Триолет
Триолет
(франц. triolet) — одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к
старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихов и строится только на двух
рифмах — одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: a b a a a b a b.
Своеобразие формы Т. заключается в повторах целых стихов, которые, однако, не
подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью
стихотворения. Эти повторы появляются в Т. дважды: 1) первый стих
воспроизводится буквально в четвертом стихе; 2) первый и второй стихи
повторяются без изменений в седьмом и восьмом стихах. Если выделить
повторяющиеся элементы Т. прописными буквами, то приведенная выше схема
приобретает следующий вид: A B a A a b A B. Эта троекратность появления одной
из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета. Пример:
«Лизета
чудо в белом свете»,
Вздохнув,
я сам себе сказал:
«Красой
подобных нет Лизете;
Лизета
чудо в белом свете;
Умом
зрела в весеннем цвете».
Когда
же злость ее узнал...
«Лизета
чудо в белом свете»,
Вздохнув,
я сам себе сказал.
(Карамзин.)
В
качестве канонического стихотворного размера Т. в России закреплен наиболее
близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место
неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что
неизменно приводило к искажению замысла и стиля Т.
Главная
трудность формы Т. заключается в задаче органического слияния повторяющихся
стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского Т., в целях
облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания Т. Такого
рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты,
разумеется, обязательной силы не имеют. Гораздо большего внимания заслуживает
запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, которые
ослабляют ощутительность повтора.
Т.
принадлежит к легким жанрам лирической поэзии, с игривым содержанием, нередко
окрашенным в тона грациозной эротики. Во Франции в XVII в. он был любимой
забавой «светского» общества. Появившись в России в XVIII в., Т. неизменно
оставался в стороне от «большой» литературы и совершенно отсутствует среди
форм, разрабатывавшихся крупнейшими русскими поэтами XIX в. Отдельные образцы
можно найти у кн. Шаликова, Буниной, а в конце века у Фофанова. Некоторый
интерес к нему выказали символисты XX в. — Ф. Сологуб, И. Рукавишников, который
написал две книги Т. и не только пытался усвоить технику строгого Т., но и
немало экспериментировал, стремясь к расширению его возможностей.
Список литературы
Шульговский
Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. т-ва Вольф, СПБ — М.,
1914, стр. 444—447
Gaudin P., Du rondeau, du triolet, du sonnet,
C. F., 1870
Rassmann C. F., Triolette der Deutschen
Esssen, Duisburg, 1815.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/