Герои
произведений А. Платонова
Творчество
Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской
литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция
мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же
вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по
знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за
высказанной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом
слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека,
разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело,
достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произведений А. Платонова
лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская
литература. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное
творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в
занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”.
Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою
природу”, “выключать созна- ние”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в
душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал,
почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без
остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь” то и дело гаснет в
людях, порождая вокруг мрак и войну. “Писать надо не талантом, а человечностью
— прямым чувством жизни” — вот кредо писателя.
У А. Платонова
идея и человек, ее высказывающий, не сливаются, но идея не закрывает человека
от нас наглухо. В платоновских произведениях мы видим именно “социалистическое
вещество”, которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.
Из кого же
состоит живое “социалистическое вещество” у А. Платонова? Из романтиков жизни в
самом прямом смысле слова. Они мыслят масштабными, общечеловеческими
категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый
взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум
не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны,
неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Все они —
преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная
направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы
природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они
когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого.
Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами,
фантазерами — людьми раскрепощенной мысли.
Героями первых
рассказов А. Платонова становятся изобретатели, которые грезят о переустройстве
мира и знают, как это сделать (“Маркун”). В более позднем творчестве возникает
герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего
сознания людям. “Думал я сильно, за всех”, — говорят платоновские проповедники.
Однако самый интересный герой Платонова, несомненно, — сомневающийся человек,
человек “природный”, “органический”. Фома Пухов (повесть “Сокровенный человек”)
сопротивляется внешним обстоятельствам. Его странничество предпринято ради
обретения внутренней истины.
Судьба
строителей-философов в произведениях А. Платонова, как правило, трагична. И это
вполне соответствовало логике эпохи. А. Платонов принадлежит к тем
немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только “музыку”, но и
отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела,
а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение
многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Герои-романтики
Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Потому что они рассматривают
свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не
хотел, потерпели поражение и сметены.
Вторая группа
персонажей — это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской
войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно
порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно
откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин
именно они, вернувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным
доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с
наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что
большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как
командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не
умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную
подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах.
Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе
“Чевенгур” Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную
власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали
примерно так: труд — причина народных страданий, поскольку трудом создаются
материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало
быть, надо ликвидировать первопричину неравенства — труд. Кормиться же следует
тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к
обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было
знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. Трагически
заканчивается противостояние “внешнего” и “внутреннего” человека для героя
“Чевенгура” Саши Дванова. Он долго живет только идеей, верой, а потому уходит в
озеро от утратившей ценность жизни.
Герой романа
“Котлован” Вощев хочет “выдумать что-нибудь вроде счастья”, но счастья
конкретного, материального. Он хочет материализовать идею и наполнить смыслом
материю. Именно поэтому он радуется, узнав о “веществе существования”, и
остается работать на котловане. Проверкой этой идеи становится судьба ребенка,
маленькой девочки Насти, которая воспринимается рабочими как “маленький
человек, предназначенный состоять всемирным элементом”.
Настя умирает,
и оставшиеся в живых герои повести теряют жизненную силу. “Зачем... нужен смысл
жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека,
в котором истина стала бы радостью и движеньем?” — размышляет Вощев. И писатель
разоблачает созданное “всемирное счастье”. Энтузиазм первых лет революции
оказывается лишь рытьем собственной могилы. Появляющиеся на строительстве
котлована крестьяне работают “с таким усердием жизни, будто хотели спастись
навеки в пропасти котлована”. Но от чего можно спастись в пропасти? Так
постепенно А. Платонов приходит к мысли об отдалении людей от той истины,
которой они готовы были посвятить себя без остатка. А потому в его
произведениях, на мой взгляд, в полной мере воплотилась трагедия поколения.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/