Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Понятие и виды затрат

Содержание


Введение. 3


1. Теоретические аспекты затрат. 5


1.1. Понятие и виды затрат. 5


1.2. Поведение затрат по видам учета и формирования. 8


2. Технология классификации затрат. 12


2.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли. 12


2.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования. 17


2.3. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности. 22


3. Анализ учета затрат Общества с ограниченной ответственностью "Разносорт"25


3.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Разносорт».25


3.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость строительных работ. 27


3.3. Выводы и практические предложения по сокращению затрат. 31


Список литературы.. 36



Введение


В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.


В настоящее время немногие российские организации имеют, таким образом, поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центробанка РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно.


Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики. Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.


Актуальность работы
. Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. В процессе производства создается продукция, выполняются работы или оказываются услуги. Их себестоимость складывается из затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации изготовленного продукта, выполненных работ.


Цель курсовой работы
– изучение понятия, видов, поведения затрат и их классификации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
:


1. Раскрыть понятие затрат.


2. Ознакомиться с видами затрат в управленческом учете.


3. Изучить поведение по видам учета и формирования.


4. Исследовать классификацию затрат на предприятии.


5. Рассмотреть характеристику предприятия ООО «Разносорт».


6. Проанализировать учет затрат на предприятии.


7. Сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию затрат.


Учет процесса производства позволяет предприятию выявить фактическую себестоимость изготовленной продукции, а учет процесса реализации - определить финансовый результат от ее реализации (прибыль или убыток).


Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты затрат. Дается описание сущности и поведения затрат, раскрываются виды. Вторая глава посвящена аспектам классификации затрат. Третья глава аналитическая. Предоставляется анализ учета затрат на предприятии..


Теоретической основой работы
явились труды Л.М.Корчагина, В.Э. Керимова, В.А. Чернова, Н.П. Кондракова и другие.



1. Теоретические аспекты затрат


1.1. Понятие и виды затрат


Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализации продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».


В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как "издержки", "затраты", "расходы". Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл. Внимательное ознакомление с сущностью перечислен выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.


Термин "издержки" применяется, как правило, в эко теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций.


Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.


Явные (расчетные) издержки - это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения, товаров или услуг.


Альтернативные (вмененные) издержки означает упущенную выгоду предприятия, которую оно полу бы при выборе производства альтернативного то, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.


Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами - уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затраты - расходы.


На такое понимание вышеуказанных терминов нас ориентирует стандарт 18 МСФО «Выручка", а также отечественной ПБУ 9/99 "Доходы организации" и 10/99"Расход организации". В соответствии с указанными документа расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствие расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себе продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финанансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависят, объем прибыли и уро рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.


Себестоимость продукции является объективной категорией, и е формирование должно проходить без регулирующего воздействия государственных органов. Здесь должен действовать принцип - разрешено все, что не запрещено. Однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, в нашей стране в настоящее время устанавливается централизованно. Здесь применяет не разрешительный, а регулирующий принцип. Воздействие государства на процесс формирования себестоимости продукции проявляется:


-подразделении затрат предприятий на текущие затрат производства и долгосрочные инвестиции;


- разграничении затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);


- установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, размеров раз налогов и сборов (в дорожные фонды, земельный налог и др.).


Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).


По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит оттого, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:


-расчет себестоимости произведенной продукции и определение раз­мер полученной прибыли;


-принятие управленческого решения и планирование;


-контроль и регулирование производственной деятельности центров.


По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:


-затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;


-затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;


-затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.


Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической


1.2. Поведение затрат по видам учета и формирования


Международный рынок переживает сейчас радикальную структурную перестройку, для которой характерны три существенных признака: глобализация (сращивание локальных рынков), стандартизация (наличие аналогичных продуктов у конкурентов) и персонификация (потребность клиентов в индивидуальном обслуживании). Изменился подход к планированию себестоимости - он начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем чтобы продажа продукции обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. То есть если раньше вычисляемой величиной была цена:


Стоимость товара + норма прибыли = Цена;


то в настоящее время цена задается рынком как данность. Соответственно если предприятие хочет иметь приемлемую норму прибыли, то стоимость (издержки) становится вычисляемой величиной, в которую необходимо уложиться:


Стоимость (издержки) = Конкурентная цена – норма прибыли.


Подобная постановка задачи требует детального анализа издержек и, что самое главное, выяснения причин, их вызывающих, и понимания их обоснованности. В связи с этим особое значение для предприятий приобретает оптимизация затрат. Однако «оптимизация» не является аналогом слова «сокращение», как часто считают. Непроанализированное, «волевое» сокращение затрат наносит не меньший вред, чем бесконтрольные расходы. Ведь важно сокращать или ликвидировать только те расходы, которые действительно являются необоснованными. Серьезной проблемой существующих методов анализа прибыли и ее составляющих является отсутствие понимания связи между объемом и типом расходов и факторами, на них влияющими. Расходы по обычным видам деятельности формируются:


-из расходов по приобретению производственных запасов;


-по переработке материальных ресурсов для целей производства продукции;


- по продаже продукции, работ, услуг и товаров.


Эти расходы принимаются к учету в сумме исчисленной в денежном выражении равной величине оплаты в денежной форме или величине кредиторской задолженности. Прочие расходы включают в себя:


-операционные;


-внереализационные;


-чрезвычайные.


В себестоимость продукции включаются затраты:


-на подготовку и освоение производства;


-связанные с производством продукции обусловленные технологией и организацией производства;


-связанные с изобретательством и рационализаторством;


- связанные с управлением производством;


- на обслуживание производственного процесса и др.


Фактическая (отчетная) себестоимость продукции (работ, услуг) определяется в конце отчетного периода на основе данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, поскольку это необходимо для сравнения и анализа производственно-хозяйственной деятельности и разработки рациональной концепции развития предприятия в процессе изготовления изделий, выполнения работ или услуг, для анализа показателей себестоимости продукции (работ, услуг). По объему учитываемых затрат различают три вида себестоимости:


-цеховая – включает затраты на производство продукции в пределах цеха (прямые материальные затраты, т.е. затраты подлежащие прямому включению в состав производственных затрат (материалы, зарплата, за изготовление продукции, отчисления соц. страху и др.)) и используется для определения себестоимости полуфабрикатов, доли цехов в затратах на изделие, а также себестоимости окончательного внутреннего брака - производственная (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские расходы (административно - управленческие и общехозяйственные расходы) и затраты вспомогательного производства, т.е. все затраты предприятия на производство продукции. Составляется она по всем статьям затрат и помогает выявить производственный результат работы предприятия (экономию или перерасход) по сравнению с принятыми нормами расходов.


-полная (себестоимость отгруженной продукции). Этот показатель включает в себя себестоимость готовой продукции (работ, услуг), а также расходы по её реализации (сбыту), т.е. коммерческие и внепроизводственные затраты и используется для определения финансового результата (прибыли или убытка) работы предприятия после реализации продукции. Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции. В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.


Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет уравнение первой степени:


Y = a + bx


где Y - сумма затрат на производство продукции;


а — абсолютная сумма постоянных расходов;


b - ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);


x — объем производства продукции (услуг).


Зависимость суммы затрат от объема производства показана на рис. 6. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат.



Рис. 1. Зависимость общей суммы затрат от объема производства



Рис. 2. Зависимость себестоимости единицы продукции от объема


Иное положение показано на рис. 7, где для каждого объема производства сначала отложены точки переменных расходов на единицу продукции, а затем точки постоянных расходов. Взаимосвязь объема производства и себестоимости продукции должна учитываться при анализе себестоимости, как всего выпуска, так и единицы продукции.



2. Технология классификации затрат


2.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли


Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат (табл.1). Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют:


-входящие и истекшие;


-прямые и косвенные;


-основные и накладные;


-входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические, или затраты периода);


-одноэлементные и комплексные;


-текущие и единовременные.


Для принятия решения и планирования различают:


-постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;


-затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;


-безвозвратные затраты;


-вмененные затраты;


-предельные и приростные затраты;


-планируемые и непланируемые.


Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.


Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие за - это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету счета 90 «Продажи». Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков. Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие - тождественны понятию «расходы». Расходы - это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.


Таблица 2.1. Классификация косвенных (накладных) расходов












Общепроизводственные (производственные) Общехозяйственные (непроизводственные)
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Общецеховые расходы на управление

Амортизация оборудования и транспортных средств


Текущий уход и ремонт оборудования


Энергетические затраты на оборудование


Услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест


Заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование


Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции


Прочие расходы, связанные с использованием оборудования


Расходы по производственному управлению


Затраты, связанные с подготовкой и организацией производства


Содержание аппарата управления производственными подразделениями


Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря


Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря


Затраты на обеспечение нормальных условий работы


Затраты на профориентацию и подготовку кадров


Административно-управленческие расходы


Расходы по техническому управлению


Расходы по производственному управлению


Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью;


на управление финансово-сбытовой деятельностью


Расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение переподготовку и на повышение квалификации


Оплата услуг, оказываемых внешними организациями


Содержание зданий, сооружений, инвентаря


Обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством порядку



Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие.


Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных часов, часов отработанного времени и т.п.)


Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие из каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие. В ряде случаев экономически невыгодно учитывать расход материал, приходящийся на каждый вид продукции.


Под масштабной базой в управленческом учете понимается определенный интервал объема производства (продаж), в котором затраты ведут себя оптимальным образом, имеют какую-либо четко выраженную тенденцию. Например, предприятие располагает станочным парком в 10 ед. оборудования. При этом ежегодно производится 1 млн. ед. продукции. Годовая сумма амортизации по этим основным средствам составляет 500 тыс. руб. Руководство предрешило удвоить объем выпуска, для чего ввело в эксплуатацию 10 дополнительных станков. Масштабная база, в рамках которой амортизационные отчисления до сих пор оставались постоянными (от 0 до 1 млн. шт. изделий), изменилась. Теперь это другой интервал в объеме производства - от 1 до 2 млн. шт. изделий. Амортизационные отчисления, являющиеся по своей сути издержками, выйдут на качественно иной уровень и снова зафиксироваться на значении 1 млн руб. до следующего изменения масштабной базы. Описанная зависимость иллюстрируется рис. 1.



Рис. 1. Поведение постоянных затрат при изменении масштабной базы


Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами. К основным расходам относятся все виды ресурсов, потребление которых связана с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.


Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.


Большую роль в управленческом учете имеет групп и затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному при затраты подразделяются на текущие, будущего от периода и предстоящие. К текущим относятся рас по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущего периода - это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. Производственные и внепроизводственные (периодические затрат, или затраты периода). В управленческом учете затраты классифицируются:


-входящие в себестоимость продукции (производственные);


-внепроизводственные (затраты отчетного периода, периодические затраты).


Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов:


-прямые материальные затраты;


-прямые затраты на оплату труда;


-общепроизводственные затраты.


Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объе­ма незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасом емкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвуют в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.


Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (пе­риодически затраты), - это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а, следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют не запасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые - расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов. Сравнивая промышленный и торговый учет, можно выявить различия между такими затратами, как заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами периода.


Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными на затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономически элементам.


Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) рас, в которые входят практически все элементы. Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как правило, не выделяют прямую заработную плату, а объем ее с расходами по обслуживанию и управлению производством в отдельную статью, называемую «добавленные расходы».


2.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования


Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от де активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) - стоимость самого предприятия.




Рис. 2. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат.


Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижение себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. В рыночных же условиях, когда все эти проблемы предприятием решаются самостоятельно, возникает необходимость применять анализ взаимосвязи "затрата - объем - прибыль" и как следствие - необходимость классифицировать и учитывать затраты в разрезе постоянных и переменных их составляющих. Динамика переменных затрат показана на рис. 2, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб.


К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи. Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при измене объемов производства (продаж) они не изменяются. Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 3.



Рис. 3. Динамика совокупных постоянных затрат


Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель - коэффициент реагирования затрат (Кр3). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и тем роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:


К рз
= Y/Х


где Y - темпы роста затрат, %;


X - темпы роста деловой активности фирмы, %.


Как отмечалось выше, затраты считаются постоянными, если они не реагируют на изменение объемов производства. Например, стоимость арендной платы за пользование автомобилем не изменится при увеличении объема производства на 30%. В этом случае:


К рз
=0/30=0


Таким образом, нулевое значение коэффициента реагирования затрат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками. Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затрат. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Например, при увеличении объема производства на 30% затраты возрастут в той же пропорции. Тогда:


К рз
=30/30=1


Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как пропорциональные.


Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Допустим, что при увеличении объема производства на 30% издержки выросли лишь на 15%. Тогда:


К рз
= 15/30=0,5


Итак, случай, когда 0 < Крз < 1, свидетельствует о том, что затраты являются дигрессивными. Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами. В качестве примера можно привести следующее соотношение: рост объема производства на 30% сопровождается увеличением издержек на 60%. Тогда:


К рз
= 60/30 =2


Следовательно, при Крз> 1 затраты являются прогрессивными.


Непланируемые затраты - это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекает из нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете.


Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен единый для всех предприятий перечень элементов затрат, включающий:


-материальные затраты;


-затраты на оплату труда;


-отчисления на социальные нужды;


-амортизацию;


-прочие затраты.


Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя.


Эффективные затраты - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты - это зат­рат непроизводительного характера, в результате которого не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты - это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, ну и порчи товарно-материальных ценностей и др.


Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленчес­ким решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.


Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо на или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущен выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.


Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включать, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.


Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.


Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер - аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.


2.3. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности


При построении системы контроля затрат необходимо определить:


-систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;


-сроки представления отчетности;


-распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т.е. "привязку" системы контроля к центрам ответственности на предприятии.


Для того чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить цен ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять "узкие места" в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.


Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и об клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия: применяемой технологии; организация структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует - ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости затрат будет раз в зависимости от следующих условий:


-длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);


- полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директор предприятия).


Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в; части контроля за затратами подразделения предприятия. Современная система управления на предприятии не считается эффективной, если она на первое место не ста "человеческий фактор". Для этих целей затраты группируются на фактические, прогнозные, плановые, сметные и т.д.


Таблица 2.2. Классификация затрат в управленческом учете



































Направления управленческого учета Классификационные признаки и группы
1. процесс принятия управленческих решений

Явные и альтернативные;


релевантные и нерелевантные;


эффективные и неэффективные


2.процесс прогнозирования Краткосрочные и долгосрочные
3.процесс планирования Планируемые и непланируемые
4.процесс нормирования

Стандарты, нормы и нормативы


и отклонение от них


5.процесс организации

По местам и сферам возникновения;


функциям деятельности и центрам затрат


6.процесс учета

Одноэлементные и комплексные;


по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные;


основные и накладные; прямые и косвенные;


текущие и единовременные


7.процесс контроля Контролируемые и неконтролируемые
8.процесс регулирования Регулируемые и нерегулируемые
9.процесс стимулирования Обязательные и поощрительные
10.процесс анализа

Фактические;


прогнозные, плановые; сметные; стандартные;


общие и структурные;


полные и частичные




3. Анализ учета затрат Общества с ограниченной ответственностью "Разносорт
"


3.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Разносорт».


Общество с ограниченной ответственностью «Разносорт» образовано в соответствии с Уставом 21 июня 2003 года. Уставный капитал общества составляет 100000 рублей. Общество является юридическим лицом, имеет право открывать в установленном порядке банковские счета на территории Российский Федерации и за ее пределами для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Деятельность общества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительным договором, уставом общества.


ООО «Разносорт» имеет самостоятельный баланс, круглую печать и штампы.


В соответствии с Уставом, основным видом деятельности ООО «Разносорт» является строительство, оптовая и розничная торговля стройматериалами. ООО «Разносорт» так же может осуществлять любые иные виды деятельности, незапрещенные законодательством, в установленном порядке. Из данных таблицы № 1 видно, что в 2004 году произошло увеличение выручки на 23% по сравнение с 2003 годом, произошло также увеличение себестоимости проданных товаров на 7%. Валовая прибыль увеличилась на 50%. Произошло увеличение коммерческих расходов на 106 %, а прочие операционные и внереализационные расходы уменьшились. Это привело к снижению прибыли от продаж. В 2004 году выявлен чистый убыток в сумме 4000 рублей. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Разносорт» представлены в таблице 7. ООО «Разносорт» не отражает в своей отчетности, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, которые необходимо рассчитывать и показывать с 1.01.2003 в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».


Таблица 3.1. Показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия




























































































































































Наименование показателя Ед. изм 2003 2004 Отклонение 2004г. от 2003г, тыс. руб. Темп роста (2004г. к 2003г.), %
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) тыс. руб. 20960 23640 +2680 123
2. Себестоимость проданных товаров тыс. руб (18144) (19423) +1279 107
3. Валовая прибыль тыс. руб 2816 4217 +1401 150
4. Коммерческие расходы тыс. руб. (1552) (3194) +1642 206
5. Управленческие расходы тыс. руб. (615) (563) -52 --------
6. Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 649 460 -189 --------
7. Прочие доходы и расходы тыс. руб. -------- -------- -------- --------
8. Проценты к уплате тыс. руб. -------- -------- -------- --------
9. Доходы от участия в других организациях тыс. руб. -------- -------- -------- --------
10. Прочие операционные доходы тыс. руб. -------- -------- -------- --------
11. Прочие операционные расходы тыс. руб. (503) (415) -88 --------
12. Внереализационные доходы тыс. руб. -------- -------- -------- --------
13. Внереализационные расходы тыс. руб. (57) (49) -8 --------
14. Прибыль (убыток) до налогообложения тыс. руб. 89 (4) -85 --------
15. Отложенные налоговые активы тыс. руб. -------- -------- -------- --------
16. Отложенные налоговые обязательства тыс. руб. -------- -------- -------- --------
17. Текущий налог на прибыль тыс. руб. -------- -------- -------- --------
18. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода тыс. руб. 68 (4) -64 --------
19. Постоянные налоговые обязательства (активы) тыс. руб. -------- -------- -------- --------
20. Базовая прибыль (убыток) на акцию тыс. руб. -------- -------- -------- --------
21. Разводненная прибыль (убыток) на акцию тыс. руб. -------- -------- -------- --------

Отчетность не предоставляет полной информации о регулировании разницы, возникающей при определении бухгалтерской прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль.


Бухгалтерский учет на ООО «Разносорт» ведет главный бухгалтер. Он действует в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ; он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении финансово – хозяйственных операций возлагается на руководителя предприятия. Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению. Бухгалтер обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности.


3.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость строительных работ


Издержки строительного производства ООО "Разносорт" учитываются по единой для всех строительных организаций номенклатуре затрат, по которой производится исчисление сметной стоимости строительства. В соответствии с действующей методикой в строительном производстве применяется следующая группировка затрат по статьям: материалы; основная заработная плата рабочих; затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов; накладные расходы.


Таблица 3.2. “Структура затрат на строительно-монтажные работы по статьям


затрат ООО «Разносорт" за январь-март месяцы 2005 года”
































Статьи затрат Сумма, в руб. Уд. вес, в %
Всего затрат: 51690 100
в том числе 19360 37,5
1. Материалы 7980 15,4
2. Осн. з/плата рабочих 3380 6,5
3. Расходы по эксплуатации машин и механизмов 20970 40,6
4. Накладные расходы 10023 19,4
Из них: административно-хозяйственные расходы

По статье “Материалы” отражаются израсходованные на производство работ материалы, конструкции, детали, топливо, электроэнергия, пар, вода и другие виды материальных ресурсов по фактической себестоимости их заготовления. При калькулировании себестоимости материальных ценностей в нее включаются:


-стоимость материальных ценностей по действующим договорным ценам наценки снабженческих (сбытовых) организаций;


-стоимость тары; себестоимость материалов, являющихся продукцией подсобных и вспомогательных производств;


-затраты по доставке материалов до приобъектного склада и погрузочно - разгрузочные работы, включая расходы на экспедирование грузов; затраты по комплектации материалов; заготовительно-складские расходы.


По этой статье не отражается стоимость материалов, топлива, электроэнергии, пара и воды, сжатого воздуха и газа, которые в зависимости от целевого назначения подлежат отнесению в другие статьи затрат. По статье “Основная заработная плата рабочих” учитывается основная заработная плата рабочих, занятых непосредственно на строительных и монтажных работах, капитальном ремонте и других работах, выполняемых по договорам подряда собственными силами (включая заработную плату рабочих за доставку вручную строительных материалов от приобъектного склада до места их укладки). Не включаются в эту статью суммы заработной платы рабочих, занятых в подсобных и вспомогательных производствах, а также рабочих обслуживающих и прочих хозяйств, выполняющих работы за счет накладных расходов. В статью “Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов” включаются:


-основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов (механики, машинисты, мотористы и другие работники, управляющие и обслуживающие машины и механизмы);


-затраты на электроэнергию, топливо, смазочные и вспомогательные материалы; амортизационные отчисления;


-арендная плата за пользование машинами;


-затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт машин и механизмов;


-на перебазирование строительных машин и механизмов;


-на содержание и ремонт рельсовых и безрельсовых путей;


-затраты по перевозке материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату по погрузке и разгрузке, а также затраты по вывозу и ввозу грунта;


-прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.


В эту статью не включаются суммы дополнительной заработной платы рабочих, взносы на государственное социальное страхование и другие, так как учитываются в составе накладных расходов основного производства. По статье “Накладные расходы” отражаются расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением строительного производства.


Под экономическим элементом затрат понимается совокупность израсходованных ресурсов, однородных по экономическому содержанию и функциональной роли в процессе производства. Учет затрат на производство по экономическим элементам имеет важное значение, так как он позволяет определить, что именно расходуется на производство и на какую сумму. Группировка затрат по экономическим элементам необходима при планировании для увязки плановой себестоимости с другими разделами плана, составления сметы затрат на производство, расчета нормативов оборотных средств и т.д.


Таблица 3.3. “Структура затрат на строительно-монтажные работы по элементам затрат ООО "Разносорт" за январь-март месяцы 2005 года”








































Элементы затрат Сумма, руб. Удельный вес, в %
Всего затрат: 51690 100
В том числе: 20530 39,7
1. Материальные затраты 4170 8,1
из них: топливо 430 0,8
эл. энергия 15150 29,3
2. Расходы на оплату труда 6530 12,6
3. Отчисления на соц. нужды 2310 4,5
4. Амортизация основных фондов 7170 13,9
5. Прочие затраты

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу “Материальные затраты”, формируется исходя из цен их приобретения в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. В элементе “Расходы на оплату труда” отражаются расходы труда на оплату труда основного производственного персонала строительного предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также расходы на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, относящихся к основной деятельности. В элементе “Отчисления на социальные нужды” отражаются отчисления по установленным нормам на социальное страхование от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость работ (услуг). В виде отдельного элемента выделяются отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством на обязательное медицинское страхование членов трудового коллектива, заработная плата которых включается в состав себестоимости работ (услуг). К элементу “Амортизация основных фондов” относятся суммы амортизационных отчислений, производимых по установленным нормам от стоимости основных фондов, находящихся на балансе предприятий.


К элементу “Прочие расходы” в составе себестоимости работ (услуг) относятся платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, плата по процентам за краткосрочные кредиты банков (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам, ссудам, полученным на приобретение основных средств и нематериальным активам), плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, оплата услуг связи и вычислительных центров и другие затраты, входящие в состав себестоимости строительно-монтажных работ, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.


3.3. Выводы и практические предложения по сокращению затрат


В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. В ООО решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительной техники, технологий, снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.


Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности производства. Важнейшим фактором повышения эффективности производства был и остается научно - технический процесс. В ООО "Разносорт" он протекает эволюционно. Совершенствованию действующих технологий, модернизации машин и оборудования уделяется мало внимания. В строительном производстве предпочтение отдается примитивному ручному труду. Основные средства и средства малой механизации, которые находятся на балансе ремонтно-строительного предприятия "Разносорт" работают сверх установленных сроков службы. В связи с чем бывают частые поломки механизмов, что приводит к простою бригад и браку в работе. Непомерно увеличиваются затраты на ремонт механизмов. За 2005 год автотракторный парк ООО "Разносорт" и средства малой механизации не обновились ни одной единицей техники. Предприятие испытывает большие трудности в обеспечении запасных частей инструментов. При подготовке техники и средств малой механизации к зимним условиям работы применялся старый и некачественный металл. В результате отсутствия нужного металла ремонт приходилось выполнять по несколько раз. В связи с отсутствием своей базы снабжения запасными частями, ремонт тракторного парка производится в основном запасными частями с реставрацией, срок службы которых не долговечен, что опять приводит к срыву грузоперевозок с заводов-поставщиков строительных материалов, не говоря уже о горюче - смазочных материалах, из-за чего бывают срывы и опоздания при перевозке брига на строящиеся объекты.


Помимо того в ООО "Разносорт" необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов, создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда.


Материальные ресурсы занимают больше 1/3 в структуре затрат ООО "РАЗНОСОРТ" на производство строительной продукции. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. В структуре издержек производства ООО "Разносорт" оплата труда занимает 29,3%. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно - обслуживающего персонала. Именно человеческий капитал, а не оборудование и производственные запасы должны являться краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. В ООО "Разосорт" отбору и передвижению, подготовке кадров и их непрерывному обучению уделяется мало внимания. Работники с высшим образованием составляют всего 5% общей численности.


В ООО "Разносорт" бухгалтерский учет ведется вручную. Компьютеризация учета, базирующаяся на таких современных технологиях, как экспертные и информационно - советующие системы, позволяет не только сократить время и средства, необходимые для осуществления бухгалтерского учета и анализа, но и представить информацию, которую вручную получить весьма затруднительно. Эта информация касается, прежде всего, стратегии, путей и средств улучшения хозяйственно-финансового положения предприятия. От повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей зависит финансовое состояние ООО "Разносорт", его конкурентоспособность на рынке. Основные фонды являются материально - технической базой производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и уровень технической вооруженности труда. В процессе эксплуатации основные фонды подвергаются физическому и моральному износу, что оборачивается для предприятия значительными потерями. Уменьшить потери износа основных фондов можно путем лучшего их использования, повышения уровня основных показателей - фондоотдачи, коэффициента сменности, коэффициента использования производственных мощностей. Улучшить эти показатели можно за счет научно-технического прогресса, совершенствования структуры основных фондов, сокращения всевозможных простоев оборудования, совершенствования производства и труда, развития новых форм хозяйствования. Наряду с прибылью основной источник совершенствования основных фондов предприятия - амортизационные отчисления. Таким образом, важнейшим путем снижения затрат на производство продукции является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных.



Заключение


Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Некоторые элементы системы управленческого учета нашли применение в теории и практике отечественного учета. Новые элементы еще предстоит освоить и адаптировать к российским условиям. Важна эффективность совокупного функционирования элементов системы как целого в достижении единой цели. Здесь можно сказать, что в условиях рыночных отношений происходит объективная интеграция методов управления в единую систему управленческого учета, что было не так эффективно в условиях централизованно управлявшейся экономики. Цель производственной деятельности предприятия — выпуск продукта, его реализация или оказание услуг и получение прибыли. Управленческий учет затрат на производство состоит в наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности, соответствующей определенной модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия. Главное назначение учета затрат на производство — контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление. Используют разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство:


а) затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции;


б) затраты, данные о которых являются основанием для принятия решений и планирования;


в) затраты, используемые в системе контроля и регулирования.


В ООО «Разносорт» издержки производства снижаются в зависимости от уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Для цели планирования, учета и калькулирования затраты на производство строительной продукции классифицируются по виду производства, виду продукции, виду расходов, месту возникновения затрат. Экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например, от загрязнения окружающей среды. Отражается экономический эффект как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает рост прибыли за счет снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости.


Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления себестоимостью является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями.


Причем себестоимость может включать затраты как прямые, так и косвенные расходы. Она может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).


Таким образом, для реализации задач оптимального финансового управления предприятием целесообразно выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).


Развитие рыночных отношений и связанные с этим потребности экономической практики будут стимулировать дальнейшие исследования в направлении управленческого (производственного) учета и путей его организации на предприятиях России.



Список литературы


1. Бакаев А.С. Комментарии к новому плану счетов бухгалтерского учета. М.: «ИПБ-БИНФА», 2008.


2. Васин Ф.П. Системы организации управленческого учета: стандарт-кост, нормативный учет, директ-кост / Бухгалтерский вестник, 2003.


3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер.- М.: Омега-Л, 2003.-528 с.


4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. Для студентов вузов. - 7-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2008. - 570 с.


5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / Пер. с анг. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.


6. Каверина О.Д. Управленческий учет. М.: «Финансы и статистика», 2003.


7. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. М.: «ИНФРА-М», 2007.– 392с.


8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебн. Пособие. М.: «ИНФРА-М», 2008.


9. Корчагина Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии // Бухгалтерский учет. 2006. №7.


10. Сергеев И.В. Экономика предприятий. М.: «Финансы и статистика», 2007.


11. Управленческий учет: Учеб. Пособие / Под. Ред. А.Д. Шеремета. М.:ИД ФБК ПРЕСС, 2005.


12. Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.


13. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320с.


14. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. –М.: Андросов, 2000. – 1024с.


15. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 ФЗ.


16. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2 . М.: 2008 г.


17. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ от 29.07.98 № 34н.


18. ПБУ «Учет расходов на научно-исследовательские, отчетно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02). Утв. приказом Минфина РФ от 19.11.02 № 115 н.


19. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Юристъ, 2003.- 618 с.


20. Керимов В.Э. Управленческий учет.: Учеб. – М.: изд. «Маркетинг», 2001. – 268 с.


21. Клычова Г.С., Садриева Э.Р., Закирова А.Р. Управленческий (производственный) учет в сельском хозяйстве.: Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2006. – 288 с.


22. Кондраков Н.Л., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФА – М., 2008 – 368 с.


23. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 160 с.


24. Николаева С.А. Управленческий учет: Учеб. Пособие. – М.: ИПБ России ИПБ – БИНФА, 2008 – 176 с.


25. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 2. Часть 2. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.– 400с.


26. Управленческий учет: Учебн. пособие /Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: НД ФБК-Пресс, 2008. – 512 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.