ВВЕДЕНИЕ
Хотелось бы начать с того, что учет затрат на производство и реализацию продукции, является одной из немногих тем, которая касается любого хозяйствующего субъекта, начиная от индивидуального предпринимателя и заканчивая предприятием крупносерийного производства.
Расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы в процессе производства, предприятие формирует себестоимость изготовленной продукции, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия. Комплексное использование материальных ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов способствует увеличению объема выпуска продукции, снижению ее себестоимости, и как следствие улучшению финансового состояния предприятия - росту прибыли и рентабельности.
Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов а, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговыми органами при решении вопросов налогообложения прибыли. Поэтому для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Кроме того, анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли, они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
Основными задачами учета затрат на производство являются:
· своевременное и правильное отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям;
· предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнения с существующими нормами, нормативами и сметами;
· выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводительных расходов и потерь;
· определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия и предприятия в целом.
Решение этих задач в первую очередь зависит от правильного учета затрат на производство, предоставления объективной и достоверной информации, а также принятия оптимальных управленческих и финансовых решений по выявлению и устранению затрат в местах возникновения.
Таким образом, учет затрат производства является ключевым и наиболее сложным элементом формирования и развития каждого предприятия, охваченного системой бухгалтерского финансового учета. Именно от тщательного изучения затрат и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства в целом и отдельных видов продукции, выявление резервов снижения себестоимости, определения цен на продукцию, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятие с производства устаревших.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы в данной курсовой работе.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических аспектов учета затрат на производство и реализацию продукции и применение данной методики на практике.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:
· раскрыть понятие «затраты» и рассмотреть задачи их учета;
· исследовать методы учета затрат и калькулирования себестоимости;
· рассмотреть организацию учета затрат на производство и реализацию продукции на примере ООО «КОММЕТПРОМ».
Объектом исследования в курсовой работе является предприятие ООО «КОММЕТПРОМ», основной деятельностью которого являются оптовая торговля металлопроката.
Предметом исследования являются материалы, регулирующие учет затрат на производство и реализацию продукции на предприятии ООО «КОММЕТПРОМ».
Теоретической и методологической базой для написания курсовой работы стали нормативно-законодательные документы, регулирующие порядок учета затрат на производство и реализацию продукции организации, учебная литература по бухгалтерскому финансовому и управленческому учету, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «КОММЕТПРОМ».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
Процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее (их) изготовление. Таким образом, себестоимость это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестоимости калькуляцией.
В зависимости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме себестоимости (в сфере производства) либо в форме издержек обращения (в торговле). Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) один из основных вопросов бухгалтерского учета. С одной стороны, достоверный и детальный расчет себестоимости необходим внутренним пользователям бухгалтерской информации администрации, учредителям, собственникам. Эти данные позволяют определить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно и нужно изменить, в каком направлении развиваться. С другой стороны, состав производственных затрат организации один из важнейших показателей, необходимых для расчета и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего налога на прибыль. Ошибки в расчёте себестоимости могут привести к серьёзным налоговым последствиям.
Правильная организация учета затрат на производство продукции обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием предприятием находящихся в его распоряжении основных производственных средств, производственных запасов и других ресурсов.
Эффективность организации учета произведенных затрат во многом зависит от их группировки и классификации. Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета: для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности; для осуществления текущего контроля и регулирования; для принятия управленческих решений. Рассмотрим основные признаки классификации затрат.
По экономическому содержанию затраты подразделяют на экономические элементы и статьи расходов (статьи калькуляции). Экономическим элементом называют вид затрат, состоящий из однородных расходов. Подразделение затрат по экономическим элементам позволяет определить вид затрат по организации в целом независимо от места их возникновения и направления. В соответствии с главой 25 НК РФ установлена единая для всех организаций независимо от форм собственности и видов деятельности номенклатура экономических элементов:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных элементов.
«Материальные затраты» отражает стоимость материальных ресурсов, которая формируется, исходя из цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость), надбавок, наценок, стоимости услуг различных сторонних организаций (таможни, товарных бирж, складов, транспортных организаций и пр.).
«Затраты на оплату труда» охватывает затраты на оплату труда производственного персонала, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.
«Отчисления на социальные нужды» отражает все обязательные отчисления по установленным законодательством нормам (социальный налог) органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда и обязательного медицинского страхования. Они начисляются с сумм затрат организации на оплату труда работников, которые были включены в себестоимость продукции (работ, услуг) (по элементу «Затраты на оплату труда»). На отдельные виды оплаты труда страховые взносы не начисляются), такие виды выплат оговариваются в нормативных документах).
