Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Верлибр

Верлибр

Вадим Руднев

Верлибр
(франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции,
характерная для ХХ в. В целом верлибр определяют по негативным признакам: у
него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это
означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки
- и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь
чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на
строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения.

Второе,
что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен
стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в
нестиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон
двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи - наложение
обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может
противоречить первому. Обычные стихи с размером и рифмой можно записать прозой,
уничтожив формальную строку, как говорят, in continio - строка в этом случае не
уничтожится, ее концы будут показывать рифмы и метрическая схема. В случае
верлибра  это невозможно - это стих,
который определяется самим фактом наличия "голой" стихотворвой строки
как "эквивалента метра" (термин Ю.Н. Тынянова). Двойная сегментация
речи проявляется в верлибре прежде всего в том, что окончание синтаксических
синтагм может не совпадать с окончанием строк, то есть возникает эффект
интонационного переноса, enjambement.

И
совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.


(А.
Блок. "Она пришла с мороза...")

В
возможностях вариантов разбиения:

И
совсем неуважительной

К
занятиям болтовней

или


И
совсем неуважительной к занятиям болтовней -

и
кроется стиховая суть В.

Свободный
стих выражал в самой своей форме нечто чрезвычайно важное для ХХ в. Недаром
католик Г. К. Честертон написал, что "свободный стих, как свободная
любовь, - противоречие в терминах", а всемирно известный культуролог Вяч.
Вс. Иванов назвал верлибр "способом видеть мир". Может быть, суть
заключалась в его раскованности, в тотальной эмансипированности его формы.
Недаром в России верлибром активно писали лишь до 1920-х гг., а потом вновь
перешли на обычные 5-стопные ямбы и 3-стопные амфибрахии (дело изменилось после
"оттепели" 1950-х гг., что тоже характерно). Между тем в Европе и во
всем мире верлибр стал господствующей системой стиха. На Западе им стали даже
переводить обыкновенный, метрически организованный стих.

Однако
именно образцы русского верлибра, в особенности те шесть текстов, написанных
верлибром, которые оставил Блок, представляют огромный интерес, причем не
только для теоретика стиха, но и для философа и лингвиста.

Верлибр
- не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайно сложная система, можно
сказать, метасистема. Для того чтобы понять это, проанализируем один из самых
известных верлибров Блока. Чтобы было понятно и наглядно, приводим его
полностью, пронумеровав строки:

1.
Она пришла с мороза,

2.
Раскрасневшаяся,

3.
Наполнила комнату

4.
Ароматом воздуха и духов,

5.
Звонким голосом

6.
И совсем неуважительной к занятиям

7.
Болтовней.

8.
Она немедленно уронила на пол

9.
Толстый том художественного журнала,

10.
И сейчас же стало казаться,

11.
Что в моей большой комнате

12.
Очень мало места.

13.
Все это было немножко досадно

14.
И довольно нелепо.

15.
Впрочем, она захотела,

16.
Чтобы я читал ей вслух "Макбета".

17.
Едва дойдя до пузырей земли,

18.
О которых я не могу говорить без волнения,

19.
Я заметил, что она тоже волнуется

20.
И внимательно смотрит в окно.

21.
Оказалось, что большой пестрый кот

22.
С трудом лепится по краю крыши,

23.
Подстерегая целующихся голубей.

24.
Я рассердился больше всего на то,

25.
Что целовались не мы, а голуби,

26.
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Посмотрим:
строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того, это метрическая автоцитата из
стихов "второго тома":

Она
пришла с заката.

Был
плащ ее заколот

Цветком
нездешних стран.

Звала
меня куда-то

В
бесцельный зимний холод

И
в северный туман.

Разбираемое
стихотворение находится в начале "третьего тома". Поэт как бы
издевается над своими прошлыми идеалами, над Прекрасной Дамой; строки 16 и 17
написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет
в русской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую от стихотворения
Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." - "динамический мотив
пути, противопоставленный статическому мотиву жизни" (формулировка
профессора К. Ф. Тарановского, которому принадлежит это открытие). Теперь
сравним строку 16 с лермонтовскими стихами:

Чтоб
всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про
любовь мне сладкий голос пел.

Вновь
метрическая цитата (кстати, следует оговорить тот факт, что ни в коем случае
нельзя фамилию Макбет, произносить с ударением на первом слоге, в этом случае
разрушается размер: вспомним ирландские и шотландские фамилии - МакТаггарт,
МакКинси, МакКартни, МакАртур - везде ударение на втором слоге. Что касается
строки 17, то белым (то есть нерифмованным) 5-стопным ямбом написаны трагедии
Шекспира, среди них "Макбет", разумеется:

Земля,
как и вода, имеет пары.

И
это были пузыри земли.

Мы
привели лишь наиболее очевидные случаи. Все стихотворение Блока и любой верлибр
состоит из строк, соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным
размерам, - в этом суть верлибра как системы систем.

У
Борхеса в рассказе "Утопия усталого человека" есть следующий пассаж:

"-
Это цитата? - спросил я его.

-
Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось.

Наш
язык - система цитат".

Система
цитат - интертекст, определяющее понятие поэтики модернизма и постмодернизма.
Вот почему верлибр стал символом поэзии ХХ в.
Список литературы

Тарановский
К.Ф. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // Аmеriсаn соntribution
to 6-th International Соngress of Slavists. Russian Cоntributions. Аn Аrbor,
1963.

Руднев
В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые тыняноаские чтения. - Рига,
1986.

Тынянов
Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965.

Антология
русского верлибра / Сост. Орлицкий Ю. Б. - М., 1989.

Руднев
П.А Введение в науку о русском стихе - Тарту,1988


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философские мотивы лирики Б.Пастернака
Реферат О катарсисе в "Маленьких трагедиях" А. С. Пушкина
Реферат Инвестиционная привлекательность Волгоградской области
Реферат О композиции первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Реферат Жизненный путь В. В. Вересаева
Реферат Державне регулювання економіки 4
Реферат Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен..." И.А.Бунин. (Н.С.Лесков. "Тупейный художник").
Реферат Карамзин Н. М. - Особенности творчества
Реферат Анализ поэмы Д.Г. Байрон «Паломничество Чайлд Гарольда»
Реферат Тело текста. Заметки о прозе Владимира Сорокина
Реферат Анализ рассказа В. Набокова “Круг”
Реферат Борьба есть условие жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — В.В.Липатов)
Реферат Тарас Шевченко
Реферат "Английский" роман Казуо Ишигуры
Реферат Человек и природа (По балладе И. В. Гете "Лесной царь")