ВВЕДЕНИЕ.
Для производственной деятельности каждое сельскохозяйственное предприятие должно иметь в необходимых размерах оборотные средства, т.е. средства, которые обслуживают процесс кругооборота, полностью потребляются и восстанавливаются из выручки после каждого цикла. В составе оборотных средств важное место занимают денежные средства. Денежные средства необходимы для приобретения различных производственных запасов, оплаты труда и всевозможных хозяйственных расходов, платежей финансовым органам, банку и прочим учреждениям. Отсюда следует вывод, что в хозяйстве постоянно должен быть в наличии какой-то запас оборотных средств, в том числе и в денежной форме.
Денежные средства на предприятиях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах по целевым средствам, на особых счетах, а также использоваться в виде аккредитивов, чековых книжек и др.
Для учета всех видов денежных средств в плане счетов выделяется специальный раздел со счетами: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути".
Всё выше сказанное обусловило выбор курсовой работы: «Состояние и пути совершенствования учёта денежной наличности в кассе и денежных документов», построенной по материалам колхоза ООО «АМКК - Верный путь» Алексеевского района.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать порядок документального оформления операций по учёту денежных средств в кассе,
- отразить особенности аналитического и синтетического учёта денежных средств.
Деятельность колхоза ООО «АМКК - Верный путь» производится с помощью таких приёмов исследования, как наблюдение и сравнение.
При исследовании постановки учёта на предприятии использованы данные текущего бухгалтерского учёта и отчётности колхоза ООО «АМКК - Верный путь» , инструкционные материалы и положения по бухгалтерскому учёту.
Цели бухгалтерского учета в ООО «АМКК – Верный путь»:
· соблюдение в течение отчётного года принятой учётной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций, оценки имущества, определённой исходя из правил, приведённых в Законе о бухгалтерском учёте и отчётности, и условий хозяйствования. Изменения учётной политики по сравнению с предыдущим годом должны быть объяснены в годовой бухгалтерской отчётности;
· полнота отражения в учёте за отчётный период имущества и всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;
· правильность отнесения доходов и расходов к отчётным периодам;
· разграничение в учёте текущих затрат и капитальных вложений;
· тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число каждого месяца;
· предприятие, осуществляя организацию бухгалтерского учёта, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий хозяйствования.
Курсовая работа состоит из 5 глав:
- в первой главе даётся краткая организационно-экономическая характеристика предприятия, анализируются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «АМКК - Верный путь».
- во второй главе излагаются основные нормативные документы, которые используются при ведении кассовых операций.
- в третьей главе излагаются основные задачи учёта денежных средств
- в четвёртой главе даётся организация учёта денежных средств, т. е. первичный учёт, аналитический и синтетический учёт.
- в пятой главе излагается информация по проведению инвентаризации кассы в хозяйстве.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АМКК - Верный путь»
ООО «АМКК - Верный путь» организован в результате объединения в 2001 году. Ставилась задача на его базе организовать специализированный комплекс по производству свинины. Хозяйство развивалось, набирало силу и выходило на производственную мощность. Поголовье свиней достигло 33000 голов, крупного рогатого скота более 5000 голов. В период перехода страны на рыночные отношения, произошли изменения в ООО «АМКК - Верный путь».
В начале проведения реформы колхозники решили сохранить колхоз, внеся изменения в Устав колхоза о собственности, т.е. земля и основные средства были поделены среди членов колхоза.
В колхозе насчитывается 1030 пайщиков, из них 17 человек имеют по 2 пая (наследство). 292 непосредственно работают в колхозе 569 – пенсионеры, 169 - социальная среда.
ООО «АМКК - Верный путь» расположен в юго-западной части Алексеевского района, который входит в состав Белгородской области, которая в свою очередь расположена в центрально-черноземной зоне.
Центральная усадьба находится в селе Тютюниково, которое удалено от райцентра г.Алексеевка на 35 км и от областного центра г. Белгород на 210 км. До ближайшей железнодорожной станции 35 км.
Пункты продажи сельскохозяйственной продукции находятся в г.Алексеевка и удалены на расстоянии 35 км - это сахарный завод ОАО «Ритм», ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат», ОАО «Эфирное», Алексеевский элеватор. Молоко ООО «АМКК - Верный путь» сдает непосредственно в хозяйстве на сепараторный пункт с. Тютюниково.
