ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПАНИИ
Правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Испании составляют следующие нормативные акты: Закон 19/1988 от 12.07.88 г. "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон 19/1988), Регламент 1636/1990 от 20.12.90 г. (далее - Регламент 1636), дополняющий Закон 19/1988, Королевский декрет 302/1989 от 17.03.89 г. в ред. от 27.10.2000 г., которым утверждены устав и структура органов Института бухгалтерского учета и аудита
Испании. Помимо перечисленных основных документов осуществление аудиторской деятельности регулируется нормативными актами Европейского Союза, среди которых следует выделить Директивы Совета Европейского Союза, в частности Директиву VIII (84/253) от 10.03.84 г. (далее - Директива VIII) и др.
Основополагающим документом, принятым в соответствии с Директивой VIII и отражающим и дополняющим большинство ее положений, является Закон 19/1988. Закон состоит из 4 разделов, 22 статей, 4 дополнительных разделов, 5 переходных положений, 5 заключительных и 1 раздела об отмене ранее действовавших нормативных актов.
Согласно ст. 1 Закона 19/1988 под аудиторской деятельностью понимается деятельность, заключающаяся в проверке и установлении достоверности отражения данных в финансовых документах организации.
Регулирование аудиторской деятельности находится в ведении Министерства экономики. В соответствии с Законом 19/1988 при Министерстве экономики учрежден Институт бухгалтерского учета и аудита (далее - Институт) - учреждение, наделенное следующими административными и контрольными функциями:
контроль за осуществлением аудиторской деятельности аудиторами посредством установления принципов и
методических указаний и применение санкций к аудиторам и аудиторским фирмам в случаях, предусмотренных испанским законодательством;
создание и ведение Государственного реестра аудиторов (далее - Реестр), установление порядка внесения и исключения из Реестра аудиторов и аудиторских фирм, создание и издание Бюллетеня Института, установление правил проведения квалификационных экзаменов для аудиторов;
утверждение и публикация инструкций и методических указаний, разработанных правил осуществления аудиторской деятельности;
осуществление деятельности по разработке, изучению и публикации документации, необходимой для
усовершенствования нормативной базы в области бухучета и аудита;
представление в Министерство экономики предложений и необходимых рекомендаций по изменению действующего законодательства в области бухучета и аудита с целью приведения национального законодательства Испании в соответствие с действующим в ЕС;
сотрудничество в области разработки методических указаний по вопросам бухучета и аудита с международными организациями и органами ЕС, а также с национальными аккредитованными
профессиональными объединениями аудиторов, занимающимися методическими разработками. Для исполнения этих функций представители Института совместно с соответствующими отделами МИД Испании участвуют в конференциях и заседаниях, которые организуются комиссиями или рабочими группами, специализирующимися по этим вопросам, в состав которых входит Испания, принадлежащими к международным правительственным организациям.
Руководящими органами Института являются президент и Консультативный комитет. Должность президента
Института соответствует статусу генерального директора, он назначается и освобождается от должности королевским декретом по согласованию с Советом министров Испании и по представлению министра экономики.
Консультативный комитет возглавляется президентом Института и состоит из 11 членов (включая президента), назначаемых министром экономики, 5 из которых являются представителями Министерства экономики и назначаются по представлению президента Института, а остальные - по представлению профессиональных объединений аудиторов, представляющих интересы аудиторов и экспертов по бухучету.
Профессиональные аудиторские объединения представляют собой организации, членами которых являются аудиторы и аудиторские фирмы, и отвечают следующим требованиям, установленным законодательством Испании.
1. В учредительных документах объединений и их членов в качестве единственного, или основного, вида деятельности должна быть указана аудиторская деятельность.
2. Как минимум 10% аудиторов, зарегистрированных в Государственном реестре аудиторов, являются членами объединения напрямую или числятся в организациях - членах объединения.
3. Как минимум 15% аудиторов, зарегистрированных в Государственном реестре аудиторов и являющихся практикующими аудиторами, входят в объединения напрямую или числятся в организациях - членах объединения.
Профессиональные аудиторские объединения осуществляют следующие направления деятельности:
разработка, принятие и пересмотр методических указаний и инструкций по собственной инициативе или по решению Института;
проведение квалификационных аттестационных экзаменов;
организация курсов по теоретическим предметам, программа которых утверждена Институтом;
организация программ и создание постоянных и временных курсов повышения квалификации, которые должны проходить в обязательном порядке члены объединений;
стимулирование участия своих членов в организации практики, требуемой при сдаче квалификационного аттестационного экзамена, и в осуществлении контроля за ее прохождением с выдачей по окончании соответствующего документа;
контроль за осуществлением профессиональной деятельности своих членов по соблюдению ими требований, установленных действующим законодательством Испании;
внесение предложений Институту о применении санкций к своим членам в случаях и порядке, предусмотренных испанским законодательством.
