2
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОТЛИЧИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА 5
2.БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКА 11
3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В БАНКЕ 13
4.INTERNET-БАНКИНГ, КАК УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ СЧЕТАМИ И КАРТАМИ ЧЕРЕЗ INTERNET 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20
ВВЕДЕНИЕУчитывая современные мировые тенденции информатизации общества, особую актуальность и сложность в настоящее время представляет проблема усиления ориентации учета на управление (организация внедрения на предприятиях и обеспечение надлежащего функционирования управленческого учета). В условиях нестабильной, динамичной внешней среды бизнеса особенно актуальным становится внедрение системы финансового контроля, планирования и анализа денежных и материальных потоков в любой области деятельности субъектов малого предпринимательства.
Одной из эффективных современных технологий такого контроля является система управленческого учета и бюджетирования деятельности.
Коммерческие банки играют особую роль в механизме хозяйствования. Они выполняют чрезвычайно важную функцию аккумулирования и распределения денежных средств хозяйствующих субъектов и населения. Это предполагает повышенную экономическую, социальную ответственность и приводит к формированию жесткой системы контроля со стороны органов контроля, клиентов, пользователей информации и собственных контрольных и аналитических служб банка. Как показывает практика, своевременная, полная оперативная управленческая информация для оценки рисков и рентабельности вложений позволяет осуществлять контроль операций, финансового состояния и отклонений в деятельности банка в реальном масштабе времени. Основной формой представления такой информации как раз и является управленческая отчетность.
Управленческий учет представляет собой деятельность по сбору, обработке и предоставлению информации в целях управления. Потребителями данных управленческого учета являются высшее руководство банка, менеджеры различных уровней, аналитики, специалисты служб финансового планирования и управления активами и пассивами -иными словами, все сотрудники банка, участвующие в принятии как оперативных, так и стратегических управленческих решений.
Благодаря ведению управленческого учета появляется возможность:
получать достоверную информацию о текущем положение дел (например, видеть текущую и срочную ликвидность), оценивать риски и оперативно влиять на работу банка с помощью перераспределения ресурсов, установки лимитов и т.д.;
объективно оценивать результаты деятельности за определенный период (например, за неделю, месяц, квартал, год) с целью корректировки управленческих решений и материального стимулирования работников;
выполнять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, в частности планировать доходы и расходы, капитальные вложения, структуру активов и пассивов и т.д.
Всю систему учета в банке принято делить на две большие части - управленческий и финансовый учет. Причем под финансовым учетом понимается деятельность по подготовке отчетов для внешних пользователей, в качестве которых выступают ЦБ РФ, налоговые органы, клиенты банка, его акционеры, инвесторы, а также другие заинтересованные лица.
Для управления банком необходима более детальная информация, чем та, что требуется внешним пользователям. Например, в ЦБ достаточно предоставить сводные данные о доходах и расходах по различным статьям, в то время как для ведения внутреннего бюджета банку требуется детализация этой информации в разрезе подразделений (центров ответственности).[2].
В общем, источником информации для управленческого и финансового учета служат одни и те же первичные документы, отражающие операционную и хозяйственную деятельность банка. Поэтому можно сказать, что управленческий и финансовый учета отражают деятельность банка с разных точек зрения. Чтобы более формально определить их сущность и назначение, а также отличие друг от друга, можно проанализировать таблицу 1, где отражена специфика каждого.
Финансовый учет можно разбить на три части:
Аналитический учет - ведение лицевых счетов, выполнение бухгалтерских проводок и расчет остатков и оборотов по ним на основе первичных документов.
Синтетический учет - ведение балансовых счетов в соответствии с планом счетов ЦБ, расчет остатков и оборотов по ним на основе данных по лицевым счетам, т.е. сведений аналитического учета.
Расчет отчетных показателей - на основе данных аналитического и синтетического учета (остатков и оборотов по лицевым и балансовым счетам), а также непосредственно первичных документов.
Таблица 1. Структура управленческого и финансового учета в банке
Характеристика | Финансовый учет | Управленческий учет |
1. Цель | Подготовка внешней отчетности | Подготовка информации специально для внутреннего использования в целях планирования, контроля и анализа |
2. Потребитель | Сторонние организации и физические лица | Сотрудники банка, участвующие в принятии управленческих решений |
3. Ориентация во времени | Отражение уже свершившихся действий | Фактические результаты деятельности и перспективные планы (как периодичностью, но более часто - ежедневно, как правило, раз в месяц, квартал еженедельно, ежемесячно и т.д. или год) |
4. Масштаб учета | Данные о деятельности всего банка в целом | Информация об отдельных аспектах, либо о всех деятельности банка в целом |
5. Уровень детализации | В основном только сводная информация без детализации | Используются как сводные показатели, детализации информация без детализации отражающие деятельность в целом, так и детальные данные о каждой выполненной или планируемой операции; часто возникает потребность "углубиться" в данные, т.е. увидеть, каким образом был получен тот или иной показатель |
6. Степень точности | Абсолютная точность и согласованность всех цифр во всех отчетах | Повышения оперативности или снижения трудоемкости, например, допустимо простое отбрасывание незначащих цифр; кроме того, часто используются прогнозные оценки |
7. Принципы ведения учета | Общепринятые нормы бухгалтерского учета, например, «двойная запись» | В зависимости от конкретной задачи могут быть применены любые существующие правила учета |
8. Форма и состав отчетов | Формы и состав отчетов строго регламентированы в соответствии с требованиями ЦБ РФ и т.д. | Произвольные и гибко меняющиеся формы и состав отчетов в зависимости от текущих потребностей |
Результаты ведения финансового учета:
обязательная отчетность в ЦБ, например форма 101, ФОР, отчет о ликвидности и т.д.;
отчетность для налоговых органов, такая как расчет остаточной стоимости основных фондов, фонда оплаты труда, налога на прибыль и т.д.;
отчеты перед клиентами, например выписка по счету, сберкнижка вкладчика и т.д.;
внешняя публикуемая отчетность, в частности баланс банка, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.[2].
Управленческий учет, в свою очередь, объединяет четыре составляющие:
Операционный учет - учет хозяйственных и бизнес-операций банка в виде журналов сделок, договоров и контрактов, а также плановых и фактических платежей по ним.
Позиционный учет - расчет позиций и ведение учетных регистров, таких как текущие позиции по активам и пассивам, фактические доходы и расходы за определенный период и т.д. на базе операционного учета, а в некоторых случаях и аналитического учета.
Финансовое планирование - определение плановых значений по позициям и учетным регистрам на основе данных операционного и позиционного учета, например плановые позиции по активам и пассивам, плановые доходы и расходы и т.д.
Финансовый анализ - расчет различных коэффициентов и финансовых показателей с использованием результатов позиционного учета и финансового планирования, например, расчет текущей и срочной ликвидности, вычисление процентных GAP, расчет ROI и т.д.[1].
К результатам управленческого учета относятся:
данные о планируемых и фактических доходах и расходах и финансовых результатах как в целом по банку, так и в разрезе его подразделений (центров ответственности);
структура активов и пассивов по банку в целом, а также баланс по центрам ответственности;
сведения о движении денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности;
данные по клиентской базе, например, распределение клиентов по объему средств на их счетах, группировка клиентов по регионам и отраслям, анализ деятельности конкретного клиента;
информация о филиальной сети, включая сравнительный анализ деятельности филиалов;
сведения о выполненных хозяйственных и бизнес-операциях.[1].
Также следует отметить, что ведение позиционного учета может облегчить расчет отчетных показателей для внешней финансовой отчетности.
Управленческий учет в банке - это система сбора, анализа, специализированной обработки и представления основных показателей деятельности банка его топ-менеджменту и владельцам. Система управленческого учета позволяет анализировать бизнес банка в целом и по отдельным направлениям, а также прогнозировать его развитие на разных уровнях, вплоть до уровня конкретных банковских продуктов.[4].
Главная цель постановки управленческого учета в банке - повышение эффективности бизнеса банка и увеличение его акционерной стоимости.
