Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Гражданская лирика А. Ахматовой

Гражданская
лирика А. Ахматовой

Я была тогда с
моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был...

А. Ахматова

А. Ахматова,
поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую
литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени — времени
бурь и потрясений в судьбе России — ее лирика, поначалу камерная,
интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой
мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности,
самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное:
быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.

Программным в
этом отношении следует считать строки: Мне голос был. Он звал утешно, Он
говорил: “Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию
навсегда...” Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью
недостойной Не осквернился скорбный дух.

Блок сказал об
этом стихотворении: “Ахматова права. Это недостойная речь”. “Глухой и грешный”
край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить
верность Родине — вот главный гражданский долг.

В одном из
стихотворений 1922 года Ахматова пишет: “Не с теми я, кто бросил землю на
растерзание врагам”. Участь изгнанника представляется ей не только недостойной,
но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары
судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам: Им песен я своих
не дам.

Вместе со своей
страной она переживает все бедствия, выпавшие на долго России В стихотворении,
написанном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет: Мы на сто лет
состарились, и это Тогда случилось в час один.

Отныне она
видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как —
Ей, опустевшей, приказал Всевышний Стать книгой грозовых вестей.

О том,
насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и
самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения “Молитва”,
написанного в 1915 году: Дай мне горькие годы, недуга, Задыханъе, бессонницу,
жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар...

Чтобы туча над
темной Россией Стала облаком в славе лучей.

“В года
мытарств, во времена немыслимого быта”, когда “все расхищено, предано,
продано”, Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России.

На протяжении
всего своего творчества Ахматова освещает “страшный путь” своего поколения —
поколения, вкусившего “мало меду”, но много горестей. Современники ее — люди,
“бесслезнее, надменнее и проще” которых в мире нет. Для них родная земля не
храм, не талисман, не рай, а — “грязь на калошах” и “хруст на зубах”, однако:
..ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.

В одной из
“Северных элегий” Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило свой
отпечаток беспощадное время: Меня, как реку, Суровая эпоха повернула.

Ее путь отныне
иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою
теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.

Да, в ее жизни
многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли
стороной: “И занавес вздымался без меня и также падал”. Но — она разделила
своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь
оказалась запечатленной в ее стихах.

В 30-е годы
Ахматова пишет свою знаменитую поэму “Реквием”. Реквием, по определению, есть
произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение
ахматовского гения — молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы
должны избежать забвения: вечная память жертвам террора — чтобы трагедия не
могла повториться.

Ахматова,
разделившая судьбу многих матерей — таким было ее приобщение к бедствиям
страны, — стоявших вместе с ней у тюремной стены, создает памятник великому
народному горю который Для них соткала я Из бедных, у них же подслушанных слов.

Она, эта, по
словам Жданова, “барынька, мечущаяся между будуаром и молельней”, пишет о том,
как безвинная корчилась Русь Под колесами черных “марусъ”.

Стихи Ахматовой
в период второй мировой войны — своеобразная формула гневного, воинственного
патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила
вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль
пронизывает каждую строчку: Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской
студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы.

Однако за этой
болью — неистребимая вера в победу, бесконечное мужество: Не страшно под пулями
мертвыми лечь, Не горько остаться без крова...

Автор не мыслит
себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда — это и ее дети:
Щели в саду вырыты, Не горят огни.

Пи-терские
сироты, Детонъки мои! Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы
оплакивать погибших, хранить память о них: “Чтоб вас оплакивать, мне жизнь
сохранена”. В 1950 году она пишет: Прошло пять лет — и залечила раны, Жестокой
нанесенные войной, Страна моя… Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на
смену “ужасам войны”, и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны.

Судьба не была
милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких
людей, испытала на себе силу террора: Так много камней брошено в меня...

Долгие годы
после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного:
Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу.

Но стих
Ахматовой всегда был честен и мужествен. “В тот час, как рушатся миры”, она не
осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам,
помогли осознать свой гражданский долг — быть со своим народом, быть его
голосом.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие мотивации школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению
Реферат Роль психологических аспектов и доминанты в формировании рекламного образа
Реферат Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)
Реферат Куперен Франсуа
Реферат Внешняя политика России во второй половине XIX в
Реферат Применение метода "золотого сечения" в управлении прибылью предприятия
Реферат История появления механизмы устройства и принцип работы швейной машины
Реферат Пакаха
Реферат Sonny S Blues Essay Essay Research Paper
Реферат Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия
Реферат 5. методология разработки баланса трудовых ресурсов
Реферат А. А. Новикова медиаобразованиЕ в ведущих странах Запада
Реферат Интерпретация и моделирование деформирования массивов скальных пород около выработанных пространств при разработке рудных месторождений
Реферат Алябьев Александр Александрович
Реферат Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента