Верлибризация
Вадим Руднев
ХХ
век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в
культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности
Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам
Ю. М. Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о мире должна
компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения, при помощи которых мы
смотрим на мир.
Сущность
верлибризации в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках
неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому
"первобытному синкретизму", по выражению А. Н. Веселовского,
создателя исторической поэтики.
Метр
в архаическом обществе был частью синкретического ритуального действа, в
котором нет разделения на авторов и зрителей, в котором все - участники, все в
равной степени вовлечены в ритуал.
Аналогом
архаического ритуала была средневековая карнавальная культура (см.
карнавализация), где все переворачивалось с ног на голову и все отсылало ко
всему.
Возврат
интереса к архаическому сознанию на новом витке в утонченной форме
неомифологической культуры ХХ века и актуализировал такой стих, который
отсылает ко всем другим системам стиха.
Однако
верлибризация пронизывала всю культуру начала ХХ в., наряду с противоположным
явлением - логаэдизацией . Суть верлибризации в культуре ХХ в. заключалась в
том, что система, любая - музыкальная, живописная, кинематографическая,
философская, поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, - строилась как
система цитат-реминисценций к более ранним текстам.
Практически
весь кинематограф как специфическое искусство ХХ в. есть аналог верлибризации.
Музыкальный верлибризм - это прежде всего неоклассицизм, где первую скрипку
играл И. Ф. Стравинский. Так, его знаменитая сюита-действо "История
солдата" построена как инкорпорирование и взаимодействие самых различных
музыкальных систем, а все произведение строится как система цитат и
реминисценций к широкому кругу музыкальных форм и жанров (см. верлибр): "В
"Истории солдата", - писал музыковед М. С. Друскин, - виртуозно
варьируются народные мотивы скоморошьего склада, отзвуки бытовых напевов,
предвестия джаза (танго, регтайм), помпезные военные марши и протестантский
хорал".
В
изобразительном искусстве аналог верлибризации
- сюрреализм с его идеологией
сочетания несочетаемых элементов в одном изобразительном поле. В архитектуре
это стиль "югенд" начала века. В философии - такие явления, как
морфология истории О. Шпенглера, культурологические идеи М. М. Бахтина (см.
полифонический роман, карнавализации, диалог), концепция игры Й. Хейзинги,
историософия А. Дж. Тойнби, этногенетические концепции Л. Н. Гумилева - в целом
те философские построения, которые относятся к междисциплинарным исследованиям.
Апофеоз
верлибризации - постмодернизм Жака Деррида и Жана Бодрийара, на русской почве -
его вариант, мотивный анализ Бориса М. Гаспава.
Список литературы
Лотман
Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3 т. - Таллинн, 1992. -
Т. 1.
Руднев
В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига,
1986.
Мелетинский
Е.М. Поэтика мифа. - М., 1996.
Ямпольский
М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. - М., 1993.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/