Внедрение системы управленческого учета и отчетности позволит получать на всех уровнях управления аналитическую информацию, необходимую для принятия решения:
о размере собственного капитала банка и его распределении;
о расширении клиентской базы;
о повышении/понижении рисков, влияющих на прибыль и капитал;
о стимулировании подразделений и отдельных сотрудников;
о величине рисков, присущих текущей структуре баланса;
о реальном уровне кредитного риска;
об уровне накладных расходов и оптимальной базе их распределения.
Можно выделить центры ответственности (ЦО) с учетом особенностей организационной структуры банков, т.е. по реальным структурным подразделениям, классифицируя их на центры доходов, центры расходов, центры прибыли и центры инвестиций (табл.2).
Таблица 2. Предлагаемая финансовая структура банка
Тип ЦО | Наименование ЦО | Код ЦО | Направление деятельности (НД) | Код НД |
1. Центр прибыли | Управление кредитования | 101 | Кредитование юридических лиц | 01 |
Кредитование физических лиц | 02 | |||
Отдел валютных операций | 102 | Валютные операции | 03 | |
Дополнительный офис № 2 | 104 | Кредитование физических лиц | 02 | |
Валютные операции | 03 | |||
Операции с ценными бумагами | 04 | |||
Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц | 06 | |||
Депозитные операции физических лиц | 08 | |||
Операции с банковскими картами | 09 | |||
2. Центр инвестиций | Отдел ценных бумаг | 201 | Операции с ценными бумагами | 04 |
3. Центр доходов | Отдел расчетно-кассового обслуживания клиентов | 301 | Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц | 05 |
Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц | 06 | |||
Операции с банковскими картами | 09 | |||
4. Центр расходов | Отдел депозитных операций | 401 | Депозитные операции юридических лиц | 07 |
Депозитные операции физических лиц | 08 | |||
Операции с банковскими картами | 09 | |||
Отдел бухгалтерского учета и отчетности | 402 | Обеспечивающая и обслуживающая деятельность | 10 |
Для построения финансовой структуры по центрам ответственности предложено определять направления деятельности, осуществляемой банком (табл.3).
Таблица 3. Направления деятельности банка
Направлении деятельности банка | |
Код | Направление деятельности |
01 | Кредитование юридических лиц |
02 | Кредитование физических лиц |
03 | Валютные операции |
04 | Операции с ценными бумагами |
05 | Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц |
06 | Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц |
07 | Депозитные операции юридических лиц |
08 | Депозитные операции физических лиц |
09 | Операции с банковскими картами |
10 | Обеспечивающая и обслуживающая деятельность |
Постановка управленческого учета в банке должна решать такие задачи, как:
построение оптимального для банка процесса планирования и бюджетирования; оперативный контроль прибыльности в разрезе по отдельным продуктам, направлениям бизнеса, подразделениям (включая филиалы), а также в их пересечении;
оперативный контроль структуры активов и пассивов (по объемам и срочности), контроль уровня рисков и достаточности капитала;
принятие управленческих решений на базе реальной информации, как об отдельных сделках, так и о положении дел в банке в целом;
совершенствование процессов принятия решений по ценообразованию продуктового ряда;
оптимизация взаимоотношений с клиентами (включая оценку количественных показателей и качества клиентской базы);
оптимизация неоперационных расходов банка;
формирование эффективной системы мотивации и ответственности менеджеров за результаты работы.[3].
Формирование же единого информационного пространства на базе системы управленческого учета и отчетности способно предоставить руководству банка и его владельцам самые широкие возможности по управлению и контролю за филиалами, увеличению общей доходности банка за счет управления бизнесом филиалов и аудита их деятельности.
Бюджетное управление - это один из методов обоснования принятия управленческого решения, заключающийся в анализе фактических показателей деятельности организации на их отличии от запланированных значений.
Бюджетирование представляет собой процесс планирования и учета фактических результатов деятельности банка за отчетный период. Цель его перекликается с целью управленческого учета и заключается в обеспечении руководства достоверной и своевременной информацией о деятельности кредитной организации по управлению доходами и расходами банка, структурой его активов, пассивов и капитальных вложений.[5].
Система бюджетирования должна поддерживать такие технологии планирования, как:
Планирование «от достигнутого». Данная технология применяется как в условиях устойчивого, хорошо прогнозируемого бизнеса, так и в случаях, когда невозможно собрать и качественно обработать информацию о перспективах бизнеса.
Технология «Rolling Budget» - скользящий бюджет. Технология характерна для венчурных направлений, когда ситуация, как внешняя, так и внутренняя, способна резко меняться. Такая технология позволяет осуществлять оперативную корректировку планов на базе анализа результатов выполнения бюджета на предыдущих этапах планирования. Наибольшее внимание здесь уделяется планированию бюджета с учетом поведения рынка.
Методы формирования бюджета:
«снизу - вверх» - информация о расходах/доходах консолидируемая в общий бюджет через заявки сотрудников подразделений организации, включая удаленные филиалы;
«сверху - вниз» - на консолидированном уровне прогнозируются значения статей сводной сметы, для низших уровней устанавливаются лимиты, определяемые последовательно в соответствии с иерархической структурой организации;
комплексный метод - наиболее оптимальный, заключается в сочетании первых двух.
Итерационное планирование, заключающееся в многократном согласовании бюджета на различных уровнях ответственности. Такая технология характерна для крупных организаций, где в процессе бюджетирования принимают участие большое количество специалистов - от руководителей до конечных исполнителей. Эта технология предпочтительна для банков с менее жесткой централизацией управления.
Версионность планов, когда для принятия решения подготавливается и анализируется несколько вариантов плана бюджета. Это характерно для крупных организаций, где в процессе планирования принимает участие ограниченная группа высококвалифицированных специалистов. Используется в банках с высокой степенью централизации управления.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В БАНКЕ1. Учет, направленный на управление с помощью бизнес-единиц (Business Unit Management - центров финансовой ответственности, ЦФО).
Для эффективного управления необходимо структурировать организационную структуру банка по бизнес-единицам по функциональному признаку, наилучшим образом отражающим структуру направлений деятельности и их результаты. При этом вся первичная информация, вся аналитическая отчетность должна строится с учетом признака того или иного ЦФО.
2. Поддержка методик трансфертного ценообразования
Целью является корректное определение вклада (эффективности работы) каждого подразделения в чистый процентный доход. Результатом является разложение процентного дохода на депозитный. Трансфертная цена в банке - это основная статья дохода центров привлечения, то есть подразделений, которые формируют ресурс (пассивы) из клиентских вкладов и реализуют его на внутрибанковском кредитном рынке. В то же время для центров размещения - подразделений, занимающихся размещением ресурса на внешнем рынке, процентные выплаты за ресурс - одна из основных статей прямого операционного расхода.
3. Принципы разнесения затрат.
В результате внедрения системы разнесения затрат с использованием методик функционально-стоимостного анализа (ФСА) банк получает возможность объективно оценивать результаты деятельности всех центров ответственности и принимать на этой основе управленческие решения.
4. Учет, поддерживающий анализ распределение капитала
Задавая общий уровень потребления капитала, акционеры обозначают приемлемую для них границу потерь. Без этого показателя невозможно ни адекватное планирование деятельности, ни принятие решений в сложных ситуациях. При этом распределение капитала, анализ его изменения должны быть основаны на принципе учета по ЦФО, продуктам, без которого невозможно анализировать эффективность деятельности холдинга и его отдельных направлений деятельности вплоть до продуктов, отдельных клиентов. Распределяя капитал по типам рисков, и, в конечном счете, по продуктам, банк исключает возможность некорректного формирования цены на продукт. [1].
5. Учет рисков
Система распределения рискового капитала должна включать в себя учет кредитных рисков, рыночных рисков, операционных рисков, финансовых рисков. Целью учета рисков является корректное определение вклада каждого бизнес - направления, продукта в чистый процентный доход.
Учет рисков в банке должен основываться на построении системы риск-менеджмента, включающей в себя такие обязательные компоненты, как:
выявление видов риска, которым подвергается банк и ранжирование их по размеру потенциально негативного воздействия;
выбор системы сбалансированных аналитических показателей, определяющих различные риски;
выявление вероятностных значений по каждому из видов риска;
вычисление размера потенциально негативного влияния каждого отдельного вида риска на деятельность банка и принятие решений по управлению рисками. [4].
INTERNET-БАНКИНГ, КАК УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ СЧЕТАМИ И КАРТАМИ ЧЕРЕЗ INTERNET Internet-Банкинг — управление банковскими счетами и картами через
Интернет и Web-браузер в режиме онлайн. Поддерживает все типы финансовых документов. Работает во всех Web-браузерах и на всех платформах. Нет необходимости в установке клиенту специализированного ПО. Содержит механизмы шифрования и ЭЦП, поддерживает коллективную работу, взаимодействует с бухгалтерскими программами.
88,3% экспертов считают, что Интернет в настоящее время является одним из наиболее эффективных инструментов продвижения кредитных продуктов, что обусловлено значительным расширением использования Интернета в целом и активным Интернет — продвижением банков. По средневзвешенной оценке экспертов 43,06% физических лиц, заинтересованных в получении кредита, используют в качестве основного инструмента поиска кредитных продуктов Интернет. Эксперты отмечают, что число таких лиц неуклонно растет. [6].
При этом нет необходимости в неудобное, как правило, рабочее время ходить в отделение банка, от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди. Но, несмотря на общие задачи и принципы, в разных банках интернет — сервис бывает разным.
Платежи с помощью услуг интернет-банкинга производятся как в рублях, так и в иностранной валюте и производятся в режиме онлайн.
Интернет-банкинг имеет значительные преимущества как для клиентов системы, так и для самих банков, проведение банковских операций с помощью Интернета значительно экономит расходы банков, по сравнению с непосредственным обслуживанием в филиальных центрах. Себестоимость интернет-банкинга ниже, чем затраты на обслуживание банкоматной сети. Интернет-банкинг не предполагает расходов на содержание, инкассацию, а также страхование банкоматов. Поэтому Интернет — дешевый канал продаж для банка.
Интеллектуальный потенциал российских специалистов нельзя недооценивать. Поэтому очевидно, что Россия будет максимально интегрироваться в мировые стандарты интернет- банкинга, но развитие всё же будет идти с учетом российской специфики.
Что помогает делать интернет-банкинг:
Обналичивать деньги без процентов.
Контролировать движение по счетам, начисление процентов по кредитам и депозитам.
Оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, Интернет, штрафы ГАИ.
Переводить деньги со счета на счет, в том числе находясь за границей.
Пополнять депозит и оплачивать кредит, страховку, обучение в вузе и т.п. Рассчитываться за товары в интернет-магазинах.
Осуществлять срочные переводы по системам "Приват Мани", Western Union, MoneyGram.
Оперативно получать уведомления об акциях и новых услугах банка.
Самостоятельно блокировать карту в случае кражи или потери.[6].
Услуга Internet Banking активно набирает популярность, предоставляя пользователям многих крупных и средних Банков всё большие функциональных возможностей и удобств удаленной работы со своими счетами.
Любой, уважающий себя Банк сегодня либо подключил Интернет банкинг для своих пользователей, либо находится в стадии подключения. Некоторые банки ограничиваются лишь возможностью просмотра баланса и получения выписки по счету, гордо объявляя своим Клиентам о наличии у них Online банкинга, другие Банки просто заваливают Клиента количеством информации о возможностях своего электронного представительства в сети.
Список банков, предоставляющих услугу "Internet Banking" составлен по критериям:
Наличие у банка услуги "Internet Banking".
Возможность просматривать свои счета (по-умолчанию, совпадает с наличием услуги).
Возможность проводить активные операции со счетами.
Возможность переводить деньги с текущего счета на счета в других Банках (в рублях). [6].
Рейтинг банков, предоставляющих услугу "Internet Banking" представлен на Рис. 1.
Рис. 1. Список банков, предоставляющих услугу "Internet Banking"
В заключении отметим, что интернет - банкинг в России развивается быстрыми темпами. Уже сейчас значительная часть платежей проводится через интернет. Российские банки успешно осваивают интернет пространства, увеличивают количество предоставляемых услуг и улучшают сервис. В перспективе интернет - банкинг в России в ближайшее время займет достойное место в денежном обороте, как в Западных странах, так как оплата и управление счетами с помощью Интернета очень удобна, экономит время клиента и позволяет ему произвести те операции, которые ему необходимы, не выходя из дома или из офиса. К тому же интернет- банкинг значительно экономит расходы банка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, управленческий учет в банке - это система сбора, анализа, специализированной обработки и представления основных показателей деятельности банка его топ-менеджменту и владельцам. Система управленческого учета позволяет анализировать бизнес банка в целом и по отдельным направлениям, а также прогнозировать его развитие на разных уровнях, вплоть до уровня конкретных банковских продуктов.
Основные факторы, определяющие необходимость внедрения системы управленческого учета в банке:
поддержка стратегического развития и планирования;
необходимость получения оперативной информации о результатах деятельности: фактических и прогнозируемых;
необходимость сравнительного анализа отдельных частей бизнеса (банковских продуктов);
необходимость текущего управления рисками;
принятие решений по ценообразованию линейки банковских продуктов;
поддержка принятия решений по запуску нового продукта, расширению (приобретению нового) бизнеса.
Система управленческого учета и отчетности позволяет консолидировать информацию, необходимую для стратегического и бюджетного планирования, распределения ресурсов, определения себестоимости финансовых инструментов, обеспечения оперативного контроля за влиянием управленческих решений на показатели деятельности банка.
Новизна исследования заключается в разработке и обосновании ряда положений по развитию и совершенствованию формирования Internet-Банкинга, как способа управления банковскими счетами и картами через Интернет. В процессе исследования получены результаты, определяющие преимущества Internet-Банкинга в России (таблица 4).
Таблица 4. Преимущества Internet-Банкинга в России
Преимущество | Обоснование |
1. Удобство | При этом нет необходимости в неудобное, как правило, рабочее время ходить в отделение банка, от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди. Платежи с помощью услуг интернет-банкинга производятся как в рублях, так и в иностранной валюте и производятся в режиме онлайн. |
2. Практичность | Нет необходимости в установке клиенту специализированного ПО. Содержит механизмы шифрования и ЭЦП, поддерживает коллективную работу, взаимодействует с бухгалтерскими программами. |
3. Разнообразие услуг | Интернет-банкинг помогает:- обналичивать деньги без процентов; |
4. Экономия затрат | Себестоимость интернет-банкинга ниже, чем затраты на обслуживание банкоматной сети. |
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные принципы, подходы, методические основы широко ориентированы на построение системы управленческой учета для информационного обеспечения оперативных управленческих решений на разных уровнях управления в универсальных многопрофильных кредитных организациях.
Полученные в настоящем исследовании результаты предназначены для использования в практической учетно-аналитической работе кредитных организаций, а также в учебном процессе при подготовке лекционных курсов и формировании методических материалов.
С правилами дистанционного банковского обслуживания (Internet-Банкинга) на примере Промсвязьбанка можно ознакомиться в приложении.
Друри, К. Управленческий и производственный учет / К. Друри . -М.:ЮНИТИ, 2008.
Галашкин А. С. Управленческий и финансовый учет в банке. Актуальные задачи автоматизации. //Банки и технологии, 2007, №3. С. 12.
Баранов, И. Н. Отличия управленческого учета от финансового. [Электронный ресурс] / И. Н. Баранов // Российский журнал менеджмента. - 2004. № 3. - Режим доступа: www.iso.ru/cgi-bin/main/journal, свободный. - Загл. с экрана.
Сайт журнала «Финанс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finbiz.spb.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Сайт «Интернет-финансы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.weekly.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Сайт Klerk.ru [Электронный ресурс]. /Неймарк А.П. Список Банков Москвы, предоставляющих услугу "Internet Banking"/,- Режим доступа: http://www.klerk.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Elibrary.ru: научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - М.: Интра-Плюс. - Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. - Загл. с экрана.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |