Введение
В условиях рыночной экономики важное место отводится оценке финансово-экономической деятельности предприятий. С этой целью используются различные системы сбора, обработки и анализа информации, которые непосредственно связаны с тремя видами учета: бухгалтерским (финансовым), управленческим и налоговым.
Несмотря на то, что каждый из них предназначен для решения специфических задач и ведется наравне с другими, все они образуют единую систему учета, имеют общую базу первичной информации, а, порой, и единые методы ведения. Понятно, что дублирование учетных операций прямо ведет к росту накладных расходов, а поэтому возникает реальная потребность в разработке единой системы сбора, обработки и анализа экономической информации предприятия.
В целом формирование единой системы информационного обеспечения создает надежные основы для принятия управленческих решений, а также позволяет осуществить контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия. На основании выше изложенного данная тема курсовой работы, на мой взгляд, является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение сравнительной характеристики финансового, управленческого и налогового учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить характеристику управленческого учета на предприятиях.
Рассмотреть характеристику финансового учета в деятельности предприятия.
Изучить общую характеристику налогового учета.
Выявить взаимосвязь между учетами
Глава 1. Сущность управленческого учёта
1.1. Предмет, принципы, функции управленческого учёта
Управленческий учет представляет собой самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью1.
Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективности функционирования организации.
Объектами управленческого учета являются доходы, расходы и результаты центров ответственности.
Объекты управленческого учета подразделяются на:
1. Производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности организации:
- основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;
- нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.);
- материальные ресурсы - предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.
- трудовые ресурсы — масса живого труда, которой располагает организация в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.
2. Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации.
Снабженческо-заготовительная деятельность — приобретение хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта.
Маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами.
Производственная деятельность — процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции
Операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов.
Финансово-сбытовая деятельность - маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная с рекламы продукта и кончая установлением прямых связей с потребителями, контролем качества выпускаемой продукции;
Организационная деятельность — создание организационной структуры организации, выделение из системы организации функциональных отделов, служб, цехов, участков. Организация информационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели организации.
Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления.
Важнейшая цель управленческого учета состоит в формировании отчетности, специально подготовленной для менеджеров различных уровней управления.
Поскольку управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, им объективно используется ряд важнейших бухгалтерских принципов – экономичности и своевременности представляемой информации, ее сопоставимости и др.
К принципам управленческого учета относятся2:
- Оперативность представления информации – предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности.
- Конфиденциальность представляемой информации – предполагает обособленное ведение управленческой бухгалтерии.
- Полезность представляемой информации – предполагает применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач.
- Гибкость системы управленческого учета – означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.
- Прогнозируемость системы управленческого учета – означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.
- Экономичность представляемой информации – состоит в том, что управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.
- Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей – предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.
- Принцип управления отклонениями – означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.
- Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности – предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.
- Принцип своевременности представления информации – в ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.
Принципы, свойственные управленческому учету, позволяют ему решать комплекс взаимосвязанных задач:
оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования деятельности сегментов предпринимательской деятельности (центров ответственности);
создания мотивационных механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментов с тактическими и стратегическими целями организации.
Это, в свою очередь, позволяет реализовать основную цель управленческого учета: обеспечить информационную поддержку в принятии эффективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации при условии сохранения ее капитала.
Циклы управления обычно состоят из планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.
Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.
Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.
Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань.
Любое управленческое решение основывается на оценке, в которой управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют.
В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений:
- недостатки планирования;
- неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений;
- несоответствие системы контроля требованиям управления;
- выбор неверной цели.
Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.
Бюджеты и отчеты об их исполнении стимулируют деятельность персонала организации, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
Налаживается обмен информацией и отчетностью между отдельными службами, таким образом, менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ним задачи.
1.2. Информация, формируемая в системе управленческого учёта
Руководителям организации для выработки управленческих оперативных решений и координации развития организации необходима как обобщенная информация по затратам, так и калькуляция затрат по центрам ответственности, наименованиям изделий, по видам продукции и т. д. Иными словами, информация обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач и перспектив развития данной организации.
Для передачи информации на разные уровни управления и организации обмена информацией между различными звеньями управляющей системы в организации создается информационная система управления, основанная на применении современных информационных технологий
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е всё то, что расширяет представление об объекте исследования3.
Управленческая информация подразделяется на финансовую и нефинансовую. Финансовая информация создается на основе данных финансового учета, производственного учета и в основном представляет собой количественную информацию. Нефинансовая количественная информация также является полезной для управления организацией при планировании и контроле. К ней относятся: количество отработанных машино-часов; количество машино-часов, потерянных в результате простоев; количество работников; количество дней, прошедших от размещения заказа до получения продукции; процент счетов, содержащих ошибки; количество продукции, произведенной за неделю; количество единиц или наименований готовой продукции на складе и т. д.
Некоторые виды информации не могут быть выражены в цифрах. В связи с этим информация делится на количественную и качественную. Примерами качественной информации являются:
законодательство по данному виду деятельности;
отзывы покупателей о качестве товаров или услуг;
отчет о работе сотрудников.
Таким образом, в управленческом учете бухгалтер оперирует и информацией, не поддающейся количественной оценке, так как некоторые проблемы управления не могут быть решены только путем сбора и анализа числовых данных, наряду с ними имеют значение факторы, которые не могут быть представлены в числовом выражении.
Для принятия управленческих решений может применяться полная и неполная информация об объекте исследования.
В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, важнейшими критериями качества учетной информации является ее полезность для различных групп пользователей. К основным качественным характеристикам информации относятся: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Понятность означает доступность для понимания пользователем, который обладает достаточными знаниями в сфере деловой, экономической деятельности, бухгалтерском учете. При этом сложная финансовая информация не должна исключаться, если она необходима для принятия экономических решений.
Требование уместности (релевантности) информации подразумевает то, что она влияет на экономические решения пользователей, помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события или подтверждать, или исправлять прошлые оценки. На уместность информации в значительной степени влияет ее характер и существенность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение могут повлиять на решения пользователей.
Уместность информации является результатом сочетания трех ее характеристик: предсказуемости, свойства обратной связи и своевременности. Предсказуемость представляет свойство информации, помогающее ее пользователям повысить вероятность реальности прогнозов. Особенно это важно в принятии решения по инвестиционным проектам. Процесс обратной связи предполагает, что информация играет важное значение в подтверждении и корректировке предыдущих данных (предположений). Информация о результатах одного решения используется для принятия следующего решения. Своевременность информации позволяет сохранять свою полезность. Значительная задержка предоставления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Для обеспечения своевременности информации иногда необходимо представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание момента, когда становятся известны все факты хозяйственной деятельности предприятия, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям.
Следующая важная характеристика учетной информации — надежность, достоверность. Информация является надежной, если она не содержит существенных ошибок и искажений, правдиво отражает деятельность предприятия, и пользователи могут положиться на нее.
Надежность информации обеспечивает ряд характеристик:
Правдивость. Информация должна правдиво отражать хозяйственные операции и прочие события, происходящие в организации.
Преобладание экономического содержания информации над формой. Необходимо, чтобы хозяйственные операции и другие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой.
Нейтральность. Подразумевает тот факт, что информация должна быть непредвзятой, не должна содержать пристрастных оценок.
Проверяемость. Является исключительно важным свойством информации и означает, что, пользуясь одними и теми же данными, различные эксперты придут к одинаковым выводам. Таким образом, влияние субъективной оценки и пристрастности должно быть исключено. Однако стоит признать, что осуществить это в реальности, особенно в управленческом учете, представляется весьма проблематичным.
Репрезентативная достоверность данных. Подразумевает, что существует прямая связь между явлением и его оценкой, и не существует каких-либо определённых факторов, способных исказить оценку явления при том, что само явление остается неизменным.
Осмотрительность. В соответствии с международными стандартами «осмотрительность» относится к качественным характеристикам информации, хотя также часто рассматривается в принципах ведения учета.
Полнота информации. Требование полноты имеется в российском законодательстве, при этом подразумевается полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с международными стандартами требование полноты информации рассматривается с точки зрения ее существенности и затрат на ее подготовку.
Сопоставимость. Это свойство формы представления информации, которое повышает ее полезность за счет возможности сравнения ее с аналогичными показателями и данными. Предельной формой сопоставимости является единообразие, когда представляется информация не просто в сопоставимом, а в совершенно однообразном формате.
Таким образом, сущность управленческого учета можно определить как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития организации.
Глава 2. Роль и значение финансового учета в деятельности предприятия
2.1. Сущность и значение финансового учета
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ ( в редакции Федеральных законов от 23.07.98 № 123-ФЗ, от 28.03.02 № 32-ФЗ, от 31.12.02 № 187-ФЗ, от 31.12.02 № 191-ФЗ, от 10.01.03 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.03 № 61-ФЗ, Федерального закона от 30.06.03 № 86-ФЗ ) «О бухгалтерском учете» финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, а также пояснительной записки, составляют юридические лица (организации, предприятия, учреждения имеющие статус юридического лица) независимо от форм собственности и видов деятельности, руководствуясь Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4-99)», Налоговым кодексом Российской Федерации, а также учетной политикой, принятой организацией для ведения бухгалтерского учета в соответствии с выбранными ею альтернативными методами, предлагаемыми положениями по бухгалтерскому учету.
Финансовая отчетность организации составляется в валюте Российской Федерации (в рублях, в тысячах рублей), подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем, которые несут ответственность за своевременность ее представления.
Отчетным периодом организации является календарный год, с 1 января по 31 декабря. Первый отчетный период (год) для вновь созданной организации начинается с даты приобретения ею статуса юридического лица по 31 декабря того же года. Операции, имевшие место до регистрации организации или получения ею статуса юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного периода.
В формах финансовой отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. При выявлении ошибок, допущенных при составлении финансовой отчетности, лицами, подписавшими формат финансовой отчетности, составляются корректирующие формы отчетности и заверяются ими с указанием даты произведенной корректировки.
Сумма корректировки ошибок, допущенных при составлении финансовой отчетности предыдущих периодов, включается в доход или убыток отчетного периода.
Сумма корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим периодам, может быть произведена одним из следующих методов:
1) отражаться в отчете путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода;
2) включаться при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.
При исправлении существенной ошибки предыдущего периода путем включения в результаты отчетного периода сравнительные данные представляются в том виде, в каком они отражены в финансовой отчетности предыдущего периода. Однако, дополнительная информация может представляться в виде отдельных таблиц, чтобы показать чистый доход или убыток за отчетный период и любые предыдущие периоды, как если бы существенная ошибка была исправлена в тот период, когда она была допущена.
При изменении вступительного сальдо бухгалтерского баланса на начало отчетного периода и изменении учетной политики отчетного периода в пояснительной записке к отчетности приводятся объяснения причин изменений и принятая учетная политика на следующий отчетный период.
Финансовая отчетность организации является открытой к публикации для заинтересованных пользователей. Достоверность финансовой отчетности может быть подтверждена независимым аудиторским заключением (за исключением организаций, для которых подтверждение достоверности финансовой отчетности независимым аудиторским заключением обязательно), представляемым организацией, занимающейся аудиторской деятельностью, или индивидуальным аудитором.
При заполнении форм финансовой отчетности указываются:
Наименование организации, представляющей финансовую отчетность в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке;
Местонахождение — указывается юридический адрес организации;
Отрасль — вид деятельности;
Орган управления государственным имуществом — указывается наименование органа, в ведении которого состоит государственная организация и которому представляется финансовая отчетность;
Организационно-правовая форма собственности.
2.2. Система бухгалтерского учета как основная задача финансового учета
Система бухгалтерского учета представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики, связывающий воедино как частные, так и государственные предприятия. Она отражает состояние хозяйственных единиц и миллиарды заключаемых в обществе сделок. На ее основе устанавливаются баланс интересов вовлеченных в сделку сторон, цены, ставки процента, принимаются инвестиционные решения. Не менее важна и ее информационная составляющая: система бухгалтерского учета является элементом инфраструктуры рыночной экономики прежде всего потому, что она предоставляет информацию, необходимую для принятия хозяйственных решений в частном секторе и политических – в государственном.
Система бухгалтерского учета обеспечивает информацией целый комплекс общественно-экономических связей, среди которых можно выделить такие, как:
кредитор – заемщик;
продавец – покупатель;
владелец капитала – компания или финансовый институт и т.д.
Переход нашей станы к рыночной экономике привел к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности. Это связано с расширением круга субъектов, принимающих инвестиционные и другие хозяйственные решения и опирающихся при этом на бухгалтерские данные. Соответственно поменялись и требования, предъявляемые к учету и отчетности. Если в рамках административно – плановой экономики решения о вложении средств в ту или иную хозяйственную сферу, направлении, объеме хозяйственных связей и т.п. принимались единственным субъектом – государством, то в условиях рыночных отношений такие решения принимаются значительным числом хозяйствующих субъектов, т.е. руководством организации, за исключением предприятий, находящихся в государственной собственности. Роль государства в деятельности отдельной компании в рыночной экономике заметно сокращается и ограничивается сбором налогов и контролем за соблюдением нормативно – правовых актов.
Вместе с тем, заметно расширяется роль заинтересованных лиц, прежде всего инвесторов и кредиторов, взаимодействующих с компанией по горизонтали на основе общих экономических интересов. Если раньше система учета была нацелена на отражение результатов выполнения государственных планов, то теперь ее основной задачей становится обеспечение достоверной информацией широкого спектра лиц, заинтересованных в деятельности представляющей отчетность компании. Законные интересы этих физических и юридических лиц непосредственно зависят от результатов ее деятельности. Форма и объем бухгалтерских данных должны быть таковыми, чтобы эти лица могли принимать хозяйственные решения в отношении данной компании.
Заинтересованные лица, даже если они являются акционерами компании или ее совладельцами в какой- либо другой форме, рассматриваются в практике бухгалтерского учета в качестве внешних по отношению к ней. Это связано с тем, что в учетных целях имущество компании и ее владельцев разграничивается даже в ситуации, когда владельцы компании несут по закону имущественную ответственность за ее деятельность.
К числу внешних пользователей бухгалтерской информацией прежде всего относятся такие, как:
Кредиторы, временно предоставляющие компании ссуду в обмен на некий доход. Они заинтересованы в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно осуществляться выплаты по кредиту;
Инвесторы, вкладывающие в компанию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него. Инвесторы также нуждаются в информации, на основе которой они будут решать, целесообразно ли покупать, держать на руках или продавать свои акции данной компании, анализировать способности фирмы увеличить стоимость акций и выплачивать дивиденды на них.
