Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Герои произведений А. Платонова

Герои
произведений А. Платонова

Творчество
Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской
литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция
мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же
вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по
знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за
высказанной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом
слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека,
разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело,
достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произведений А. Платонова
лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская
литература. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное
творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в
занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”.
Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою
природу”, “выключать созна- ние”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в
душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал,
почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без
остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь” то и дело гаснет в
людях, порождая вокруг мрак и войну. “Писать надо не талантом, а человечностью
— прямым чувством жизни” — вот кредо писателя.

У А. Платонова
идея и человек, ее высказывающий, не сливаются, но идея не закрывает человека
от нас наглухо. В платоновских произведениях мы видим именно “социалистическое
вещество”, которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.

Из кого же
состоит живое “социалистическое вещество” у А. Платонова? Из романтиков жизни в
самом прямом смысле слова. Они мыслят масштабными, общечеловеческими
категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый
взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум
не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны,
неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Все они —
преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная
направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы
природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они
когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого.
Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами,
фантазерами — людьми раскрепощенной мысли.

Героями первых
рассказов А. Платонова становятся изобретатели, которые грезят о переустройстве
мира и знают, как это сделать (“Маркун”). В более позднем творчестве возникает
герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего
сознания людям. “Думал я сильно, за всех”, — говорят платоновские проповедники.
Однако самый интересный герой Платонова, несомненно, — сомневающийся человек,
человек “природный”, “органический”. Фома Пухов (повесть “Сокровенный человек”)
сопротивляется внешним обстоятельствам. Его странничество предпринято ради
обретения внутренней истины.

Судьба
строителей-философов в произведениях А. Платонова, как правило, трагична. И это
вполне соответствовало логике эпохи. А. Платонов принадлежит к тем
немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только “музыку”, но и
отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела,
а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение
многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Герои-романтики
Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Потому что они рассматривают
свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не
хотел, потерпели поражение и сметены.

Вторая группа
персонажей — это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской
войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно
порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно
откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин
именно они, вернувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным
доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с
наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что
большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как
командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не
умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную
подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах.
Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие. В романе
“Чевенгур” Андрей Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную
власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали
примерно так: труд — причина народных страданий, поскольку трудом создаются
материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало
быть, надо ликвидировать первопричину неравенства — труд. Кормиться же следует
тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к
обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было
знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера. Трагически
заканчивается противостояние “внешнего” и “внутреннего” человека для героя
“Чевенгура” Саши Дванова. Он долго живет только идеей, верой, а потому уходит в
озеро от утратившей ценность жизни.

Герой романа
“Котлован” Вощев хочет “выдумать что-нибудь вроде счастья”, но счастья
конкретного, материального. Он хочет материализовать идею и наполнить смыслом
материю. Именно поэтому он радуется, узнав о “веществе существования”, и
остается работать на котловане. Проверкой этой идеи становится судьба ребенка,
маленькой девочки Насти, которая воспринимается рабочими как “маленький
человек, предназначенный состоять всемирным элементом”.

Настя умирает,
и оставшиеся в живых герои повести теряют жизненную силу. “Зачем... нужен смысл
жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека,
в котором истина стала бы радостью и движеньем?” — размышляет Вощев. И писатель
разоблачает созданное “всемирное счастье”. Энтузиазм первых лет революции
оказывается лишь рытьем собственной могилы. Появляющиеся на строительстве
котлована крестьяне работают “с таким усердием жизни, будто хотели спастись
навеки в пропасти котлована”. Но от чего можно спастись в пропасти? Так
постепенно А. Платонов приходит к мысли об отдалении людей от той истины,
которой они готовы были посвятить себя без остатка. А потому в его
произведениях, на мой взгляд, в полной мере воплотилась трагедия поколения.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Communications Theory Essay Research Paper Communications is
Реферат Social Mobility Essay Research Paper Meet Sandra
Реферат Разработка и технико-экономический анализ получения заготовок для детали зубчатое колесо
Реферат Крестовые походы. Экспедиция 1101-1103 гг.
Реферат Об рунтування та розробка системи організації профілактичної діяльності закладів загальної практики
Реферат Movies Vs Plays Essay Research Paper Movies
Реферат Автоматизированная система управления санаторным комплексом. Подсистема Диетпитание
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере предприятия ООО Умка
Реферат Генератор трикутних напруг
Реферат Ответ на запрос Засвияжского РОВД г. Ульяновска
Реферат Реактивные двигатели, устройство, принцип работы
Реферат Система контрольных и зачетных работ по химии для учащихся 10-12 классов трехгодичного обучения вечерней
Реферат Правила установления связи и проведения радиообмена
Реферат Павел Иванович Пестель
Реферат Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии