Традиции
русской классики в творчестве И. Бунина
Начало XX века
вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений,
период надежд и разочарований- По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в
себе “чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение
жизни”. Общим для всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей.
Представления об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости
человеческой жизни и реальной возможности объяснить действительность оказались
несостоятельными. Этим определялся напряженный поиск новой системы ценностей, в
который активно включилась литература рубежа веков и начала XX века. Социальная
динамика обусловила напряженно драматическое переживание действительности в
искусстве. С начала нового столетия литература становится полем соревнования
различных направлений, искавших собственные ответы на поставленные ранее
вопросы. Для сознания людей было характерно не только отрицание несовершенной
действительности, но и нарастая сомнений в возможности близкого обновления.
Этим определяется усиление катастрофических настроений в литературе.
Трагическое предчувствия, мрачный взгляд на перспективы человека отражены в
прозе И. Бунина. Писатель обращался к сложным нравственным философским
проблемы.
Своим учителем
писатель считал Л. Толстого, который повлиял на трактовки некоторых тем. И.
Бунин увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием.
Герой повести “Деревня” Кузьма верит в идеал Платона Каратаева. Но жизнь
заставляет усомниться в возможности его осуществления. Автор наделяет героя
собственными раздумьями и разочарованиями. И. Бунину присущ интерес ко всему
запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти,
затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть
изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает
всю свою жизнь. Соглашаясь с Толстым, Бунин идет дальше своего учителя. В
рассказе “Господин из Сан-Франциско” показывает безликого американского
миллионера, чья жизнь была расписана по дешевым рецептам и пронизана фальшью.
Это всего лишь скверная игра, за которой скрыто духовное угасание. Не случайно
господин из Сан-Франциско умирает, казалось бы, в лучшие мгновения жизни. Все
его существование иллюзорно, и к нему не приходит раскаяние. После смерти
миллионера ничего не меняется вокруг. Бездушная игра продолжается: хозяин отеля
не хочет тревожить постояльцев, а на пароходе, где американец был одним из
желанных пассажиров, теперь тщательно прячут гроб с его телом в трюме. Прячут и
продолжают вести призрачную жизнь. Кораблю с названием “Атлантида” Бунин
придает символический смысл, делая пароход моделью мира, находящегося на краю
пропасти в хаосе и тумане, не замечая океана зияющей бездны, грозящей
проглотить корабль-человечество, и дьявола, следящего за пароходом. Сложным
было отношение писателя к Ф. Достоевскому. Бунин отрицал его мировоззрение, но все-таки
обращался к проблемам, затронутым Достоевским. Сильнее всего это проявилось в
рассказе “Петлистые уши”. Бунин доводит до крайности характер идейного
преступника. Отталкиваясь от образа Раскольникова, писатель показывает
преступление без наказания. Мир, по мнению Бунина, достиг предела бездуховности
и распада. Адам Соколович иронизирует над Достоевским, утверждая, что покаяние
— это удел слабых. Одним из участников действия рассказа является Петербург.
Бунин развивает тему города кошмаров, города дьявола и “петлистых ушей”. Столь
мрачная картина, нарисованная писателем, заставляет убедиться в том, что на
смену надеждам русской классики приходят безнадежность и трагические
предвидения.
По мироощущению
И. Бунину ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве
последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает
новое столетие. Бунин перенял у своего старшего современника интерес к жизни
обычного человекаа не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель
показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Рассказ “Чаша
жизни” написан в духе чеховского “Ионыча”. Вещный мир поглощает героев, убивая
их мечты. Обаятельна и трогательна Александра Васильевна, главная героиня, чей
внутренний мир наполнен радостью и надеждой. Но и ее жизнь прошла без счастья и
смысла. Попытка вернуться к памяти юности и весны оказалась безнадежной: ничего
исправить героиня уже не успевает. В конце рассказа возникает образ поезда,
несущегося через всю Россию, где очень много несостоявшихся людей. Писатель не
видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная
поддержать человека, — это вспышка любви. Об этом рассказ “Солнечный удар”.
Построенный по аналогии с чеховским рассказом “Дама с собачкой”, он содержит
внутреннюю полемику с ним. Для Чехова встреча героев и посетившее их чувство —
залог будущего обновления жизни. Для Бунина любовь — это только мгновение,
солнечный удар. За ним может не последовать изменений, но в нем оправдание всей
их жизни.
Обращение к
творчеству И. Бунина позволяет понять, как шло развитие русской литературы в
начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание.
Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается
на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством
этого явились произведения И. Бунина.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/