Через территорию хозяйства проходит асфальтовое шоссе всероссийского значения. Сообщение с райцентром и областным городом также по дорогам с твердым покрытием. Асфальтными дорогами центральная усадьба соединена со всеми населенными пунктами и производственными подразделениями.
Связь с производственными подразделениями осуществляется посредством телефонов. В ООО «АМКК - Верный путь» есть диспетчерский пункт, на автомашинах главных специалистов установлены рации, что позволяет оперативно руководить производством.
В настоящее время на территории хозяйства расположено 2 населенных пункта, состоящих из 289 дворов. Населенные пункты располагаются на расстоянии до 8 км.
Организационная структура основного производства типичная для среднего сельскохозяйственного предприятия, присуща ООО «АМКК - Верный путь». Это 2 производственных участка, в состав которых входит 2 тракторных отряда, 2 молочно-товарных фермы, 2 ремонтные мастерские.
Все подразделения работают на хозрасчете с чековой формой контроля. До каждой из них в начале года доводится производственная и финансовая программа, заключаются договора на производство, поставку с/х продукции и оказание услуг, методы взаиморасчетов и материальная ответственность. В течение года бухгалтера участков ведут книги доходов и расходов и лицевые счета. В плановом отделе ежемесячно по каждому подразделению делается анализ работы подразделения.
ООО «АМКК - Верный путь» относится к юго-восточному климатическому району области. Климат - континентальный, характеризуется жарким летом и сравнительно холодной зимой. Среднегодовая температура воздуха +6,2°С, самый холодный месяц январь -8.. .-9°С, а самый теплый июль +20.. .+21°С.
Снежный покров сохраняется в течение 85-100 дней, но в отдельные годы бывает неустойчивый. Высота снежного покрова обычно не превышает 22 см.
Вегетационный период в среднем продолжается 195-200 дней, годовое количество осадков - 425...520 мм, за период температурой выше +10°С выпадает 240...290 мм., колхоз находится в зоне неустойчивого увлажнения. Преобладающее направление зимних ветров северо-западное, летних - восточное и юго-восточное. Наибольший вред сельскому хозяйству приносят ветры восточного и юго-восточного направлений, которые в большинстве случаев являются суховеями.
Весна характеризуется быстрой сменой температуры и недостаточным количеством осадков, поэтому весенне-полевые работы должны проходить в предельно-сжатые сроки.
Рельеф землепользования довольно сложный, территория представлена волнистой равниной, изрядной балками и оврагами на многочисленные водоразделы. Склоны балок достигают крутизны от 4 до 20.
Грунтовые воды находятся на глубине 15-20 метров и оказывают незначительное влияние на почвообразующий процесс.
Самыми плодородными в условиях колхоза почвами являются черноземы типичные. Кроме того, имеются темно-серые оподзоленные почвы, которые являются малопродуктивными и потому требуют значительного улучшения.
Дерновые почвы расположены в основном по склонам балок и оврагов. Они богаты гумусом и пригодны после проведения комплекса мелиоративных работ, к использованию их под сенокос и пастбища.
Распространенными почвообразующими породами являются лессовидные суглинки и глины, на которых формируется чернозем.
Показатели продуктивности сельскохозяйственных угодий по материалам оценки земель по колхозу: пашня (зерновые) - 48,98 балов, пастбища (по кормовым единицам) - 3,2 балла. Общий размер сельскохозяйственных угодий по хозяйству в баллогектрах составляет 247 баллогектар.
Водные ресурсы колхоза представлены 10 прудами, площадь зеркала которых составляет 39 гектар. Рек нет. Для производственных нужд и населения вода подается из артезианских скважин.
Характеристика предприятия будет не полной, если мы не рассмотрим основные показатели его деятельности.
Основные показатели
финансово – хозяйственной деятельности
ООО «АМКК – Верный путь».
Показатели | 2004 г | 2005 г | Отклонение (+,-) | |
1. | Объём выпускаемой продукции, тыс. руб. | 28342 | 24468 | -3874 |
2. | Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 25954 | 27717 | +1763 |
3. | Себестоимость продукции, тыс. руб. | 31464 | 27706 | -3758 |
4. | Чистая прибыль/убыток, тыс.руб. | -1985 | -950 | +1035 |
5. | Среднесписочная численность работников, чел. | 204 | 177 | -27 |
6. | Количество эталонных тракторов, шт. | 26 | 23 | -3 |
7. | Численность поголовья, гол.: КРС Свиней | 430 | 445 | -15 |
8. | Площадь с/х угодий, га: в т. ч. пашни | 3449,3 2652 | 3450 2652 | +0,7 - |
9. | Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 18641 | 19575 | +934 |
10. | Производительность труда, тыс. руб. / чел | 138,9 | 138,2 | -0,7 |
11. | Фондоотдача, руб. | 1,5 | 1,2 | -0,3 |
12. | Фондоёмкость продукции,руб | 0,7 | 0,1 | -0,6 |
13. | Рентабельность продаж, % | -6,3 | -3,4 | - |
Рассмотрев все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «АМКК – Верный путь» можно сказать, что в 2005 году в сравнении с 2004 годом они изменились.
Так, увеличились такие показатели как выручка от реализации продукции на 1763 тыс. руб., площадь с/х угодий на 0,7 гектар, также увеличилась стоимость основных средств на 934 тыс. руб.
Уменьшение произошло в следующих показателях:
Объём выпускаемой продукции уменьшился на 3874 тыс. руб.,
Среднесписочная численность работников на 27 работников,
Поголовье КРС также уменьшилось на 15 голов,
Фондоотдача уменьшилась на 0,3 рублей.
Убыток в 2004 году уменьшился и составил 950 тыс. руб.
Из этого можно сделать вывод, что предприятие имеет средние размеры, и в 2005 году в сравнении с 2004 годом оно сработало хуже.
2. Основные нормативные документы по учёту денежных средств.
Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для широкого круга пользователей.
Деятельность всех предприятий, в том числе организация учёта регламентируется рядом нормативных документов.
Основным нормативно — правовым актом РФ является Конституция РФ
, принятая 12 декабря 1993 г., где закреплены основы конституционного строя, права и свободы граждан, а также механизм осуществления власти.
Гражданский кодекс РФ
регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, основанный на праве собственности договорных и имущественных и других обязательствах участников правоотношений. Поскольку бухгалтерский учет отражает хозяйственную деятельность предприятия, то, естественно, он базируется на нормах гражданского кодекса РФ, который регулирует права собственности, заключение сделок и договоров, возникновения обязательств, их исполнения.
Федеральный закон
«О бухгалтерском учете» принят Государственной думой РФ 23.02.96 года, утвержден Советом Федерации 20.03.96 и Президентом РФ 21.11.96 года. Закон регулирует основные положения бухгалтерского учета в Российской Федерации: объекты, задачи, понятия в учете, порядок регулирования, организацию учета, учетную политику, права и обязанности главного бухгалтера, основные требования к бухгалтерскому учету, содержание первичной документации, регистров бухгалтерского учета, оценку имущества и обязательств, порядок хранения документов бухгалтерского учета и другие. Также данным предприятием установлен свой план документооборота. (приложение №1)
Важное организующее значение в бухгалтерском учете имеет план счетов
, который применяется с 1 января 2001 года и построенный на основе использования в бухгалтерском учете международных стандартов и ориентированный на рыночные отношения между предпринимателями.
Одной из главных особенностей плана счетов в сельском хозяйстве является более подробная детализация уровня субсчетов. При этом достигается более высокая степень стандартизации, классификации и группировки учетных данных.ООО «АМКК – Верный путь» Алексеевского района применяет журнально—ордерную форму учета с элементами автоматизации. Согласно рекомендации централизовано установленного счетного плана в колхозе разработан свой рабочий план счетов, в котором исходя из требований управления и контроля определен перечень субсчетов, установлена полная номенклатура объектов аналитического учета (приложение № 2).
Установлено, что формы и методы бухгалтерского учета применяются в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 2 ноября 1996 года, “Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации” (утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации № 34Н от 29 июля 1998 года) и приказом Министерства финансов от 9.12.98 № 60н “Учетная политика организации “(ПБУ —1/98). “Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению (утвержденных приказом Министерства финансов от 1.11.91 года) с последующими изменениями и дополнениями, а также другими нормативными бухгалтерскими документами (
Положениями) действующими в отчетном периоде.
3. Задачи учёта денежных средств.
Основными задачами учёта денежных средств являются:
· обеспечение сохранности и правильности использования,
· строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций,
· правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учёта,
· выявление более рационального использования денежных средств.
При этом можно рассмотреть основные правила ведения операций наличными.
Правила ведения кассовых операций.
Всеми операциями по приёму и выдаче денег из кассы занимается специально выделенное материально ответственное лицо – кассир. Он несёт ответственность за сохранность принятых материальных ценностей. При приёме на работу кассир даёт письменное обязательство, по которому принимает на себя материальную ответственность за денежные суммы и прочие ценности в кассе. С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности (приложение №3).
Если по небрежности, халатности или неосторожности кассиром будет причинён ущерб хозяйству, то он обязан его возместить.
Также в ООО «АМКК – Верный путь» при принятии кассира на работу он должен изучить все права, обязанности и ответственность кассира. (приложение № 4)
Кассиру запрещается передавать выполнение порученной ему работы другим лицам. В случае внезапного прекращения работы кассиром (болезнь и др.) все ценности кассы передаются по акту другому лицу. Запрещается передавать обязанности кассира работникам бухгалтерии, пользующимся правом подписи кассовых документов. В хозяйствах нельзя возлагать обязанности по выплате заработной платы (оплаты труда) на лиц, связанных с расчётами по этим выплатам.
Дирекция предприятия обязана создавать необходимые условия для сохранности ценностей в кассе. В частности, помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций – заперты с внутренней стороны, посторонние лица в кассу не допускаются; все ценности в кассе должны хранится в специальных несгораемых шкафах; по окончании рабочего дня кассир запирает шкафы и опечатывает их сургучной печатью; в кассе запрещается хранить ценности, не принадлежащие хозяйству.
Для обеспечения сохранности ценности в кассе необходимы периодические ревизии, во время которых полностью пересчитывают наличные деньги и проверяют все прочие ценности. Эти ревизии проводят не реже одного раза в месяц и внезапно, что повышает их действительность.
В кассе разрешается иметь минимальные суммы денежных средств на удовлетворение неотложных хозяйственных нужд. Для этого учреждение банка устанавливает лимит остатка средств в кассе (приложение № 5).
Превышение лимита допускается только в дни выдачи заработной платы (оплаты труда) от трёх до пяти дней в зависимости от вида предприятия и удалённости его от банка. Не использованные в течение этих дней суммы подлежат сдаче в банк на расчётный счёт. Сдача денежной наличности в банк оформляются объявлением на взнос наличных денег ( в данном хозяйстве этот документ не используется).
Основным каналом пополнения наличных денег в кассе являются поступление их с расчётного счёта в банке. Кроме этого, в кассу поступают неиспользованные остатки подотчётных сумм, выручка от продажи продукции, плата за различные коммунальные услуги и т.д.
4. Организация учёта денежных средств.
4.1 Первичный учёт.
Для получения денег с расчётного счёта учреждения банка выдают сельскохозяйственным предприятиям на основе специальных заявлений чековой книжки, в которой все чеки заранее пронумерованы; на каждом из них проставлены наименование учреждения банка, номер расчётного счёта, наименование владельца. При выписке чека на обороте обязательно указывают назначение получаемой суммы: на оплату труда, на хозяйственные расходы и т.д. Никакие исправления в чеках не допускаются. Все реквизиты в чеке заполняют непосредственно в хозяйстве. Не разрешается выдача кассиру оформленных подписями и печатью чистых бланков чеков для заполнения их в банке. Сумму получения в чеке обязательно пишут прописью и с заглавной буквы. Чек выписывается, как правило, на кассира; не допускается выдавать чеки на предъявителя.
(приложение №6)
Приём наличных денег в кассе оформляется приходным кассовым ордером (ф. №КО-2). В нём указывают: кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Приходный кассовый ордер заполняется в бухгалтерии и поступает в кассу при оформлении приема денег. После приема денег в кассу плательщику выдают квитанцию за подписью главного (старшего) бухгалтера и кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.
Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером
(ф. № КО-2). В нем указывают: кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Расходный кассовый ордер выписывает бухгалтерия, как правило, на основании заявления получателя, которое заполняется на оборотной сторонеордера. Заявление визирует, т. е. делает разрешительную надпись, руководитель предприятия. Выдачу денег по ордеру кассир удостоверяет своей подписью. Лицо, получившее деньги, также расписывается в ордере. Деньги по расходному кассовому ордеру выдают только в день его выписки. Не разрешается выдача расходного кассового ордера для получения денег из кассы на руки непосредственно получателю.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир должен тщательно проверить правильность его оформления, наличие и подлинность подписей руководителя хозяйства и главного бухгалтера, наличие перечисленных в документе приложений. При несоблюдении хотя бы одного из этих требований ордер к оплате не принимается. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир требует от получателя предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Номер документа, место и дату его выдачи отмечают в расходном кассовом ордере. Если деньги выплачивают по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера бухгалтерия указывает фамилию, имя и отчество лица, через которое производится выдача. Доверенность остается у кассира и прикладывается к расходному кассовому ордеру.
Все кассовые документы заполняют чернилами или пастой четко, ясно, без каких-либо помарок или исправлений. Исправления (даже оговоренные) в кассовых документах не допускаются. Приходные и расходные кассовые ордера в бухгалтерии нумеруют раздельно в порядковой последовательности от начала до конца года.
4.2 Аналитический учёт.
Все приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до подачи в кассу регистрируют в бухгалтерии в специальном журнале регистрации приходных и расходных
кассовых ордеров
(ф. № КО-3). Журнал, как правило, открывают раздельно на приходные и расходные кассовые документы. При небольшом числе кассовых операций можно регистрировать ордера в одном журнале, выделяя самостоятельные разделы для приходных и расходных кассовых ордеров. Журнал может использоваться несколько лет, но порядковые номера для кассовых ордеров устанавливают с начала года.
На все кассовые документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, после их исполнения кассир ставит специальный штамп или надпись: "Получено" - на приходных документах и "Оплачено" - на расходных документах с указанием даты (число, месяц, год).
Деньги из кассы выдают также на основании платежных ве
домостей
при выплате заработной платы (приложение № 7).
Расходный кассовый ордер оформляют (или наложение штампа) на фактически выплаченную по ведомости общую сумму заработной платы (оплаты труда). Против фамилий лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп или делает отметку от руки "Депонировано". На титульном листе платежной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также о сумме, оставшейся неполученной и подлежащей депонированию
Ведение кассовой книги. Отчет кассира .
Движение денег в кассе кассир учитывает в кассовой книге
типовой формы.(приложение № 8)
В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По каждой операции записывают номер документа, от кого получены или кому выданы деньги и в какой сумме. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги оборотов по приходу и расходу и выводит остаток денег по кассе на следующий день.
Записи в кассовой книге делают в двух экземплярах (через копировальную бумагу). Второй (отрывной) экземпляр кассир после выведения результатов за день передает в бухгалтерию в качестве отчета о кассовых операциях
за день. К отчету прилагаются все поступившие в кассу за день документы. При небольшом объеме кассовых операций допускается сдача отчетов за несколько дней, но не реже одного раза в три — пять дней.
4.3 Синтетический учёт.
Движение денег по кассе в системе бухгалтерских счетов учитывается на активном счете 50 "Касса". Счет 50 имеет три субсчета: 50-1 "Касса организации", 50-2 "Операционная касса", 50-3 "Денежные документы".
На субсчете 50-1 "Касса организации"
учитываются наличные денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 "Операционная касса"
учитывается наличие и движение денежных средств в кассе товарных контор и других организаций на транспорте.
На субсчете 50-3 "Денежные документы"
учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение.
Рассмотрим порядок учета по субсчетам 50-1 и 50-3 счета"Касса".
По дебету субсчета 50-1 отражается поступление денег в кассу. В зависимости от каналов поступления денег корреспондирующими счетами могут быть: расчетный счет, прочие счета денежных средств в банке, счета учета расчетов, кредитов банка и т.п. Приведем отдельные операции по поступлению денежных средств в кассу.
1.Поступили деньги в кассу за тракторные услуги:
дебет счета 50.1 "Касса"
кредит счета 76.5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
2. Поступили деньги в кассу с расчетного счета:
дебет счета 50 "Касса", субсчет 1
кредит счета 51 "Расчетный счет".
3.Оприходованы деньги, полученные в возврат от подотчетных лиц:
дебет счета 50 "Касса", субсчет 1
кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
4.Поступили деньги в кассу в порядке краткосрочного кредита:
дебет счета 50 "Касса"
кредит счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".
5.Поступили деньги в кассу со специальных счетов в банке:
дебет счета 50 "Касса", субсчет 1
кредит счета 55 "Специальные счета в банках".
по кредиту субсчета 50-1 "Касса"
6. Поступили деньги в кассу от Колесникова Сергея Ивановича за комбикорм (приложение№9):
дебет счета 50.1 "Касса"
кредит счета 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
7.Оприходованы деньги, полученные от клиентов столовой за питание (приложение № 10)
:
дебет счета 50.1 "Касса"
кредит счета 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
По кредиту субсчета 50-1 "Касса" отражается расход наличных денег. В зависимости от того, на какие цели выданы или израсходованы деньги из кассы, корреспондирующими счетами могут быть: счета учета затрат, счета учета расчетов с рабочими и служащими, счета учета расчетов с дебиторами и кредиторами, счета учета денежных средств в банке и другие счета. Приведем операции по выдаче денежных средств из кассы.
1. Оплачены из кассы мелкие общехозяйственные расходы:
дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы"
кредит счета 50 "Касса", субсчет 1.
2.Внесены деньги из кассы на расчетный счет в банке:
дебет счета 51 "Расчетные счета"
кредит счета 50 "Касса", субсчет 1.
3. Внесены деньги из кассы на погашение задолженности по краткосрочным кредитам:
дебет счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"
кредит счета 50 "Касса", субсчет 1.
4.Выдана заработная плата рабочим и служащим ООО «АМКК – Верный путь» (приложение № 11):
дебет счета 70.1 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
кредит счета 50.1 "Касса"
5.Выданы деньги Герасименко Василию Ивановичу в подотчет (приложение № 12):
дебет счета 71.1 "Расчеты с подотчетными лицами"
кредит счета 50.1 "Касса"
По субсчету 50-3 учитывают средства, вложенные в различные денежные документы: почтовые марки, оплаченные проездные билеты и талоны, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории и др.Денежные документы наряду с денежной наличностью хранятся в кассе хозяйства, поэтому учитываются на этом счете. При их приобретении делается запись по дебету счета 50, субсчет 3, и кредиту соответствующего счета по учету денежных средств или расчетов (счета 51, 76, 69 и др.). При их расходовании или реализации делается запись по кредиту счета 50, субсчет 3, и дебету разных счетов в зависимости от направления: 26 "Общехозяйственные расходы" - при использовании марок, 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" - при реализации путевок и др.
Учет поступления денежных документов и их списания, как правило, оформляется выпиской приходных и расходных кассовых ордеров, так как денежные документы, как и все другие ценности хранятся в кассе. Аналитический учет ведется
в специальной книге учета денежных документов либо в отдельном разделе кассовой книги, на каждый вид денежных документов открывается разворот книги.
От денежных документов следует отличать бланки строгой отчетности: квитанционные книжки, бланки ценных бумаг, удостоверений, дипломов, доверенностей, абонементов, товаросопроводительных документов и т. п. Бланки строгой отчетности, находящиеся на хранении и выданные под отчет, учитывают на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Аналитический учет строится отдельно по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их нахождения в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности. При проверке наличия соответствующих бланков составляют акт проверки наличия бланков строгой отчетности. Их использование и списание оформляют актом на списание использованных бланков строгой отчетности. Выдачу бланков строгой отчетности фиксируют в специальной карточке-справке по выданным и использованным бланкам строгой отчетности. Все указанные документы являются в своем большинстве формами оперативно-технического учета, и в системном бухгалтерском учете движение бланков строгой отчетности в отличие от денежных документов на счете 50 (либо на другом счете, кроме забалансового счета 006) не отражается.
Регистры бухгалтерского учета
Регистром бухгалтерского учета, в котором отражают кассовые операции при журнально-ордерной форме учета, является журнал-ордер № 1-АПК.(приложение № 13)
Его используют для фиксирования кредитовых оборотов счета 50. Во второй части журнала-ордера - ведомости отражают дебетовые обороты счета 50. Основанием для бухгалтерских записей в журнале-ордере являются проверенные отчеты кассира с приложенными к ним первичными документами.
Записи в журнале-ордере производят итогами за день на основании расходной части отчетов кассира с приложенными первичными документами. Предварительно первичные документы группируют по корреспондирующим счетам и однородные операции (с одинаковой корреспонденцией) отражают общей суммой за день. При небольшом числе операций допускаются записи по итогам отчета кассира за 3—5 дней. Во всех случаях каждый отчет кассира занимает в журнале-ордере одну строку.
В разделе дебетовых оборотов накапливаются в разрезе корреспондирующих счетов дебетовые обороты по счету 50 "Касса". Одновременно эти суммы отражают в соответствующих журналах-ордерах по кредитовому признаку (журналы-ордера №2,3,4 и др.). Записи по дебету счета делают аналогичным путем, т. е. на основании отчетов кассира (только в данном случае - по их приходной части) с предварительной группировкой документов по корреспондирующим счетам. Остаток средств в кассе показывают в ведомости на начало и конец каждого месяца. На протяжении месяца для контроля и оперативных целей используют данные об остатках средств, приведенные в отчетах кассира.
Сальдо на конец месяца по счету 50 "Касса" выводят следующим образом: к сальдо на начало месяца прибавляют итог дебетового оборота за месяц и вычитают итог кредитового оборота за месяц, отраженный в журнале-ордере № 1-АПК. Полученное сальдо сверяют с остатком кассы, числящимся по последнему отчету кассира, и отражают в ведомости дебетовых оборотов (во второй части журнала-ордера) как сальдо на конец месяца.
Если в хозяйстве имеется торговая сеть: ларьки, магазины и др., то учет поступающей торговой выручки ведут в специальной ведомости № 27-АПК.
В ведомости поступление торговой выручки записывают в течение месяца по каждому магазину, ларьку на основании кассовых отчетов продавцов магазинов, палаток, ларьков и т.п., а также отчетов материально ответственных лиц, продающих продукцию на рынке, ярмарках и других местах, и поступивших квитанций отделений связи (в случае если выручка от реализации продавцами была отправлена через указанные учреждения). Итоговую сумму фактически поступившей выручки наличными деньгами от всех материально ответственных лиц переносят из ведомости № 27-АПК в ведомость дебетовых оборотов журнала-ордера № 1-АПК по дебету счета 50 "Касса" и кредиту соответствующих корреспондирующих счетов.
В необходимых случаях для расшифровки сумм по субсчетам или статьям аналитического учета корреспондирующего счета (например, счетов 23, 26, 29, 98 и др.) к журналу-ордеру № 1-АПК ведут листки-расшифровки. В них суммы могут быть сгруппированы как по дебету, так и по кредиту счетов. В последующем листки-расшифровки используют для записей по статьям аналитического учета в соответствующих регистрах.
Журнал-ордер № 1-АПК является, как правило, регистром месячного обращения. Итоги кредитовых оборотов по счету 50 с подразделением их на корреспондирующие счета переносят ежемесячно из журнала-ордера № 1-АПК в Главную книгу (приложение № 14).
Это происходит следующим образом: общий кредитовый оборот из журнала-ордера записывают в Главную книгу в кредит счета 50, а составляющие его суммы по дебетуемым счетам переносят в дебет соответствующих корреспондирующих счетов.
Сверка регистров
Необходимо отметить, что при журнально-ордерной форме учета важное значение имеет взаимная сверка оборотов в регистрах. Поэтому прежде чем перенести итоги журнала-ордера № 1-АПК по кредитовым оборотам в Главную книгу надо их по каждому корреспондирующему счету сверить с данными других регистров. Так, кредитовые обороты по журналу-ордеру № 1-АПК сверяют: по счету 51 — с соответствующими данными в разделе дебетовых оборотов журнала-ордера № 2-АПК, по счету 55 - с данными ведомости № 25-АПК, по счету 70 - с данными ведомости № 59-АПК, по счету 71 - с данными журнала-ордера № 7-АПК и т.д.
Данные раздела журнала-ордера № 1-АПК по дебетовым оборотам также сверяют с другими регистрами. Например, дебетовые обороты сверяют: по счету 51 — с данными журнала-ордера № 2-АПК, по счету 55 — журнала-ордера № 3-АПК, по счету 90 — журнала-ордера № 11-АПК, по счету 76 - журнала-ордера № 8-АПК, по счету 66 - журнала-ордера № 4-АПК и т. д.
Разноска в Главную книгу
После сверки и разноски итогов журнала-ордера № 1-АПК в Главную книгу об этом делают соответствующую отметку; журнал-ордер подписывают исполнители, т. е. лица, заполнявшие регистр, производившие сверку и разноску в Главную книгу, а также главный бухгалтер хозяйства. При этом указывают дату составления журнала-ордера и отражения оборотов в Главной книге.
5. Инвентаризация.
В целях контроля за правильностью отражения в учёте кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины не реже одного раза в месяц проводится инвентаризация кассы.
На день инвентаризации кассир должен оформить все приходные и расходные денежные документы и сдать их в бухгалтерию, подтверждая это подписью в расписке, форма которой приведена в Акте инвентаризации
наличных денежных средств
(ф. № ИНВ-15). Комиссия сверяет сальдо по ведомости №1 с данными Кассовой книги и фактической денежной наличностью. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах , которые подписываются членами инвентаризационной комиссии и кассиром ( приложение 15).
Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию, а второй остаётся у кассира. В случае смены материально-ответственных лиц акт составляется в трёх экземплярах: один экземпляр передаётся прежнему кассиру, второй экземпляр – материально-ответственному лицу, вступившему в должность кассира, третий – в бухгалтерию. Информация о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя организации, который принимает соответствующее решение.
Выявленный излишек кассовой наличности приходуется:
Дебет счёта 50 «Касса»
Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
Обнаруженная сумма недостачи предъявляется кассиру при установлении его вины:
Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит счёта 50 «Касса»
Одновременно:
Дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»
субсчёт 2 «Расчёты по возмещению материального ущерба»
Кредит счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Если будут установлены обстоятельства, не дающие основания рассматривать выявленную недостачу как материальный ущерб по вине кассира, то сумма недостачи списывается на финансовые результаты организации как внереализационные расходы:
Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Выводы и предложения.
Курсовая работа на тему «Состояние и пути совершенствование учёта денежной наличности в кассе и денежных документов», построена по материалам колхоза ООО «АМКК – Верный путь». На примере этого хозяйства исследован порядок проведения бухгалтерского учёта денежной наличности и денежных документов. В результате осуществлённой работы установлено, что бухгалтерский учёт в колхозе ведётся согласно положению о бухгалтерском учёте и отчётности, и принятой учётной политике. На данном предприятии применяется журнально-ордерная форма учёта с элементами автоматизации.
Мне кажется, для того чтобы успешно вести хозяйство, расширять и совершенствовать производство, усиливать материальный стимул труда, ООО «АМКК- Верный путь» нужно достичь так называемого оптимального уровня рентабельности. Все, что способствует увеличению производства продукции, повышению реализационных цен и снижению себестоимости продукции, в тоже время является путем увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности предприятия.
Я думаю, что предприятию необходимо создавать условия, позволяющие иметь в достаточном количестве различные производственные запасы. Для этого необходимо совершать контроль за наличием материальных запасов, согласно утвержденным нормативам, использованием средств строго по назначению, своевременным и правильным оформлением документации поступления и расходования денежных средств.
Список использованной литературы.
1. Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н.
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.200 № 94н.
4. Бабаева Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 525 с.
5. Бакаев А. С., Безруких П. С. , Врублевский Н. Д. Бухгалтерский учет. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Бухгалтерский учет, 2002. – 719 с.
6. Бычкова С. Ш. , Золотарев А. В. Бухгалтерский учет и налогообложение в сельском хозяйстве: учеб. пособие – М.6 ТК Велби, издательство Проспект, 2004. – 424 с.
7. Глушков И. Е., Киселева Т. В.. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Издание 11 Т. 2. М.: «КноРус»; Новосибирск: ЭКОР – книга, 2004. – 1016 с.
8. Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в организациях, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 752 с.
9. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 5-е изд., перераб. И доп. – М., 2005. – 717 с.
10. Лисович Г. М. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: Учебник М.: Финансы и статистика, 2004. – 456 с.
11. Пизенгольц М. З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т. 1 Ч. 1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 488 с.
12. Пизенгольц М. З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т. 2 Ч. 2. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
13. Подобед М. А., Иванова И. И., Симончук С. А. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. – М.: «Книга сервис», 2004. – 256 с.
14. Расторгуева Р. Н., Казакова А. В., Павлычев А. И. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях. – М.: Проф Обр Издат, 2002. – 416 с.
15. Отраслевое приложение к журналу «Главбух»: «Учет в сельском хозяйстве», 2004-2005гг.
16. Актуализация идеального справочника «Учёт в сельском хозяйстве» II
квартал 2006 г.
17.Журнал «Главбух»: «Учёт в сельском хозяйстве», №3, 2004 г.
28 ноября 2006г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |