Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения |
Реферат по предмету:
«Бухгалтерский учет»
Тема: «Баланс как элемент метода бухгалтерского учета.
Балансовый и забалансовый учет»
Выполнил студент 4 курса группы 005278
Иванов А. Ю.
Проверил:
Санкт-Петербург
2011
оглавление
Бухгалтерский баланс (форма № 1) 34
введение
Все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. [3]
В современной России и по сей день происходят порой кардинальные изменения, связанные, прежде всего, с переходом к рыночной экономике, внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и аудита, совершенствованием отчетности и его центрального звена – бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс, являющийся важнейшим элементом отчетности, на протяжении многих веков изучался различными авторами и специалистами. Под бухгалтерским балансом следует понимать не просто таблицу или иную форму выражения результатов счетной регистрации, а совокупность свойств отдельного хозяйства, присущих ему реально, независимо от того, насколько они постигаются бухгалтерским учетом как наукой.
Еще в средние века ученые отмечали необходимость и значимость этого метода бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс отличается многогранностью и емкостью содержания. Его значение настолько велико, что он выделяется в отдельную отчетную единицу.
Изучение бухгалтерского баланса (как теоретических, так и практических аспектов) актуально тем, что он в современном бухгалтерском учете является, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, ключевым звеном в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время отчетность получила большую свободу. В условиях рыночной экономики возрос интерес к практическому использованию балансов в управлении экономическими процессами, особенно в области инвестирования, сохранения, отчуждения, разделения и присвоения собственности, определения финансовых, налоговых отношений и других многочисленных ситуаций. А это, в свою очередь, представляет дополнительный интерес для разработки данной темы.
Цель моей работы: проанализировать баланс (с точки зрения методологии) и принципы балансового и забалансового учета.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо:
изучить бухгалтерский баланс с позиции методологии бухгалтерского учета,
выявить сущность содержания бухгалтерского баланса,
рассмотреть основные принципы формирования бухгалтерского баланса.
Следовательно, объектом изучения выступает баланс, как элемент метода бухгалтерского учета, а предметом – принципы его формирования.
Реферат состоит из трех глав.
В первой главе целесообразно изучить теоретические аспекты формирования бухгалтерского баланса, а именно:
понятие и сущность баланса и балансового обобщения,
характеристика, строение и содержание бухгалтерского баланса,
классификация балансов,
типовые изменения в бухгалтерском балансе.
Также стоит уделить внимание практическому применению баланса, как основной формы отчетности.
Во второй и третьей главе необходимо рассмотреть особенности заполнения бухгалтерского баланса через призму ведения балансового и забалансового учета.
Баланс как элемент метода бухгалтерского учета1.1. Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета
Взаимосвязь имущества организации с ее собственным капиталом и обязательствами выражается в капитальном (основном) уравнении бухгалтерского учета. Выраженная в денежной оценке стоимость имущества равна стоимости капитала и обязательств организации. Сумма капитала и обязательств организации носит название пассивов, а имущество – активов. Таким образом, это равенство может быть представлено в виде рис. 1:
Имущество (руб.) | = | Собственный капитал (руб.)+Обязательства (руб.) |
Активы | = | Пассивы |
Рис. 1 [11]
Экономический смысл приведенного уравнения состоит в том, что приобретение имущества организации (левая сторона) должно быть обеспечено наличием соответствующих источников (правая сторона): последние состоят из средств учредителей или участников (капитал) и кредиторской задолженности, срок погашения которой по каким-либо причинам отложен. Иными словами, активы равны капиталу, вложенному в организацию собственниками и сторонними лицами (кредиторами, заимодавцами и т.п.). Таким образом, можно говорить о двойственности экономической природы всех учитываемых объектов. Этот принцип является фундаментальным в бухгалтерском учете.
Осуществив преобразование капитального (основного) уравнения бухгалтерского учета, можно получить и другое фундаментальное значение бухгалтерского учета – значение собственного капитала (рис. 2).
Имущество (руб.) – Обязательства (руб.) | = | Собственный капитал (руб.) |
Рис. 2 [11]
Следовательно, собственный капитал организации представляет собой разницу между стоимостью всего ее имущества и обязательствами. Это – чистая стоимость имущества, т.е. стоимость имущества, приобретенного за счет собственных средств организации (включая уставный капитал, прибыль и резервы). Чистая стоимость имущества в нормативном регулировании бухгалтерского учета называется чистыми активами. В том случае, когда размер чистых активов становится меньше размера объявленного уставного капитала, общество или товарищество должно либо уменьшить уставный капитал, либо изменить организационно-правовую форму, либо ликвидироваться.
Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета положено в основу построения важнейшего бухгалтерского документа – бухгалтерского баланса и может также называться балансовым уравнением. [11]
1.2. Понятие и сущность баланса и балансового обобщения
Термин «баланс» (от лат. Bis — дважды и lanx — чаша весов) означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. [10] Понятие «баланс» широко применяется в самых различных областях, например в топливно-энергетическом комплексе или в прогнозировании развития экономики страны на перспективу. В экономической науке термин «баланс» чаще всего встречается в следующих сочетаниях.
баланс производственных мощностей — используется при определении потребности в оборудовании и иных видах активной части основных средств;
баланс производственных возможностей — используется при экономическом планировании и применяется для выбора наиболее оптимального сочетания расхода отдельных видов ресурсов;
баланс рабочего времени — характеризует ресурсы рабочего времени работников предприятия и их расход на разные виды работ;
баланс платежный — соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц); применяется при осуществлении бюджетного процесса, а также при планировании объемов экспортно-импортных операций;
межотраслевой баланс — экономико-математическая модель в виде системы линейных уравнений, характеризующих связи между выпуском продукции в одной отрасли (в стоимостном измерении) и затратами;
бухгалтерский баланс — система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.
Общее во всех приведенных понятиях то, что информация группируется одновременно по двум признакам — связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.
Баланс используется в экономической науке для отражения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период (интервал), например, баланс доходов и расходов предприятия, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс и др.
Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением. При этом предполагается, что количественно одну и ту же операцию оценивают дважды — по каждому выбранному признаку.
Балансовое обобщение предполагает и соответствующую организацию текущих учетных записей — таким образом, чтобы в результате любой проведенной и отраженной в учете хозяйственной операции балансовое равенство не нарушалось. Например, приобретение имущества приводит к увеличению общей стоимости имущества, но одновременно увеличивается и размер пассивов — посредством увеличения суммы обязательств организации. Внесение вкладов в уставный капитал организации отражается в итоге посредством увеличения размера активов и увеличения размера собственного капитала организации. Напротив, списание денежных средств с расчетного счета сопровождается уменьшением обязательств на ту же сумму. Помимо записей, затрагивающих обе стороны бухгалтерского баланса, могут иметь место и проводки, оформляемые в рамках одной стороны. Например, передача материалов в производство свидетельствует об изменении структуры активов, но их общая стоимость не меняется. Более подробно типы бухгалтерских проводок рассмотрены ниже.
В бухгалтерском учете используется как понятие «баланс», означающее применение балансового обобщения к обработке любой информации, так и понятие «бухгалтерский баланс», под которым понимают обобщение и группировку информации по установленным принципам, представленной в унифицированном виде.
Бухгалтерский баланс: характеристика, строение и содержаниеБухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественно-финансовый потенциал предприятия. Благодаря бухгалтерскому учету идентифицируются, оцениваются, классифицируются и регистрируются все факты хозяйственной жизни предприятия, которые отражаются и накапливаются в учетных системах, а затем отражаются в бухгалтерском балансе. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий, удовлетворять таким образом свои информационные потребности.
Степень аналитичности баланса определяется уровнем агрегированности отображенных в нем данных. Связь здесь обратно пропорциональная, т. е. чем выше уровень агрегированности, тем менее аналитичен баланс. Поэтому актуален вопрос о степени сложности баланса, о необходимом количестве отображаемых статей (строк). Каждая строка актива и пассива баланса характеризует в денежном выражении величину отдельных видов имущества предприятия (хозяйственных средств) или источников формирования и называется статьей баланса.
Основной тенденцией развития баланса в нашей стране было его постоянное усложнение. В последние годы происходит обратный процесс — упрощение структуры баланса, за два десятилетия число его статей уменьшилось примерно в два раза.
На сегодняшний день согласно ст. 20 ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (табл. 1):
Раздел | Группа статей | Статьи |
1 | 2 | 3 |
АКТИВ | ||
Внеоборотные активы | Нематериальные активы | Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности |
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы. | ||
Организационные расходы | ||
Деловая репутация организации | ||
Основные средства | Земельные участки и объекты природопользования | |
Здания, машины, оборудование и другие основные средства | ||
Незавершенное строительство | ||
Доходные вложения в материальные ценности | Имущество для передачи в лизинг | |
Имущество, предоставляемое по договору проката | ||
Финансовые вложения | Инвестиции в дочерние общества | |
Инвестиции в зависимые общества | ||
Инвестиции в другие организации | ||
Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев | ||
Прочие финансовые вложения | ||
Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) | ||
Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные | ||
Расходы будущих периодов | ||
Налоги на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность | Покупатели и заказчики | |
Векселя к получению | ||
Задолженность дочерних и зависимых обществ | ||
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал | ||
Авансы выданные | ||
Прочие дебиторы | ||
Финансовые вложения | Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ||
Прочие финансовые вложения | ||
Денежные средства | Расчетные счета | |
Валютные счета | ||
Прочие денежные средства | ||
ПАССИВ | ||
Капитал и резервы | Уставный капитал | |
Добавочный капитал | ||
Резервный капитал | Резервы, образованные в соответствии с законодательством | |
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток – вычитается) | ||
Долгосрочные обязательства | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | ||
Прочие обязательства | ||
Краткосрочные обязательства | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | ||
Кредиторская задолженность | Поставщики и подрядчики | |
Векселя к уплате | ||
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами | ||
Задолженность перед персоналом организации | ||
Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами | ||
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов | ||
Авансы полученные | ||
Прочие кредиторы | ||
Доходы будущих периодов | ||
Резервы предстоящих расходов и платежей |
Табл. 1 [5]
Классификация балансовСуществует множество видов балансов, для более полного представления о них необходимо рассмотреть их классификацию. Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по следующим признакам:
время составления;
источник составления;
объем информации;
характер деятельности;
форма собственности;
объект отражения;
способ очистки;
расположение актива и пассива;
форма отражения оборота. [9]
По времени составления балансы подразделяются на вступительные (начальные), текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные балансы.
Вступительный (начальный) баланс. С него в организации начинается ведение бухгалтерского учета. Перед составлением вступительного баланса проводится инвентаризация и оценка всего имущества, следовательно, он определяет сумму ценностей, с которой организация начинает свою деятельность.
Текущий баланс. Такой баланс составляется периодически в течение всего времени деятельности организации. Текущий баланс бывает трех видов – начальный (входящий), заключительный (исходящий) и промежуточный. Начальный баланс формируется на начало отчетного периода, а заключительный – на конец отчетного периода. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточный баланс отличается от заключительного тем, что, во-первых, к последнему прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса, а во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительный баланс более реальный.
Санируемый баланс. Составляется в тех случаях, когда предприятие приближается к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.
Ликвидационный баланс. Характеризует имущественное состояние организации на дату прекращения ее деятельности за отчетный период. Ликвидационный баланс отличается от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счет «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.
Разделительный баланс. Составляется в ходе разделения крупного предприятия на некоторое число более мелких структурных подразделений или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию (в этом случае баланс называют передаточным).
Объединительный баланс. Формируется в процессе объединения нескольких предприятий в одно крупное или в ходе присоединения одного или нескольких структурных подразделений к данному предприятию.
По источникам составления балансы подразделяются на инвентаризационные, книжные и генеральные балансы.
Инвентаризационный баланс. Составляется в соответствии с проведенной описью средств предприятия; он может быть представлен в сокращенном или упрощенном виде. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.
Книжный баланс. Составляется только на основании данных текущего бухгалтерского учета (на основании текущей документации и без инвентаризации).
Генеральный баланс. Составляется на основании учетных записей бухгалтерского учета и данных проведенной инвентаризации.
По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные балансы.
Единичный баланс. Отражает информацию о деятельности только одной организации.
Сводный баланс. Отражает информацию о деятельности нескольких организаций. Сводный баланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива. Разновидностью сводных балансов является консолидированный баланс, который представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
В таких балансах отдельные графы отражают состояние средств отдельных организаций, а графа «Всего» характеризует общее состояние средств всех организаций в целом.
По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности.
Баланс основной деятельности – соответствующий профилю предприятия и его уставу.
Баланс неосновной деятельности – отражает прочие виды деятельности организации (транспортные, жилищно-коммунальные хозяйства и пр.).
По формам собственности балансы могут быть представлены в зависимости от установленной организационно-правовой формы. Различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.
По объекту отражения балансы подразделяются на самостоятельные и отдельные балансы.
Самостоятельный баланс. Такой баланс составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами.
Отдельный баланс. Этот баланс составляют структурные подразделения, относящиеся к одной организации (юридическому лицу).
По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто. Включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, а также для совершенствования информационных функций.
Баланс-нетто. Баланс, из которого регулирующие статьи исключены. В настоящее время используется сальдовый баланс-нетто, так как отражает реальную стоимость имущества организации.
Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т. д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идет о балансе-брутто.
По расположению актива и пассива выделяют баланс в форме счета и в форме отчета.
Баланс в форме счета. Представляет собой параллельное расположение статей и разделов актива и пассива.
Баланс в форме отчета. Отличается последовательным расположением актива и пассива.
По форме отображения оборота балансы бывают сальдовыми и оборотными.
Сальдовый баланс. Составляется путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
Оборотный баланс. Такой баланс помимо остатков (сальдо) содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.
Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциямиДвойственность экономической природы всех учитываемых объектов приводит к тому, что каждая хозяйственная операция вызывает двойное изменение информации, отражаемой в балансе.
Все хозяйственные операции, влияющие на бухгалтерский баланс можно разделить на четыре типа:
изменения, вызывающие увеличение в имуществе актива баланса с одновременным увеличением обязательств в его пассиве;
изменения, вызывающие уменьшение актива баланса с одновременным уменьшением его пассива;
изменения, вызывающие перегруппировку в составе и размещении имущества в составе только актива баланса без изменения его пассива;
изменения, вызывающие перегруппировку капитала и обязательств только в пассиве баланса без изменения его актива;
Рассмотрим все эти четыре типа изменений на примере (табл. 2).
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма | Характерис-тика типа операции | Изменения активов | Изменения пассивов |
1 | Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков | 50 000 | А+Х=П+Х | +50 000 | +50 000 |
2 | Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам | 25 000 | А-Х=П-Х | -25 000 | -25 000 |
3 | Отпущены в производство материалы | 30 000 | А+Х-Х=П | -30 000 | - |
+30 000 | |||||
4 | Образован резервный капитал за счет прибыли | 15 000 | А=П-Х+Х | - | -15 000 |
+15 000 | |||||
ИТОГО | +25 000 | +25 000 |
Табл. 2 [11]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любая хозяйственная операция влечет за собой один из указанных выше типов изменения в балансе. При этом она оказывает влияние на бухгалтерский баланс только в одном из названных четырех направлений и затрагивает не менее двух статей баланса. Это обуславливается особенностью кругооборота имущества организации, в процессе которого и происходят изменения в имуществе или капитале и обязательствах организации, либо одновременно в имуществе и капитале и обязательствах, послуживших источником его образования.
Итоги актива и пассива баланса увеличиваются или уменьшаются лишь в тех случаях, когда хозяйственная операция затрагивает актив и пассив одновременно, что происходит при поступлении имущества или выбытии его из хозяйства. Другие же операции влекут за собой перегруппировку сумм внутри статей актива или пассива и не изменяют валюту баланса.
Указанные выше четыре типа изменений в балансе, вызываемых хозяйственными операциями можно изобразить на схеме (табл. 3).
Имущество | Капитал и обязательства | ||
Увеличение | Уменьшение | Уменьшение | Увеличение |
Активные счета | Пассивные счета | ||
Первый тип | |||
Второй тип | |||
Третий тип | Четвертый тип |
Табл. 3 [10]
К каким бы изменениям ни приводила хозяйственная операция, равенство итогов актива и пассива сохраняется. Такая особенность баланса вытекает из содержания капитального (основного) уравнения бухгалтерского учета. Это позволяет вести непрерывное наблюдение за всеми объектами бухгалтерского учета и осуществлять контроль над хозяйственной деятельностью, направленный на выполнение поставленных задач.
В результате хозяйственных операций бухгалтерский баланс может меняться, но вносить изменения в баланс после каждой операции или в конце дня очень трудоемко. В связи с необходимостью учета всех изменений имущества, капитала и обязательств организации, которые происходят под влиянием хозяйственных операций, в бухгалтерском учете используется взаимосвязанное отражение информации в виде счетов бухгалтерского учета, задействованных на принципе двойной записи.
1.6. Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности
Одним из признаков юридического лица согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации является наличие у него самостоятельного бухгалтерского баланса, свидетельствующего об имущественной обособленности хозяйствующего субъекта.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В соответствии со ст. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность состоит из:
бухгалтерского баланса,
отчета о прибылях и убытках,
отчета об изменениях капитала,
отчета о движении денежных средств,
приложения к бухгалтерскому балансу,
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Особое внимание стоит уделить бухгалтерскому балансу (форма № 1).
По бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, на основе которого судят о способности организации сохранять и приумножать материальные и денежные ресурсы.
При этом финансовый результат отчетного периода в бухгалтерском балансе отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непогашенный убыток), т.е. конечный финансовый результат (за отчетный период) за минусом причитающихся к уплате за счет прибыли установленных законодательством Российской Федерации налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Все показатели, отражающиеся в бухгалтерском балансе, приводятся в нем в определенной группировке (Приложение 1). Графа баланса «на начало отчётного года» должна соответствовать графе «на конец отчётного периода» предыдущего года с произведенной реорганизацией и изменениями в оценке показателей бухгалтерской отчетности. Здесь применяется Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). А в графе «На конец отчетного периода» соответственно показываются данные бухгалтерского учета на конец отчетного периода.
Как уже говорилось, бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Из капитального (основного) уравнения бухгалтерского учета понятно, что сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.
Актив баланса делится на два раздела:
I «Внеоборотные активы»,
II «Оборотные активы».
Пассив - на три раздела:
III «Капитал и резервы»,
IV «Долгосрочные обязательства»
V «Краткосрочные обязательства».
Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), которые включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса. Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Рассмотрим подробнее порядок заполнения баланса.
2. Балансовый учет
2.1. Порядок заполнения актива баланса
Раздел I «Внеоборотные активы»
Стр.110 «Нематериальные активы». Ст. 3 - Сумма рассчитывается по формуле: Остаток на начало периода по Дебету счета 04 «Нематериальные активы» минус Остаток на начало периода по Кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Ст.4 - Сумма рассчитывается по формуле Остаток на конец периода по Дебету счета 04 «Нематериальные активы» минус Остаток на конец периода по Кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
Стр. 120 «Основные средства» Ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле Остаток на начало периода по Дебету счета 01 «Основные средства» минус Остаток на начало периода по Кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» плюс Остаток на начало периода по Кредиту счета 02.4 «Амортизация материальных ценностей, учитываемых на счете 03». Ст.4 - Сумма рассчитывается аналогично ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 130 «Незавершенное строительство». Ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле Остаток на начало периода по Дебету счета 07 «Оборудование к установке» плюс Остаток на начало по Дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр.135 «Доходные вложения в материальные ценности». Ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле Остаток на начало периода по Дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» минус Остаток на начало по Кредиту счета 02.4 «Амортизация материальных ценностей, учитываемых на счете 03». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр.140 «Долгосрочные финансовые вложения». Ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле А = (А1-А2) - (А3-А4), где: А1 = Сумма остатков по Дебету на начало периода по счетам 58.1 «Паи и акции в дочерних обществах» + 58.2 «Паи и акции в зависимых обществах» + 58.3 «Паи и акции в других обществах» + 58.4 «Долговые ценные бумаги долгосрочные» + 58.6 «Предоставленные займы долгосрочные», А2 = Сумма остатков по тем же счетам, что и для А1, но по Кредиту на начало периода, А3 = Сумма остатков по Кредиту на начало периода по счетам 59.1 «Резервы под обесценение акций акционерных обществ» + 59.2 «Резервы под обесценение акций зависимых обществ» + 59.3 «Резервы под обесценение акций других обществ» + 59.4 «Резервы под обесценение иных долгосрочных ценных бумаг», А4 = Сумма остатков по Дебету на начало периода, по тем же счетам, что и для А3. Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр.145 «Отложенные финансовые активы». Ст.3 - Остаток на начало периода по Дебету сч.09 «Отложенные налоговые активы». Ст.4 - Остаток на конец периода по Дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы».
Стр.150 «Прочие внеоборотные активы» - не заполняется.
Стр. 190 «Итого по разделу I». Сумма строк 110 - 150.
Раздел II «Оборотные активы».
Стр.210 «Запасы» рассчитывается как сумма строк 211 - 217.
Стр. 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Ст.3 - Сумма остатков на начало периода = Остаток по Дебету счета 10 «Материалы» (все субсчета) + Остаток по Дебету по счету 15.1 «Заготовление и приобретение материалов» + Остаток по счету 16.1 «Отклонения от стоимости материалов» (если остаток по Дебету, то он прибавляется, если по Кредиту, - то вычитается) - Остаток по Кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 212 «Животные на выращивании и откорме». Ст.3 - Остаток на начало периода по Дебету счета 11 «Животные на выращивании и откорме». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 213 «Затраты в незавершенном производстве». Ст.3 - Рассчитывается как сумма остатков на начало периода по Дебету по счетам 20 «Основное производство» + 21 «Полуфабрикаты собственного производства» + 23 «Вспомогательные производства» + 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» + 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» + 44 «Расходы на продажу», кроме 44.1 «Транспортные расходы торговых организаций». Ст. 4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи». Ст.3 - Рассчитывается как сумма остатков на начало периода = Остаток по Дебету счета 43 «Готовая продукция» + Остаток по Дебету счета 41 «Товары» + Остаток по Дебету по счету 15.2 «Заготовление и приобретение товаров» + Остаток по счету 16.2 «Отклонения от стоимости товаров» (если остаток по Дебету, то он прибавляется, если по Кредиту, - то вычитается) - Остаток по Кредиту счета 42 «Товарная наценка». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 215 «Товары отгруженные». Ст.3 - Остаток по Дебету на начало периода по счету 45 «Товары отгруженные». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 216 «Расходы будущих периодов». Ст.3 - Остаток на начало периода по Дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 217 «Прочие запасы и затраты». Ст.3 - Сумма остатков на начало периода по Дебету по счетам 44 «Расходы на продажу» + 26 «Общехозяйственные расходы» + 25 «Общепроизводственные расходы». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Ст. 3 - Остаток на начало периода по Дебету по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 230 «Дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).
Стр. 240 «Дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты). Ст. 3 - Рассчитывается как сумма остатков по Дебету по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» + 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» + 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» + 67 «Расчеты о долгосрочным кредитам и займам» + 68 «Расчеты по налогам и сборам» + 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» + 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» + 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» + 71 «Расчеты с подотчетными лицами» + 75 «Расчеты с учредителями» + 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» + 79 «Внутрихозяйственные расчеты» - Остаток по Кредиту по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам». При этом, Счета 60, 62, 75, 76 определяются с учетом аналитики по организациям и по сотрудникам, без учета субсчетов. Счета 68 и 69 определяются с учетом субсчетов. Счет 71 определяется с аналитикой по кадровому составу, без учета субсчетов. Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Подстрока «в том числе покупатели и заказчики». Ст. 3 - Сумма рассчитывается по формуле = Остаток по Дебету по счету 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Остаток по Дебету по счету 62.3 «Расчеты по векселям полученным» + Остаток по Дебету по счету 76.7 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - Остаток по Кредиту по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 250 «Краткосрочные финансовые вложения». Ст.3 - Сумма остатков на начало периода по Дебету по счетам 58.5 «Долговые ценные бумаги краткосрочные» + 58.7 «Предоставленные займы краткосрочные» + 58.9 «Вклады по договору простого товарищества краткосрочные» - 59.5 «Резервы под обесценение иных краткосрочных ценных бумаг». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 260 «Денежные средства». Ст. 3 - Сумма остатков на начало периода по Дебету счетов 50 «Касса» + 51 «Расчетный счет» + 52 «Валютные счета» + 55 «Специальные счета в банках» + 57 «Переводы в пути». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 270 «Прочие оборотные активы». Ст. 3 - Сумма остатков на начало периода по Дебету счетов 86 «Целевое финансирование» и 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 290 «Итого по разделу II». Рассчитывается как сумма строк 210-270
Стр. 300 «Итого по балансу» Рассчитывается как сумма строк 190 и 290. [14]
2.2. Порядок заполнения пассива баланса
Раздел III «Капитал и резервы».
Стр.410 «Уставный капитал». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 80 «Уставный капитал». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Подстрока «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 81 «Собственные акции (доли)». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Если есть остаток по Кредиту счета 86 на начало или конец отчетного периода, то меняется название подстроки «Собственные акции, выкупленные у акционеров», на «Целевое финансирование». Для этой ситуации строка рассчитывается следующим образом: ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 86 без учета аналитики и субсчетов, ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на начало периода.
Стр.420 «Добавочный капитал». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр.430 «Резервный капитал». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 82 «Резервный капитал». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр.431 «Резервы образованные в соответствии с законодательством». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 82.1 «Резервы, созданные в соответствии с законодательством». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр.432 «Резервы образованные в соответствии с учредительными документами». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 82.2 «Резервы созданные в соответствии с учредительными документами». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Ст.3 - Сумма на начало периода рассчитывается по формуле: Остаток по Кредиту по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - Остаток по Дебету по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Ст.4 - Сумма на конец периода рассчитывается по формуле: Остаток по Кредиту по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» + Остаток по Кредиту по счету 99 «Прибыли и убытки» + Остаток по Кредиту по счету 91 «Прочие доходы и расходы» + Остаток по Кредиту по счету 90 «Продажи» - Остаток по Дебету по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - Остаток по Дебету по счету 99 «Прибыли и убытки» - Остаток по Дебету по счету 91 «Прочие доходы и расходы» - Остаток по Дебету по счету 90 «Продажи». Если получен убыток, т.е. рассчитанная сумма < 0, то сумма указывается в скобках (как для ст. 3, так и для ст. 4).
Стр. 480 «Итого по разделу III». Сумма строк 410-470.
Раздел IV «Долгосрочные обязательства».
Стр. 510 «Займы и кредиты». Ст.3 - Остаток по Кредиту на начало периода по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 515 «Отложенные налоговые обязательства». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 520 «Прочие долгосрочные обязательства» временно не заполняется
Стр. 590 «Итого по разделу IV». Сумма строк 510-590.
Раздел V «Краткосрочные обязательства».
Стр. 610 «Займы и кредиты». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Строка 620 «Кредиторская задолженность». Сумма строк 621-625.
Подстрока «Поставщики и подрядчики». Ст.3 - Сумма остатков на начало периода по Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (определяется с учетом аналитики по организациям, без учета субсчетов). Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Подстрока «Задолженность перед персоналом». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с учетом аналитики по кадровому составу, но без учета субсчетов. Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Подстрока «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» Ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле: Остаток по Кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с учетом субсчетов - Остаток по Кредиту счета 69.3 «ЕСН (федеральный бюджет 14%)». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Подстрока «Задолженность по налогам и сборам». Ст.3 - Сумма рассчитывается по формуле: Остаток по Кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» с учетом субсчетов + Остаток по Кредиту счета 69.3 «ЕСН (федеральный бюджет 14%)». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Подстрока «Прочие кредиторы». Ст.3 - Сумма остатков на начало периода по Кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» + 71 «Расчеты с подотчетными лицами» + 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» + 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом, счет 62, 76 определяются с учетом аналитики по организациям и сотрудникам, без учета субсчетов, счет 71 определяется с аналитикой по кадровому составу, без учета субсчетов. Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 640 «Доходы будущих периодов». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 650 «Резервы предстоящих расходов». Ст.3 - Остаток на начало периода по Кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Ст.4 - Сумма рассчитывается так же как для ст. 3, но с остатками на конец периода.
Стр. 660 «Прочие краткосрочные обязательства» временно не заполняется.
Стр. 690 «Итого по разделу V» рассчитывается как сумма строк 610-660. [14]
3. Забалансовый учет
3.1. Порядок заполнения справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Организациям рекомендуется справочно в форме №1 «Бухгалтерский баланс» приводить данные о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Эти данные заполняются на основе указаний, приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета, а также с учетом конкретного перечня забалансовых счетов, используемых организацией.
В справочном разделе баланса указывается информация о ценностях, которые учитываются в бухгалтерском учете на забалансовых счетах. Это ценности, временно находящиеся в распоряжении организации (арендованные основные средства, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке и т. п.), условные права и обязательства. Кроме того, на забалансовых счетах учитываются активы и обязательства, списанные с баланса, но за которыми в течение определенного времени необходимо вести контроль.
Стр. 910 «Арендованные основные средства». Отражается стоимость основных средств, взятых организацией в аренду. Сумма равна сальдо забалансового счета 001 «Арендованные основные средства». Если основные средства получены организацией по договору лизинга, то заполняется строка 911 «В том числе по лизингу».
Стр. 920 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Отражается стоимость ТМЦ, которые находятся на ответственном хранении в организации. К таким ценностям относятся:
полученные от поставщиков ТМЦ, по которым организация на законных основаниях отказалась от акцепта счетов платежных требований и их оплаты;
полученные от поставщиков неоплаченные ТМЦ, расходование которых запрещено по условиям договора до их оплаты;
принятые по прочим причинам на ответственное хранение ТМЦ;
ТМЦ, оплаченные покупателями, оставленные на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций.
Сумма по строке 920 соответствует сальдо по забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Стр. 930 «Товары, принятые на комиссию». Организациями-комиссионерами отражается стоимость товаров, которые приняты на комиссию по комиссионному договору. Сумма равна дебетовому сальдо по счету 004 «Товары, принятые на комиссию».
Стр. 940 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Отражается сумма дебиторской задолженности, списанная в убыток в связи с истечением срока исковой давности и признанная безнадежной к взысканию. Такая задолженность должна учитываться за балансом на счете 007 в течение пяти лет с момента ее списания с целью наблюдения за возможностью взыскания ее в случае изменения имущественного положения должников. Порядок отражения взыскания задолженности приведен в описании счета 007. Сумма равна дебетовому сальдо по счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Строка 950 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и стр. 960 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Отражаются суммы, отнесенные организацией на счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Сюда включается информация о наличии и движении соответственно полученных и выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных организацией под товары, переданные другим организациям (лицам). Сумма по стр. 950 соответствует сальдо по счету 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Сумма по стр. 960 соответствует сальдо по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Стр. 970 «Износ жилищного фонда» и стр. 980 «Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов». Заполняются организациями, имеющими основные средства, по которым не начисляется амортизация. Это могут быть объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, объекты лесного, дорожного хозяйства, специализированные сооружениям судоходной обстановки и т.д. Также эти строки могут заполнять некоммерческие организации, обладающие основными средствами. По указанным объектам начисляется износ, сумма которого отражается на счете 010 «Износ основных средств». Сумма по стр. 970 и 980 равна сальдо по счету 010 по объектам жилищного фонда и прочим соответственно.
Стр. 990 «Нематериальные активы, полученные в пользование». Отражается стоимость чужих объектов интеллектуальной собственности (программного продукта, информационной базы, авторского произведения и т. п.), на которые организация приобрела право неисключительного пользования по лицензионному или иному аналогичному договору. Нематериальные активы, полученные в пользование, должны учитываться на отдельном забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Сумма по строке 990 равна сальдо по этому счету.
Если в балансе не предусмотрено отдельных строк для отражения каких-либо ценностей, которые учитываются в забалансовом учете, то организация должна ввести в справочный раздел баланса необходимые строки. [15]
заключение
На сегодняшний день среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте. Он является богатым источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Для понимания содержащейся в нем информации необходимо иметь представление о структуре бухгалтерского баланса, а также знать основные логические и специфические взаимосвязи между отдельными показателями.
Бухгалтерский баланс имеет огромное значение для руководителей организации, т.к. он отражает необходимые для принятия управленческих решений показатели. Баланс дает информацию о состоянии средств предприятия в обобщенной совокупности, а также раскрывает их структуру и источники формирования в разрезе видов и групп. По данным бухгалтерского баланса можно судить о финансовом состоянии организации, а именно: определить обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность, выявить недостатки в работе и их причины, а также разработать мероприятия по улучшению финансового положения компании.
В работе достигнуты первоначальные цели путем последовательного решения поставленных задач.
Благодаря сжатой и компактной форме, баланс является весьма удобным документом. Он даёт законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчётных периодов.
В заключение стоит отметить, что теоретические и практические аспекты формирования бухгалтерского баланса необходимо знать не только рядовым работникам бухгалтерской сферы, но и всем пользователям бухгалтерской информации, чтобы иметь возможность проанализировать представленную в балансе информацию и принять необходимые меры для улучшения деятельности организации.
список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете».
Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Приказ Минфина РФ от 02.07.20010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
23 положения по бухгалтерскому учету. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: текст с изм. и доп. на 2010 г. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.
Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета – М.: Экспертное Бюро-М, 1997. – 351 с.
Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др.; Под ред. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 736 с.
Васькин Ф. И., Свободина М. В. Теория бухгалтерского учета – М.: Колос, 2000. – 208 с.
Дараева Ю.А. Теория бухгалтерского учета: конспект лекций – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
Любушин Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В.; Под ред. проф. В.Д. Новодворского. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 294 с.
Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 285 с.
Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
http://mvf.klerk.ru
http://sprbuh.systecs.ru
http://www.pravcons.ru
Приложение № 1
Приложение
к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н
Бухгалтерский баланс (форма № 1) на | 20 | г. | Коды | ||||||||||||||||
Форма № 1 по ОКУД | 0710001 | ||||||||||||||||||
Дата (год, месяц, число) | |||||||||||||||||||
Организация | по ОКПО | ||||||||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН | |||||||||||||||||||
Вид деятельности | по ОКВЭД | ||||||||||||||||||
Организационно-правовая форма/форма собственности | |||||||||||||||||||
по ОКОПФ/ОКФС | |||||||||||||||||||
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ | 384/385 | ||||||||||||||||||
Местонахождение (адрес) | |||||||||||||||||||
Дата утверждения | |||||||||||||||||||
Дата отправки (принятия) | |||||||||||||||||||
Актив | Код по- | На начало отчетного года | На конец отчетного периода | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы | 110 | ||||||||||||||||||
Основные средства | 120 | ||||||||||||||||||
Незавершенное строительство | 130 | ||||||||||||||||||
Доходные вложения в материальные ценности | 135 | ||||||||||||||||||
Долгосрочные финансовые вложения | 140 | ||||||||||||||||||
Отложенные налоговые активы | 145 | ||||||||||||||||||
Прочие внеоборотные активы | 150 | ||||||||||||||||||
Итого по разделу I | 190 | ||||||||||||||||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | 210 | ||||||||||||||||||
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 211 | ||||||||||||||||||
животные на выращивании и откорме | 212 | ||||||||||||||||||
затраты в незавершенном производстве | 213 | ||||||||||||||||||
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | ||||||||||||||||||
товары отгруженные | 215 | ||||||||||||||||||
расходы будущих периодов | 216 | ||||||||||||||||||
прочие запасы и затраты | 217 | ||||||||||||||||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 220 | ||||||||||||||||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 | ||||||||||||||||||
в том числе покупатели и заказчики | 231 | ||||||||||||||||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 240 | ||||||||||||||||||
в том числе покупатели и заказчики | 241 | ||||||||||||||||||
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | ||||||||||||||||||
Денежные средства | 260 | ||||||||||||||||||
Прочие оборотные активы | 270 | ||||||||||||||||||
Итого по разделу II | 290 | ||||||||||||||||||
БАЛАНС | 300 |
Форма 0710001 с. 2
Пассив | Код по- | На начало | На конец отчет- |
1 | 2 | 3 | 4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал | 410 | ||
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 411 | ( ) | ( ) |
Добавочный капитал | 420 | ||
Резервный капитал | 430 | ||
в том числе: резервы, образованные в соответствии | 431 | ||
резервы, образованные в соответствии | 432 | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | ||
Итого по разделу III | 490 | ||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 510 | ||
Отложенные налоговые обязательства | 515 | ||
Прочие долгосрочные обязательства | 520 | ||
Итого по разделу IV | 590 | ||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 610 | ||
Кредиторская задолженность | 620 | ||
в том числе: поставщики и подрядчики | 621 | ||
задолженность перед персоналом организации | 622 | ||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 623 | ||
задолженность по налогам и сборам | 624 | ||
прочие кредиторы | 625 | ||
Задолженность перед участниками (учредителями) | 630 | ||
Доходы будущих периодов | 640 | ||
Резервы предстоящих расходов | 650 | ||
Прочие краткосрочные обязательства | 660 | ||
Итого по разделу V | 690 | ||
БАЛАНС | 700 | ||
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах | |||
Арендованные основные средства | 910 | ||
в том числе по лизингу | 911 | ||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | 920 | ||
Товары, принятые на комиссию | 930 | ||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов | 940 | ||
Обеспечения обязательств и платежей полученные | 950 | ||
Обеспечения обязательств и платежей выданные | 960 | ||
Износ жилищного фонда | 970 | ||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | 980 | ||
Нематериальные активы, полученные в пользование | 990 | ||
Руководитель | Главный | ||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | бухгалтер | (подпись) | (расшифровка подписи) |
« | » | 20 | г. |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |