Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 17

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНИМИКИ И СЕРВИСА


Факультет ФДО


Кафедра Бухгалтерский учет и аудит


Работа допущена к защите

_______________________

(дата, подпись)


КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками


по дисциплине: Бухгалтерский финансовый учет


Выполнил_______________ О.И. Лысенко

(подпись) (инициалы, фамилия)


Шифр БУ-d08-042

Руководитель С.В. Романова

(подпись, ученая степень, звание) (инициалы, фамилия)



ШАХТЫ 2009г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНИМИКИ И СЕРВИСА


Факультет ФДО Кафедра Бухгалтерский учет и аудит


ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет

для студента 4 курса Шифр БУ-d08-042


О.И. Лысенко


Тема работы: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками


Срок проектирования:


Исходные данные:__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Объем работы: пояснительная записка - ______________

Графическая часть - ______________



Руководитель С.В. Романова __________

(инициалы, фамилия, ученая степнь, звание) (подпись)


Задание к выполнению принял студент _________________________

(подпись)


Содержание

Введение

1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

1.1 Поставщики и подрядчики;

1.2 Предназначение счёта 60 «Расчёты с поставщиками и под­рядчиками»;

1.3 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.4 Порядок заполнения Ж-О № 6

2. Порядок учета материалов в пути.

3. Расчеты по претензиям с поставщиками и подрядчиками.

4. Составление акта о приёмке материальных ценно­стей.

5. Учёт расчётов посредством векселей.

Выводы и рекомендации.

Список используемой литературы.

4

6

8


9


13

20

21

23

31


32

36

41



Введение.

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношение различных субъектов предпринимательской деятельности.

От качества информации зависят хозяйственные и производственные решения, которые определяют судьбу предприятий.

Основой принятия управленческих решений о финансовых инвестициях, выдаче ссуд, расширении коммерческого кредита и т.п. выступает достоверная информация, которая дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений.[8]

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретает учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и их отражение в бухгалтерском балансе. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности и оказываемые услуги.[8]

Оформление договоров с поставщиками и подрядчиками, организация первичного учета расчетов, состояние задолженности, а также отражение в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками и отражение в бухгалтерском балансе во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками может не только исказить общую картину финансового состояния организации, но и вызвать:
- несвоевременное отражение выручки от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;
- искажение сумм причитающихся к уплате в бюджет НДС и налога на прибыль, и, как следствие, налоговые санкции;
- неверное исчисление ряда экономических показателей, таких как дебиторская и кредиторская задолженность, их оборачиваемость.
- пропуск срока исковой давности кредиторской задолженности и, как следствие, несвоевременное ее списание на финансовые результаты
неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения собственных и заемных средств.[15]

Все эти факторы искажают финансовую отчетность и, соответственно, искажается анализ финансового состояния организации, что в свою очередь влияет на принятие решений внутренних и внешних пользователей данной отчетности. [15]

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, соответственно, улучшению финансового состояния предприятия. [17]

Задачей изучения расчетов с поставщиками и подрядчиками является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.[8]

Своевременное проведение аудиторской проверки правильности учета и налогообложения расчетов с поставщиками и подрядчиками позволит избежать многих неприятностей. [7]

В данной курсовой работе будет рассмотрен учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.


1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.


К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные виды работ.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных Вашим предприятием договоров поставки, подряда, поручения, контрактации, энергоснабжения и других. [9]

В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).

Порядок расчетов между предприятием и его партнерами, находящимися на территории РФ, определяется Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г.).

Если же поставщики или подрядчики — иностранные фирмы, то рассчитываться с ними в соответствии с международными правилами, которые были обобщены Международной Торговой Палатой в «Унифицированные правила по инкассо» и в «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов».[10]

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Авансы выданные также учитываются на счете 60.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги:

расчетные документы, по которым акцептованы и подлежат оплате;

расчеты, по которым производятся в порядке плановых платежей;

расчетные документы, по которым не поступили (неотфактурованные поставки);

излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке.

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами производственных запасов (№№ 10-16), товаров (№№ 41,45), затрат на производство (№№ 20-29) отражается задолженность Вашего предприятия поставщикам и подрядчикам:

за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы и услуги;

за услуги по доставке товарно-материальных ценностей;

за услуги по переработке материалов Вашего предприятия сторонними организациями.[2]

В задолженность поставщикам и подрядчикам включается также и налог на добавленную стоимость.

Суммы, отражаемые по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зависят также от соответствия сроков поступления материальных ценностей и платежных документов.

Отражение задолженности поставщикам

При учете расчетов по импорту к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывается субсчет «Импортные поставки». По кредиту этого субсчета записываются суммы расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты ведутся в валюте контракта. Курсовая разница, возникающая между курсом дня акцепта и курсом дня оплаты, списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». [2]

Если условия договоров поставки или подряда предусматривают авансовые платежи (предварительную оплату), то сумма авансов, выдаваемых поставщикам и подрядчикам, отражается на счете 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным», который имеет следующую структуру:


1.1 Поставщики и подрядчики.


Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказы­вающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после от­грузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или ока­зания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению. [3]

Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энер­гию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефо­нов, почтово-телеграфные услуги. [3]

В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безна­личных расчётах в РФ предложена новая форма расчётов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и при его письмен­ном согласии оплатить полностью или частично платёжное требование-поручение. При этой форме расчётов поставщик на отгруженную про­дукцию оформляет платёжное требование-поручение и пересылает его плательщику, который, ознакомившись с ним, принимает решение об оплате. Приняв решение оплатить, плательщик подписывает его, скреп­ляет подписи печатью и сдаёт в свой банк. Банк плательщика списывает деньги с его расчётного счёта и переводит их в банк поставщика для за­числения на счёт поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачис­ленных сумм производятся на основании выписок банка с расчётного счёта.[3]

Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и отражают у покупателя по дебету счёта 19 и кредиту счёта 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приоб­ретённые ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учёта затрат на производство (поскольку они включа­ются в себестоимость продукции) и кредиту счёта 60. [3]

Погашение задолженности перед поставщиками отражают по дебету счёта 60 и кредиту счетов учёта денежных средств (50, 51, 52, 55) или кредитов банка (90, 92). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчётов.[2]


1.2 Предназначение счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками».


На предприятиях ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за:

·      полученные товарно-материальные ценности,

·      принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.,

·      по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

·      товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

·      излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

·      полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта),

·      за все виды услуг связи и др.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты. [10]

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.[5]

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").[11]

За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.[10]

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.[6]

Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет        Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»         Кредит

Уменьшение задолженности Корреспондирующий счет

Увеличение

задолженности

Корреспондирующий счет

Оплата счетов п и п

-          наличными

-          с р/c

-          с вал./с

-          за счет кредита

Зачет по товарообменным

Операциям

Положительная курсовая разница

50

51

52

66

62

99

Сальдо – задолженность

Поставщикам и подрядчикам

на начало периода

Акцепт счетов и поступление мат.цен. от   п и п

-          матер.ценности

-          доставка

-          НДС

Недостачи

Отрицательная курсовая разница

Сальдо – задолженность

Поставщикам и подрядчикам

на конец периода

-

10,08,41,

20,44

19

94

99

-


1.3 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (работ, услуг), порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком и подрядчиком.[4]

Порядок расчетов между предприятием и поставщиками и подрядчиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ; по импортным поставкам - в соответствии с правилами международных расчетов.[8]

Условия внутрироссийских поставок формируются в стране условиями (франко-завод; франко-станция отправления; франко-вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.[7]

Условия импортных поставок формируются на основе международных торговых условий “Инкотермс”, установленных Международной Торговой палатой. В соответствии с ними четко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несет риск при осуществлении этих функций и при гибели и порче товара.[10]

Расчеты предприятия за поступившие ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги учитываются на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили ТМЦ на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая - предъявленная поставщиком.

В случае отсутствия средств на счете плательщика оплата пени поставщику за несвоевременный платеж относится на счет 80 “Прибыли и убытки”.[10]

Счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками. К счету 60 могут быть открыты субсчета: 60-1 “Расчеты плановыми платежами”

60-2 “Векселя выданные”

60-3 “Импортные поставки”

На субсчете 60-1 “Расчеты плановыми платежами” учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними. На субсчете 60-2 “Векселя выданные” учитываются операции, когда задолженность поставщикам и подрядчикам оформляется путем выдачи векселя. При учете расчетов по импорту используется субсчет 60-3. Он кредитуется на суммы расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты с поставщиками осуществляются в валюте, предусмотренной в контракте. Учет импортных операций ведется одновременно в валюте и в рублях, полученных путем пересчета валюты в рубли по курсу ЦБ РФ в день совершения операции. Курсовая разница, возникшая по операциям акцепта платежных документов и их оплаты, списывается на счет 80 “прибыли и убытки”.[7]

Кредитуется счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” только после того, как на склад покупателя поступили ТМЦ или приняты заказчиком работы, услуги (потреблены электроэнергия, газ, вода и т.п.). Отражение этих операций на счетах затрат на производство возможно, если время выполнения работ, предоставления услуг совпадает с их производством. Бухгалтеры должны следить и своевременно начислять (включать) расходы на счета затрат на производство, связанные с использованием различных видов услуг (энергия, газ, вода и т.п.).[6]

Если поставщик выставляет счет по авансовым платежам на разного рода услуги, то они должны относиться на счет 31 “Расходы будущих периодов”. Со счета 31 расходы списывают на счета затрат на производство по периодам, к которым они относятся.

В случае, когда оплата за услуги производится раньше времени их потребности, то их относят на счет 83 “Доходы будущих периодов”, а в отчетный период списывают на счета затрат на производство.[7]

На убытки (счет 60) списывают дебиторскую задолженность, безнадежную к получению из-за пропуска срока исковой давности или по другим причинам (когда не создан резерв по сомнительным долгам).[7]

На счет 84 “недостачи и потери от порчи материальных ценностей” списывают суммы потерь, превышающие нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами и тарифами, несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации и т.п. до решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены, то эти суммы относятся на счет 63 “Расчеты по претензиям”, а если они отклонены, списываются на счет “Прибыли и убытки”.[6]

Когда расчеты производятся с помощью векселей, то покупатель (плательщик) выдает поставщику вексель (в векселе обуславливается порядок расчетов, и он является акцептованным платежным документом), при этом задолженность, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60. При наступлении срока оплаты банк списывает со счет векселедателя обозначенную сумму. Следует бухгалтерская проводка: Д60 К94”Краткосрочные займы”. За предоставленные краткосрочные займы предприятие выплачивает банку-кредитору проценты, которые относятся на счета издержек производства или обращения.[6]

Аналитический учет по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” можно вести разными способами: на карточках суммового учета, по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60. Учет можно вести также по поставщикам, у которых остались незаконченные расчеты (сальдо).[6]

В практической работе по расчетам с поставщиками и подрядчиками применяют журнал или книгу, которую заводят на квартал или больший учетный период в зависимости от количества расчетных операций. Записи в журнал производят по каждому платежному документы позиционным способом (вне зависимости от того, что

расчеты производятся с одним и тем же поставщиком).
Бухгалтерские записи по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

№ п/п Содержание операций Корреспондирующие счета дебет кредит

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23

24

25

26

27

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за поставленные ими материальные ценности и услуги для внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за услуги, оказанные при ликвидации или предотвращении стихийных бедствий; расходы по доставке возвратной тары

Акцептованы счета-фактуры поставщиков за поступившие и оприходованные материалы (без использования счета 15); также за транспортные услуги по неотфактурованным поставкам: излишки по приемке

Приняты к оплате счета-фактуры поставщиков за поступившие МБП

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства

Приняты к оплате счета-фактуры за приобретенные ТМЦ (при использовании счета 15)

Отражена сумма НДС

Акцептованы счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в т.ч. предоставление энергии, газа, пара, воды, для цехов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных нужд

Отражены операции по оказанию различных услуг поставщиками в связи с обнаруженным внешним браком: за услуги при его исправлении и по гарантийному ремонту

Акцептованы счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в т.ч. за электроэнергию, газ и т.п. для нужд обслуживающих производств и хозяйств

Акцептованы счета поставщиков и подрядчиков за оказанные ими услуги при производстве некапитальных работ

Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов

Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, в т.ч НДС

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за оказанные ими услуги и выполненные работы при сбыте продукции (транспорт, энергия)

Акцептованы счета поставщиков за оказанные ими услуги и выполненные работы при приобретении товаров (в торговых и т.п. предприятиях)

Возврат сумм поставщиками ранее им перечисленных и неиспользованных плановых платежей; возврат сумм перебора тарифов (фрахта)

Перечислены поставщиками суммы, ранее отраженные по пересчетам; возврат перебора тарифов (фрахта)

Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками)

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за поставленные ими материальные ценности и услуги для внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы

Отражены операции, связанные с транспортным получением, отгрузкой и реализацией грузов (материалов, товаров) в торговле и т.п.

При поступлении различных ТМЦ обнаружена их недостача до оприходованная в пределах норм естественной убыли: недостача ТМЦ сверх норм естественной убыли, образовавшаяся по вине предприятия

Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками

При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков

Суммы задолженности покупателей зачтены в погашение долгов перед поставщиками

Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена дочерними предприятиями

Отражены суммы списания кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных

документов)


79 60

80 60


10 60


12 60


08 60


15 60


19 60

20, 23,

25, 26 60


28 60


29 60


30 60


31 60


41 60


43 60


44 60


50 60


51, 52 60


62 60


79 60


60 46


84 60


60 50, 51,

52, 55

60 61


60 62

60 76

60 78

60 80

60 90, 92


Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных. [13]

1.4 Порядок заполнения Ж-О № 6

1. В начале месяца в Ж-О №: переносятся остатки на первое число. В гр. 10 - остатки за не прибывший груз, в гр. 11 – задолженность по не­оплаченным счетам и неотфактурованным поставкам.

2. В течение месяца в Ж-О № 6 регистрируются все платежные до­кументы, поступившие от поставщика:

в гр. «А» – регистрационный номер; в гр. «Б» – номер платежного документа; в гр. «В» – наименования поставщика»; в гр. «9» – общая сумма по документу.

3. Бухгалтер к документам поставщика подбирает документы склада по приходу материальных ценностей и отражает их в гр. «Г» «Номер до­кумента склада или вид услуг».[13]

В гр. «Д» – учетная стоимость поступивших материалов и МБП. В графах с «1» по «5» в дебет соответствующих счетов по фактиче­ской себестоимости. В гр. «6» – дебет сумм НДС. В гр. «7» – дебет 63 счета.

Сумма ж/д тарифа распределяется пропорционально массе груза, а сумма наценок пропорционально стоимости. Излишки материалов при­ходуются на склад и отражаются отдельной строкой как неотфактуро­ванные поставки.

4. Порядок учета неотфактурованных поставок

На склад неотфактурованную поставку приходуют актом приемки материалов по учетным ценам.

В Ж-О № 6 такие поставки регистрируются отдельной строкой, а в гр. «Б» ставится буква – «Н». При поступлении документов поставщика они регистрируются в обычном порядке, а ранее сделанная запись стор­нируется, т.е. красными чернилами по учетной цене делается запись в гр. «Д», в гр.»9» и в дебет соответствующих счетов.[5]


2. Порядок учета материалов в пути.


Материалами в пути называются такие поставки, по которым пред­приятие акцептовало платёжные документы, а материалы на склад по ним ещё не поступили. К учёту принимаются акцептованные платёжные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.[5]

В журнале-ордере № 6 платёжные документы регистрируются в те­чение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «акцепт». По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на ба­лансе, т.е. записать по принадлежности к группе материалов, но на на­чало следующего месяца расчёты по этим поставкам не будут закон­чены.[13]

При получении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, т.е. он уже был дан в момент платёжных требований, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счёта в не законченных на на­чало месяца расчётах. При закрытии журнала-ордера № 6, по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оп­риходованная дважды.[5]

При расчётах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего коли­чества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учётным це­нам предприятия или по договорным (отпускным) ценам, затем учиты­ваются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурован­ная поставка. Отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платёжное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъяв­ляет претензию к поставщику.[5]

Сумма недостач относится в дебет 76-2 счёта «Расчёты по претен­зиям» и в кредит 60 счёта и отражается в журнале-ордере № 6 и ведо­мости № 7.

По окончании месяца показатели данных журнала-ордера суммиру­ются для получения оборотов по счёту 60 и переноса их в Главную книгу.

Сумма акцепта отражается в гр. «9» и «8» – не прибывший груз.[14]

6. На основание бухгалтерских данных в гр. С «12» по «16» зано­сятся суммы оплаченных счетов поставщиков (ж-о № 1 (50); ж-о № 2 (51); ж-о № 3 (55); ж-о № 4 (90, 92); ж-о № 7 (71); ж-о № 8 (76)).

7. В конце месяца подсчитываются итоги по всем графам:

гр. «9» = Сумме с гр. «1» по «8».

8. За итоговой строкой отражаются две строки:

1-я – Сторно – материалы в пути на начало месяца – красными чер­нилами по дебету счетов в гр. «9» и в сумме гр. «10»

2-я – Материалы в пути на конец месяца условно приходуются, т.е. отражаются обычной записью в дебет счетов и красной - в гр. «8».

9. Подсчитывается строка «Всего» для отражения в Главной книге, а на обороте Ж-О № 6 – сводно-контрольные данные по 60 счету.[14]


3. Расчеты по претензиям с поставщиками и подрядчиками.


Предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности может предъявлять к сторонним организациям следующие виды претензий:

к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствия цен и тарифов, обусловленных договором или предусмотренных прейскурантом, а также при выявлении арифметических ошибок, когда завышение цен либо арифметические ошибки предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружился после того, как записи по счетам ТМЦ или затрат были совершены;

к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы предприятия, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу;

к поставщикам, транспортным организациям за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;

за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных или присужденных арбитражным судом;

к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам предприятия;

по санкциям (штрафы, пени, неустойки), взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражным судом.[1]

Претензию предъявляют в письменной форме, ее подписывает руководитель предприятия или его заместитель. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежаще заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.

Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон, - по требованиям заказчиков и поставщиков. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензию рассматривают на основании имеющихся документов. Ответ о результатах рассмотрения претензии дают в письменной форме. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель вправе по истечении 20 дней с момента получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа.

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.*

Для учета расчетов по претензиям предусмотрен счет 63 “Расчеты по претензиям”, по дебету которого отражаются возникающие к сторонним организациям претензии, а по кредиту - поступление платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось в последствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 63 “Расчеты по претензиям”.

Аналитический учет по счету 63 “Расчеты по претензиям” ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.[4]

Последние несколько лет состояние российской экономики характеризуется кризисом неплатежей, который наиболее остро проявляется на крупных предприятиях.

Не получая своевременно денег за производимую ими продукцию, они не могут рассчитываться со своими поставщиками и подрядчиками. Как правило, крупными кредиторами из числа подрядчиков, которым приходится регулярно перевозить к месту производства большие объемы товарно-материальных ценностей, являются транспортные организации, в том числе и железные дороги. Сложившаяся ситуация заставляет стороны искать другие пути расчетов. Наиболее доступным среди них является проведение взаимозачета, осуществляемого по самым разным схемам и основанного, как правило, на передаче продукции в счет дебиторской задолженности. Иногда такие операции трактуют как бартерные, но это неверно, так как в нашем случае речь идет о погашении долга деньгами, что и вытекает из договора поставки, в то время как бартерная сделка с самого начала предполагает погашение обязательства товарами или услугами. [4]

Представляется интересным рассмотреть порядок отражения подобных операций в бухгалтерии одной из сторон и провести параллель с другим предприятием, широко использующим в учете метод взаимозачетов. Предприятия при наличии единого сводного баланса имеет весьма разветвленную организационную структуру (наличие филиалов, большое число структурных подразделений). В подобных случаях большую помощь может оказать специализированная служба, в которой по мере возможности должен концентрироваться контроль и учет исполнения договоров с клиентами.[4]

По вновь заключенным договорам клиенты поставляют в счет дебиторской задолженности продукцию, либо реализуемую затем предприятием, либо используемую непосредственно для собственных нужд. В задачи подобных служб входит оперативное наблюдение за порядком выполнения договоров, за отгрузкой продукции и снижением дебиторской задолженности поставщиков на основании выставляемых ими счетов. Взаимоотношения подобных специализированных служб с центральными бухгалтериями и финансовыми службами предприятия, а также с их подразделениями и прочими службами осуществляется через счет 79 “Внутрихозяйственные расчеты”, который используется всеми подразделениями при расчетах с финансовыми службами и центральной бухгалтерией. В данном случае финансовые службы проводят снижение дебиторской задолженности предприятия, перенося снятые суммы со счета 79 на специализированные службы, если данные дебиторы не могут оплатить полученные услуги деньгами, но согласны рассчитываться за них поставками продукции. Внутри службы ищут варианты покрытия этой задолженности либо путем заключения договоров с платежеспособными покупателями, либо путем заключения многосторонних договоров с целью взаимозачета между дебиторами и кредиторами как с участием, так и без участия третьих фирм. По мере получения дохода по договорам, заключенным специализированными службами (в виде поступления на расчетный счет денег в рублях или в валюте или снижения кредиторской задолженности), получатель дохода (валютный отдел или сектор доходов финансовой службы) относит его на специализированную службу (счет 79), где он перекрывает задолженность плательщика, учтенную по факту отгрузки материальных ценностей. Таким образом, подобные службы выявляют финансовый результат от реализации прочих материальных активов предприятия, который учитывается на счете 46 “Реализация продукции, работ, услуг”. [4]

Работа специализированной службы по снижению дебиторской задолженности может развиваться в нескольких направления. Так, когда в конечном итоге предусмотрено поступление денег на рублевый или валютный счет, проводится поиск и осуществление следующих вариантов:

А. Заключение договоров с оплатой в рублях с платежеспособными покупателями продукции, поставляемой дебитором в счет снижения своей задолженности.

При этом составляются следующие проводки:

1. Учитывается дебиторская задолженность вновь появившегося дебитора на указанную в договоре сумму (за отгружаемую ему продукцию):

Д-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - 2000000 руб.

К-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 2000000 руб.

Подобные договоры могут предусматривать или не предусматривать образование прибыли. Отсутствие прибыли по договору на реализацию продукции, поставляемой в счет дебиторской задолженности, обусловливается несколькими причинами: продукция передается дебитором на сумму задолженности за оказанные услуги, в которых заложена сумма прибыли; продукция передается дебитором по ценам его реализации без каких-либо скидок, что затрудняет поиск покупателя по более высоким ценам.[1]

2. Отражается налог на добавленную стоимость:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 333400 руб.

К-т сч. 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет - по НДС - 333400 руб.

3. Фиксируется снижение дебиторской задолженности поставщику передаваемой третьей фирме продукции (на основании выставляемых счетов) с учетом НДС к возмещению из бюджета:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 1800000 руб.

Д-т сч. 19 “НДС по приобретенным ценностям”, субсчет - расчеты по НДС - 300000 руб.

К-т сч. 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”- 1500000 руб.

4. Выявляется финансовый результат:

прибыль:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг”, К-т сч. 80 “Прибыли и убытки”,

убыток:

Д-т сч. 80 “Прибыли и убытки” - 200000 руб.

К-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 200000 руб.

Появление прибыли или убытка зависит от условий договора. Наиболее четко работает схема, при которой в условиях соглашения оговорено, что покупатель полностью оплачивает счета, выставляемые продавцом.[14]

5. На сумму, указанную в п.3, централизованно снижается финансовой службой дебиторская задолженность (основанием служат письма специализированной службы):

Д-т сч. 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” - 1800000 руб.

К-т сч. 79 “Внутрихозяйственные расчеты” - 1800000 руб.

6. Отражается получение дохода:

Д-т сч. 79 “Внутрихозяйственные расчеты” - 1800000 руб.

К-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” - 1800000 руб. [16]

Б. Заключение договоров с оплатой в валюте с покупателями продукции, поставляемой дебитором в счет снижения своей задолженности.

При этом в учете составляются следующие проводки:

1. Учитывается дебиторская задолженность вновь появившегося дебитора на указанную в договоре сумму (за отгружаемую ему продукцию). Расчет производится по курсу на день отправки продукции:

Д-т сч. 62 “Расчеты с с покупателями и заказчиками”- 3000000 руб.

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 3000000 руб.

2. Отражается НДС:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 500100 руб.

К-т сч. 62 “ Расчеты с покупателями и заказчиками” - 500100 руб. [14]

Особенность этой записи в том, что поскольку сумма поступает в валюте на валютный счет, а затраты производятся в рублевом исчислении, то НДС в обязательном порядке по существующему законодательству платятся в бюджет в валюте. Таким образом эти суммы отражаются в форме отчета по НДС в строке 19 в отчете валютного отдела вместе с оборотом, а в отчете специализированной службы обе эти суммы не фигурируют. В данном случае особенность заключается в том, что сумма дохода передается специализированной службе от валютного отдела без НДС.[14]

3. Фиксируется снижение дебиторской задолженности поставщику передаваемой продукции (на основании выставляемых счетов) с учетом НДС к возмещению из бюджета:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 3120000 руб.

Д-т сч. 19 “НДС по приобретенным ценностям”, субсчет - расчеты по НДС - 520000 руб.

К-т сч. 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” - 2600000 руб.

При использовании подобной схемы учета валютных операций (и отсутствии высокой прибыли по рублевым операциям) отчеты специализированной службы по НДС могут возмещаться из бюджета уплаченными суммами, которые затем передаются финансовой службе и отражаются следующей проводкой:

Д-т сч. 79 “Внутрихозяйственные расчеты”, субсчет - по НДС - 520000 руб.

К-т сч. 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет - по НДС - 520000 руб.[14]

4. Выявляется финансовый результат:

прибыль:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг” - 120000 руб.

К-т сч. 80 “Прибыли и убытки” - 120000 руб.

убыток:

Д-т сч. 80 “Прибыли и убытки”

К-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг”

На сумму, указанную в п.3, финансовой службой централизованно снижается дебиторская задолженность (основанием служат письма специализированной службы):

Д-т сч. 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” - 3120000 руб.

К-т сч. 79 “Внутрихозяйственные расчеты”

К-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”

Еще одна особенность учета договоров, связанных с валютой, заключается в том, что валютный отдел при передаче дохода не всегда ориентируется на реальное поступление денег, а может учитывать и передавать доход, отраженный на счете расчетов, а не на счете денежных средств.[8]

В случае, если поступления денежных средств не предусмотрено или затруднено, то рассмотрим следующие возможные варианты:

А. Заключение договоров, направленных на одновременное снижение дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляется, как правило, при содействии третьих фирм, Можно привести примеры договоров, в которых не фигурировали деньги (чистый бартер): продукция в счет снижения дебиторской задолженности передается третьей фирме, которая может взамен поставить кредитору интересующую его продукцию в счет снижения задолженности перед предприятием. В этом случае учет аналогичен рассмотренному в пунктах 1-6 учета рублевых договоров, с той лишь разницей, что получателем дохода является не сектор доходов финансовой службы и не валютный отдел, а подразделение или служба предприятия, которые являются должниками по определенным платежам перед кредитором.[9]

Особенно интересен вариант, при котором происходит взаимозачет с местным или федеральным бюджетом. В данном случае, как правило, выстраивается следующая цепочка. Определяется предприятие, перед которым бюджет, числящий кредиторскую задолженность, имеет дебиторскую задолженность по финансированию, затем выясняется заинтересованность и потребности данного предприятия в определенной продукции, и начинается поиск поставщика, который может ее (продукцию) поставить в счет снижения дебиторской задолженности платежам и ли обменять на продукцию, взятую по зачету за платежи. Таким образом, специализированная служба получает от финансовой службы доход в виде налогового освобождения, которое относится на снижение задолженности получателя продукции (п. 6), а по счету расчетов с бюджетом сумма проводится финансовой службой.[4]

Данную операцию можно считать достаточно перспективной, так как она дает возможность предприятиям избежать начисления штрафных санкций за неуплату налогов и одновременно снизить дебиторскую задолженность, а бюджету осуществить предусмотренное финансирование. [4]

Б. Заключение договоров, направленных на получение с дебиторов в счет снижения дебиторской задолженности продукции, не предназначенной для дальнейшей реализации и используемой для бартерных сделок с третьими фирмами с целью получения от них продукции, используемой для нужд ГПП. Учет здесь аналогичен рассмотренному в пунктах 1-6 для рублевых или валютных (если ставки установлены в валюте) договоров с тем, что получение дохода происходит в виде получения продукции по бартеру. Эта операция отражается следующей проводкой:

Д-т сч. 46 “Реализация продукции, работ, услуг”

Д-т сч. 19 “НДС по приобретенным ценностям”, субсчет - расчеты по НДС

К-т сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”

Операция отражается без использования счета 79 “Внутрихозяйственные расчеты”. Необходимо иметь в виду, что получателем дохода также является не сектор доходов финансовой службы и не валютный отдел, а получатель и потребитель продукции.[9]

В. Заключение договоров, направленных на получение с дебиторов в счет снижения задолженности продукции, не предназначенной для дальнейшей реализации и используемой для нужд предприятия.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что подобная система расчетов возникла из сложившейся экономической ситуации, она может приносить пользу и при прочих условиях за счет своей гибкости и доступности. Кроме того, она позволяет в некоторых случаях сокращать время расчетов, исключая промежуточные звенья при перечислении денег или в ряде случаев денежные варианты расчетов.[4]


4.Составление акта о приёмке материальных ценно­стей.


Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учёте как принятые на склад или переданные в цех.

Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, а также при приёмке мате­риалов без документов, то принимает их комиссия по Акту о приёмке материалов формы М-7.[5]

Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием ма­териально-ответственного лица и поставщика.

Он утверждается руководителями предприятия.

Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию предприятия для учёта движения материальных ценностей, а второй- отделу матери­ально-технического снабжения для предъявления претензии виновнику. Акт о приёмке материалов является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.[5]


5. Учёт расчётов посредством векселей.

Вексель- это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обяза­тельство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель является не только формой расчёта, но и одним из видов коммерческого кредита, так как оплата по векселю происходит не сразу, а через определённое время, в течении которого сумма по векселю находится в распоряжении векселедателя.[6]

Существуют два вида векселей: простой и переводной. В простом векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком. Он содержит приказ векселедателя плательщику уплатить определённую сумму предъяви­телю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцепто­ван плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.[6]

Задолженность по расчётам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная полученными векселями, учитывается пред­приятием на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» субсчёта 3 «Векселя полученные».[7]

При получении векселей по отгруженной продукции (товарам), вы­полненным работам и оказанным услугам в бухгалтерском учёте на сумму этих векселей делается запись:

Д-т сч. 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Век­селя полученные»)

К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»

К-т сч. 48 «Реализация прочих активов».

Суммы, учтённые на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчи­ками», списываются с него по мере погашения задолженности, обеспе­ченной векселями, в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств проводкой:

Д-т счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт»

К-т счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Векселя полученные»).[7]

Если по имеющемуся векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере его поступле­ния делается такая запись:

Д-т счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт»

К-т счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт 3 «Векселя полученные»).[7]

Задолженность по расчётам с поставщиками, подрядчиками и дру­гими кредиторами, обеспеченная выданными векселями, учитывается предприятиями на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» обособленно в аналитическом учёте. При выдаче векселей на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потреблённых услуг составляется проводка:

Дебет счёта 10 «Материалы»

Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства» и т.д.

Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».[7]

Погашение задолженности, обеспеченной выданными векселями, отражается следующим образом:

Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

В случае, если по выданным векселям предусмотрена уплата про­центов, то при их перечислении составляется проводка:

Дебет счёта 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и др.

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».[6]

Аналитический учёт полученных и выданных векселей должен обес­печить данные о векселях с просроченными сроками оплаты и векселях, срок оплаты которых не наступил.[6]

Предприятия по договорённости с банками могут передать им век­селя для дальнейшей работы. Банки могут совершать с векселями сле­дующие операции: принятие на инкассо, для оплаты; учёт векселей; вы­дача ссуд под обеспечение векселей.

Приняв на инкассо или для оплаты векселя, банк берёт на себя от­ветственность за предъявление его плательщику или производство пла­тежей в установленный срок (инкассирование и домициляция). За вы­полнение этих функций банк имеет право на вознаграждение.[6]

Под учётом векселей следует понимать такую операцию, когда век­селедержатель передаёт (продаёт) банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это определённую сумму по векселю за вычетом учётного процента (дисконта).

Операция учёта векселей отражается векселедержателем по номи­нальной стоимости векселя следующей проводкой:

Д-т сч. 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт»

К-т сч.90 «Краткосрочные кредиты банков» или 92 «Долгосрочные кредиты банков».

Учётный процент, уплаченный банку, записывается следующим об­разом:

Д-т сч. 80 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 51 «расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

На основании извещения банка об оплате дисконтированного век­селя плательщик отражает номинальную стоимость векселя проводкой:

Д-т сч. 90 «Краткосрочные кредиты банков» или

Д-т сч. 92 «Долгосрочные кредиты банков»

К-т сч. 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».[6]

При возврате векселедержателем денег, полученных от банка в ре­зультате дисконта векселей, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком своих обязательств по век­селю производится запись:

Д-т сч. 90 «Краткосрочные кредиты банков» или

Д-т сч. 92 «Долгосрочные кредиты банков»

К-т сч. 51 «Расчётный счёт» или 52 «Валютный счёт».

Аналитический учёт дисконтированных векселей ведётся по банкам, осуществившим учёт векселей, векселедателям и отдельным векселям.

Банки могут открывать предприятиям ссудные счета специального назначения для выдачи кредитов под вексельное обеспечение. Порядок предоставления векселей в обеспечении такой же, как и при учёте, но расчёт по ним не производиться. За пользование банковским кредитом под вексельное обеспечение заёмщик платит проценты в установленном порядке.[6]




Выводы и рекомендации.

Современная модель рыночной экономики означает полную самостоятельность предприятия как хозяйствующего субъекта. В этих условиях отражение в отчетности информации по сегментам необходимо ее пользователям для оценки результатов деятельности предприятия с целью проведения эффективной инвестиционной политики. Формирование сегментов как учетно-отчетных единиц на предприятии зависит от многих факторов. Главным из них является организационная структура предприятия. В зарубежной литературе по учету понятие производственного подразделения предприятия как сегмента его деятельности часто совмещается с понятием центра ответственности.[8]

Существует много различий в формировании сегментов деятельности на предприятиях, что требует в определенной степени их систематизации и увязки с применением бухгалтерского учета в производстве. При этом нужно принимать во внимание функциональную принадлежность затрат к определенному сегменту деятельности предприятия. Каждый сегмент имеет свои условия формирования затрат. Так, например, в производственных подразделениях критерием отнесения затрат является производимая продукция. Для производимой продукции – места хранения, участок отгрузки, транспортная доставка грузов в назначенные пункты; а для сбыта - объем реализуемой продукции.[10]

Степень применения бухгалтерского учета по сегментам деятельности для каждого предприятия индивидуальна. Оптимальный вариант применения бухгалтерского учета в том или ином сегменте может быть найден только после детального анализа конкретных условий деятельности и потребностей предприятия. Возможны два варианта распределения затрат по сегментам деятельности предприятия:

все прямые и косвенные затраты распределяются по сегментам деятельности независимо от того, к какой продукции они относятся;

по сегментам деятельности распределяются только косвенные затраты, которые нельзя отнести по прямому признаку на конкретные виды продукции. [9]

Прямые затраты включаются непосредственно в себестоимость продукции, в состав затрат определенных сегментов они не входят.

Каждый из представленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки и должен применяться после анализа методологических и организационных особенностей применения управленческого учета на конкретном сегменте деятельности предприятия.[8]

Поскольку бухгалтерский учет по сегментам деятельности служит, прежде всего, целям контроля затрат по центрам ответственности, то представляется вполне достаточным выделить для сегментов затраты, которые функционально связанны с объемом выполненной ими работы, а для служб управления - непосредственно зависящие от их деятельности.[8]

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств сопоставляется остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета сверяются с кассовой книгой и первичными документами.[9]

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.[9]

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятиях должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. В том числе не последнее место в учетном процессе по объему и важности учетных процедур занимает учет денежных средств, и оттого, насколько эффективно он организован, зависит во многом состояние расчетов денежными средствами по предприятию в целом.[10]

Итак, к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.

Учет расчетов с поставщиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и оставщиками и подрядчиками, а также аналитический учет в части расчетов по акцептной форме. [11]

С целью выявления потенциальных проблем при осуществлении расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также устранения возникших ошибок с оптимальными затратами осуществляется планирование аудита данного вида расчетных операций.[12]

В качестве мероприятий, направленных на совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, можно порекомендовать:

вести аналитический учет расчетов с каждым поставщиком в отдельной карточке;

Предлагаемые мероприятия позволят значительно улучшить качество состояния учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.[13]

При написании данной курсовой работы были рассмотрены основные особенности и проблемы в организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Изучила предназначение счёта 60 «Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками» и его кредитование.

Таким образом, были закреплены знания, полученные при изучении курса «Бухгалтерский финансовый учет».


Список используемой литературы.


1. Абрамова Н.В. Как списать кредиторскую задолженность? //Главбух, № 4. - 2002

2. Бакаев А.С.,Справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета (Под ред. А.С. Бакаева). - "ИПБ-БИНФА", 2007 г.

3. Безруких П.С.Бухгалтерский учёт: Учебник / А. С. Бакаев, Н. Д. Врублевский и др.; Под ред. П. С. Безруких. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2006. – 719с.

4. Березкин И.В. Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками //Консультант бухгалтера, № 11, 2005 г.

5. Волков Н.Г Учет неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути //Бухгалтерский учет, № 9, 2005 г.

6. Воронцов Л.Д. Новые преимущества расчетов векселями // Главбух, № 17, сентябрь 2007 г.

7. Гущина И.Э. Бухгалтерский и налоговый учет операций с векселями // Новое в бухгалтерском учете и отчетности, № 1, 2. - 2005 г.

8. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - СПС "Гарант", 2005 г.

9. Козлова Е. П. И др. Бухгалтерский учет в организации / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 800с.

10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА- М., 2006

11. Краснова Л.П.,Шалашкова Н.Т.,Ярцева Н.М.Бухгалтерский учет: Учебник: 2-е изд. С изм.-М.: Юристь,2006.-542с.

12. Куликова Л.И Учет операций коммерческого кредитования // Бухгалтерский учет, № 8, 2007 г.

13. Пипко В.А.,Бережной В.И.,Булавина Л.Н.,Кузнецова В.И.,Пипко В.И.Бухгалтерский (финансовый ) учет: Учет активов и расчетных операций,Учеб пособие / В.А. Пипко, В.И. Бережной., Л.Н.Булавина Кузнецова В.И.,и др.-М.: Финансы и статистика, 2006.-416 с.

14. Самойлов И.В. Учетные и налоговые аспекты отражения неотфактурованных поставок //Консультант бухгалтера, № 10, 2005 г.

15. Соколов Я.В., Патро В.В., Карзаева Н.Н. Новый План счетов и основы ведения бухгалтерского учета .-М.: Финансы и статсистика, 2005. – 640 с.

16. Сомов Л.Взыскание процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами //Финансовая газета. Региональный выпуск, № 5, 2004 г.

17. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. — М.: Перспектива, 2006. - 487 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.