В соответствии с мировой практикой инвесторы и кредиторы рассматриваются как основные пользователи, в чьих интересах компании обязаны представлять финансовую информацию. Также в подобной информации нуждаются и другие категории пользователейё например:
Работники компании и представляющие их группы:
стабильность и прибыльность деятельности компании – их работодателя;
способность предприятия своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные начисления и прочие выплаты и обеспечить трудоустройство;
Поставщики:
поставщики заинтересованы в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно выплачены полагающиеся им суммы;
чем больше поставщик зависит от предприятия как клиента, тем внимательнее он будет следить за его финансовыми результатами, чтобы оценить степень надежности сбыта своей продукции;
Клиенты:
клиенты зависят от предприятия как поставщика необходимых им товаров и услуг и заинтересованы в стабильности поставок;
чем сильнее нуждаются в поставщике, тем больше они заинтересованы в его финансовой стабильности.
Общественность также заинтересована в получении достоверной информации о ее финансовом положении, успехах и тенденциях развития, поскольку от ее деятельности во многом зависят такие вопросы, как:
занятость в данном регионе;
ориентация компании на местных поставщиков;
использование ею услуг местных кредитных институтов;
вложение компанией средств в социально- экономическое развитие региона.
Руководство компании, естественно, также стремится получить информацию, позволяющую принимать решения по всему спектру вопросов управления фирмой: стратегическое и тактическое планирование, составление смет, управление финансовыми средствами компании и краткосрочном и дальнесрочном плане и т.д. Однако по содержанию и форме представления эта информация существенно отличается от данных, необходимых для оценки прибыльности, финансовой стабильности и других показателей, интересующих инвесторов, кредиторов и других пользователей, непосредственно не занятых управлением компанией. Формы учета на внутрифирменном уровне, как правило, отличаются от предоставляемых на сторону. Внутрифирменный учет называется управленческим в противоположность внешней отчетности, подготавливаемой в рамках финансового учета.
Управленческий учет в отличие от финансового учета характеризуется:
отсутствием стандартной формы представления и требования государственного регулирования к формам отчетности;
ориентацией скорее на контроль за текущей оперативно - хозяйственной деятельностью и планирование будущих операций, чем на описание прошлых событий;
меньшими требованиями в точности;
описанием как отдельных подразделений и сторон деятельности компании, так и организации в целом;
большим объемом нефинансовой информации, использованием натуральных показателей.
Информация финансового учета должна быть единообразной, чтобы все участники рыночного процесса понимали ее одинаковым образом. Единообразие информации финансового учета предопределяет ее условность: участники рыночного процесса условливаются относительно того, какой она должна быть. Это ведет к относительности важнейших финансовых показателей: как и любая другая информация, финансовая лишь частично отражает характеристики объекта.
2.3. Методы финансового учета
Как правило, внешние пользователи финансовой информации имеют дело не с одной, а с несколькими компаниями, принимая свои решения, например о вложении средств, на основе сопоставления данных по ним. В условиях развитого рынка капитала инвесторы рассматривают альтернативные варианты помещения своих средств в компании самых различных отраслей. Чтобы они могли принять обоснованные решения, отраслевая специфика должна быть нивелирована, а поступающая информация – заключать данные, позволяющие оценить интересующие инвестора параметры независимо от особенностей отрасли, в которой действую компания. Для проведения таких межфирменных сопоставлений представляемая компаниями информация должна быть единообразной, т.е. стандартной, составляемой по единым нормам и правилам. Именно это обстоятельство диктует необходимость стандартизации финансовой отчетности в условия рыночной экономики.
Вместе с тем для выработки стандартов финансового учета необходимо наличие некоего общего представления о них, об аудитории, на которую ориентирована стандартизируемая информация, о целях стандартизации, об охватываемых ею показателях и т.д. Поэтому разработке стандартов финансового учета логически предшествует определение его концепции, принципиальных основ. Концептуальные основы всей системы стандартов определяются теми же органами, которые разрабатывают сами стандарты. Роль концепций финансового учета нельзя недооценивать. Во-первых, эти концепции формируют логический костяк, на основе которого были составлены существующие стандарты, т.е. концепции объясняют взаимосвязь между стандартами. Во-вторых, стандарты и сами концепции не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Они подвержены корректировкам, связанным с изменением экономических реалий, а также характера тех или иных учетных показателей. Всякая же корректировка опирается на общее представление о системе бухгалтерского учета, т.е. на заложенные в ее основу концепции. Наконец в - третьих, хозяйственная практика в различных секторах часто меняется, более того, возникают новые направления и целые отрасли экономической деятельности, новые типы операций, для которых стандарты еще не были разработаны. В этих ситуациях отражение ряда важнейших показателей бухгалтерского учета приобретает в значительной мере субъективную основу, ибо начинает зависеть от личного суждения и оценок ее составителей. Важно, чтобы такие суждения и оценки строились в русле сложившихся принципов отражения учетных данных, т.е. на основе тех же самых принципов и концепций, которые в конечном итоге служат гарантией интересов пользователей финансовой отчетности.
Основные положения концепций финансового учета следующие:
Цели финансовой отчетности коммерческих предприятий. Данное Положение начинается с определения так называемой целевой аудитории, на которую ориентированы финансовая отчетность. Под таковой понимается группа лиц, отвечающих следующим критериям:
не располагающих полномочиями затребовать нужную им информацию и вынужденных полагаться на ту информацию, которую передает им руководство компании;
благоразумно понимающих коммерческую и экономическую деятельность и стремящихся изучить информацию с достаточным прилежанием; при этом предполагается, что данные лица обладают достаточной компетентностью, чтобы принять отвечающие их интересам решения на основе полученной информации.
Введение этих критериев в данное Положение обусловлено стремлением максимально расширить круг заинтересованных лиц, способных получить информацию о деятельности фирмы.
Качественные характеристики информации бухгалтерского учета. Данное Положение о концепциях финансового учета содержит перечень качественных характеристик предоставляемой внешним пользователем бухгалтерской отчетности, чтобы они могли проверить, отвечает ли полученная ими информация поставленным перед нею задачам. При составлении этого перечня и комментариев к нему авторы Положения исходили из того, что многие бухгалтерские данные носят оценочный характер, т.е. зависят от субъективного мнения готовящих отчетность людей. При этом возникает угроза преднамеренной или непреднамеренной дезориентации пользователя, предоставления информации, исходя из которой он не сможет принять отвечающее его интересам экономическое решение. Чтобы избежать, бухгалтерская информация независимо от того, строится ли она на основе объективных, точных данных или содержит определенный элемент субъективизма, должна отвечать определенным критериям, которые рассматриваются в данном Положении.
Требования к финансовой отчетности ранжированы в зависимости от степени их важности и делятся на первостепенные и второстепенные.
В первостепенным относятся:
ценность для пользователя, или значимость, предполагает, что бухгалтерская информация должна играть для пользователя достаточную роль, чтобы учитываться им при принятии решений;
надежность, или достоверность, бухгалтерской информации означает адекватное отражение ею экономических реалий деятельности объекта учета компании.
К второстепенным относятся:
сопоставимость означает возможность сравнения данных отчетности о работе конкретной компании с другими данными, выбираемыми по самому широкому набору признаков. Это может быть сопоставление с аналогичными данными по другой компании, с усредненными отраслевыми показателями, с данными по другим странам или с информацией той же самой компании, но взятой за другой период;
постоянство обеспечивается соблюдением одних и тех же процедур составления отчетности от одного учетного периода к другому. Она обеспечивает сопоставимость данных о компании, взятых за различные промежутки времени.
Признание и измерение показателей в финансовых отчетах коммерческих предприятий. Это Положение содержит следующие разделы:
критерии признания данных в финансовом учете. Отражение той или иной хозяйственной операции компании в финансовом учете происходит в тот момент, когда данные о ней заносятся в бухгалтерские книги. При этом операция классифицируется как ведущая к увеличению или уменьшению активов, обязательств, доходов, затрат, прибылей, убытков или собственного капитала акционеров;
критерии измерения показателей должны исходить из балансовой стоимости того или иного актива без поправок на инфляцию или дефляцию;
допущения относительно объекта учета. Объект – самостоятельная хозяйственная единица, непрерывно действующая, имеющая единицу измерения, проведение учета применительно в определенному интервалу времени;
принципы ведения финансового учета определяются, как следует отражать доходы и затраты в отчетности компаний;
границы ведения финансового учета;
перечень финансовых отчетов общего назначения такие, как балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, отчет о состоянии акционерного капитала, о совокупной прибыли.
Элементы финансовых отчетов коммерческих предприятий. Основная смысловая нагрузка Положения состоит в том, что в нем определены 10 важнейших элементов финансовой отчетности в соответствии с международными признанными нормами: доходы, затраты, прочие прибыли (выручка от не основной деятельности), убытки (от не основной деятельности), активы, обязательства, собственный капитал, инвестиции владельцев компании, перечисление средств владельцам (акционерам), совокупная (окончательная) прибыль.
Важным концептуальным положением здесь выступает первичность активов и пассивов по отношению к доходам и расходам, т.е. доходы и расходы рассматриваются как следствие использования активов и принятия обязательств. Доходы рассматриваются либо как увеличение активов, либо как урегулирование обязательств, а расходы – как использование активов или принятие обязательств в связи с ведением деятельности компании.
Глава 3. Общая характеристика налогового учета.
3.1. Понятие и виды налогового учета.
В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.
Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.
Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.
Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.
Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:
1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);
2) налоговый учет осуществляется налоговыми органами;
3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;
4) налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;
5) НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);
6) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика — ИНН);
7) за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.
Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:
— налоговый учет организаций;
— налоговый учет физических лиц.
Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица - по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
К основным процедурам, связанным с учетом плательщиков, можно отнести следующие:
1. Получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).
2. Получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации об изменении документов налогоплательщика в базу данных.
3. Получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).
4. Выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также - различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.
5. Ответы на запросы, поступающие из налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся сведений, содержащихся в учредительных документах налогоплательщиков и их счетов в банках.
6. Представление базы данных ЕГРН на региональный уровень.
7. Составление отчетности о работе по учету плательщиков и участие в составлении отчетности о работе инспекции.
8. Выверка сведений, содержащихся в базе данных.
9. Прочие работы, не вошедшие в перечень, но связанные с учетом плательщиков.
3.2. Основные элементы налогового учета.
Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:
1) субъекты налогового учета;
2) объекты налогового учета;
3) основания налогового учета;
4) место постановки на налоговый учет;
5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;
6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).
Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.
Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций и физических лиц по предоставлению информации, необходимой для постановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Основания налогового учета — это юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета.
Основаниями постановки на налоговый учет являются:
1) государственная регистрация юридического лица;
2) государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
3) выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;
4) государственная регистрация физического лица по месту жительства;
6) создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организации;
7) обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.
Основаниями же для переучета и снятия с налогового учета являются:
1) изменение юридического адреса и государственная перерегистрация организации;
2) изменение места жительства физического лица; 3) ликвидация (банкротство) организации;
4) ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;
5) ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя без образования юридического лица;
6) отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;
7) прекращение или утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).
Важнейшим элементом и инструментом учета налогоплательщиков является ИНН— идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код, а для налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:
- код налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер (4 знака, при этом, первые два — код региона, вторые два — код налоговой инспекции внутри региона),
- собственно порядковый номер (для налогоплательщиков - организаций - 5 знаков, для налогоплательщиков - физических лиц - 6 знаков); - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России (для налогоплательщиков - организаций '- 1 знак, для налогоплательщиков - физических лиц - 2 знака).
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе:
- для организации - по месту нахождения; - для физического лица - по месту жительства; - для организации - налогового агента, не учтенной в качестве налогоплательщика, - по месту нахождения4.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена постановка на учет юридических лиц не только по месту нахождения, но и по месту нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждому плательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика - организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.
Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо:
- код налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств; - код причины постановки на учет; - порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. МНС России разработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика - организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет.
Более подробно об остальных элементах налогового учета будет сказано ниже.
3.3. Принципы ведения налогового учета.
При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами.
1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям.
3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.).
4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.
5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.
6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.
Глава4. Взаимосвязь и отличительные черты между управленческим, финансовым и налоговым учетами.
4.1. Связь управленческого, финансового и налогового учета
Управленческий учет включает в себя производственный учет и часть финансового учета, необходимую для внутреннего управления (составление отчетов о затратах на производство продукции для внешних пользователей). Например, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций наряду с типовыми формами отчетности включаются специализированные, которые утверждается Минсельхозпродом РФ. Среди специализированных имеются формы, которые заполняются по данным управленческого учета:
реализация продукции сельскохозяйственным предприятием (организацией) (форма № 7-АПК);
затраты на основное производство (форма № 8-АПК);
производство и себестоимость продукции растениеводства (форма № 9-АПК);
производство и себестоимость продукции животноводства (форма № 13-АПК).
Информация, содержащаяся в таких отчетах, используется менеджерами для производственных решений.
Наряду с ведением финансового учета для получения достоверной информации российскому бухгалтеру приходится вести учет для целей налогообложения.
Действующим Положением о составе затрат предусматривается порядок корректировки производственных затрат предприятия (расходы на оплату процентов по займам и кредитам, на рекламу, представительские, командировочные расходы и др.) с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов для целей налогообложения. Следовательно, в управленческом учете такие расходы необходимо разграничить по нормативу и сверх норматива. При налогообложении прибыли расчетная база увеличивается на сумму расходов, которые не могут быть включены в себестоимость продукции, работ, услуг (сверхнормативные расходы). С точки зрения российского налогового законодательства, учет целесообразнее разделить на управленческий, финансовый, налоговый.
4.2 Отличительные признаки управленческого и
финансового учета.
Между финансовым и управленческим учетом имеются принципиальные отличия. Отличительные признаки каждого вида учета представим на рис 1.
Коренное отличие рассматриваемых видов учета заключается в ориентации на требования пользователей информации, которые определяют основное содержание каждого вида. Финансовый учет в большей степени ориентирован на налоговые органы и потому руководители предприятия несут ответственность за содержание финансовых отчетов, но сами этой информацией пользуются ограниченно.
Аналитические отчеты, составляемые в бухгалтерии предприятия, используются конкретными лицами - управленцами разных уровней, которые несут ответственность за определенную деятельность. Так, информация о затратах может быть использована для: определения себестоимости продукции, анализа себестоимости изделий; составления смет проведения будущих операций; составления текущих и оперативных отчетов центров ответственности с последующей оценкой результатов работы; принятия краткосрочных решений и анализа смет капитальных вложений; долгосрочного планирования и выработки стратегии деятельности предприятия.
Запросы большинства внешних пользователей информации характеризуются однотипностью, а лица, пользующиеся данными управленческого учета, как правило, известны, и на их специфические запросы будет ориентирована система данного вида учета.
Цель учета. Это основополагающий признак отличительной характеристики. Назначение финансового учета - составление финансовой отчетности для внешних пользователей информации, расчет налоговых деклараций и т.п. Цель считается достигнутой, если документы составлены и представлены по назначению. Управленческий учет обеспечивает сбор и обработку информации для планирования, управления и контроля.
Степень регламентации. Ведение финансового учета является обязательным для каждого предприятия. Законом устанавливаются требования к финансовой информации, регламентируются формы отчетности и их содержание, порядок расчета показателей. Содержание управленческого учета определяется целями и задачами, поставленными администрацией, которая руководствуется при его организации принципом целесообразными. Сбор и обработка информации считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше стоимости получения.
