Некрасов:
"Рыцарь на час"
(восприятие,
истолкование, оценка)
Н.А. Некрасов
вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он
очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу
великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше
всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь
она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень
любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей
трагедией.
Многие
произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был
творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и
стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но
произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные
стихотворения.
«Рыцарь на час»
написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова.
Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это
грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.
Стихотворение
состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным
размышлением автора на фоне осеннего пейзажа: Если пасмурен день, если ночь
несветла, Если вечер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум,
бездействуя, вяло тоскует … Но дальше настроение лирического героя меняется,
наполняется яркими красками: Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет
над дубравой, И господствуют в небе цвета: Голубой, беловатый, лиловый, Воды
ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света
И узорчатых странных теней.
Яркие эпитеты,
олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении
природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет
располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения.
Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии: Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей
покойного сна – Утомилась кормилица наша! Поэт называет деревню «родной»,
«кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.
В этой части
романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней
ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым: Отдаешься невольно во
власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое
чувство свободы Напоминает ожившую грудь … Восклицательные предложения
подчеркивают радостное настроение поэта.
И все же
грустные воспоминания не дают покоя: В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле
далекой, Где лежит моя бедная мать.
Грустью
наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ
церкви: Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой
церковной стене Отражается крест одинокий.
История
русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда
обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались
кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На
могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была
ему мать, как сильно он любил ее: Повидайся со мною, родимая! Появись легкой
тенью на миг! Всю ты жизнь прожила, нелюбимая; Всю ты жизнь прожила для других.
С головой,
бурям жизни открытою Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, – грудью
своей Защищая любимых детей.
Антонимы:
«родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна
и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды
божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ:
Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая,
голубоокая, С тихой грустью на бледных устах.
В своей
грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей,
клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого
человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына: Я пою тебе песнь
покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные
пятна мои.
Возможно, после
смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его
простить: Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что
в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить … Чтобы передать свои чувства,
поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.
В третьей,
заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность.
Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к
каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор
обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное
племя».
Вы еще не в
могиле, вы живы, Но для дела мертвы вы давно, Суждены вам благие порывы, Да
свершить ничего не дало … Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие
«Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей.
Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их
мечты утопичны. Об этом и страдает поэт.
Стихотворение
написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность,
плавность.
Мне понравилось
это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства
и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских
поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения,
встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как
литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие
же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/