Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Принципы организации учётно-операционной работы в банке 2

Международный институт экономики и права


Проблемно-тематический курс


студента 3 курса


Факультета экономики и управления


Шошева Михаила Сергеевича


№ контракта 16Э08025


по дисциплине


Бухгалтерский учёт и отчётность в коммерческих банках


Руководитель-консультант


Москва 2010


Тема 1 Принципы организации учётно-операционной работы в банке


1.
Организация учетно-операционной работы во многом зависит от установленного в банке документооборота, т.е. порядка прохождения документов по всем стадиям их обработки с момента поступления в банк или создания до сдачи в архив (документы дня). Документооборот разрабатывает главный бухгалтер. В целях рационализации этого порядка в банке составляется график документооборота, который утверждает руководитель.


Требования главного бухгалтера относительно документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех сотрудников банка. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.


Право подписания расчетно-кассовых документов оформляется распоряжением руководителя банка. Образцы подписей передаются в кассу операционным и контролирующим работникам и прочим службам, где используются документы. Право первой подписи на указанных документах имеют обычно руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.


Учетно-операционный аппарат состоит, как правило, из ответственных исполнителей, а в необходимых случаях — из операционных бригад. Ответственными исполнителями назначаются наиболее подготовленные работники, имеющие достаточный опыт работы в банке. Они проверяют и оформляют для отражения в учете документы, поступающие в банк от клиентов, филиалов и других банков. Все счета бухгалтерского учета распределяются между ответственными исполнителями так, чтобы обеспечить систематический контроль, предотвратить задержки в обработке и оформлении документов и обеспечить равномерную нагрузку на каждого работника. Операционные группы создаются в крупных банках; это позволяет повысить производительность труда, ускорить документооборот, усилить внутренний контроль и обеспечить взаимозаменяемость работников. Общее руководство в группе возлагается на более опытного работника, который организует работу и контролирует своевременность оформления операций. Руководитель группы несет ответственность за работу всей группы.


Распределение счетов и обязанностей между ответственными исполнителями и операционными бригадами — прерогатива главного бухгалтера.


Ответственные исполнители ведут расчетное и кассовое обслуживание клиентов, имеют право оформлять и подписывать расчетные документы, лицевые счета. В течение дня они перечисляют деньги в установленной очередности и в пределах остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов. С этой целью ведется оперативный учет состояния соответствующих счетов.


Обязанности операциониста следующие: прием от клиентов (их представителей) расчетно-денежных документов; оформление приходных кассовых операций; прием чеков, выдача клиенту контрольной марки принятого чека, проверка в установленном порядке личности получателя денег; разъяснение правил оформления расчетно-денежных документов, а также других вопросов; выдача под расписку платежных поручений, акцептованных банком, документов по аккредитивам, а также выписок из лицевых счетов, приложений к ним и других документов клиентам.


В обязанности оператора подразделения автоматизации учета входит: сверка документов аналитического и синтетического учета; формирование и подсчет мемориальных документов; подсчет процентных чисел по лицевым счетам и начисление процентов; выполнение разного рода подсчетов и составление сводных ордеров и описей бухгалтерского оформления операций.


В этом подразделении составляется отчетность банка, поэтому оператор должен также выполнять распечатку лицевых счетов и проверочных ведомостей остатков средств на лицевых счетов по состоянию на первое число месяца, составлять ежедневный баланс остатков средств на счетах, составлять сводные ордера и ведомости, заполнять ведомости отчетности.


Контролер руководит работой операционной группы (бригады), а именно: проверяет правильность надписей на чеках и расходных ордерах; подписывает документы и выписки из лицевых счетов (контрольная подпись); ведет кассовые расходные журналы, сверяет их итоги с кассой; проверяет правильность сверки данных аналитического и синтетического учета; проверяет отчетность бригады.


Важное место в каждодневной деятельности банка отводится внутреннему контролю, который подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса).


Предварительный контроль ведется посредством контрольных подписей. Главный бухгалтер обязательно подписывает документы, содержащие информацию о движении по счетам фондов банка, иностранной валюты (или начальник валютного отдела), драгоценных металлов, а также информацию о подкреплении и излишках кассы, о прибылях и убытках. Он также подписывает документы по внебалансовым долгам, списываемым в убыток, ордера на закрытие клиентских счетов, на исправление ошибок в учете, кассовые документы и некоторые другие.


Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан. Перечень операций банков, подлежащих дополнительному контролю, указан в Правилах учета.


Обязательной частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически проводить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В ходе таких проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения учета и приниматься меры к устранению недостатков.


В штат учетно-операционного аппарата обычно входят работники, задача которых — последующий контроль сделанных бухгалтерских проводок, включая кассовые. Так, все бухгалтерские операции, проведенные в предыдущий день, должны быть проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. Проверяется наличие подписи уполномоченного работника банка на соответствующих документах, правильность перенесения в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм документов, входящих остатков и выведения исходящих остатков, правильность оформления документов, совершения исправительных записей, если они делались, и др. О проведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале.


Результаты последующих проверок оформляются справками. Руководящие работники банка обязаны в пятидневный срок после получения такой справки лично рассмотреть ее в присутствии сотрудников бухгалтерии и принять адекватные меры.


Банки обязаны хранить свою бухгалтерскую документацию (первичные учетные документы, регистры учета и отчетность) в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.


Учётную политику необходимо вести исходя из планирования получения прибыли и соответственно налоговых выплат.


Тема 2 Учёт расчётно-платёжных операций. Расчёты платёжными поручениями и платёжными требованиями


1.
Корреспондентский счет - счет, открываемый банку в учреждениях центрального банка или в других банках, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.


Платежи по корреспондентским счетам могут осуществляться в пределах остатка денежных средств на счете либо с превышением остатка за счет овердрафта.


Обычно пользование корреспондентским счетом оплачивается поддержанием минимального остатка средств на счете и/или посредством выплаты комиссионного вознаграждения.


Различают корреспондентские счета лоро и ностро. Счет ностро в одном банке является счетом лоро у банка-корреспондента.


Они служат основой для всех видов отношений из-за удобства и простоты при проведении межбанковских операций.


Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов: децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом, и централизованный, при котором расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР.


В России межбанковские расчеты ориентируются на второй (централизованный) вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей органы ЦБР — расчетно-кассовые центры (РКЦ) . В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов[1]. Для открытия корреспондентских счетов коммерческие банки представляют: заявление на открытие счета, копию зарегистрированного устава, образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР, где предусматриваются права, обязанности обеих сторон и ответственность за выполнение взятых обязательств.


Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет — это своего рода “расчетный” счет, на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и не использованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений) .


Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков — это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта) , но по высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую степень ответственности каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками-корреспондентами. Посредничество Центрального банка России в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране.


Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее в зависимости от необходимости - счета или счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.


Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:


1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;


2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;


3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;


4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.


Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.


Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.


Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России, за исключением случаев, указанных в настоящем Положении, и заключаемыми между Банком России или кредитными организациями и их клиентами договорами, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации.


При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.


Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


Тема 3 Расчёты аккредитивами


1.
Отзывной аккредитив — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются.


Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).


Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов. Во времена, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, откуда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать, как профессиональный жаргон.


Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчетах на территории Российской Федерации. В международных расчетах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы). (Данный термин отсутствует в международной практике).


Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств уплаченных бенефициару. В международной практике термины непокрытый или гарантированный не используются в виду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.


Аккредитив подтвержденный — аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платеж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт акцепторный платёж


Аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчетов за очередную партию товаров. Аккредитив открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нем суммы.


Аккредитив циркулярный — аккредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.


Резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (то есть допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещен документарный характер гарантий, или при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)


Кумулятивный аккредитив — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который открывается в том же самом банке, в то время как за некумулятивным аккредитивом неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счет приказодателя.


Тема 4 Учёт операций с денежной наличностью в банке. Правила ведения кассовой работы. Структура операционной кассы банка


1.
Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения денежной наличности перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу. Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников.


С каждым работником кассы заключается договор о полной материальной ответственности. Кассиры операционных касс должны быть снабжены образцами подписи руководителей банка и бухгалтеров, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, а бухгалтеры - образцами подписей кассиров.


Остаток денежных средств в операционной кассе банка лимитируется. Размер лимита операционной кассы устанавливается исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу банка, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей налично-денежного оборота банка.


Тема 5 Учёт операций по формированию уставного капитала паевого коммерческого банка


1.


Таблица 1



















№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 В соответствии с учредительными документами пайщиком внесены наличные рублёвые средства 031 «Касса КБ» 010 «Уставной фонд»
2 Пайщиком перечислены безналичные рублёвые средства (пайщик не является клиентом банка)

072


080


161


010

Продолжение таблицы 1












3

Пайщики, являясь клиентами банка, перечислили безналичные рублёвые средства:


а) с расчётного счёта коммерческого предприятия


б) с расчётного счёта некоммерческой организации


в) с расчётного счёта физического лица – предпринимателя


г) со счёта физического лица


Счёт клиентов банка


010


4

Внесены в уставной капитал материальные ценности:


а) здания


б) легковой автотранспорт


в) компьютеры


г) информационная система


920


921


940


940


010



Тема 6 Учёт операций по формированию уставного капитала акционерного коммерческого банка


1.


Таблица 2
























№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1

I. Отражение операций в период проведения подписки


Поступление наличных рублёвых средств в банк:


а) приём платежа в оплату акций


б) перечисление наличной суммы с корсчёта на накопительный корсчёт


031


161 «Корсчёт КБ» лиц. счёт «средства от ценных бумаг»


904


161


2 Оплата акций безналичными рублями 161 904
3

Оплата акций материальными ценностями:


а) здания


б) легковой автотранспорт


в) компьютеры


г) информационная система


920


931


940


940


904


904


904


904



Продолжение таблицы 2
































4 Поступление иностранной валюты 060 076
1

II. Отражение операций после завершения подписки и регистрации отчёта об итогах выпуска


Разблокирование средств с накопительного рублёвого счёта


161


161


2 Оприходование рублёвых средств в уставной капитал 904

010


012


3 Оприходование материальных ценностей 904 010
4 Оприходование валюты 072 072
5 Поступление средств за неполностью оплаченные акции после регистрации 904 161

Тема 7 Формирование и использование фондов коммерческого банка. Учёт акций и расчёты с участниками


1.


Таблица 3
























№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1

За счёт прибыли создан резервный фонд


Начислены дивиденды за счёт прибыли


Выплачены дивиденды после удержания подоходного налога


011


950


904


904


904


031


161


2

Убытки прошлого года покрыты за счёт резервного фонда


Банком начислены дивиденды по привилегированным акциям за счёт резервного фонда


031


011


011


904


3

Выкуплена акционерным банком часть акций с целью перепродажи:


а) на сумму номинальной стоимости


б) на сумму выше номинала


Уменьшен уставной капитал при аннулировании акций


034


034


010


960


970


034



Тема 8 Учёт кредитных операций коммерческих банков


1
. В стандартном Кредитном договоре кредитное учреждение в пункте "Права и обязанности Сторон" ещё раз прописывает права и обязанности Кредитора и Заемщика, которые ранее уже упоминались в предмете Кредитного договора и условиях кредитования, иногда добавляя интересные нюансы к тому, что было ранее написано.


В обязанности кредитного учреждения обычно входит:


1) осуществить выдачу кредита в форме и на условиях, описанных в предмете Кредитного договора;


2) открыть соответствующий ссудный счёт (счет для перечисления на него суммы кредита);


3) обязательно Кредитор обязан предоставлять подробную и полную консультацию Заемщику по всем вопросам касательно условий, процесса кредитования, интересующим Заемщика и не понятным ему;


4) иногда Кредитор обязан уведомить Заемщика о повышении процентной ставки;


5) также Кредитор, естественно, обязан соблюдать нормы законодательства при предоставлении кредита Заемщику. Что, в принципе, и так понятно.


Даже без соответствующего пункта в договоре, Кредитор обязан не нарушать действующее законодательство (как и Заемщик, впрочем, тоже).


Заемщик обязуется и обязан:


1) израсходовать сумму кредита на те цели, которые указаны в Кредитном договоре;


2) гасить задолженность по кредиту и процентам своевременно, в соответствии с Графиком погашения кредита и процентов в порядке, описанном Кредитным договором;


3) своевременно выплачивать кредит, проценты, неустойки в виде пени и/или штрафа;


4) направлять средства для погашения задолженности по кредиту, в первую очередь, на погашение просроченных процентов и части кредита, затем на погашение начисленных процентов и оставшуюся задолженность по кредиту, и затем на уплату неустойки в виде пени и/или штрафа, убытков, причинённых Кредитору;


5) в случае просрочки платежей по кредиту и/или процентам немедленно погасить такую задолженность;


6) по требованию представителей кредитного учреждения предоставлять информацию относительно размера своих доходов, о наличии и состоянии собственного имущества, предмета залога, о привлечении Заемщика и/или поручителей к участию в криминальных, других судебных делах;


7) ежегодно, ежеквартально или ежемесячно предоставлять Кредитору справку о своих доходах с места работы;


8) не закрывать текущие, карточные, депозитные счета, открытые в кредитном учреждении - Кредиторе, не переводить свою заработную плату и другие поступления на счета, открытые в других кредитных учреждениях, не получать заработную плату и другие выплаты в кассе работодателя до полного погашения долга по кредиту и процентам, пользоваться карточными продуктами - пластиковыми карточками в соответствии с правилами их использования, использовать текущий счёт для получения заработной платы (а я Вас выше уже предупреждала по этому поводу: лучше берите кредит в одном банке, а зарплату получайте - в другом);


9) при изменении номера текущего, карточного счёта уведомить Кредитора об этом;


10) не предоставлять своё имущество, имущественные права в залог, не выступать простым и/или имущественным поручителем за третье лицо без согласия письменного и предварительного на это Кредитора; досрочно погасить долг по кредиту и процентам в случае отказа Кредитора предоставить такое согласие (поверьте, если Вы рядовой клиент, то такого согласия не дождётесь до полного погашения долга по кредиту и процентам);


11) уведомлять Кредитора, если получаете во время действия данного Кредитного договора кредит в другом кредитном учреждении;


12) уплатить комиссионное вознаграждение в порядке, сроки и суммах, определённых данным Кредитным договором;


13) уплатить расходы, связанные с оформлением договора обеспечения в порядке, сроки и суммах, определённых этим договором;


14) в случае нарушения одного из условий Кредитного договора по требованию кредитного учреждения-Кредитора досрочно погасить в течение Н-ного количества дней весь долг по кредиту и процентам, неустойку.


15) уплатить сумму задолженности по кредиту с учётом установленного индекса инфляции за всё время просрочки платежа по кредиту;


16) в случае, если обеспечение договора выявится по той или иной причине ненадлежащим - заменить его другим обеспечением по стоимости, не меньшей суммы задолженности по Кредитному договору на момент осуществления такой замены;


17) ежегодно страховать предмет договора обеспечения, свою жизнь, а может быть - и кредитные/финансовые риски Кредитора;


18) если за Вас как за Заемщика по данному Кредитному договору поручается работодатель-юридическое лицо, то в случае Вашего увольнения с данного предприятия, Вы обязаны погасить долг по кредиту и процентам досрочно;


19) предоставлять своему Поручителю информацию об исполнении обязательств по Кредитному договору;


20) в случае погашения задолженности по кредиту Поручителем, вернуть Поручителю сумму задолженности в порядке регресса;


21) уведомлять Кредитора об изменении места проживания, фамилии, имени, отчества, места работы.


Кредитор обычно имеет следующие права по отношению к Заемщику:


1) отказать Заемщику в выдаче кредита, если на самом деле Заемщик собирается израсходовать сумму кредита не на те цели, которые указаны в Кредитном договоре; если Кредитору стало известно, что Заемщик не сможет своевременно вернуть сумму кредита и процентов; если получение кредита связано с отмыванием, легализацией денег, добытых преступным путём;


2) требовать от Заемщика досрочно погасить сумму кредита, процентов, неустойки и убытков, если Заемщик:


- допустил просрочку очередного платежа по кредиту и/или процентам за пользованием кредитом;


- не осуществил более одной выплаты, превышающей 5% от суммы кредита;


- допустил долг по кредиту более 10%;


- если не исполняет свои обязанности хотя бы по одному из договоров обеспечения;


- стал подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осуждённым по криминальному делу;


- привлекается к рассмотрению каких-либо имущественных судебных дел;


- несвоевременно и/или не в полном объёме осуществил выплату комиссионного вознаграждения или несвоевременно и/или не в полном объёме компенсировал расходы на оформление договоров обеспечения Кредитору;


- использовал кредит не по целевому назначению;


- стал получать меньше доходов, чем до получения кредита;


- уволился с предприятия и не устроился на новую работу в течение определённого времени;


- не согласился с увеличением размера процентной ставки по кредиту;


- закрыл свой карточный и/или депозитный счёт, получает заработную плату на новый счёт, открытый в другом кредитном учреждении, и не сообщил Кредитору об этом и о реквизитах нового счёта;


- осуществлён арест одного из счетов Заемщика;


- отсутствуют поступления на карточный зарплатный счёт Заемщика, с которого согласно договорённости Сторон производится погашение долга по кредиту и процентам, более одного месяца;


- в случае подачи иска о признании данного Кредитного договора и/или одного из договоров обеспечения недействительными;


- в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;


- в случае ухудшения финансового состояния Поручителя - юридического или физического лица;


- в случае задержки выплаты заработной платы по основному месту работы на срок более одного месяца;


- нарушил одно из любых других условий и/или обязательств по Кредитному договору.


3) осуществлять договорное списание сумм начисленных процентов и погашать сумму кредита со счетов Заемщика, в том числе и досрочно;


4) уступить право требования по данному Кредитному договору другому лицу - новому Кредитору (так называемая уступка права требования);


5) изменять размер процентной ставки по кредиту, размер комиссионного (ежегодного, ежеквартального, ежемесячного) вознаграждения;


6) получать, хранить, использовать и распространять информацию относительно кредитной истории Заёмщика;


7) осуществить государственную регистрацию обременений на предмет залога.


Заёмщик имеет право:


1) получать от Кредитора консультацию по вопросам кредитования;


2) пользоваться кредитом согласно условий Кредитного договора;


3) осуществить перевод своего долга по Кредитному договору на другое лицо по предварительному согласию Кредитора.


4) отозвать своё согласие на заключение Кредитного договора путём письменного уведомления Кредитора в течение 14 дней с момента получения Заемщиком оригинального экземпляра Кредитного договора.


5) досрочно вернуть кредит и выплатить проценты за пользование им;


6) обращаться в Бюро кредитных историй для ознакомления с информацией, которую предоставил Кредитор в Бюро относительно Заемщика и его кредитной истории.


Пролонгация кредита – это продление договора на прежних условиях.


Таблица 4







































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Выдача кредита
1 На расчётный счёт клиента – коммерческой организации зачислена сумма предоставленного на 60 дней кредита 452.03-08 40702
С корреспондентского счёта банка списана сумма кредита на срок 30 дней, предоставленного не клиенту банка 452.03-08 301102
Сформирован резерв на возможные потери по ссудам по выданному кредиту 70209 45215
Под выданный кредит получено обеспечение в виде:
- Гарантии или поручительства 452 91305
2 Предоставлен кредит предпринимателю – физическому лицу 455 30102(А) 40802(П)
- клиенту банка 455 40817

Продолжение таблицы 4







































































































2 - не клиенту банка 455 30102
Сформирован резерв на возможные потери по ссудам по выданному кредиту 70209 45515

Под выданный кредит получено обеспечение в виде:


Ценных бумаг, принятых в залог, кроме векселей


455


91303


3

Предоставлен кредит физическому лицу


-в безналичной форме 40817 455


-клиенту банка 40817 455
-не клиенту банка 40817 455
-наличными 40817 455
Сформирован резерв на возможные потери по ссудам по кредиту 70209 45515
Под выданный кредит получено обеспечение в виде:
Имущества, принятого в залог 455 91307
4 Учтена сумма кредита, предоставленная при недостатке средств на расчётном счёте
- юридическому лицу 32001 452
- предпринимателю - физическому лицу 32001 454
5 Предоставлен кредит в форме кредитной линии 91403 455
2. Погашение кредита
6 Коммерческой организацией – клиентом банка погашен кредит 453 40805
Коммерческой организацией – не клиентом банка погашен кредит 453 40814
Списан резерв, образованный ранее под погашенный кредит 45315 70209
Списано полученное под кредит обеспечение 91307 453
7 Коммерческой организацией – клиентом банка погашен просроченный кредит
Погашение просроченных процентов 45906 453
Погашение просроченного кредита 45812 452.03-08
8

Погашен потребительский кредит физическим лицом


- в безналичной форме


455 40817
-клиентом банка 455 40817
- не клиентом банка 455 40813
-наличными 455 40817

Тема 9 Учёт межбанковских кредитов


1. Форма обеспечения возвратности кредита - это конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организация контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника.


Если механизм погашения ссуды за счет выручки и его закрепление в кредитных договорах являются основной предпосылкой возврата кредита, то определение форм обеспечения возврата представ­ляет собой гарантию этого возврата. Такая гарантия нужна при высокой степени риска просрочки платежа.


Таким образом, в банковской практике источники погашения ссуд подразделяются напервичные и вторичные.
Первичным источником является выручка от реализации продукции, оказания услуг или доход, поступающий физическому лицу.


Зарубежные банкиры считают своим «золотым» правилом при рассмотрении возможности заключения кредитной сделки ориентироваться прежде всего на первичный источник.


Реальной гарантией возврата кредита является выручка лишь у финансово устойчивых предприятий. К ним относятся: предприятия, имеющие высокий уровень рентабельности и высокую обеспеченность собственным капиталом. У таких предприятий происходит не только систематический приток денежных средств, но и прирост денежных средств в части образования прибыли, а также пополнения собственного капитала.


Для финансово устойчивых предприятий, являющихся первоклассны­ми клиентами банка, юридическое закрепление в кредитном договоре погашения ссуд за счет поступающей выручки представляется вполне достаточной. В этом случае складываются сугубо доверительные отношения между банком и заемщиком, предполагающие выполнение заемщиком своих обязательств по погашению ссуд без предоставления каких-либо дополнительных гарантий.


Во всех случаях возникает необходимость иметь дополнительные гарантии возврата кредита, что требует изыскания вторичных источ­ников. К их числу относятся: залог имущества и прав, уступка требова­ний и прав, гарантии и поручительства, страхование. Использование вторичных источников погашения ссуд является трудоем­ким и длительным процессом. Эффективность существующих форм обеспечения возврата кредита зависит от действенности правового меха­низма, грамотности правового и экономического содержания соответст­вующих документов, соблюдения норм деловой этики гарантов платеж­ных обязательств. Создание системы гарантий для кредитора (банка) своевременного возврата кредита приобретает в России особую актуаль­ность в связи с неустойчивостью финансового состояния многих ссудо­получателей, недостаточным опытом работы в рыночных условиях бизнесменов, банкиров, юристов.


Привлечение ресурсов банком в форме депозита, предполагает привлечение на небольшой срок под небольшие проценты, а в виде межбанковского кредита – большие суммы на длительный срок и под большие проценты.


Таблица 5








































































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Получение межбанковского кредита
1

От коммерческого банка в рублях под обеспечение передаваемым имуществом на срок 25 дней учтено передаваемое имущество


Проценты по кредиту не уплачены в срок


32004


32501


30102


30102


2

От коммерческого банка-нерезидента в рублях под обеспечение передаваемым имуществом на срок 7 дней заблокировано передаваемое имущество


Полученный кредит в срок не возвращён


31403


32401


30102


30102


3 От Банка России на срок 1 день 31201 30102
4 От коммерческого банка в рублях под обеспечение эмиссионными ценными бумагами на срок 15 дней обеспечение учитывается на счёте ДЕПО 31404 30102
5 От банка - нерезидента в рублях под обеспечение эмиссионными ценными бумагами на срок 5 дней обеспечение учитывается на счёте ДЕПО 31403 30102
6 Привлечены средства в форме депозита от банка сроком на 35 дней 31505 30102
7 Коммерческим банком получен кредит при недостатке средств на корсчёте банка 31301 30102
8 Привлечены средства в форме депозита от банка – нерезидента на 40 дней 31605 30102
2. Выдача межбанковского кредита
1 Выдан межбанковский кредит коммерческому банку на срок 15 дней 32004 30102
Под выданный кредит получено обеспечение в виде:
- гарантии или поручительства 32004 91305
-имущества принятого в залог 32004 91307
-ценных бумаг, принятых в залог, кроме векселей 32004 91303

Продолжение таблицы 5


















































1 - учтённых векселей 32004 91307
2 Под выданный МБК создан резерв 70209 32004
В последний день месяца изменяется величина резерва:
- резерв увеличивается 70209 32004
- резерв уменьшается 70209 32004
3 Выданный МБК в срок не возвращён
Перенесён резерв на счёт просроченной задолженности по кредитам 32401 70209
4 По выданному кредиту своевременно не выплачены банку проценты 32501 32004
3. Погашение межбанковского кредита
1 Погашен выданный банку – нерезиденту межбанковский кредит 30102 314
Возвращён резерв, созданный под выданный кредит 314 70209
2 Погашена задолженность по просроченным процентам по выданному МБК 314 32501

Тема 10 Учёт пассивных операций с ценными бумагами


1.


Таблица 6





























№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1

Поступили наличные и безналичные средства в оплату за облигации


Оприходованы безналичные денежные средства, поступившие от коммерческой организации от продажи депозитного сертификата


20202


521


520


20202


2 Погашена по номинальной стоимости облигация по истечении срока её обращения 520 52401
3 Получены денежные средства при реализации ценных бумаг индивидуальному частному предпринимателю 20202 50905
4

Начислены проценты по облигациям


Выплачены суммы денег по начисленным процентам


52502


70204


52501


52501



Тема 11 Учёт активных операций с ценными бумагами


1.
Таблица 7

































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 Перечисление средств на покупку бумаг 30602 30102
Покупка бумаг 61203 30602
2 Переоценка бумаг в соответствии со средневзвешенной ценой бумаг 50111 70102
3 Продажа бумаг 30602 61203
4 Определение финансового результата 30102

70102


70204



Тема 12 Учёт собственных векселей банка


1.
Таблица 8












































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 Выпуск в обращение собственного векселя банка по его номинальной цене 30102, 20202 52301
2

Продажа банком собственного векселя по цене ниже его номинала:


а) на фактическую стоимость продажи векселя;


б) на разницу между номиналом векселя и фактической ценой его реализации


52301


70204


52406


52502


3 Погашение собственного процентного векселя по истечении срока обращения 52301

30102


20202


4

Погашение собственного векселя, который при первичной реализации был продан с дисконтом:


а) на стоимость фактической продажи;


б) на сумму дисконта


52301


30102


52406


70102


5 Выкуп банком собственного векселя до поступления срока платежа по нему по цене, отличной от номинала векселя, с целью погашения 52301

30102


20202


70102


6 Выкуп банком собственного векселя до наступления срока платежа по нему с целью погашения

52301


70204


30102


20202


7 Начислены проценты по выданному банном векселю, при поступлении срока его погашения 70204

30102


20202



Тема 13 Учёт факторинговых операций в коммерческих банках


1.
Факторинг — это переуступка поставщиком долговых требований факторинговой компании или коммерческому банку, осуществляющему эти операции. Факторинговые операции являются разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента.


Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.


Упрощенно схема сотрудничества выглядит следующим образом: 1. Клиент и Фактор заключают договор факторинга 2. Фактор оценивает дебиторов клиента, задолженность которых планируется к передаче от Клиента - Фактору. Результатом оценки является лимит установленный на дебиторов и/или клиента. 3. Клиент отгружает продукцию Дебиторам одобренных Фактором. 4. Клиент передает комплект отгрузочных документов (счет фактура, накладная) Фактору. 5. Фактор переводит до 90% от суммы переданной поставки Клиенту на расчетный счет. 6. По истечении отсрочки платежа, при непосредственном участии Фактора в управлении дебиторской задолженностью Клиента, Дебитор расплачивается с Фактором. 7. Фактор переводит оставшиеся 10 % Клиенту 8. В зависимости от Фактора, комиссия за оказанные услуги может вычитаться из 10 % или выставляться отдельным счетом. 9. В случае если Дебитор не оплачивает поставку, Фактор ведет работу с Дебитором по взысканию долга.


Основным документом, регламентирующим финансирование под уступку денежного требования на международном уровне, является Конвенция «О международном факторинге», принятая УНИДРУА (Международный институт унификации частного права), в 1988. Российская Федерация в настоящее время участником конвенции не является. В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса.


В статье 824 ГК РФ дается следующее определение: по договору факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом.


Иными словами, фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. А когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих—комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск.


Закон различает два вида денежных требований, которые могут быть предметом уступки: срок платежа по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).


По своей сути, факторинг – это прежде всего инструмент, обеспечивающий рост продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей.


При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите.


Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры.


Кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки.


Факторинг не требует залога, и за счет этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается.


Кроме того, факторинг – это не только финансирование. Полный комплекс факторинговых услуг подразумевает управление дебиторской задолженностью, покрытие ряда рисков (потери ликвидности, кредитного, инфляционного, валютного), информационно-аналитическое обслуживание (специальные IT, позволяющие контролировать движение денежных средств, текущее состояние дебиторской задолженности, платежную дисциплину покупателей, планировать ежедневные финансовые потоки компании и формировать аналитические отчеты для принятия управленческих решений). Перечисленные услуги и формируют добавленную стоимость факторинга, которая отличает факторинг от обычного кредитования.


Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений:


- Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить финансирование до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;


- Покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;


- Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания.


Тема 14 Учёт лизинговых операций в коммерческих банках


1.
Таблица 9





































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 Перечислены лизингодателем авансы поставщикам лизингового оборудования 47423

30102


30110


40702


Приняты к оплате документы поставщиков

47701


60310


47422
2 Осуществлена оплата поставок 47422

30102


30110


40702


Переданы предметы лизинга и дополнительные услуги лизингополучателю в порядке, определённом договором, и сформирован резерв

91506


70209


99999


47425


3 Получен лизинговый платёж

30102


30110


40702


20202


61205
4 Выкуп лизингополучателем предмета лизинга

99999


47425


91506


70107



Тема 15 Учёт валютных операций банка


2
. При осуществлении операций с иностранной валютой и иными валютными ценностями, кроме драгоценных металлов, уполномоченные банки обязаны соблюдать лимиты открытой валютной позиции. Их величина и порядок расчетов определены в Инструкции ЦБ РФ от 22.05.96 № 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации», введенной в действие приказом ЦБ РФ от 22.05.96 № 02-171.


Валютная позиция банка представляет собой соотношение требований к получению и обязательств по поставке определенной иностранной валюты. При этом указанные требования и обязательства могут быть связаны как с операциями, расчеты по которым завершаются на дату определения валютной позиции банка (т.е. на отчетную дату), так и с операциями, расчеты по которым будут завершены в будущем.


Центральный Банк РФ установил лимиты открытых валютных позиций, т.е. количественные ограничения соотношений суммарных открытых валютных позиций и собственных средств (капитала) уполномоченных банков.


Операции, которые влияют на изменение валютных позиций:


- начисление процентных и/или получение операционных доходов в иностранной валюте;


- начисление процентных и/или оплата операционных расходов, расходов на приобретение собственных средств в иностранной валюте;


- конверсионные операции, связанные с немедленной поставкой денежных средств (не позже второго рабочего дня от даты сделки) и поставкой их на определенный срок (больше двух рабочих дней от даты совершения сделки), в том числе и операции с наличной иностранной валютой;


- срочные операции, такие как: форвардные, фьючерсные, а также сделки 'своп' и пр.;


- другие операции в иностранной валюте и валютные сделки с иными валютными ценностями, за исключением драгоценных металлов, в том числе и производные финансовые инструменты валютного рынка, когда согласно условий этих сделок предусматривается обмен иностранной валюты/других валютных ценностей, за исключением драгоценных металлов.


«Спот» - это сделка, которую осуществляют по согласованному на сегодняшний день курсу, если используют одну валюту для покупки другой, при этом окончательный расчет происходит на второй банковский рабочий день.


«Форвард» (срочная сделка) – это тип контракта, который заключают в данный момент времени при покупке одной валюты в обмен на другую по определенному курсу, с учетом совершения этой сделки в согласованный день в будущем.


Тема 16 Учёт покупки-продажи иностранной валюты у клиента (клиенту) банком за свой счёт


2.
Покупка/продажа иностранной валюты производится Банком на основании поручения Клиента.


Денежные средства от продажи иностранной валюты зачисляются на счет Клиента, открытый в Банке, или перечисляются на счет, открытый в ином Банке, в соответствии с реквизитами, указанными в поручении клиента.


Покупка/продажа иностранной валюты за счет собственных средств Банка осуществляется по курсу Банка.


Курс Банка устанавливается ежедневно и формируется исходя из среднерыночного курса покупки/продажи иностранной валюты на межбанковском и биржевом рынке.


Минимальные объемы операций не лимитируются.


Она влияет на валютную позицию банка, потому что происходит изменение количества валюты в банке.


Тема 17 Учёт покупки-продажи иностранной валюты на бирже от имени и за счёт банка


2.
Продажа валюты на бирже за свой счет. Согласно п. 4.1 Положения № 57-П уполномоченные банки могут продавать доллары США на специальных торговых сессиях ММВБ от своего имени и за свой счет. Отражение в бухгалтерском учете этих операций осуществляется в том же порядке, что и операций, осуществляемых на обычныхторговых сессиях.


В день, предшествующий торгам, банк перечисляет на биржу сумму инвалюты, предназначенной для продажи: Д-т сч. 47423840 "Требования банка по прочим операциям" - по лицевому счету "Расчеты с валютной биржей" Кредит сч. 30110840 "Корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах" - /18350 руб. - на депонируемую сумму в инвалюте и рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ (1000 долл./18,35 руб.)


В день торгов и зачисления рублей за проданную инвалюту на корсчет в РКЦ заключенная сделка отражается на лицевых счетах, открываемых по каждой сделке на балансовых счетах 47407 - 47408:


Дебет сч. 47408810 "Расчеты по конверсионным сделкам и срочным операциям" - /18350 руб. - на сумму требований в рублях (по курсу биржи)


Кредит сч. 47407840 "Расчеты по конверсионным сделкам и срочным операциям" - 1000 долл./18300 руб. - на сумму обязательств в инвалюте (в руб. по курсу ЦБ РФ) Кредит сч. 70103810 "Доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями" - /50 руб. - на сумму операционной курсовой разницы, т.е. превышение суммы требований в рублях по курсу биржи (рублевое покрытие) над суммой обязательств в инвалюте, выраженной в рублях по официальному курсу ЦБ РФ (рублевый эквивалент).


Исполнение обязательств по сделке происходит путем зачета суммы предоплаты бирже в иностранной валюте:


Дебет сч. 47407840 "Расчеты по конверсионным сделкам и срочным операциям"


Кредит сч. 47423840 "Требования банка по прочим операциям" 1000 долл./18300 руб. - на сумму обязательств в инвалюте.


Требования по сделке удовлетворяются при зачислении рублей за проданную инвалюту за минусом комиссионного вознаграждения бирже:


Дебет сч. 30102810 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России"-/18331,65 руб. - на сумму поступивших рублей за минусом комиссии,


Дебет сч. 70205810 "Расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями" - /18,35 руб. - на сумму комиссии, удержанной биржей в рублях


Кредит сч. 47408810 "Расчеты по конверсионным сделкам и срочным операциям" - /18350 руб. - на сумму требований в рублях (по курсу биржи).


Она влияет на валютную позицию банка, потому что происходит изменение количества валюты в банке.


Тема 18 Учёт покупки-продажи иностранной валюты по поручению клиента от имени уполномоченного банка


1.
Пример: Уполномоченный банк (банк-покупатель) покупает (продает) 1000 долл. США на бирже по поручению клиента (клиент - общество с ограниченной ответственностью, имеет рублевый и валютные счета в банке, т.е. банк-покупатель является одновременно исполняющим банком). Официальный курс ЦБ РФ в день сделки - 18,30 руб. курс биржи в тот же день - 18,35 руб., комиссия, уплачиваемая бирже - 1 долл. США, комиссия, взимаемая банком - 6 долл. США, в том числе НДС - 1 долл. США. Списание средств со счета клиента и депонирование их на счете биржи осуществляется в день, предшествующий торгам. Купленная инвалюта (рубли за проданную инвалюту) зачисляется на корсчет банка в день торгов на бирже и в тот же день на счет клиента.


Покупка иностранной валюты на бирже по поручению клиента. В день поступления от клиента поручения на покупку иностранной валюты на бирже, оформленного в соответствии с требованиями п. 5 указания № 383-У (в день, предшествующий торгам), уполномоченный банк обязан до начала торгов на бирже оформить реестр поручений резидентов на покупку иностранной валюты на валютном рынке на основании данных, содержащихся в поручениях на покупку. (При исполнении поручений на покупку валюты вне ММВБ реестр поручений не оформляется.) При депонировании рублевых средств клиента, необходимых для выполнения его поручения, в банке выполняются следующие проводки по лицевому счету клиента.


Дебет сч. 40702810 "Счета негосударственных предприятий -коммерческие предприятия и организации" Кредит сч. 47405810 "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты" - /18350 руб. - на сумму списанного с расчетного счета клиента рублевого покрытия для покупки инвалюты (по курсу биржи); Дебет сч. 70205810 "Расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями"


Кредит сч. 47403810 "Расчеты с валютными и фондовыми биржами" -/18,35 руб. - на сумму рублей, необходимых' для покупки инвалюты для оплаты комиссии биржи, которая будет удержана в рублях.


В тот же день рублевые средства депонируются на счете биржи:


Дебет сч.47405810


Кредит сч. 30102810 "Корсчета кредитных организаций в Банке России" - /18350 руб. - на сумму списанного покрытия; Д-т сч.47403810


Кредит сч. 30102810 -/18,35 руб. - на сумму начисленных расходов.


Лицевой счет клиента на балансовом счете 47405810м при этом закрывается


В день торгов при зачислении купленной для клиента инвалюты на корсчет "Ностро" за минусом комиссии биржи (1001 долл. - 1 долл.) выполняется проводка по лицевому счету клиента:


Дебет сч. 30114840 "Корсчета в банках-нерезидентах в СКВ" Кредит сч. 47405840.1000 долл./18300 руб. - на сумму купленной инвалюты (по курсу ЦБ РФ).


В тот же день купленная инвалюта в полном объеме зачисляется на специальный транзитный валютный счет клиента:


Дебет сч.47405840


Кредит сч. 40702840 1000 долл./18300 руб. - на сумму, зачисленную на счет клиента.


Если купленная валюта зачисляется не в день поступления ее на корсчет уполномоченного банка, то она подлежит текущей переоценке на счете 47405840 и должна быть зачислена на СТВС клиента не позднее трех рабочих дней со дня исполнения поручения на покупку (включая день исполнения).


Лицевой счет клиента на балансовом счете 47405840 при этом закрывается.


Комиссия с клиента может удерживаться в инвалюте с его текущего валютного счета при условии, что на нем достаточно средств для уплаты комиссии в инвалюте, или сего СТВС при условии, что валюта приобретена на эти цели в соответствии с п.6 указания 383-У. В противном случае комиссия должна удерживаться в рублях (этот вариант будет рассмотрен в следующем подразделе).


Дебет сч. 40702840 5 долл./91,50 руб. - на сумму комиссии в инвалюте (в руб. по курсу ЦБ РФ)


Кредит сч. 70103810 "Доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями" -/91,50 руб. -на сумму рублевого эквивалента комиссии по курсу ЦБ РФ; Дебет сч. 40702840


Кредит сч. 60301840 "Расчеты с бюджетом по налогам" 1 долл./18,30руб. - на сумму НДС с комиссии.


Эта сумма отражается по лицевому счету "Расчеты с бюджетом по НДС в долларах США", как кредиторская задолженность в иностранной валюте подлежит текущей переоценке в связи с изменением официального курса ЦБ РФ с момента ее возникновения до момента погашения. Если НДС будет уплачиваться в бюджет по сроку в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на дату оплаты (например, 18,50 руб., то эта операция отразится на валютной позиции банка как конверсионная, т.е. как покупка инвалюты по курсу ЦБ РФ:


Дебет сч. 60301840 1 долл./18,50 руб. - на сумму погашаемой кредиторской задолженности


Кредит сч. 30102810 -/18,50 руб. - на сумму, списанную с корсчета банка (по курсу ЦБ РФ на дату списания).


Будет ошибкой, если конверсионная операция будет совершена в день возникновения кредиторской задолженности в инвалюте, т.е. по курсу ЦБ РФ на эту дату, так как это приведет к недоплате в бюджет по налогу на добавленную стоимость:


Дебет сч. 60301840 1 долл./18,30руб. -на сумму закрываемой задолженности


Кредит сч. 60301810 -/18,30 руб. - на сумму открываемой задолженности в рублях, которая в дальнейшем переоцениваться не будет, что и приведет к занижению суммы этого налога, причитающейся в бюджет.


Тема 19 Учёт международных торговых операций в сфере коммерческого оборота. Расчёты по экспорту, банковский перевод, инкассовая форма расчётов и аккредитивная форма расчётов


1.
Таблица 10


























№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 От клиента банка поступило заявление на открытие импортного аккредитива 40702.840 4409
С валютного корреспондентского счёта банка списаны средства в оплату импортного аккредитива 47409 30114.840
С текущего валютного счёта клиента списаны средства в сумме комиссии в пользу зарубежного банка 40708.84 30114.840
С текущего валютного счёта клиента списаны средства в сумме комиссии банка 40702.840 70103

Продолжение таблицы 10




















2 От клиента банка поступило заявление на списание валютных денежных средств с его текущего валютного счёта на оплату поступившего инкассового поручения от зарубежного поставщика 40702.840 30114.840
С текущего валютного счёта клиента списаны средства в сумме комиссии банка 40702.840 70103
3 От клиента банка поступило заявление на списание валютных денежных средств с его текущего валютного счёта для перечисления банковским переводом зарубежному поставщику 40702.840 30114.840
С текущего валютного счёта клиента списаны средства в сумме комиссии банка 40702.840 70103

Тема 20 Учёт основных средств


1.
Таблица 11






















































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 Поступили по накладным от поставщиков основные средства 60312

30102


40702


20202


2 Оплачены услуги, связанные с установкой и монтажом оборудования 60401 60312
3 Оприходованы безвозмездно полученные основные средства

60401


60701


70107
4 Начислена амортизация основных средств 60401 60601
5 Выбыли полностью амортизированные основные средства 61201 60401
6 По акту приёмки приняты работы 60312 60401
7 Банку переданы основные средства в аренду по лизинговому соглашению 60401 60804
8 Начислена арендная плата, включая НДС и спецналог 60401 70107
9 Перечислена арендная плата

30102


40702


70107

Тема 21 Учёт нематериальных активов


1.
Таблица 12


























































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 Учёт нематериальных активов
Произведена предварительная оплата нематериальных активов 60312

30102


40702


20202


Получены нематериальные активы по акту приёмки-передачи 60901 70107
Приняты и оплачены услуги по подготовке нематериальных активов к использованию 60701

60312


60305


61002


61008


На основании акта, утверждённого руководителем банка, нематериальные активы приняты в эксплуатацию 60312 60901
Начислен износ нематериальных активов 70209 60903
2 Выбытие нематериальных активов при не полностью начисленном износе
Списание первоначальной стоимости выбывающего объекта нематериальных активов 61202 60901
Списание износа, начисленного по выбывающему объекту нематериальных активов 60903 61202
3 Реализация нематериальных активов
Поступление денежных средств за реализуемый объект нематериальных активов 60312

30102


40702


20202


Списание первоначальной стоимости выбывающего объекта нематериальных активов 61202 60901
Списание износа, начисленного по выбывающему объекту нематериальных активов 60903 61202

Тема 22 Учёт доходов, расходов и прибыли коммерческих банков


1.


Таблица 13












































№ Задания Содержание операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1 Начислены проценты по кредитам, выданным заёмщиком, который не имеет расчётного счёта в данном учреждении банка 70101 30114
2 Уплачены проценты и сумма зачислена на корсчёт банка 70101 30102
3 За различного рода банковские услуги получена плата с клиентов банка 70107 701
4 По окончании отчётного периода производится закрытие счетов 701,01-07 701.01-07 70301
5 Остатки нераспределённой прибыли переносятся на счёт 70302 «Прибыль предшествующих лет» 70301 70302
6 Начислен налог на прибыль 60310 70301
7 За счёт прибыли сформирован «Резервный фонд» 70202 10701

Тема 23 Банковские риски и их отражение в бухгалтерском учёте


1.
При такой ссуде категория риска сомнительная и процент отчислений в резерв составляет от 21 до 50%.


Тема 24 Бухгалтерская отчётность банка


1.
Таблица 14














































№ п/п Разделы счетов бухгалтерского баланса Суммы, тыс. руб.
дебет кредит
1. Фонды банка 22009 11226000
1. Финансирование капитальных вложений за счёт средств Минфина России 1417643 1747795
2 Операции с ценными бумагами 12153156 8936501
3 Кредитные и расчётные операции 19578075 7878756
4 Операции по вкладам, депозитам, кредитам физических лиц 3470259 6858224
5 Расчёты с банками 10371391 6750090
6 Взаимные межфилиальные расчёты 620914 620914
7 Использование прибыли 280791 0

Продолжение таблицы 14
















































1. Денежные средства 847371 0
1. Иностранная валюта и расчёты по иностранным операциям 11651798 19417414
2 Расчёты с государственным бюджетом 0 304031
3 Расчёты с кредитными учреждениями 2167741 0
4 Средства и операции общественных организаций 0 646892
5 Привлечённые средства государственных внебюджетных фондов 0 635951
6 Дебиторы и кредиторы 2171333 8565334
7 Основные средства и хозяйственные затраты 13944539 4400476
8 Доходы и расходы банков 7542820 8251462
Итого валюта баланса: 86239840 86239840

Список использованной литературы


1. Курсов В. Н., Яковлев Г.А. «Бухгалтерский учёт в коммерческом банке. Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка: Учебное пособие». – М.: ИНФРА-М, 2004, 294с.


2. Банк В. Р., Семёнов С. К. «Организация и бухгалтерский учёт банковских операций: учебное пособие для вузов». – М.: Финансы и статистика, 2004.


3. Селеванова Т. С. «Бухгалтерский учёт в банках. Типовые проводки, ситуации». – М.: Финансы и статистика, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.