Порядок проведения контроля за осуществлением профессиональной деятельности своих членов должен быть предусмотрен внутренними документами профессиональных аудиторских объединений или содержаться в их учредительных документах. Для осуществления такого контроля аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право знакомиться с любыми документами, касающимися каждой аудиторской
проверки, и обязаны соблюдать аудиторскую тайну. Профессиональные аудиторские объединения обязаны уведомлять Институт о начатых контрольных проверках качества проводимых аудиторами - членами данных объединений работ, а также о результатах таких проверок, предлагая в предусмотренных случаях применить определенные санкции.
Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица, отвечающие требованиям, установленным действующим законодательством Испании, и зарегистрированные в Реестре.
Для создания аудиторской фирмы необходимо, чтобы:
все учредители были физическими лицами;
большинство учредителей были аудиторами и им принадлежала большая часть уставного капитала и прав голоса;
более половины руководящих и административных должностей занимали учредители-аудиторы (если учредительными документами предусмотрен один руководитель, то им должен быть учредитель);
все аудиторы были зарегистрированы в Реестре.
Для того чтобы быть внесенным в Реестр, необходимо:
быть совершеннолетним;
иметь испанское гражданство или иметь гражданство одной из стран ЕС;
не иметь судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
иметь квалификационный аттестат, выданный Институтом.
Лицо, желающее получить квалификационный аттестат, выданный Институтом, должно иметь диплом о высшем образовании, пройти теоретический курс и иметь стаж работы в данной отрасли, а также сдать квалификационный аттестационный экзамен.
Необходимый минимальный стаж работы в сфере финансов и бухучета составляет 3 года.
Если гражданин отвечает всем необходимым требованиям, за исключением высшего образования, но имеет стаж работы не менее 8 лет в сфере финансов и бухучета, как минимум 5 из них работал под руководством
практикующего аудитора и прошел курс обучения, по окончании которого успешно сдал экзамен, то он также может получить квалификационный аттестат аудитора. Документом, подтверждающим наличие необходимого стажа, является справка с места работы за требуемый период.
При осуществлении аудиторской деятельности аудиторы должны быть независимы от аудируемых организаций. Под независимостью от аудируемых организаций понимается отсутствие интересов или влияний, которые могут уменьшить объективность аудиторов.
В этой связи не имеет права осуществлять аудит организации аудитор, если он:
занимает руководящую или административную должность в этой организации;
является акционером или участником организации и владеет долей (акциями), номинальная стоимость которой составляет более чем 0,5% размера уставного капитала организации или эта доля составляет более 10% личного имущества акционера или участника;
имеет родственные кровные или по линии супругов до второй степени родства связи с владельцами организации или лицами, занимающими в этой организации руководящие или административные должности.
В течение трех лет, начиная с момента прекращения указанных выше обстоятельств, аудитор не может входить в состав руководящих или административных органов аудируемой организации, а также не может работать в этой организации ни на какой должности.
Аудиторы должны заключать договор об оказании аудиторских услуг на срок от трех до девяти лет начиная с даты проведения первой проверки. По истечении срока действия договора они имеют право перезаключить его. Если аудиторская проверка не является обязательной, то ограничение срока договора не применяется.
Указанные ограничения на деятельность аудируемых организаций распространяются также и на связанные с ними прямо или косвенно организации. Ограничения по отношению к аудиторам распространяются в определенных случаях на их супругов (родственников), на аудиторов и аудиторские фирмы, с которыми они были прямо или косвенно взаимосвязаны.
Институт ежегодно публикует данные, содержащиеся в Реестре:
место нахождения аудиторской фирмы;
ФИО каждого учредителя с указанием, кто из них занимает руководящие или административные должности;
ФИО аудиторов, оказывающих услуги через данную аудиторскую фирму;
принадлежность к профессиональному объединению аудиторов.
Аудиторы отвечают лично и солидарно перед аудируемыми организациями и третьими лицами за вред, причиненный из-за невыполнения аудиторами своих обязательств. Если вред причинен аудитором, работающим в аудиторской фирме, то отвечает как аудитор, так и фирма. Остальные учредители-аудиторы, которые не подписывали аудиторское заключение, отвечают за причиненный вред в форме субсидиарной ответственности солидарно.
Для того чтобы быть внесенным в Реестр, существует и такое условие, как предоставление гарантии
ответственности. Законодательством Испании предусмотрены разные формы гарантии ответственности аудиторов: депозит, государственные ценные бумаги, векселя финансовых организаций, зарегистрированных в специальном реестре Министерства экономики и Банке Испании, страховой полис гражданской ответственности. На первый год деятельности устанавливается минимальная сумма ответственности. Для аудиторских фирм соответствующая сумма определяется умножением минимальной суммы на число учредителей фирмы независимо от того, являются они аудиторами или нет. В последующие годы минимальная сумма гарантии
ответственности увеличивается на 30%. Аудиторские фирмы и аудиторы должны ежегодно подтверждать действие полиса или векселя. Невыполнение данного требования является безусловным основанием для запрещения осуществления аудиторской деятельности.
Если аудиторская фирма или аудитор прекращают свою деятельность, то они могут вернуть свои денежные средства, предоставленные в качестве гарантии ответственности, а страховой полис или вексель аннулируются по заявлению на имя президента Института. В Бюллетене Института в соответствии с этим заявлением публикуется
объявление о прекращении осуществления аудиторской деятельности и окончании гарантии ответственности.
Аудитор обязан сохранять в тайне информацию, полученную при осуществлении аудиторской деятельности и не может использовать ее ни в каких целях. Он должен сохранять и охранять в течение пяти лет, начиная с даты выдачи аудиторского заключения, документацию, относящуюся к каждой аудиторской проверке, осуществленной (проведенной) им, включая рабочие бумаги, которые являются доказательствами и подтверждением выводов, содержащихся в аудиторских заключениях.
С документами, касающимися любой из аудиторских проверок, оставаясь связанными обязательствами об аудиторской тайне, могут ознакомиться:
сотрудники Института исключительно в целях проведения (осуществления) методологического контроля;
лица, назначенные по решению суда;
лица, уполномоченные в соответствии с законом.
Реестр состоит из двух разделов, в одном регистрируются физические лица, в другом - юридические. Аудиторы - физические лица в соответствии со спецификой деятельности, которую данные лица осуществляют на момент
подачи документов, подразделяются на практикующих аудиторов, аудиторов, оказывающих услуги, работая совместно с практикующими аудиторами на контрактной основе, и непрактикующих аудиторов.
Только аудиторы, зарегистрированные как практикующие аудиторы, имеют право осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с определением понятия "аудиторская деятельность", рассмотренным выше. К непрактикующим относятся аудиторы, которые не занимаются напрямую аудиторской деятельностью, однако могут сотрудничать с фирмой, предварительно получив разрешение Института.
Аудиторы, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов как практикующие, представляют в январе каждого года в Институт:
адрес с указанием всех действующих офисов;
указание на принадлежность к профессиональному объединению аудиторов, если таковая имеется;
объем осуществленных работ в часах и размер полученных доходов от аудиторской деятельности;
перечень аудиторов, сотрудничавших с данным аудитором, зарегистрированных в Государственном реестре аудиторов, с указанием реестрового номера и профессионального объединения аудиторов, если таковая
принадлежность имеется, и сведения о видах работ, выполненных согласно контракту;
перечень специалистов, которые не зарегистрированы в Государственном реестре аудиторов, но оказывали услуги в области аудиторской деятельности, срок оказания и виды оказанных услуг согласно контракту;
перечень аудируемых организаций с указанием видов осуществленных работ.
Аудиторские фирмы помимо перечисленной информации представляют сведения о:
месте нахождения аудиторской фирмы и всех ее офисов;
составе участников (акционеров) фирмы с указанием реестрового номера Государственного реестра аудиторов и
профессионального объединения аудиторов, к которым они принадлежат, в случае если такая принадлежность имеется;
размере уставного капитала с указанием его распределения между участниками (акционерами) и размере части уставного капитала, представляющей собой акции без права голоса;
ФИО руководителей аудиторской фирмы;
изменениях к учредительным документам, если таковые имели место.
О любых изменениях после ежегодного представления информации Институт должен быть уведомлен в течение 15 дней с момента, когда произошли данные изменения. Независимо от соблюдения указанного срока исключение
из Государственного реестра аудиторов происходит автоматически, если данные изменения приводят к несоответствию требованиям, установленным для внесения в Реестр.
Аудиторы могут быть исключены временно или окончательно из Государственного реестра аудиторов в следующих случаях:
при несоблюдении перечисленных требований;
по собственному желанию;
при нарушении аудиторской тайны и несоблюдении других требований к порядку осуществления аудиторской деятельности;
при применении санкций.
Временное или окончательное исключение из Реестра по основаниям, предусмотренным для аудиторов,
применяется также и к аудиторским фирмам и их учредителям.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |