Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворения Бальмонта "В безбрежности"

Анализ стихотворения Бальмонта "В
безбрежности"

Землю
целую и неустанно,

ненасытно
люби, всех

люби,
ищи восторга

и
исступления сего.

Ф.М.
Достоевский.

Этот
эпиграф к своему стихотворению «В безбрежности» поэт взял далеко не случайно.
Значит, разговор пойдёт о сверхлюбви, в понимании житейской и настоящей любви,
восторженного поэта:

Я
мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие
тени погасавшего дня,

Я
на башню всходил, и дрожали ступени,

И
дрожали ступени под ногой у меня.

Как
истинный символист, Бальмонт строит форму на символах, создавая гиперболический
образ героя. «Тени» - это прошлое, которое выступает по воле поэта в роле
будущего. В поэзии, оказывается, это возможно.

И
чем выше я шёл, тем сильнее рисовались,

Тем
ясней рисовались очертанья вдали,

И
какие-то звуки вдали раздавались,

Вокруг
меня раздавались от Небес и Земли.

Рефреном
идущие слова – «рисовались», «вдали», «раздавались» - создают двойной эффект
действия: музыку и ритм движения. Это подтверждает пристрастное отношение
Бальмонта – символиста к звуку и музыкальности стиха. Есть третья особенность,
достигаемая рефреном: близкое становится далёким, а далёкое близки, и в
постоянном чередовании пространств – гармония. Поэтому не страшно отдаляться от
чего-то дорогого сердцу, потому что впереди – мир ещё прекраснее высвечивает
это же самое, оставшееся вовсе не в прошлом пространстве…

Чем
я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем
светлее сверкали выси дремлющих гор,

И
сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно
нежно ласкали отуманенный взор.

Повинуясь
новым ощущениям и принимая их как откровение, поэт, а вернее – лирический герой
делает ещё одно открытие: всё встречное и вызывающее в его душе восторг
одновременно и прощается с ним. Восторг встречи и грусть прощанья сливаются в
божественное чувство блаженства со слезами на глазах. Это высшее состояние
человеческого духа, но до следующего шага ввысь…

И
внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже
ночь наступила для уснувшей Земли,

Для
меня же блистало дневное светило,

Огневое
светило догорало вдали.

Лирический
герой переводит дух и в этот момент оценивает реальное своё положение в мире.
Куда он зашёл? Первое сомнение вкралось в душу, потеснив восторг новизны. А
зашёл он туда, где уже нет его Оберега – Земли, нет рядом Бога – Нового, нет
вечного приюта душе человека. Замешательство усиливает момент догорания солнца,
исчезает и последних между Богом и Землёй.

Я
узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие
тени потускневшего дня,

И
всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И
дрожали ступени под ногой у меня.

Лирический
герой начинает оправдывать целесообразность восхождения. Как бы ни было, он
узнал, прикоснулся к тайне высшей любви, ко всему сущему, но он опередил
события. Тени уже обгоняют его, те самые, которые несколько мгновений назад он
научился «ловить».

Но
лирическому герою не хочется возвращаться в исходную точку, хотя он уже в этом
не волен. Ему осталось только сохранять позу, что он и делает: имитирует
движение вверх. Но это – самообман. Это уже – память о чудных мгновениях. И
снова, чтобы войти в состояние блаженства, надо, как советует Достоевский,
целовать землю, всех любить.

Таков
лирический герой Бальмонта в им же созданном мире. Он не может смириться с тем,
что восторг зависит от необъятности мирового пространства, и этим приближает
новые и новые открытия для человеческой души.

Бальмонту
суждено было стать одним из значительных представителей нового символического
искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии,
которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с
помощью намёков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов
Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм – поэзию
впечатлений.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.