Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Простое предложение

Простое предложение

Л. А. Беловольская

Вопросы:


1.
Простое предложение - основная грамматическая единица синтаксиса в современной
синтаксической науке. Форма, семантическая структура, коммуникативная структура
предложения.

2.
Типы предложений в структурно-семантической классификации.

Рекомендуемая
литература:

1.
Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

2.
Русская грамматика. М., 1980, т. 2

3.
Современный русский язык / Под. ред. В.А. Белошапковой. М., 1981.

4.
Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М,
1987.

5.
Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

6.
Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

7.
Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М.,
1970.

8.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

9.
Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.,
1974.

10.
Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К.
Федоров. М., 1978.

11.
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.

12.
Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение
предложения. М., 1976.

Центральной
грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это
определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную
единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации,
обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в
тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная
единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое
предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные
грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному
грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными
характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению
(Краткая русская грамматика, с. 405). Простое предложение так же, как и ранее
изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения.
Парадигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные
проявления общего категориального значения), выраженные специальными
средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются
знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком
слов и интонацией.

Простое
предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения
сочетаются друг с другом по определенным правилам (там же, с. 407)

Особенно
сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое
предложение построено по определенному формальному образцу, который называется
предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются
абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений.
Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения
построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему
отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном
плане.

Работы
прибавляется. Воды убывает. - Род.п. сущ. + гл. в ф. 3-го л. ед.ч. Схема
выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима.
Ночь. - Им.п. сущ. - констатирует факт наличия.

Формы
слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной
схемы, главными членами, предикативным центром (Кр. русская грамматика, с.
408).

Грамматическим
значением простого предложения является предикативность - категория, которая
целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем
или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения
обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о
чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем,
будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное,
должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.


Значения
времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется
объективной модальностью.

Таким
образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории
складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и
реальность/ирреальность сообщаемого (там же, с. 409).

Главным
средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью
которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление
о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с
концепцией В.В. Виноградова (указ.статья) и его школы (Грамматика русского
языка-54, -80) термином "предикативность" обозначают также свойство
сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения. Понятие
предикативности входит в состав понятий "предикативная связь",
"предикативные отношения", которыми обозначают отношения, связывающие
подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком
употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени
абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще,
независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения
предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено
подлежащее и сказуемое (В.В. Бабайцева, с. 58).

Таким
образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации
грамматического значения простого предложения термин
"предикативность" понимается как синтаксическая категория.(См.
литераратуру).

Семантическая
структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько
значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец
простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений,
так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце,
переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения,
то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и
ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от
компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов.
Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит - субъект
и его наличие, существование; Светает - наличие бессубъектного действия; Много
дел, мало радости - субъект и его количественный признак и т.д.

Все
сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической
структуре предложения (Кр. рус. гр., с. 410).

Таким
образом, семантическая структура - это то его языковое значение, которое
создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения
слов.

Категориями
семантической структуры является предикативный признак, субъект - носитель
предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются
и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но
близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как
трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер -
Вечереет; Сын учится - Сын - учащийся.

Кроме
значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует
его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной
нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то
есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

Предыдущие
характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая
структура являются статистическими (см. В.А. Белошапкову, указ. раб.), а
коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом
аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются
изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом
аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в
том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует
(см.лекцию 1). Выделение статического и динамического аспектов предложения
началось в 20-40-е годы нашего века почти одновременно в трудах ученых из
разных славянских стран.

Наибольшее
развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В.
Матезиус - основоположник актуального членения), позднее других, лишь во 2-й
половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая
структура (одной из первых работ стала статья Ф. Данеша "О трех аспектах
синтаксиса", Прага, 1964). См. подробнее: И.П. Чиркина, ч. 4, с. 72-89).

В
настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту
предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет
говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое
отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта
прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в
какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает
предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым
смысловым строением (см. Прагматика в ЛЭС).

Таким
образом, предложение в понимании современной синтаксической науки - сложное,
многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь
изучено.

2.
Предложения имеют различное грамматическое значение, различное коммуникативное
назначение, семантику и т.д., в зависимости от признака, положенного в основу
классификации, предложения группируются в типы:

1.
Повествовательные, вопросительные, побудительные.

2.
Восклицательные и невосклицательные.

3.
Утвердительные, отрицательные.

4.
Членимые и нечленимые.

5.
Односоставные и двусоставные.

6.
Распространенные и нераспространенные.

7.
Осложненные и неосложненные.

8.
Полные и неполные (см. указанную литературу).

Каждый
тип простого предложения обладает либо коммуникативными, либо интонационными,
либо структурными особенностями, при анализе предложения необходимо учитывать
также способ выражения грамматического значения и семантическую структуру
предложения.

Все
типы простого предложения рассматриваются подробно на практических и лабораторных
занятиях.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.philology.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Battle Into Adulthood Red Badge
Реферат особо охраняемые природные территории Австралии
Реферат Об одном способе экспериментального определения гидродинамических параметров поплавкового маятникового акселерометра
Реферат Panic Disorders Essay Research Paper Since panic
Реферат Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны
Реферат Атам глобального онлайн-исследования компании Nielsen, проведенного в 52 странах, включая Россию, самым важным фактором при выборе ресторана, является его кухня
Реферат Судебное усмотрение в праве
Реферат Анализ основных показателей деятельности предприятия на примере конкретной организации
Реферат Історія України (соціально-політичні аспекти)
Реферат Конволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза
Реферат Who I Am Essay Research Paper Hi
Реферат Статическое моделирование систем
Реферат Тактико-психологические приемы допросов
Реферат Активізація пізнавальної діяльності шляхом впровадження інтерактивних технологій
Реферат Графические редакторы (пакеты трехмерного моделирования)