Различия представлены в приложении Д.

Коренное отличие рассматриваемых видов учета заключается в ориентации на требования пользователей информации, которые определяют основное содержание каждого вида. Финансовый учет в большей степени ориентирован на налоговые органы и потому руководители общества несут ответственность за содержание финансовых отчетов, но сами этой информацией пользуются ограниченно.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета облегчает переход от изучения финансового учета к изучению управленческого учета. Установленные закономерности свидетельствуют о том, что, с одной стороны, управленческий учет является составной частью бухгалтерского учета, а с другой – его содержание определяется функциями управления. Финансовый и управленческий учет связаны между собой организационно и методологически, в то же время каждый из них своеобразно измеряет и отражает объекты учета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Управленческий учет – это часть бухгалтерской информационной системы, основанной на данных первичного учета.

Разделение бухгалтерского учета на два компонента – финансовый учет и управленческий – влечет за собой организацию двух бухгалтерий, каждая из которых имеет свои цели и задачи. Построение системы управленческого учета определено национальными традициями, размерами общества, характеристикой выпускаемой продукции и принципами управления.

Классификация информации позволяет представить управленческий учет в виде процесса, ограниченного рамками общества, который готовит для руководителей общества информацию для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью подразделений и общества в целом.

Сущность управленческого учета представлена как интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа. Эта система обеспечивает информацию для оперативных управленческих решений и будущего развития общества.

Составные части управленческого учета определяются оборотом производственных ресурсов в сферах снабжения, производства и реализации. Основополагающим принципом всей системы учета выступает принцип «затраты – доходы», исходя из которого в системе учета затрат и доходов выделены следующие составленные части:

снабженческо-заготовительная деятельность;

производственная деятельность;

затраты и себестоимость выпуска продукции;

финансово-сбытовая деятельность;

организационная и инвестиционная деятельность.


В информационной системе общества объекты управленческого учета раскрываются с помощью специфических приемов и способов:

документации;

инвентаризации;

оценки;

группировки и применения контрольных счетов;

планирования, нормирования;

контроля и анализа.

Каждый элемент воздействует на объект учета не изолировано, а в системе организации внутренних связей, которая направлена на решение целей управления.

В конечном счете, управленческий учет в отличие от финансового — учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность общества. Его цель — дать информацию для принятия решений по управлению экономикой общества и проверить эффективность выполнения принятых решений.

Теоретические основы управленческого учета объединяют в своем составе понятие о сущности управленческого учета, его предмете и средствах отражения объектов, функциях, осуществляемых управленческим учетом, принципах и системах организации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность: постановка и внедрение / И.В. Аверчев. – М.: Вершина, 2007. – 509 с.

2. Акчурина Е.В. Управленческий учет / Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко, А.В. Казин. – М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006. – 480 с.

3. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: Проспект, 2007 – 392 с.: ил.

4. Врублевский и др. Бузгалтерский управленческий учет; - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: «Бухгалтерский учет», 2006. - 736 с.

5. Головизина А.Т. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие / А.Т. Головизина. – М.: ООО «ТК Велби», 2006. – 80 с.

6. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. / Т.П. Карпова. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2004. – 351 с.

7. Козлова Е.П. и др. бухгалтерский учет в организациях. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Финансы и статистика», 2006. - 800 с.

8. Просветов Г.И. Управленческий учет: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2006. — 272 с.

9. Расторгуев Р.Н. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: учебник / Р.Н. Расторгуев. – М.: ПрофОбрИздат, 2006. – 320 с.

10. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 1008 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Александр Полежаев
Реферат Кредитование физических лиц в Сберегательном банке РФ на примере дополнительного офиса универсал
Реферат Инвестиции понятие, виды, эффективность
Реферат Бесконтактные датчики положения
Реферат Методы принятия управленческих решений 2
Реферат Расчет поля симметричного распределения зарядов в неоднородной среде по теореме Гаусса
Реферат Содержание концепций состояний памяти
Реферат Культура Наска
Реферат Расчет подкрановой балки
Реферат Микропроцессор КР580ИК
Реферат Жизненный цикл семьи
Реферат Маркетинговые исследования теория методика результаты
Реферат Аспектно-маркерная модель реферата дипломного проекта
Реферат Генеза та семантико-функціональні особливості звороту "туди й дорога"
Реферат 1 Система управления кредитования малого бизнеса коммерческими банками 25 глава 2