Письменность славян
Мы
изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу:
неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности? Неужели
народы, имевшие к IX веку мощные государственные образования, богатейшие
культурные традиции, развитую теистическую систему, никак не фиксировали своих
достижений? Неужели славяне не вели торговли с окружающими их народами, не
заключали с ними мирных соглашений, не брали себе в жены их женщин, не отдавали
замуж своих? Неужели мир славян до IX века был совершенно замкнут и никак не
ориентирован ни на прошлое, ни на будущее?
Безусловно,
этого быть не может.
Иначе
чем объяснить такой быстрый культурный расвет славян в христианскую эпоху? Чем
объяснить такое быстрое и широкое распространение письменности. Ведь бересятные
грамотки очень ярко свидетельствуют о том, что не только в княжеском окружении
владели культурой письма. Письму, чтению, счету обучался с детства и торговый
люд, и ремесленный.
Вот
и поговорим мы на этих страницах о том,
-
каким было изначальное письмо славян, и
-
что дала им миссионерская деятельность Константина и Мефодия;
-
для чего вообще нужна была их миссия славянам;
-
как развивалось славянское письмо в христианский период.
24
мая мы традиционно отмечаем день славянской письменности и культуры. В России
этот праздник официально отмечается с 1991 года, а приурочен он к дате, когда,
по данным летописей, христианская миссия, возглавляемая солунскими братьями
Константином и Мефодием, прибыла в Великую Моравию.
Моравский
князь Ростислав ждал прибытия епископа, на которого возлагал большие надежды,
связанные с получением независимости славянской церкви от Рима и Византии,
поэтому миссия была встречена очень торжественно. Однако Константин был простым
священником, Мефодий - монахом, которые могли учить людей слову Божьему, но не
могли рукополагать своих учеников в священники и дьяконы: византийский патриарх
Фотий не спешил терять политическое и религиозное влияние у славян.
И
все-таки, если христианская миссия Константина и Мефодия, на первый взгляд,
оказалась неудачной (славянское богослужение всячески преследовалось немецкими
епископами, считавшими Великую Моравию своей сферой влияния, и в конечном счете
было запрещено; славяне не получили ни в IX, ни в Х веке самостоятельной
христианской церкви - это произошло даже не в Великой Моравии, а в Московской
Руси, после падения Византии), то отдалённый результат оказался всё-таки
положительным. Константин и Мефодий упорядочили славянское письмо, полностью
приспособив его для записи славянской речи, и проделали огромную работу по
созданию книжно-письменного славянского языка, получившего в дальнейшем
название старославянского. Для того, чтобы сделать переводы греческих
богослужебных текстов на славянский язык, недостаточно было механически
заменить слова одного языка словами другого. Константину и Мефодию пришлось
поработать над созданием упорядоченного литературного языка, в значительной
степени отличающегося от живой разговорной речи. Им пришлось найти в славянских
языках эквиваленты всем богословским понятиям (Бог, храм, житие), а если
таковых не находилось, то ввести в славянский язык греческие лексемы (ангел,
евангелие, апостол). В конечном счете создание Константина и Мефодия - книжно-письменный
язык - дало толчок к развитию славянской книжности, славянских литературных
языков. Старославянский язык на долгие годы стал единым письменным языком
славян и оказал огромное влияние на книжную традицию разных славянских народов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slawianie.narod.ru