«Амортизация основных фондов» отражает сумму амортизационных отчислений производственных основных средств. Сюда входят также суммы ускоренной амортизации активной части основных средств.
К «Прочим затратам» относятся налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы), затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, на подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков, информационных услуг и пр.
Подразделение затрат по экономическим элементам необходимо в бухгалтерском учете для установления сметных (плановых) и фактических затрат на производство по организации в целом, без определения их целевого назначения, т.е. независимо от того, на что произведены затраты. Таким образом, сумма затрат по экономическим элементам определяет объем затрат, произведенных организацией за отчетный период на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Но для эффективного управления организациям всегда нужно знать и размер затрат, определяющих себестоимость выпущенных из производства готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг, поэтому учёт затрат на производство ведётся по статьям.
Статьей затрат, или калькуляционной статьёй, обычно называют определенный вид затрат, образующих себестоимость как отдельных видов продукции (работ, услуг), так и всего товарного выпуска. В основу такой группировки положен способ включения их в себестоимость отдельного вида продукции (прямо или косвенно). Типовую номенклатуру статей можно представить следующим образом: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы итого: производственная себестоимость продукции; коммерческие расходы итого: полная себестоимость продукции
Можно заметить, что отдельные калькуляционные статьи по названию близки к названиям экономических элементов, а по содержанию они не только близки, но и частично совпадают. Однако есть и различия. Например, в статье калькуляции «Сырье и материалы» отражаются не только затраты на покупные материальные ресурсы (как в элементе «Материальные затраты»), но и на ценности собственного производства и изготовления. В отдельных отраслях состав калькуляционных статей расходов различен, так как номенклатура статей определяется особенностями каждой отрасли, ее производственной спецификой, характером выпускаемых товаров и продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Помимо классификации затрат по экономическому признаку их можно группировать и по отношению к производственному (технологическому) процессу. По этому признаку все затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг); они занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат организации.
Накладные расходы образуются в процессе деятельности, в ходе обслуживания производства и управления им. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
По отношению к объему производства все затраты делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся расходы, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции (работ, услуг). Если объем производства увеличивается, например, на 20%, то и переменные затраты увеличиваются на 20%. К ним можно отнести расходы сырья и основных материалов, на заработную плату производственных рабочих и т.д.
Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объемов производства продукции. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные и некоторые другие расходы. Однако существуют затраты, которые нельзя отнести ни к постоянным, ни к переменным, так как они включают элементы и тех, и других затрат. Их принято называть условно-постоянными или условно переменными в зависимости от преобладания в них постоянных или переменных частей.
В зависимости от способов включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты бывают прямые и косвенные.
Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость. К ним относят чаще всего расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда производственных рабочих.
К косвенным относят затраты, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, выполнением одновременно нескольких видов работ. Такие расходы могут быть распределены между себестоимостями каждого вида продукции (работ, услуг) только на основе специальных расчетов. Но всякое косвенное распределение затрат приводит к неточности в определении себестоимости, поэтому при организации учета необходимо так организовать аналитический учет, чтобы минимизировать удельный вес косвенных расходов.
В зависимости от периодичности возникновения все расходы распадаются на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода. Обычно это основная часть расходов организации. Единовременными называют расходы, связанные с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели (оплату отпусков, ремонт основных средств и пр.).
По составу все расходы подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называют затраты, состоящие из однородного вида затрат. Например, заработная плата, амортизационные отчисления. Комплексные расходы состоят из нескольких видов затрат, например, в состав общехозяйственных расходов входят затраты материалов на общехозяйственные цели, заработная плата руководства организации, амортизация зданий и пр.
По целесообразности расходования затраты бывают производительные и непроизводительные. Под производительными понимают все расходы, которые необходимы и планируемы для данного производства. К непроизводительным относят расходы, которые образуются по причинам, свидетельствующим об отклонениях от нормальной технологии производства продукции, потери от простоев, оплата сверхурочных работ.
По участию в производственном процессе расходы могут быть производственные и коммерческие (расходы на продажу). Производственные охватывают все расходы организации, связанные с изготовлением товарной продукции, выполнением работ и оказанием услуг и включаемые в их себестоимость.
Коммерческие расходы, связанные со сбытом продукции потребителям.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
· Гражданский кодекс РФ;
· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.
К ним относятся:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли;
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
·План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н;
·Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций"
·Приказ Минфина РФ от 06 июля 2001 г. № 50н «Об уточнении норм расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц»;
· Приказ Минфина РФ от 06 июля 2001 г. «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ»;
·Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
· Отраслевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);
- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания;
· «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль». Закон РФ от 27.12.1991 г. №2116-1;
· Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения;
· Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
· документ по учетной политике предприятия;
· утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
· графики документооборота;
· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
· утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАТРАТ ООО «КОММЕТПРОМ»
Общество с ограниченной ответственностью «КОММЕТПРОМ» (в дальнейшем ООО «КОММЕТПРОМ»), на материале которого была выполнена работа, занимается оптовой торговлей металлопроката.
ООО «КОММЕТПРОМ» является юридическим лицом, действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью", утвержденным приказом Минфина РФ № 138 - ФЗ от 8 июля 1999 года Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и Уставом.
ООО «КОММЕТПРОМ» осуществляет свою деятельность с 28 ноября 2001 года и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банке г. Москва, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, угловой штамп и другие реквизиты.
ООО «КОММЕТПРОМ» осуществляет свою деятельность на территории России, и руководствуется в своей деятельности законами и нормативными актами России. Срок деятельности Общества ООО «КОММЕТПРОМ» не ограничен.
Место нахождения фирмы: 107996, ГСП-6, Москва, ул. Щепкина, д. 42
Уставный капитал Общества составляет 10000 (десять тысяч) рублей и сформирован денежными средствами.
Участниками Общества являются граждане Российской Федерации.
Согласно штатному расписанию ООО «КОММЕТПРОМ» количество сотрудников составляет 57 человек.
Для достижения целей своей деятельности ООО «КОММЕТПРОМ» вправе приобретать, продавать и сдавать в аренду, от своего имени совершать сделки и иные юридические действия, закупать за наличный и безналичный расчет материальные ресурсы, осуществлять хозяйственную деятельность и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, утверждать цены на продукцию, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде и третейском суде.
ООО «КОММЕТПРОМ» является собственником принадлежащего ему имущества.
ООО «КОММЕТПРОМ» может создавать самостоятельно и совместно с другими юридическими и физическими лицами на территории России и за границей дочерние предприятия с правами юридического лица, филиалы, представительства и обособленные подразделения, а также выступать в качестве Учредителя других юридических лиц.
ООО «КОММЕТПРОМ» вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие законодательству, признаются действительными.
Имущество ООО «КОММЕТПРОМ» составляют основные фонды на сумму 2911 тысяч рублей и оборотные средства на сумму 181459 тысяч рублей, а также иное имущество, стоимость которого отражается в его самостоятельном балансе. Общество в целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики, действует на основании постановления Правительства Москвы от 01 июня 1993 года № 532 "Об утверждении программы и основных направлений совершенствования архивного дела", несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др).
По требованию участника Общества, аудитора или любого заинтересованного лица Общество обязано на основании письменного или устного запроса, адресованного Генеральному директору Общества, предоставить им возможность ознакомиться с информацией о деятельности Общества, учредительными документами Общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию участника Общества предоставить ему копии действующих учредительных документов Общества.
Запрашиваемая информация должна быть предоставлена Генеральным директором в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.
Прибыль Общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и иной отчетности возлагается на органы управления ООО «КОММЕТПРОМ». В своей финансово - хозяйственной деятельности ООО «КОММЕТПРОМ» принимает следующие допущения:
- имущественной обособленности организации, означающее, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у организации. В соответствии с данным допущением имущество ООО «КОММЕТПРОМ», принадлежащее ему на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах. Стоимость имущества, находящегося во владении организации, но не принадлежащего ему на правах собственности, учитывается на забалансовых счетах;
- непрерывности деятельности организации, означающее, что ООО «КОММЕТПРОМ» будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не имеет намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности;
- последовательности применения учетной политики, означающее, что выбранная исследуемой организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики может, производится в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, а также при существенном изменении условий её деятельности;
- временной определенности фактов хозяйственной деятельности, означающее, что факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
В рамках учетной политики ООО «КОММЕТПРОМ» утвержден:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета на основе Плана счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н.
- формы первичных учетных документов, принимаемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.
В ООО «КОММЕТПРОМ» бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в России. В организации используется программа 1С: «Предприятие», 1С: «Бухгалтерия», 1С: «Зарплата и кадры».
Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с применением персональных компьютеров и специальных сетевых компьютерных программ.
Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с принятым рабочим планом счетов бухгалтерского учета.
Основанием для записей в регистры бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
ООО «КОММЕТПРОМ» представляет в обязательном порядке бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером ООО «КОММЕТПРОМ». Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие финансовые вложения организации, договора займа, кредитные договора и договора, заключенные по товарному и коммерческому кредиту) считаются недействительными и не принимаются к исполнению, за исключением случаев, когда имеется письменное распоряжение генерального директора организации.
В рамках учетной политики ООО «КОММЕТПРОМ» утверждены следующие аналитические регистры налогового учета:
- для отражения в бухгалтерском учете фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяют журнально-ордерную форму бухгалтерского учета;
- амортизацию по основным средствам начисляют в соответствии с установленным законодательством порядке;
- нормы амортизации нематериальных активов установлены исходя из срока их полезного использования, но не более срока службы предприятия;
- для обеспечения деятельности общества создан резервный фонд в размере 15% уставного капитала.
Объекты учета в аналитических регистрах отражаются на основании первичных документов в хронологическом порядке.
Аналитические регистры налогового учета ведутся с применением персональных компьютеров и специальных сетевых компьютерных программ. По окончанию отчетного периода регистры налогового учета выводятся на машинные носители информации.
Обеспечивается сохранность регистров налогового учета, не допускаются в них несанкционированные исправления. Исправление ошибок в регистрах обосновываются и подтверждаются подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Налоговые декларации (расчеты) по налогам, независимо от наличия обязанности по уплате налога и авансовых платежей, представляются в налоговый орган по мету регистрации в установленные налоговым законодательством сроки.
Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение налогового законодательства при ведении хозяйственной деятельности несет генеральный директор ООО «КОММЕТПРОМ».
Ответственность за правильное составление налоговых деклараций несет главный бухгалтер ООО «КОММЕТПРОМ».
Ответственность за правильное отражение хозяйственных операций в регистрах налогового учете несут лица, составившие и подписавшие данные регистры.
Отчетным годом ООО «КОММЕТПРОМ» считается период с 01 января по 31 декабря включительно, в который сдается квартальная и годовая отчетность.
Учёт издержек обращения предполагается правильное и своевременное оформление документов всех расходов и отражение их в учётных регистрах. Синтетический учёт издержек обращения ведётся на счёте 44 «Издержки обращения». Записи в дебет этого счёта осуществляется на основе документов, оформленных должным образом и отражающих расходование доходов, заработной платы, денежных средств, материальных ценностей, как правило по мере их совершения.
Практика организации учета затрат ООО «КОММЕТПРОМ»
1. Материальные затраты:
Материальные затраты включают стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг, различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, ремонт и обслуживание автомобилей, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам, и других малоценных предметов, а также расходы на оплату услуг (труда) производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями и организациями, производствами и хозяйствами самого предприятия, не относящихся к основному виду деятельности.
Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из:
- цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость),
- наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям,
- стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,
- таможенных пошлин,
- платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.
Материалы, приобретенные организацией за плату, принимаются к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Получение любых материальных ценностей представителем организации осуществляется при предъявлении им соответствующей доверенности. При выдаче доверенность регистрируется бухгалтерией в журнале учета выданных доверенностей. В бухгалтерии филиала на основании накладной, выписанной поставщиком при передаче материальных ценностей, выписывается приходный ордер. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. При поступлении материалов на основании накладной поставщика в бухгалтерии филиала делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Одновременно делается проводка: Д-т 19 К-т 60 – отражена сумма НДС по приобретению материальных ценностей, затем отражается оплата полученных от поставщика материальных ценностей Д-т 60 К-т 51.
Отпуск материальных ценностей сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону. При предъявлении получателем доверенности на получение ценностей кладовщик один экземпляр накладной передает получателю материалов, а другой остается на складе как основание для отпуска материалов.
Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета. Записи в них делаются на основании первичных документов в день совершения операции. Движение материалов по складу находит свое отражение в оборотно – сальдовой ведомости.
К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
1) на приобретение материалов, используемых при продаже товаров работ и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при продаже товаров;
2) на приобретение материалов, используемых:
для упаковки и иной подготовки приобретенных и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
на другие хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
5) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;
7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Налоговым Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе реализации товаров, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
В ООО «КОММЕТПРОМ» в декабре 2009 г. в накладные расходы включаются следующие издержки обращения:
- расходы на топливо (бензин) – 21 213,56 руб.
- Ремонт и обслуживание автомобилей – 150 842,85 руб.
- Транспортные расходы – 833 971,54 руб.
- Эксплуатационные расходы – 21 423,95 руб.
и другие.
2.Учет затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
В ООО «КОММЕТПРОМ» в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного персонала организации, включая премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за результаты работы, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в устанавливаемых законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, занятых в основной деятельности.
В состав расходов на оплату труда включаются:
- выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, в том числе за классность, работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, ненормируемый рабочий день, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и так далее; осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оплата труда работников при невыполнении норм выработки не по их вине;
- оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством;
- выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством, за непроработанное время, оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков в размере фактических выплат или начисленного резерва предстоящих расходов и платежей; компенсация за неиспользованный отпуск: оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, оплата льготных часов подростков;
- оплата перерывов в работе кормящих матерей.
В состав расходов на оплату труда включаются другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и других целевых поступлений).
В организации начисление заработной платы производится на основании штатного расписаниям и других документов - больничных листов, приказа на отпуск, перемещение, о премировании, увольнении, о приеме на работу и т. п.
Предприятием используется расчетная ведомость для расчета заработной платы. При этом сведенья о заработной плате нарастающим итогом с начала года отражаются в лицевом счете. Вышеперечисленные первичные документы служат основанием для включения сумм начисленной оплаты труда (К-т 70) непосредственно в издержки производства (Д-т 44). Одновременно предприятие в дебет счета 44, куда была списана начисленная заработная плата, относит в установленном размере в процентах к заработной плате:
· с кредита 69.1 – отчисления в фонд социального страхования;
· с кредита 69.2 – отчисления в Пенсионный фонд;
· с кредита 69.3 – отчисления в фонд обязательного медицинского страхования (по федеральному и территориальному подразделениям ведутся субконто).
В 2001 году введен единый социальный налог, как совокупность платежей в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского и социального страхования, которые уплачиваются по регрессивной шкале тарифов, а взносы в фонд занятости отменяются, так как ликвидировался сам фонд. В соответствии со статьей 241 Налогового Кодекса Российской федерации общая ставка единого социального налога составляет 35,6%, если налоговая база на каждого отдельного работника не превышает 100 000 рублей. На предприятии в электронном виде составляется сводная таблица распределения ЕСН, а также свод начислений и удержаний.
В ООО «КОММЕТПРОМ» в декабре 2009 г. были следующие издержки обращения:
- основная з/п – 1 261 539,86 руб.
- з/п договорников – 9 650 руб.
- отчисления на социальные нужды – 116 882,47 руб
3.Учет затрат на амортизацию основных фондов
В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, с применением в необходимых случаях, с целью создания экономических условий для повышения заинтересованности предприятий, объединений и организаций в ускорении обновления в активной части основных фондов (транспортных средств, машин, оборудования, приборов) методов ускоренной амортизации в соответствии с законодательством.
На все основные средства, числящиеся на балансе предприятия, начисляется амортизация. На предприятии применяется линейный способ начисления амортизации по всем группам основных средств. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. На каждый объект учета составляется ведомость начисления амортизации, а на конец месяца отчет по основным средствам, ведется аналитика счета 01 и счета 02. Начисление амортизации в учете предприятия отражается по дебету 44 и кредиту 02.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основных средств в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные отчисления по основным средствам начисляются независимо от результатов деятельности предприятия.
4. Учет накладных расходов
В составе накладных расходов учитываются расходы, связанные с управлением организацией: арендная плата за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; расходы на служебные командировки, почтово-телеграфные, канцелярские и другие аналогичные по назначению расходы. К административно-управленческому персоналу относятся директор, заместители руководителя, отдел бухгалтерии, и другие.
Накладные расходы являются косвенными, так как они не связаны непосредственно с оказанием предприятием услуг, но обусловлены необходимостью обслуживания этого процесса и его управления.
В ООО «КОММЕТПРОМ» в декабре 2009 г. были произведены следующие накладные расходы:
- арендная плата – 91 577,93 руб.
- расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг – 27 335,35 руб.
- расходы на служебные командировки – 167 228,35 руб.
- почтовые расходы – 122,04 руб.
- канцелярские расходы – 5264,48 руб.
- представительские расходы – 36 259,78 руб.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС СЧЕТА «20» И СЧЕТА «44»
Под основным производством в бухгалтерском учете понимается процесс создания стоимости новой продукции (работ, услуг).
Отсюда двойственная природа счета 20 "Основное производство", с одной стороны это чисто калькуляционный счет, позволяющий сконцентрировать затраты, связанные с производством готовой продукции (работ, услуг); с другой - материальный, так как на нем показывается незавершенная обработкой и остающаяся в цехах основного производства или просто готовая продукция, еще не сданная на склад.
Этот счет возник только в XIX веке из деления счета "Товары". Дело в том, что двойная бухгалтерия родилась в торговле, и промышленные предприятия только заимствовали ее. Многие десятилетия купленные промышленным предприятием материалы записывались в дебет счета "Товары", процесс производства в учете не отражался, а готовая продукция считалась товаром и учитывалась также на этом же счете. Он трактовался только как материальный.
В начале XIX века его разделили на три счета.
Если речь идет о производстве услуг, тогда этот счет становится только калькуляционным.
В отличие от многих счетов по счету 20 "Основное производство" конечное сальдо не выводится (Д - К = +- Ск), а вносится в дебет счета (Сн + Д - Ск = К).
Это связано с тем, что в процессе производства, в течение отчетного периода, никогда не известна фактическая себестоимость готовой продукции. И только по окончании отчетного периода, после инвентаризации незавершенного производства (выявление конечного сальдо по счету 20 "Основное производство") можно определить фактическую себестоимость произведенной продукции.
Большие особенности возникают с ведением счета 20 "Основное производство" в предприятиях общественного питания.
В старой Инструкции по применению плана счетов говорилось, что на счете 20 "Основное производство" учитываются затраты предприятий общественного питания по выпуску собственной продукции (в части сырья и материалов). В новой Инструкции это предложение отсутствует. Тем самым предприятия общественного питания получают возможность:
Или придерживаться уже сложившейся практики;
Или учитывать продукты, находящиеся на кухне, на счете 41 "Товары".
Последний порядок предпочтительнее во всех случаях, когда функции повара и кладовщика совмещены в одном лице.
Но и в том случае, когда эти функции различны, следует просто к счету 41 "Товары" открыть субсчет "Сырье и готовая продукция на производстве".
Учет сырья и готовой продукции на кухне предприятий общественного питания методологически более правильно вести на счете 20 "Основное производство". Учет этих объектов на счете 41 "Товары" неправомерен по следующей причине. В пункте 3 ПБУ 5/01 сказано:
Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Для предприятий общественного питания счет 20 "Основное производство" всегда был чисто материальным инвентарным счетом, и все попытки сделать его калькуляционным всегда терпели фиаско.
Прямые и косвенные расходы:
Грубо говоря, к прямым относятся расходы, которые согласно Инструкции или же в соответствии с профессиональным суждением главного бухгалтера относятся сразу в дебет счета 20 "Основное производство"; косвенными следует признать те расходы, которые, по тем же соображениям, относятся на другие счета, так называемые промежуточно-операционные счета, с последующим их списанием или в дебет счета 20 "Основное производство" или в дебет счета 90 "Продажи".
С методологической точки зрения можно предположить два основания для деления расходов на прямые и косвенные:
Прямые расходы - это средства, вложенные в конкретную продукцию, косвенные - вложенные в несколько видов продукции. Поэтому, если предприятие вырабатывает один вид продукции, то все расходы будут прямыми;
Прямые расходы - это то, что падает на изделие, включается в него, а косвенные - это расходы, которые возникают и формируются за отчетный период, независимо от того, сколько и каких изделий производится, и производятся ли вообще.
В настоящее время начинает преобладать вторая, более реалистическая трактовка. Это значит, что даже если на предприятии производится всего один вид продукции, то все равно возникают и прямые, и косвенные расходы, одни (прямые) - прямо включаются в себестоимость продукции, и их величина будет обусловлена количеством выработанных изделий; другие (косвенные) не зависят от выработанного объема готовой продукции (арендная плата, амортизация и т. п.). Отсюда прямые часто отождествляют с переменными, а косвенные - с постоянными. В большинстве случаев этого отождествления достаточно для аналитических расчетов.
Однако для бухгалтера решающее значение имеет умение понять дилеммы:
какие расходы включают в себестоимость, а какие списывают на счет прибылей и убытков;
какие расходы, принимаемые в состав себестоимости продаж, можно списать сначала на счет 20 "Основное производство", а потом, откорректировав ранее сделанные записи, списать причитающуюся их долю на счета 43 "Готовая продукция" и 90 "Продажи". При этом сальдо незавершенного производства на счете 20 "Основное производство" будет включать ту часть расходов, которые относятся к незавершенной продукции. В этом случае, увеличивая сальдо счета 20 "Основное производство", бухгалтер увеличивает и итог актива, а, следовательно, увеличивает и величину прибыли, в том числе и налогооблагаемой.
Согласно пункту 9 ПБУ 10/99 "коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности". Если же, согласно учетной политике, косвенные расходы сразу списываются на счет 90 "Продажи", то сальдо счета 20 "Основное производство" в составе себестоимости незавершенного производства включает только прямые расходы. Оно меньше, чем в предыдущем случае, и, следовательно, величина актива так же меньше. Отсюда меньше и прибыль отчетного периода, так как косвенные расходы целиком списаны за счет данного отчетного периода.
Глава 25 Налогового Кодекса РФ также предусматривает деление расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные. Однако в основу данного деления положена не бухгалтерская трактовка (в зависимости от способа включения затрат в себестоимость тех или иных видов продукции), а деление расходов по элементам затрат. Так, ст/ 318 НК РФ к прямым статьям относит:
затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
расходы на оплату труда, признаваемые статьей 255 НК РФ затратами для целей налогообложения;
амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Все остальные расходы считаются косвенными.
Отсюда следует, что основа деления расходов на прямые и косвенные совершенно различна для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Поэтому многие виды расходов, являющиеся для бухгалтера косвенными (многие вилы расходов на оплату труда, амортизация основных средств и др.) для целей налогообложения являются прямыми.
Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: операционные расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению:
в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);
в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов.
"Расходы на продажу" - традиционное название счета 44 "Издержки обращения", который применялся только в торговле. Новое название носит явно двусмысленный характер. Его прямое прочтение - расходы, которые можно продать, что, конечно, абсурдно, но авторы имеют в виду: расходы, связанные с продажей товаров. Но в нашей жизни люди слишком часто пишут совсем не то, что думают.
Однако в данном случае сама идея переименования имеет под собой некоторые основания, так как теперь этот счет предназначен для всех организаций (не только торговых), которые продают ценности и в связи с этим несут определенные расходы.
Новым в характеристике счета 44 "Расходы на продажу" является указание, что на нем обобщаются расходы, связанные с продажей не только продукции и товаров, но и работ и услуг.
Природа счета сложная. Различные комментаторы его относят к счетам:
операционным, ибо расходы нельзя проинвентаризировать, на нем временно выделяются определенные текущие расходы, с тем, чтобы администрации было бы легче их проконтролировать. На самом деле все, что учитывается на этом счете, должно быть отражено по дебету счета 90 "Продажи", на который, кстати, и переносятся суммы произведенных в течение отчетного периода расходов;
результатным, ибо на этом счете сконцентрированы расходы, влияющие самым непосредственным образом на финансовый результат предприятия;
материальным, так как на этом счете фиксируются и расходы, которые имеют прямое отношение к товарным запасам и, счет, по определению, должен иметь сальдо, которое характеризует издержки обращения на остаток товаров.
Отметим, что все эти характеристики правильные.
Независимо от трактовок, счет, согласно своему названию, имеет только дебетовые обороты, но на практике достаточно часто встречаются и кредитовые. Это относится к тем случаям, когда организация оплачивает чьи-то расходы (за кого-то).
Скажем, в одном здании расположены две организации, а счет за отопление поступает только к одной организации (торговой). Она его оплачивает полностью и, соответственно, ее бухгалтер дебетует счет 44 "Расходы на продажу" - на всю сумму. В дальнейшем бухгалтер определяет долю, которая относится к другой организации и на эту сумму дебетует счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредитует счет 44 "Расходы на продажу". Так, появляется кредитовый оборот по данному счету. Сплошь и рядом счет 44 "Расходы на продажу" кредитуют на оплачиваемые счета поставщиков за доставку товаров в тех случаях, когда доставка, согласно договору, производится за счет поставщика. Покупатель оплачивает завоз, а потом предъявляет счет поставщику, который должен возместить эти расходы. Более правильным следует считать запись не по кредиту счета 44 "Расходы на продажу", а сторнировочную запись по дебету этого же счета. Дело в том, что сама природа счета не допускает кредитовых оборотов (расходы всегда показываются по дебету) и, следовательно, записи должны выглядеть так:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или
Дебет 44 "Расходы на продажу" (сторнировочная запись).
Аналитический учет расходов ведется по номенклатуре основных затрат, приведенных в официальном комментарии для организаций:
осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность;
осуществляющих торговую деятельность;
заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
Вопрос о построении номенклатуры затрат находится всецело в компетенции администрации предприятия.
Расходы, сконцентрированные на счете 44 "Расходы на продажу", относятся как к проданным товарам, так и товарам, находящимся в запасе.
По окончании отчетного периода обычно делается расчет суммы расходов на продажу, падающих на остаток товаров. Она остается на счете 44 "Расходы на продажу" (это материальная часть счета).
Остальная сумма списывается с кредита счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 "Продажи".
Однако в п. 9 ПБУ 10/99 сказано, что "…коммерческие …расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров…полностью в отчетном году их признания…". Это означает, что торговые организации при формировании учетной политики имеют право самостоятельно решать вопрос о том, составлять или нет расчет издержек обращения на остаток товаров для целей бухгалтерского учета. Для организаций, составляющих данный расчет, введено новшество, что при этом нужно принимать во внимание только расходы на транспортировку. Об этом впервые было сказано в п. 27 методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н. Об этом же говорится в пояснениях к счету 44 "Расходы на продажу" новой инструкции по применению плана счетов. При этом методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные письмом Роскомторга от 20.04.1995 № 1-550/32-2, предусматривают распределение между проданными товарами и остатком товаров не только транспортные расходы, но и расходы по оплате процентов за банковский кредит для целей налогообложения прибыли.
Для целей налогообложения прибыли ст. 320 НК РФ подразделяет все расходы по торговым операциям на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы на доставку товаров до склада покупателя (транспортные расходы) в случае, если они не включены в цену товаров. Все остальные расходы признаются косвенными и они в полной сумме уменьшают доходы от реализации товаров.
Прямые расходы распределяются между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца (путем расчета издержек обращения на остаток товаров, методика составления которого приведены в ст. 320). Налоговая база уменьшается только на сумму транспортных расходов, приходящихся на реализованные товары. Таким образом, если нормативные документы по бухгалтерскому учету допускают возможность выбора составлять или нет вышеуказанный расчет, то НК РФ предусматривает обязательность его составления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель предприятия – это получать прибыль, для чего она должна производить продукцию (оказывать услуги, выполнять работы). В ходе своей деятельности организация, естественно, расходует находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Поэтому, именно сегодня, в быстро изменяющихся рыночных условиях очень важно проследить, сколько было затрачено средств и как их следует отнести себестоимость продукции (работ, услуг). Главная роль здесь отводится бухгалтерскому учету. Если правильно организован учет затрат на производство, то не должно возникнуть конфликтных ситуаций с налоговыми органами и предприятие может проследить, насколько эффективно используются производственные средства, производственные запасы и другие ресурсы. Отсюда вытекает главное назначение учета затрат – это контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление. Основными задачами бухгалтерского учета затрат является также: информационное обеспечение администрации организации для принятия управленческих решений; контроль за фактическим уровнем затрат и экономичным и целесообразным использованием ресурсов; исчисление себестоимости выпускаемых товаров (работ, услуг) для расчета финансового результата; выявление резервов снижения себестоимости.
Вообще управление издержками предприятия является сложным процессом. Оно означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих процессов.
Таким образом, из всего выше сказанного вытекает, что учет затрат и их группировка необходимы, чтобы предприятие смогло подсчитать свою прибыль и принять решение, следует ли ей продолжать свою деятельность. Определение содержания учета затрат создаст реальные предпосылки для моделирования экономики предприятия в будущем.
Главной задачей ведения учёта издержек обращения в торговых предприятиях является:
1. Возможность оперативно воздействовать на сам процесс организации торговой деятельности;
2. Сравнимость планируемых затрат с фактическими расчётами;
3. Влияние этих расходов на получение накопления прибыли с целью дальнейшего расширения деятельности через продажные цены, сложившиеся на рынке сбыта.
Для совершенствования учёта издержек обращения в торговой системе внедряются типовые проекты автоматизации учёта движения и наличия товаров народного потребления на складах и в местах их реализации. При унификации бухгалтерского учёта в условиях его автоматизации в торговой системе пользуются соответствующими методическими указаниями по организации бухгалтерского учёта с использованием вычислительной техники персональных компьютеров.
Еще предприятию, а в частности бухгалтерии, будет легче учитывать затраты на материалы, если на складах установить компьютеры. То есть необходимо наличие связи между складом и бухгалтерией. Так бухгалтера смогут проследить своевременно ли были списаны материалы, проконтролировать за объемом закупок материалов и резервами, за целесообразностью их списания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете».
2. План счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010)).
3. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
4. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (ред. От 27.11.2006 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации
6. Андросов, А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России [Текст]/А.М. Андросов.-М.:Издательство «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», - 2008.-576с.
7. Ларионова, А.Д. Бухгалтерский учет: Учебник [Текст]/ А.Д.Ларионова-М:Издательство«Проспект», - 2009.-392с.
8. Николаева, С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: Теория и рактика[Текст]/. С.А. Николаева - М.: Финансы и статистика, - 2009.-123с.
9. Безруких, П.С. Бухгалтерский учет [Текст]/П.С. Безруких,- М.,-2009.– 198с.
10. Кондраков,Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие [Текст]/Н.П. Кондраков,– М.: ИНФРА-М, - 2007.-558с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |