Грамматика и развитие разговорной речи
Степанова Алла
После
определения и прояснения на семинаре своих целей и проблем, в голову приходят
самые разнообразные идеи. Позитивное видение мира гораздо творчески
эффективнее, чем зацикленность на проблемах.
Если
хочется побольше и побыстрее говорить, то всю грамматику можно сразу усваивать
через разговорную речь при этом заодно формируя свою (или студентов) систему
ценностей, развивая мысль, применяя идеи семинара.
Маленькие
примеры.
Отработка
настоящего простого времени:
Представить
свой идеальный день. Как вы его проводите. Что вы можете сделать сейчас, чтобы
так организовать свой день?
Как
вы учите язык? Что вам помогает и что мешает?
Авторитетные
для вас люди. Что их отличает? Что они делают, чтобы быть такими? Что вы можете
делать сейчас, чтобы приобрести нужные вам черты характера?
Идеальная
школа (место работы). Как вы себе ее (его) представляете? Описать где, какая,
обязанности людей.
У
вас нет ограничений, как учить язык. Как вы представляете процесс обучения в
идеале?
Можно
брать любые мысли и задачи с семинара, смотреть, к какой грамматической
конструкции они подходят, повторить грамматику и разговаривать.
А
вообще любая грамматика по правилам сразу вводится в разговорную речь.
Грамматика для устной речи, а не наоборот. Изучили конструкцию и сразу
составляйте предложения по модели, придумывайте какую-нибудь ситуацию, где
можно употребить выбранное правило. В британских учебниках это правило четко
соблюдается, там много подобных заданий.
Мотивация
Нас
в детстве и в школьные годы редко спрашивают, что мы сами хотим сделать. Нас
приучали понимать, "надо" и мало кто объяснял убедительно зачем. А в
результате на вопрос: а как бы вы хотели учить язык? Что вам нравится? - многие
не могут ответить.
Подходу
- все зависит от учителя, он пусть нас заставляет, все дает, сам думает - нас в
школе и институте научили прекрасно. Многие ли были настолько организованны,
чтобы продолжать изучать предмет дальше самостоятельно? Учителя все равно
когда-то уже не будет, а язык надо всегда поддерживать, не научившись
самостоятельно определять, что нам интересно, что мы хотим сделать, рискуем
когда-то утратить навык.
Думаю,
надо взять ответственность за свою жизнь, свое обучение на себя. Я учу язык, а
учителя мне просто помогают.
Семинар
хорошо помогает определить свои наклонности, индивидуальные приоритеты,
знакомит с разнообразными видами работы при изучении языка.
Изучение
языка и позитивное мышление
Из
мудрых книг я как-то поняла, что большую часть времени мы тратим на абсолютно
ненужные мысли: старые воспоминания, анализ поступков окружающих, какие-то
бессмысленные опасения за будущее, какие-то страхи и подозрения. И все великие
в один голос утверждают: полезнее заняться собою, анализом своих поступков,
своего внутреннего мира, опасения и страхи ничего хорошего нам не дают, гораздо
интереснее и полезнее думать о положительном, пребывать в сегодняшнем дне и
максимально обдумывать именно его. Как это применимо к изучению иностранного
языка можно узнать на семинаре.
Мысли
после семинара:
Хорошо
понаблюдать, сколько ненужных мыслей приходит в голову в течение дня. Их вполне
можно заменить повторением накануне выученных слов или размышлением на
английском языке на какую-нибудь тему. И стрессов меньше для здоровья, и язык
изучается. По дороге домой можно зрительно вспомнить таблички со словами и
повторить слова.
Зачем
переживать или расстраиваться о чем-то? Не приятнее ли почитать интересную
книгу на языке, послушать музыку (можно купить диски со словами к песням, если
нет слов и не понимаете текст, почти все тексты есть в интернете).
А
размышлять о чужих поступках - вообще кощунственно неэкономное использование
времени. Многие тратят на это массу времени и обычно под благовидными
предлогами. Зачем? Нет, мы не будем настолько расточительны в отношении
времени. Проанализируем свои внутренние установки: нет ли страха ошибок? Нет ли
страха забыть слова? От чего? Не повторяется ли внутри: ну вот опять не понял?
Какие найти позитивные установки?
Визуализация
и теоретическая педагогика
Те,
кто внимательно в педагогическом вузе слушает курс педагогики, знают, что один
из обще дидактических принципов обучения - это принцип наглядности. В
специальной педагогике есть еще принцип максимального использования всех
анализаторов. Их обязательно используют в работе специалисты, работающие с
дошкольниками и младшими школьниками. Работу логопеда, например, без картинок
невозможно представить. И надо сказать, что неудач в работе логопеда практически
не бывает. В средней школе и со взрослыми эти принципы часто забываются, а
почему бы не учиться как дети? Посмотрите, как они все впитывают! Наряду с
фильмами, красочными учебниками (а учебник для взрослых обязательно должен быть
красочный) визуализация является просто соблюдением базовых педагогических
принципов, просто на более высоком уровне.
Не
слушали в вузах, будем учиться слушать сейчас. Настроимся на занятие (семинар),
подумаем заранее о нем. Оставим все посторонние мысли. Можно сказать себе: у меня
есть время обо всем остальном подумать позже. Не будем анализировать поведение
человека, оценивать его, думать о нем лично, все свое внимание сосредоточим на
том, что он говорит, на его идеях, советах. Не будем позволять мысли
отвлекаться. Не будем воздвигать сразу стену сомнений, недоверия, критики. Что
мы приобретем от сомнений и критики? Почему не предположить, что другой человек
совсем не глупее нас? Слушайте как можно внимательнее. Прокрутите мысль
человека в голове несколько раз, осознайте ее. Если есть какие-то недоумения,
всегда можно уточнить, правильно ли вы поняли. Но не стоит спешить высказывать
свое мнение.
Язык
и неуверенность в себе
Взять
лист бумаги и выписать все, что вы знаете и умеете. Подробно! Обязательно
письменно. И если возникнет ситуация, где вы будете чувствовать себя неуютно от
своей робости и неуверенности, вспомните свой список или перечитайте. Если у
вас постоянно такое состояние - перечитывайте его каждый день.
А
почему не сыграть уверенность? Просто представить ее себе и изобразить. Еще
помогают паузы в разговоре: отвечать не сразу, а собравшись с мыслью.
Скорость
речи. А с какой скоростью вам удобнее и комфортнее говорить? Американцы тут про
паузы в разговоре пишут, а мы куда-то торопимся. Подумаем о своем комфорте, а
не о том, как надо.
Хорошо
выписать, что беспокоит в грамматике (конкретные темы), какая разговорная
лексика вызывает трудности, и подумать, как решить эти проблемы.
На
семинаре интересно послушать, что делать с нашей неуверенностью. Мне очень
помогло.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://esl.report.ru/