Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой

«Великая земная любовь» в лирике Ахматовой

Первые
стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в
следующем году вышел ее поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова
была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Таким образом, на
рубеже XIX и XX столетий в России возникла “женская” поэзия — поэзия Анны
Ахматовой.

Лирика
Ахматовой первых ее книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) — это лирика любви.
Ее новаторство как художника проявилось в “романности” ее любовной лирики —
каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из
многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и
рассказ о прощании у ворот (стихотворение “Сжала руки под темной вуалью...”),
напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой, и другие
ахматовские миниатюры. В кратком событии, одном жесте, взгляде Анна Ахматова
передает историю десяти лет жизни:

Как
велит простая учтивость,

Подошел
ко мне, улыбнулся,

Полуласково,
полулениво

Поцелуем
руки коснулся —

И
загадочных, древних ликов

На
меня посмотрели очи„.

Десять
лет замираний и криков,

Все
мои бессонные ночи

Я
вложила в тихое слово

И
сказала его — напрасно.

Отошел
ты, и стало снова

На
душе и пусто и ясно.

(“Смятение”)


О.
Мандельштам писал об Ахматовой, что она “принесла в русскую лирику всю огромную
сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не
было бы Ахматовой — не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с
“Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова” Свою
поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на
психологическую прозу”.

Для
того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем не
обязательно знать все, что было в ее жизни. Часто Ахматова описывала лишь
небольшой фрагмент происходящего, заставляя читателя додумывать, что было между
героями прежде. Читая ее стихотворения, становишься невольным свидетелем
чьего-то разговора, иногда создается впечатление, что кто-то открывает тебе
свою душу:

Хочешь
знать, как все это было? —

Три
в столовой пробило,

И
прощаясь, держась за перила,

Она
словно с трудом говорила:

“Это
все... Ах, нет, я забыла,

Я
люблю вас, я вас любила

Еще
тогда/ —

“Да”.


(“Хочешь
знать, как все это было?”)

А
иногда кажется, что кто-то доверил тебе самое сокровенное — почитать свои
спешные записи в дневнике:

Он
любил три вещи на свете:

За
вечерней пенье, белых павлинов

И
стертые карты Америки.

Не
любил, когда плачут дети,

Не
любил чая с малиной

И
женской истерики.

Л
я была его женой.

(“Он
любился)

Несмотря
на то, что Ахматова часто дает только фрагменты того или иного события, ее
стихи о любви не производят впечатления отрывочных зарисовок. В них большая
обобщающая сила. Ахматова отразила в своей лирике целую вереницу женских судеб.
Это и жена, и любовница, и вдова, и мать. По выражению Александры Коллонтай,
Ахматова дала “целую книгу женской души”.

Любовь
в стихах Ахматовой не всегда счастливая и благополучная. Даже наоборот. Часто
это страдание. Это чувство не может быть спокойным:

То
змейкой, свернувшись клубком,

У
самого сердца колдует,

То
целые дни голубком

На
белом окошке воркует,

То
в инее ярком блеснет,

Почудится
в дреме левкоя...

Но
верно и тайно ведет

От
счастья и от покоя.

В
оценках литературных критиков Анна Ахматова является поэтом, впервые сумевшим
так полно рассказать о реальной любви. Душа оживает “Не для страсти, не для
забавы, для великой земной любви”. В ее стихотворениях мы видим обычный мир,
раскрывающийся под влиянием любви в новом свете. Саму же любовь Ахматова делает
настолько “земной”, что называет ее “пятым временем года”:

То
пятое время года,

Только
его славословь.

Дыши
последней свободой,

Оттого,
что это — любовь.

Высоко
небо взлетело,

Легки
очертанья вещей,

И
уже не празднует тело

Годовщину
грусти своей.

“Великая
земная любовь” — основа всей лирики Ахматовой. Любовь у нее — повелительное,
нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Я думаю, что Анна Ахматова имела
все основания сказать о себе: “Я научила женщин говорить...”
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование поста восстановления лакокрасочного покрытия легковых автомобилей в автосервисе
Реферат Список наследия The World Heritage List
Реферат Понятие материальной ответственности по трудовому праву, ее виды
Реферат Лекции - Инфекционные болезни Дифференциально-диагностические критерии
Реферат Интерференция как социолингвистическая проблема
Реферат Макросы в C++
Реферат Солнечные системы средние века и современность
Реферат Revolutions In The Heart Essay Research Paper
Реферат Театральные представления на Нижегородской ярмарке
Реферат Золота лихоманка в Сибіру XIX ст
Реферат Перспективы распределенной генерации в России
Реферат Краткое содержание Габриел Конрой Фрэнсис Бретп Гарт
Реферат Сравнительная характеристика аффективных расстройств
Реферат А. А. Ивин логика учебное пособие
Реферат Смутное время в России и его последствия 2