Методы ведения учета. Общеизвестно, что элементами метода финансового учета являются: документация, инвентаризация, оценка и калькулирование, счета и двойная запись, баланс и отчетность. Без применения всей системы элементов в совокупности бухгалтерский финансовый учет не будет соответствовать предъявленным к нему требованиям. Управленческий учет для отражения своих объектов использует часть этих элементов и необязательно в совокупности. Так, записи о хозяйственных операциях могут быть сгруппированы на счетах или просто в накопительных ведомостях. На контрольных счетах информацию регистрируют исходя из принципа обеспечения системы управления необходимыми данными, не всегда используя метод двойной записи.
Масштабы информации. Финансовые отчеты обобщают информацию о деятельности предприятия. В некоторых случаях (когда предприятие расположено в различных регионах или имеет несколько видов деятельности) составляются отдельные финансовые отчеты или расчеты по отраслям и видам деятельности. Управленческий учет организуется по подразделениям предприятия: отчеты об отдельных изделиях, видах деятельности, организационных подразделениях, центрах ответственности, по сегментам и т.д.
Точность информации. Поскольку менеджерам часто необходима срочная информация, то для принятия решений используются приблизительные оценки. Требования к точности в управленческом учете ослаблены в сторону ускорения получения информации, тогда как финансовый учет базируется на достоверности. Финансовые отчеты готовятся для внешних потребителей и отражают операции, которые уже совершены, поддаются проверке и оценке надежности. Управленческий учет, объединяя планирование, нормирование, анализ и принятие управленческих решений, в большей степени направлен в будущее. Точность прошедшей информации, хотя и служит для определения тенденций, заменяется субъективными оценками будущих событий.
Принципы учета. Финансовый учет строится на основе общепринятых норм и стандартов бухгалтерского учета. Это позволяет внешним пользователям информации поводить сопоставления. Кроме того, пользователи должны быть уверены, что учет ведется по общепринятому порядку, благодаря чему он в достаточной степени достоверен. Безотносительно к нормам и юридическим требованиям организуется управленческий учет, основной принцип которого состоит в выборе правил и приемов, являющихся полезными для принятия решений. Основным критерием здесь выступает релевантность информации.
Структура учета. Она зависит от использования базисных установок. В финансовом учете применяется следующее базисное равенство:
Активны = Обязательства + Собственный капитал
Управленческий учет не имеет единого равенства. Его структура определена превалирующими в нем тремя объектами: доходами, расходами и активами.
По времени соотношения. Информация, отраженная в финансовых отчетах, показывает результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за определенный период и используется в управленческом учете при планировании и прогнозе. В структуру управленческого учета, кроме того, входят расчеты, обращенные к будущему. Цель финансового учета - показать, «как это было», а управленческого - «как это должно быть», или можно сказать так: целью финансового учета является исчисление прибыли, а управленческого - ее получение.
Формы выражения информации Конечным продуктом финансового учета являются документы, которые составляются в денежном выражении. Хозяйственные операции уже совершены и объективно измерены в денежном выражении. Хозяйственные операции уже совершены и объективно измерены в денежных единицах соответствующего периода на счетах бухгалтерского учета, сальдо которых/отражается в финансовой отчетности. Управленческий учет скорее является/средством, чем продуктом учета. В нем фигурируют такие понятия, как: нормо-час, трудовой час, час работы машины, натуральные измерители объема производства. Например, в натуральном измерении отражаются количество материалов и их стоимость по каждой поставке, от каждого поставщика, количество проданных изделий, их стоимость и т.д.
Частота подачи информации. Для внешних потребителей информации финансовые отчеты подготавливаются на регулярной основе: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. По итогам года составляют полный финансовый отчет, менее детальные отчеты - по итогам квартала, по итогам месяца -отдельные расчеты. Частота представления отчетности устанавливается в законодательном порядке. В отличие от финансового учета и отчетности в управленческом учете отчеты могут составляться как на регулярной основе, так — и по запросу. Например, внутренняя отчетность об использовании материалов составляется ежемесячно; результаты раскроя материалов отражаются в картах раскроя по каждой партии раскраиваемого материала, то есть практически раз в смену; по запросу могут быть составлены документы на расход особо дефицитных материалов.
Сроки представления информации в финансовом учете регламентируются, а для управленческих отчетов - устанавливаются администрацией. Поскольку данные финансового учета требуют выверки данных финансовой бухгалтерии и проверки внешними аудиторами, то до представления их пользователям происходит несколько недель (при квартальных сроках) или несколько месяцев (при годовых сроках). Отчеты в управленческом учете могут составляться ежеквартально, еженедельно, ежемесячно, так как содержат информацию, требующую немедленных действий.
Степень ответственности. Нередко налоговые органы накладывают штрафные санкции за нарушение установленных правил ведения финансового учета. В будущем, вероятно, акционеры и кредиторы за искажение внешней отчетности будут предъявлять претензии в судебном порядке. Данные управленческого учета не предназначены для широкой общественности и зачастую приблизительны. Поэтому ответственность за решения, которые администрацией были признаны неправильными, несет менеджер.
Заключение
Проведенное теоретическое исследование сравнительных характеристик производственного, управленческого и финансового учета позволяет нам сделать следующие выводы:
Современный управленческий учет включает функции прогнозирования, нормирования, планирования, оперативного учета и контроля. Прогнозирование основных показателей деятельности предприятия конкретизирует его цели для данного периода времени и способствует их достижению. Оно базируется на пространственно-временном изучении состояния рынка, его структуры и факторов, влияющих на потребности в конкретных изделиях и услугах, изучении тенденций их развития, анализе финансовых возможностей покупателей. Основой является прогноз продаж как необходимый элемент планирования производства и реализации товаров.
Финансовый учет призван обеспечить отчетной информацией главным образом внешних пользователей: акционеров и других собственников, кредиторов, инвесторов предприятия, его персонал, поставщиков и покупателей, налоговые и статистические органы государства, общественные и профсоюзные организации.
Управленческий учет – это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т.п.). Его цель заключается в том, чтобы помочь управляющим (менеджерам) в принятии экономически обоснованных решений.
Управленческий учет в основном использует те же принципы, что и финансовый, и является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции.
Управленческий учет состоит как бы из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего (внутризаводского, как говорили раньше) управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации. Это не означает, что при организации управленческого учета, создании его системы нужно обязательно объединить обе эти функции. Они могут существовать и обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая – кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.
Информация управленческого учета закрыта для сторонних физических и юридических лиц, налоговой службы и других государственных органов. Даже внутри предприятия она является объектом коммерческой тайны. Степень конфиденциальности информации для управления различна и во многом зависит от уровня руководства, которому она представляется: на уровне младших менеджеров (мастеров, начальников служб и т.п.) она, по существу, открыта, на уровне членов совета директоров, управляющего фирмой, его заместителей и начальников отделов – практически закрыта.
В последнее время налоговым законодательством Российской Федерации введен новый вид учета – налоговый. Его отличие от управленческого учета очевидно из сопоставления названий: налоговый учет предназначен для исчисления налогов и контроля своевременности их уплаты, управленческий учет служит целям внутрихозяйственного управления, весьма далеким от налогообложения. Вместе с тем многие решения по управлению предприятием, в особенности на вышестоящем уровне, должны приниматься с учетом налоговых последствий, и в этом отношении управленческий и налоговый учет имеют определенную связь и взаимообусловленность.
В конечном счете управленческий учет в отличие от бухгалтерского не предполагает фактического учета величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель – дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.
Список использованной литературы.
Полковский Л.М. Основы управленческого учета: Учебное пособие – М.: Экономика и финансы, 2007
Полковский Л.М. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие – М: Экономика и финансы, 2008
Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ
Белова Е.Л. Управленческий учёт в информационной системе организации: Учеб. пособие.- М.: Современная экономика и право, 2007
Воронова Ю.Д., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2007
Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178
"Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".
8 . Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности. Утверждена
Конституция Российской Федерации (12.12.93)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98г. № 146-ФЗ (в ред. от 10.01.2000г.) - СПб.: Питер, 2007
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и инструкция по его применению (со всеми дополнениями и изменениями). Утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н
Приложение
Управленческий учет производства | Финансовый учет производства |
Цель учета | |
Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования и управления |
Составление отчетности для внешних пользователей информации |
Степень регламентации | |
По решению администрации |
Обязательность ведения |
Методы ведения | |
Документация, инвентаризация, оценка и калькулирование, группировка объектов, внутренняя отчетность |
Документация, инвентаризация, оценка и калькулирование, группировка объектов, внешняя отчетность |
Масштабы информации | |
Центры ответственности, продукты, зоны сбыта | Предприятие в целом |
Точность информации | |
Множество приблизительных оценок |
Незначительные отклонения в отражении данных для внешней отчетности |
Принципы учета | |
Полезность информации для принятия решения безотносительно к нормам и юридическим требованиям | Общепринятые, стандартизованные принципы учета |
Структура учета | |
Нет базисного равенства, три вида объектов: доходы, расходы, активы |
Базисное равенство: активы обязательства + собственный капитал |
По времени соотношения информации | |
Прошедшее и будущее время за определенный и на определенный периоды |
Прошедшее время за определенный период |
Формы выражения информации | |
Денежное и натуральное выражение продукта учета |
Денежное выражение продуктов учета |
Частота подачи информации | |
Еженедельная, декадная, помесячная |
Квартальная, годовая |
Сроки представления пользователем | |
По мере окончания отчетного периода (ежеквартально – на следующее утро) |
Через несколько недель или месяцев по окончании отчетного периода (квартальная – 30-го числа следующего месяца и т.д. |
Степень ответственности | |
Дисциплинарная (замечание, выговор, увольнение) |
Административная (штраф и др.) |
Рис.1. Отличительные признаки управленческого и финансового учета.
1 Воронова Ю.Д., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
2 Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2007
3 Белова Е.Л. Управленческий учёт в информационной системе организации: Учеб. пособие.- М.: Современная экономика и право, 2007
4 Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178
"Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц"
47
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |