Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация управленческого учета на предприятии

Введение


Переход экономики страны на рыночные отношения требует эффективного ведения хозяйства, активного и последовательного внедрения достижений информационных технологий, всего нового и прогрессивного. В этих условиях неизмеримо возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельность организаций и предприятий.


Задачу такого поиска решает управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности предприятия, ориентированная на потребности высшего руководства и владельцев предприятия в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.


В настоящее время выживание и успех деятельности любого предприятия во многом определяется степенью развития на нем управленческого учета. И если финансовый учет скорее нацелен на соответствие отчетности предприятия внешним по отношению к компании требованиям и его формы регламентированы государством, то ведение управленческого учета направлено на совершенствование управления бизнесом и методы его реализации - предмет выбора менеджеров компании.


Исходя из вышеизложенного, вопросы, касающиеся организации управленческого учета на предприятии, являются актуальными для российских руководителей на сегодняшний день ни чуть не меньше, чем для их западных коллег.


Целью курсовой работы является изучение порядка составления бухгалтерского баланса и его связи с другими формами отчетности на предприятии ОАО «Хвойнинская дистанция пути»


Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:


- раскрыть сущность и содержание бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности;


- изучить необходимые первичные документы предприятия;


Объектом исследования было выбрано ОАО «Хвойнинская дистанция пути».


При написании курсовой работы были изучены нормативные документы, публикации специалистов по цели исследования.


В работе использованы логический, монографический и статистический методы исследования.


Информационной базой исследования послужили документы первичного, сводного учета и отчетности ОАО «Хвойнинская дистанция пути»


1.Теоретические аспекты организации управленческого учета на


предприятии


1.1 Нормативное обеспечение организации управленческого


учета на предприятии


В системе нормативного обеспечения управленческого учета используются те же правовые акты, разработанные применительно к бухгалтерскому финансовому учету.


В полной мере к управленческому учету следует отнести ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. №129-ФЗ, объявляющего содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности коммерческой тайной. (19)


ПБУ также целесообразно использовать в управленческом учете. Так, на основе ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» №60н от 30. 12. 2001г., служба управленческого учета разрабатывает приказ об учетной политике, в котором указываются «общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики и изменение учетной политики». (13)


Применение ПБУ 1/98 необходимо одновременно с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации №38н от 07.05.2003 г., и инструкции по его применению №115н от 18.09.2006 г., согласно которой бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи по утвержденному рабочему плану счетов бухгалтерского учета, содержащего полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для его ведения. (6) (12)


Состав, содержание, требования и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации устанавливает ПБУ 4/99 №115н от 18. 09. 2006 г. «Бухгалтерская отчетность организации». В нем также указываются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. (14)


В полной мере в управленческом учете так же используются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации» №156н. от 27.11.2006 г.


ПБУ 9/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, дает классификацию доходов, а так же указывает список не признающихся доходов организации поступления от других юридических и физических лиц:


- сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;


- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;


- в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;


- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;


задатка;


- в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;


- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. (15)


В ПБУ 10/99 дается классификация расходов организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации:


- расходы по обычным видам деятельности;


- прочие расходы;


При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:


- материальные затраты;


- затраты на оплату труда;


- отчисления на социальные нужды;


- амортизация;


- прочие затраты.


Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. (16)


Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций) устанавливает ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» от 18. 09. 2006 г. №115н. Этим ПБУ также указывается порядок выделения информации по отчетным сегментам, состав и способы представления информации по отчетным сегментам. Такая информация применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ. (17) (18)


Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов регулируется ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 г. №195 – ФЗ. (7)


1.2 Актуальные вопросы организации управленческого учета на


предприятии


Актуальность вопросов организации управленческого учета на предприятии не вызывает сомнений, так как организация управленческого учета является фактором, определяющим выживание и целенаправленное развитие предприятия в условиях рыночной экономики с присущей ей высокой конкурентной борьбой.


Так, Д. Волошин, давая оценку эффективности управленческого учета предприятия, говорит, что действенным средством контроля организации управленческого учета в современных условиях является служба внутреннего аудита, что связано, прежде всего, с соблюдением требования конфиденциальности. Потребность во внутреннем аудите появляется в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности нижестоящих структур, а внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. (3)


Многие специалисты высказывались по вопросу рабочего плана счетов управленческого учета. В. Палий поясняет, что такой план счетов следует формировать исходя из понимания счетов управленческого учета как самодостаточной их группы, вынесенной за рамки бухгалтерского (финансового) учета. Данное условие следует непременно реализовать путем синхронизации его со счетами финансового учета. Рабочий план счетов управленческого учета должен учитывать специфику предприятия, потребность в информации по видам продукции и услуг, по центрам ответственности, по статьям сметы, элементам издержек и т.п. (11)


Самые распространенные вопросы по созданию собственной учетной политики для целей управленческого учета (УПУУ) рассмотрены М. Вахрушиной. Возможны три аспекта – организационный, технический и методический. Первый должен определять избранные организацией подходы к формированию центров финансовой ответственности, подходы к организации бюджетирования, учета и контроля затрат. Кроме того, организационный аспект должен определить основных пользователей внутренней управленческой отчетности, её виды. Технический аспект предполагает создание системы учетных регистров, разработку рабочего плана счетов для цели управленческого учета, формирование системы многоуровневой управленческой отчетности, избрание валюты учета. Методический аспект должен раскрывать методы учета затрат и калькулирования, подходы к распределению по объектам калькулирования косвенных затрат, применяемых в отдельных сегментах организации. (2) (9)


Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущее предприятия и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий. Для этого в организации управленческого учета должно участвовать и руководство организации, и бухгалтерия, и все остальные подразделения. Можно также выделить особую роль секретаря в данном процессе. Ю. Крылова отмечает основные требования, предъявляемые к этой профессии. Поскольку главной целью управленческого учета является обеспечение руководства информацией для принятия решений, то роль секретаря в данном процессе может быть безграничной. Секретарь должен обладать начальными знаниями в области учета, что позволит ему совершать обработку информации и её первоначальный анализ. Информационные отчеты, пригодные для принятия решений, направляются секретарем руководителям соответствующих подразделений. При такой работе, кроме знания различных методик и процедур, секретарю очень важно иметь деловой опыт и интуицию для принятия решения в нестандартной ситуации. (8)


Н. Архангельская предлагает основные принципы организации аудита в системе управленческого учета и контроля, который в современных условиях перерастает из первоначально ориентированного на проверку финансово – бухгалтерской отчетности и минимизации налогов в охватывающий все аспекты деятельности организации. Система внутреннего аудита должна определять:


- границы и масштаб проведения проверок;


- приемы и методы работы службы внутреннего аудита;


- процедуры выявления надежности системы управленческого учета и внутреннего контроля;


- перечень и формы бланков рабочей документации службы внутреннего контроля;


- порядок документооборота. (1)


Очень много возникает вопросов по поводу внедрения управленческого учета и ожидаемых результатов от его внедрения. Д. Волошин отмечает следующие эффекты, на которые могут рассчитывать производственные компании от внедрения системы управленческого учета:


1)повышение маржинального дохода как следствие реструктуризации продуктовой линейки (повышение прибыли за счет формирования более корректной ценовой политики предприятия);


2)система мотивации сотрудников;


3)снижение производственной себестоимости;


4)изменение в структуре запасов;


5)оптимизация кредитного портфеля;


6)возможности по привлечению инвестиций;


7)структурные изменения компании.(4) (5) (20)


3 Организация управленческого учета на предприятии


3.1 Роль управленческого учета в информационной системе предприятия


В управленческом учете большое внимание уделяется учету затрат на производство, учету объемов производства, оценке выполнения производственных программ.


Принцип эффективности управления предопределил необходимость управленческого учета. Постепенно в развитых странах термин «производственный учет» был заменен на управленческий. Это было не просто изменение в терминологии, но и большая организационная перестройка системы бухгалтерского учета. Он разделился на две отрасли: финансовый учет и управленческий.


В это же время на предприятиях создаются две бухгалтерии: финансовая и управленческая, каждая со своими целями, задачами, функциями. Предпосылкой к разделению было создание калькуляционной бухгалтерии. Становление управленческого учета произошло от калькуляционного учета, и поэтому его основное содержание составляет учет затрат на производство.


Калькуляциясоставляется по центрам ответственности для контроля за деятельностью подразделений; по изделиям для исчисления полных издержек и цены на изделие; по видам продукции для расчета частичных издержек.


Таким образом, разные виды себестоимости необходимы для различных целей управления. Все это привело к созданию управленческой бухгалтерии, которая была организована по децентрализованному принципу, под которой понимают создание информационной системы предприятия с детально проработанными формами и методами коммуникационной связи между подразделениями; обеспечение оперативности сбора и обработки данных, а также текущее планирование деятельности подразделений.


В процессе деятельности на предприятии возникает большой объем экономической информации. Экономическая информация представляет собой такой вид информации, которая последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Она подразделяется на плановую, нормативно-справочную и учетную информацию.


Экономическая информация включает в себя стадии сбора, изменения первичных данных, регистрации и обработки данных для оперативного управления, формирования информации и производство расчетов, используемых в аналитическом и синтетическом учете, а также состояния внутренней и внешней отчетности.


3.2 Системы управленческого учета на предприятии


Организация на предприятии системы управленческого учета, занимающегося учетом и анализом издержек производства, предполагает отделение счетов по их учету от общей системы счетов.


Обособление счетов управленческого учета, помимо улучшения информационного обслуживания различных управленческих структур, создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов выпускаемой продукции.


Возможны два варианта организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета.


При варианте автономии каждая из систем учета - финансового и управленческого - является замкнутой. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой – по статьям калькуляции.


Для учета издержек выбраны свободные коды счетов – 30 - 39. Это так называемые счета-экраны (или транзитные, зеркальные счета). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме затрат на производство готовой продукции, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует данную информацию.


При однокруговой (интегрированной) системе учета счета-экраны не применяются, и используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.


Интегрированная система используется также в филиале. Предприятия с небольшими объемами производства и выпуском однородной продукции применяют данную систему.


Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Систематический учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производственных издержек готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность предприятия и его финансовое состояние. Конечный результат деятельности организации определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу и присоединения к полученному результату разницы прочих доходов и расходов. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учета. Дополняя финансовую отчетность данными внутренней отчетности, администрация может оценить рациональность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и внутренней отчетности ответственного лица определяют отклонения от норм и стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля за издержками и доходами. (3)


Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является ее эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений. Внедрение и эксплуатацию системы управленческого учета только тогда модно считать оправданным, когда полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затраты.


3.3 Разработка организационной структуры предприятия, учетной политики


Организационной структурой предприятия называют деление организации на центры ответственности и их ранжирование. От построе­ния организационной структуры зависит система управленческого учета предприятия. Администрация решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между ис­полнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управ­ления организацией, другими словами, устанавливает организацион­ную структуру предприятия.


Следовательно, организационную структуру предприятияможно оп­ределить как разделение предприятия на отдельные структурные под­разделения и службы (центры ответственности), предполагающее рас­пределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эф­фективное достижение целей, стоящих перед предприятием в целом.


Встречается и другая трактовка орга­низационной структуры — это совокупность линий ответственности внутри организации, каждая из которых показывает направление дви­жения информации.


Организационная структура предприятия может быть охарак­теризована как централизованнаяили децентрализованная — в зави­симости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.


Централизованныеорганизации имеют иерархическую, пирами­дальную структуру, построенную по функциональному принципу (ад­министрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг и т.п.). В основе системы управленческого учета таких предприятий лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия.


Данную организационную структуру использует предприятие . Структура имеет пирамидальную форму. Управление филиалом осуществляет директор. Структура бухгалтерии представлена ведущим бухгалтером, которому подчиняются главный экономист, бухгалтер и кассир (см. Приложение 2).


Центры затрат в филиале включают в себя основные центры, занимающиеся непосредственным производством хлебобулочной продукции. Их затраты напрямую списывают на себестоимость продукции. К таким центрам на предприятии можно отнести цеха основного производства, которые подчиняются заведующему производством; лабораторию, этим отделом руководит заведующий лабораторией; и также относится отдел сбыта. Вспомогательные центры затрат существуют для обслуживания основных центров. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в составе суммарных затрат основных центром включают в себестоимость продукции. К таким центрам можно отнести администрацию, ремонтную службу, газовую котельную, транспортный отдел.


Руководитель центра продаж несет ответственность за доходы структурного подразделения. Центр продаж на предприятии — отдел сбыта, в задачи которого входят привлечение новых клиентов и увеличение объема реализации продукции. Отдел сбыта в то же время является и центром затрат: он несет затраты на заработную плату, представительские расходы, канцелярские принадлежности и т. д. Однако, поскольку сбытовая функция доминирует, отдел следует рассматривать прежде всего как центр продаж.


Центр прибыли — это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. Ме­неджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому для тако­го центра основным контролируемым показателем устанав­ливается прибыль.


Центр инвестиций — это подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить дочернее предприятие, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение акционерной стоимости.


В условиях быстро меняющейся ры­ночной среды существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия единственно правильного уп­равленческого решения. Расширяется спектр управленческих задач, решаемых руководителями производств. Появляется потребность в разделении всех полномочий, в том числе и в части принятия управ­ленческих решений. Отдельные структурные подразделения начинают работать как мини-предприятия, не являясь при этом са­мостоятельными юридическими лицами. Другими словами, начина­ется процесс формирования децентрализованной организационной структуры предприятия.


Децентрализованнаяструктура характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций. Как отмечалось, их руководители имеют более широкий круг прав и обязанностей, чем менеджеры центров затрат. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.


Таким образом, формирование децентрализованной структуры уп­равления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач:


1) распределение ответственности среди исполнителей;


2) контроль за качеством их работы.


Существует и обратная зависимость: эти задачи не могут быть успеш­но решены в отсутствии поставленной системы управленческого учета.


Однако успешное функционирование децентрализованной систе­мы возможно при соблюдении, по крайней мере, двух условий:


1) наличия высокопрофессионального управленческого персонала;


2) согласованности целей и интересов организации в целом и ее от­дельных структурных подразделений.


Независимо от типа избранной организационной структуры — цент­рализованной и децентрализованной — ответственность за финансиро­вание компании в целом лежит обычно на высшем руководстве. Иначе говоря, финансовые функции будут централизованы в любом случае.


Если администрация формирует организационную структуру сво­его предприятия на основе центров прибыли и инвестиций, то далее ей предстоит принять решение, по какому принципу следует созда­вать структурные подразделения: по видам выпускаемой ими продук­ции; по обслуживаемым ими географическим регионам или по группам покупателей. Создавая организационную структуру, следует учиты­вать, облегчит ли она процесс оценки деятельности сегментов. Это в свою очередь зависит от количества общих затрат, отождествляемых с каждой альтернативной структурой, ведь затраты, связанные с пост­роением той или иной структуры управления, должны окупиться.


Существующую организационную структуру предприятия следует регулярно анализировать и пересматривать с учетом изменений, про­исходящих в хозяйственной деятельности предприятия (освоение про­изводства новых видов продукции, изменение технологий, смена ме­неджеров и т. д.), и достижений научно-технического прогресса.


Также предприятиям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского управленческого учета, то есть предприятием самостоятельно утверждаются:


- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности (см. Приложение 6);


- формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;


- график документооборота. Документооборот, организованный по графику, позволяет ускорить прохождение каждым первичным документом весь путь - от оформления и проверки до обработки, способствует равномерному распределению учетной работы в течение всего рабочего времени, повышает производительность труда счетных работников, способствует усилению контрольных функций бухгалтерского учета, а также повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Работники предприятия, учреждения (начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер (см. Приложение 7).


- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации управленческого учета.


Законом РФ «О бухгалтерском учете» также предусмотрена самостоятельная разработка учетной политики предприятия. На предприятии утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогового учета по организации на 2009 год (см. Приложение 3). Принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской информации.


Что касается организации принятия управленческих решений по учету за затратами и готовой продукции на предприятии, можно выделить следующие пункты:


1. расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они произведены, независимо от даты оплаты;


2. затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы.


3. незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по статьям прямых затрат;


4. при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);


5. общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются в дебет счета 20 «Основное производство»;


6. затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу учитываются на счете 44 «Расходы на продажу»;


7. расходы на продажу, собранные в течение отчетного периода на счете 44 «Расходы на продажу» подлежат списанию в дебет счета 90 «Продажи; полностью;


8. коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;


9. установлен метод оценки товаров при их продаже (отпуске) по себестоимости первых по времени приобретении материально-производственных запасов (способ ФИФО);


10. готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по учетно-покупной цене без НДС;


11. Учет выпуска готовой продукции организуется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;


12. Затраты, произведенные в отчетном периоде. Но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение периода, к которому они относятся равномерно.


3.4 Классификация затрат и ее использование в управленческом учете


Затраты целесообразно также группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, то есть по центрам их возникновения. Такая группировка позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции.


По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.


Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента – материалы, заработная плата, амортизация и другие. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.


Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.


По экономическому содержанию затраты классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции.


Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятий невозможно разложить на составные части.


Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен единый для всех предприятий перечень элементов затрат, включающий:


- материальные затраты;


- затраты на оплату труда;


- отчисления на социальные нужды;


- амортизацию;


- прочие затраты.


Поэлементная группировка затрат показывает, сколько произведено определенных видов затрат в целом по предприятию за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.


Классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия.


Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. Так, например, на предприятии составлены статьи затрат для калькуляции себестоимости хлеба (см. Приложение 4).


В выборе системы управленческого учета можно выделить группировку затрат по отношению к приращению объема производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.


К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. Так, например, к ним можно отнести общехозяйственные расходы.


Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топливо и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих.


Некоторые затраты бывают смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами.


Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и в конечном счете при выборе экономической политики предприятия. (5)


3.5 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции


Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимают совокупность способов регистрации и обобщения учетных регистров, данных о затратах на производство и исчисление себестоимости продукции. На производственных предприятиях учет затрат можно организовать различными методами в зависимости от способа: оценки затрат, характера производственного процесса, полноты включения затрат в себестоимость продукции.


В основу классификации методов учета затрат на производство положены различные способы группировки затрат по отдельным объектам учета. В зависимости от этих признаков различают методы учета затрат:


1) нормативный;


2) позаказный;


3) попередельный;


4) попроцессный.


Калькулирование – это исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. В процессе калькулирования исчисляют себестоимость всего выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг; отдельных видов продукции, выполненных работ, оказанных услуг; полуфабрикатов; незавершенного производства.


Указанные показатели себестоимости используются для составления отчетов, управления себестоимостью продукции, определение цен на продукцию.


Филиал использует нормативный метод учета затрат. Он позволяет оценить не только то, какими были затраты, но и какими они должны быть.


Под нормативными понимают текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменение технологии и т.п. Нормативный метод учета затрат продукции предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат. По мере внедрения организационных и научно-технических мероприятий, обновления норм и нормативов калькуляции обновляются.


При нормативном методе учет затрат ведется в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об отклонениях имеет большое значение для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.


При этом методе фактическая себестоимость продукции определяется путем прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье.


При учете готовой продукции по нормативной себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» ее оприходование отражается следующими проводками:


Дебет 43 – Кредит 40 - принята на учет готовая продукция по нормативной себестоимости


Дебет 40 – Кредит 20, 23, 29 - списаны фактические затраты на производство продукции


Дебет 90 – Кредит 40 – списано отклонение фактической производственной себестоимости готовой продукции от нормативной себестоимости (дополнительной проводкой, если себестоимость фактическая больше себестоимости нормативной, или методом «красное сторно», если себестоимость нормативная больше себестоимости фактической).


Рассмотрим применение нормативного метода учета затрат на производство хлеба «Весеннего».


В течение месяца на склад принята к учету продукция по плановым ценам на сумму 250 000 рублей. Сумма затрат на производство продукции, учтенных на счете 20 «Основное производство», составила 280 000 рублей, остаток незавершенного производства - 7000 рублей. Плановая себестоимость реализованной продукции – 230 000 рублей.


































Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
20 10, 70, 69, 25, 26 280 000 Отражены затраты текущего периода
40 20 273 000 Отражена фактическая производственная себестоимость готовой продукции (280 000 – 7000)
43 40 250 000 Принята к учету готовая продукция по плановой себестоимости
90-2 43 230 000 Списана плановая себестоимость реализованной продукции
90-2 40 23 000

Сумма выявленного отклонения (перерасход) включена в себестоимость реализованной продукции


(273 000 – 250 000)



Для успешного применения нормативного метода необходимо:


- строгое нормирование расхода всех видов ресурсов;


- предварительное составление нормативных калькуляций;


- разработка первичной документации, позволяющей фиксировать затраты производства как в пределах норм, так и по отклонениям от них, в разрезе мест, причин и виновников их возникновения;


- подведение итогов и принятие оперативных управленческих решений по результатам контроля за формированием себестоимости продукции по каждому производственному подразделению и предприятию в целом.


Основные достоинства этого метода заключаются в следующем:


- возможность контроля над затратами путем составления нормативных калькуляций;


- возможность контроля затрат путем сопоставления их фактических значений с нормативными;


- возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических затрат от нормативных;


- возможность принять оперативные м еры в процессе производства ,а не только в конце отчетного периода.


К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них. (5)


3.6 Бюджетирование и контроль затрат


Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете по­нимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) — это план. Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предлагаемый действий. Это прогноз будущих финансовых операций.


Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.


Бюджет предприятия составляется планово-экономическим отделом Планы составляются каждый месяц до 13 числа месяца, предшествующему месяцу, на который составляется план. Бюджет составляется по всем статьям расходов, утверждается генеральным директором. Главный бухгалтер филиала доводит планы до подразделений и цехов предприятия.


Использование бюджета создает для орга­низации следующие преимущества.


1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает кон­тролировать производственную ситуацию. Без наличия плана управляю­щему, как правило, остается только реагировать на обстановку, вместо того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, со­действует четкой и целенаправленной деятельности предприятия. Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) — сроком до года — и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются на 3—5 лет, а иногда и до 15 лет.


2. Бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, со­здает объективную основу оценки результатов деятельности организа­ции в целом и ее подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к оши­бочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут вклю­чать результаты низкопроизводительной работы. Улучшение этих по­казателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей пре­дыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, кото­рых не существовало в прошлом.


3. Бюджет как средство координации работы различных подразде­лений организации побуждает управляющих отдельных звеньев стро­ить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.


4. Бюджет — основа для оценки выполнения плана центрами ответ­ственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по от­четам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых ре­зультатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия.


Процесс составления организацией бюджета называется бюджет­ным циклом, который состоит из таких этапов, как:


- планирование, с участием руководителей всех центров ответствен­ности, деятельности организации в целом, а также ее структурных под­разделений;


- определение показателей, которые будут использоваться при оцен­ке этой деятельности;


- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;


- корректировка планов, с учетом предложенных поправок.


В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:


а) генеральный и частные;


б) гибкие и статические.


Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным.Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.


В результате составления генерального бюджета создаются:


- прогнозируемый баланс;


- план прибылей и убытков;


- прогноз движения денежных средств.


Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:


1) операционного бюджета— включающего план прибылей и убыт­ков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации (см. Приложение 5);


2) финансового бюджета — включающего бюджеты капитальных вло­жений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.


В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы № 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объек­та планирования, размера организации и степени квалификации раз­работчиков.


Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точ­ной. Этот документ может:


1) содержать лишь данные:


а) о доходах,


б) о расходах,


в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;


2) разрабатываться в любых единицах измерения — как стоимост­ных, так и натуральных;


3) составляться как для организации в целом, так и для ее подразде­лений — центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.


Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совмест­но с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.


Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы, как:


1) генеральный бюджет торговой организации;


2) генеральный бюджет производственного предприятия.


Так как филиал является производственным предприятием, рассмотрим генеральный бюджет производственного предприятия.


Генеральный бюджет производственного предприятия состоит из операционного и финансового бюджетов. Финансовый бюджет состоит из бюджета капитальных вложений, бюджета движения денежных средств, прогнозируемого баланса. Операционный бюджет включает бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов продукции на конец планируемого периода, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых трудовых затрат, бюджет общепроизводственных (накладных) расходов, бюджет себестоимости произведенной продукции, бюджет себестоимости продаж, бюджет затрат на маркетинг, бюджет коммерческих затрат, бюджет административных затрат, план прибылей и убытков.


Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. На основе бюджета продаж строятся бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных потоков, но и потребностей в ресурсах, выраженных в натуральных единицах измерения (количество людей, оборудования, производственных площадей, объема сырья).


Бюджет продаж является результатом обсуждения управляющими и персоналом отдела реализации планов реализации продукции предприятия. Планирование продаж – это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию. На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж.


Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством. Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в денежных единицах.


Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции, которая включает в себя затраты на


упаковку, транспортировку продукции, рекламу, заработную плату и отчислений работников отделов реализации, складов, кладовщиков.


Бюджет общехозяйственных расходов включает расходы на управление предприятием, арендную плату помещений, аудиторские и консультационные услуги и прочие расходы, связанные с управлением предприятием.


Про­цесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без кон­троля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполне­ны в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятель­ности, нуждается в планировании и контроле.


Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами уп­равления предприятием. При этом под управлением понимается про­цесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его це­лей в соответствии с намеченными планами. (5)


Контроллинг осуществляет планово-экономический отдел, генеральный директор и коммерческий директор.


Контроллинг, как целостная концепция управления финансово-экономически­ми процессами и результатами деяте­льности предприятия, основывается, в первую очередь, на учетной информации. Исследова­ния учетной информации становятся основой прове­дения специалистом по контроллингу оценки финан­совой ситуации предприятия, процессов планирова­ния и контроля. Именно в учете формируется база данных, определяется содержание, проводится оценка и отбор параметров для характеристики количествен­ного и качественного состояния исследуемых объек­тов.


Система контроллинга является стержнем, вокруг которого объединяются все основные элементы орга­низации и управления деятельностью предприятия. Главная цель контроллинга — ориентировать про­цесс управления предприятием на достижение по­ставленных целей. В зависимости от этого контрол­линг разделяется на стратегический и оперативный.


Стратегический контроллинг - должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей и достижение долгосрочного устойчивого развития; ориентирован на долгосрочные перспективы. Объектами стратегического контроля являются: цели, стратегии, потенциалы, факторы успехе, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, рубежи и последствия.


Оперативный контроллинг — ориентирован на краткосрочные цели и использует такие показатели, как рентабельность, ликвидность, производительность, прибыль.


Можно констатировать, что контроллинг как система управления в рамках современного менеджмента неразрывно связан с информационным обеспечением руководства в процессе принятия управленческих решений. Решение текущих и перс­пективных (стратегических) задач представляется возможным только на базе регулярного поступле­ния полной и достоверной информации о финансо­вой ситуации и результатах в разрезе всех процессов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому контроллинг является инструментом комплексного управления деятельностью, который обеспечивает ме­тодическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента, планирования, управления и контроля.


Для контроля производственной программы необходимо использовать плановые и исполнительные балансы по разделам программы, системы текущего производственного учета и отчетности, системы оперативного управления производством.


Основными задачами контроля и анализа выполнения производственной программы являются:


- проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;


- изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;


- выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;


- разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;


- установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.


Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации.


Выводы и предложения


Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.


В результате данной работы на примере предприятия был рассмотрен ряд вопросов, касающихся организации управленческого учета на предприятии: роль управленческого учета в информационной системе предприятия, разработка учетной политики и структура бухгалтерии для цели управленческого учета, организация учета затрат, их контроль и бюджетирование, а так же изучена первичная документация по теме.


Управленческий учет охватывает всю систему формирования и использования информации для процесса управления предприятия в целом, включая стратегическое планирование, оценку деятельности организации, её подразделений и функционирующих блоков и т.д. Для обеспечения оптимального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на предприятии используются бюджетирование и контроль хозяйственной деятельности.


Учет затрат ведется по позаказному методу учета затрат, включающего первичные документы, утвержденные Госкомстатом РФ. Аналитический учет ведется в разрезе статей калькуляции и элементов.


Данные синтетического и аналитического учета в конце отчетного периода обобщают с целью получения сводной информации. Эти данные находят свое отражение в журналах-ордерах, оборотно - сальдовой ведомости, главной книге и бухгалтерском балансе


В ходе рассмотрения организации управленческого учета на предприятии были обнаружены как положительные, так и отрицательные его стороны, одной из которых является отсутствие контроллинга, применение которого способствует оптимизации прибыли, сохранению рабочих мест, обеспечивает существование предприятия в самых сложных условиях.


Наращивание прибыли, в свою очередь, позволяет найти средства для инноваций, активизировать творческую работу персонала, стимулирует повышение результативности труда, развитие системного мышления сотрудников, ведет к высокой продуктивности трудовой деятельности.


Итогом данной работой стали как теоретические, так и практические знания в области организации управленческого учета на предприятии. Тема является достаточно широкой и показалась мне очень интересной. В ходе данного исследования возникло много вопросов, и некоторые аспекты остались не изученными, за неимением нужных данных.


Изучение особенностей организации управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что это – новая комплексная отрасль экономических знаний, основной целью которой является информационно – аналитическое обеспечение специалистов организаций и предприятий для принятия ими наиболее эффективных управленческих решений.


Список литературы


1. Архангельская Н. Основы организации аудита в системе внутрихозяйственного управленческого учета и контроля // Экономический анализ: теория и практика – 2007. - №10. - С. 53 – 57


2. Вахрушина М. Учетная политика для целей управленческого учета // Бухгалтерский учет. – 2008. - №24. - С. 66 – 68


3. Волошин Д. Оценка эффективности управленческого учета на предприятии // Экономический анализ: теория и практика – 2008. - №10. – С. 81 – 84


4. Волошин Д. Проблемы организации систем управленческого учета на предприятиях // Экономический анализ: теория и практика – 2007. - №22. - С. 54 – 56


5. Волошин Д. Система управленческого учета на предприятии: направления совершенствования // Аудиторские новости – 2008. - №3. - С. 51 – 56


6. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций №115н от 18.09.2006г.


7. Кодекс РФ об административных нарушениях №195 – ФЗ от 30.12.2001 г.


8. Крылова Ю. Роль секретаря в организации управленческого учета на предприятии // Секретарское дело. – 2007. - №8 - С. 69 – 75


9. Мугуров Е. Организация управленческого учета на предприятии: теоретический аспект // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. - №9. - С. 53 – 58


10. Налоговый кодекс РФ ч.1


11. Палий В. Управленческий учет: организация и функционирование // Бухгалтерский учет. – 2008. - №23. - С. 64 – 65


12. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации от 07.05.2003 N 38н.


13. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) №60н от 30.12.2001 г.


14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) №115н от 18.09.2006 г.


15. Положение по бухгалтерскому учету « Доходы организации» (ПБУ 9/99) №156н от 27.11.2006 г.


16. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) №156н от 27.11.2006 г.


17. Положение по бухгалтерскому учету « Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) №115н от18.09.2006 г.


18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03) №116н от 18.09.2006 г.


19. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129 – ФЗ


20. Ю. Хараков. Новые направления развития управленческого учета // Учет и анализ торговой деятельности. – 2007. - №4.- С. 14 – 18



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит и ревизия кассовых дисциплин и кассовых операций
Реферат Аудит в странах СНГ
Реферат 1 Демографические показатели в 2010 году отмечается самый высокий за последние 10 лет уровень рождаемости. Родилось 428 детей (2009 г. 388 новорожденных)
Реферат 1 Выбор инвестиционной стратегии предприятия глава 2
Реферат Анализ хозяйственной деятельности на консервном заводе "Владикавказcкий"
Реферат Анализ эффективности использования материальных ресурсов на ОАО «Донецкий металлургический завод»
Реферат Анализ финансового состояния О ДО «Золотой Олимп»
Реферат Анализ хозяйственной деятельности коммерческих банков
Реферат Биржи в экономике отрасли
Реферат Анализ эффективности использования основных фондов
Реферат Аудит издержек производства и обращения
Реферат Аудит денежных средств в
Реферат Аналыз фынансового стану пыдприэмства
Реферат Аудит в банке
Реферат Анализ финансового состояния ГП ДЕЗ-11 МО "Чертаново - Северное" за 1998 год