Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тематика и
художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Известно, что
Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и
что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества,
итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков
отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Читая их, можно встретить
типичные для того времени образы: тупое и самодовольное правительство, забитое
я голодное крестьянство, мелкие, трусливые обыватели.

Как я в обычных
волшебных сказках, Салтыков-Щедрин применяет для более яркого и объемного
изображения прием фантастики. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина
является “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. В ней
противопоставлен добрый, умный, сильный, сметливый мужик наглым, самодовольным,
ничего не умеющим делать генералам-паразитам. Очутившись на необитаемом острове,
они становятся беспомощными. Генералы не могут даже добыть себе пищи, когда
природа изобилует ею. Без прислуги они открывают свое истинное лицо - лицо
хищных, кровожадных зверей; они готовы растерзать друг друга. Но их спасает
мужик, случайно найденный ими, “нахально уклоняющийся от работы”. “Спишь,
лежебок”, - приговаривают генералы. В этой повести Салтыков-Щедрин раскрывает
не только тему сатирического обличения классов, власть предержащих, но и
затрагивает больную для него тему рабской покорности народа. Писатель с I
горечью рассказывает о том, как мужик самоотверженно трудится. Он дает
генералам по десятку яблок, а себе оставляет только одно, да и то кислое. Он
сам добровольно свил себе веревку, чтобы привязать себя к дереву. Спасенные и
разбогатевшие генералы проявляют свою “благодарность” - высылают ему пятак
серебром да рюмку водки - “веселись, мужичина!” Во многих других сказках
Салтыкова можно встретить применение зоологизма, то есть писатель отождествляет
людей с животными, наделяя качествами животных людей и наоборот. Примером такой
сказки может служить “Медведь на воеводстве”. В ней правительство изображено в
образе глупого, кровожадного зверя - майора Топтыгина, поддерживаемого таким же
глупым ослом. Цель правления Топтыгина - совершать как можно больше
кровопролитий. В этой сказке параллельно с темой народа и власти проходит тема
“маленького человека”. “Маленький человек” в этой сказке воплощен в образе
безвредной, всеми любимой птички Чижика.

Его съедает,
убивает кровожадная машина власти. Правление второго и третьего Топтыгиных
приходит к закономерному концу - их убивают, сдирают шкуру мужики, доведенные
бесчеловечным правлением до крайности. Такую участь предрекает писатель всем
самодурам. Народ взбунтуется и свергнет их. В сказке “Медведь на воеводстве”
остро поставлена проблема народа и власти.

В своих
произведениях Салтыков-Щедрин затрагивает и тему обличения обывателей,
приспособленцев. Так, в сказке “Премудрый пискарь” под маской пискаря
скрывается обыватель, не способный к решительным действиям. Этот пискарь,
“просвещенный, умеренно-либеральный” всю жизнь сидит в своей воре и трясется от
страха, что его съедят. Нужны ли обществу такие люди? “Нет”, - отвечает нам
Салтыков. Пискарь умирает один, никому не нужный, даже никто не знает, куда он
исчез. Эту же тему продолжает сказка “Самоотверженный заяц”. Герой этой сказки
-опять обыватель, только теперь он предстает перед читателем в образе зайца
(существа трусливого). Заяц -беспрекословно подчиняется волку (власти), надеясь
на его милосердие. Страх перед правящими кругами сильнее здравого смысла. Но
будет ли милосерден волк? На этот вопрос отвечает сказка “Бедный волк”. Ее
смысл в том, что это животное — хищник, и ничто не может исправить его натуру.
Волку чуждо милосердие. (Невольно вспоминаются строки из басни Крылова “Волк и
ягненок”: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, - сказал и в темный лес
ягненка поволок”.) Другая тема, изображение народа, раскрывается в сказке
“Дикий помещик”. В ней аллегорически рассказывается о жизни народа после
“освобождения”, после реформы 1861 года. “Скотина на водопой выйдет, помещик
кричит: “Моя вода!” Курица за ворота выбежит, помещик кричит: “Моя земля!” Все
у помещика стало его. И не было жизни от него мужикам”. Но когда не стало
мужиков, помещик превратился в дикое животное: весь оброс волосами, даже стал
ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельные
звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом,
шипеньем и рявканьем”.

Все сказки
Салтыкова-Щедрина являются сатирическими произведениями, высмеивающими русскую
действительность, о которой автор знал не понаслышке (ведь сам был долгое время
на государственной службе, пытался претворять реформы Александра II в жизнь).
Сама сказочная форма выбрана не случайно: это наиболее доступный,
демократический жанр. В сказке также легче скрыть политические идеи. Все же
сказки Салтыкова отличаются от русских народных. Действующие в них люди и
животные отражают взаимоотношения людей в обществе. Герои сказок социально
детерминированы. Так, медведь, волк, орел - маски людей, стоящих у власти;
заяц, вороны, пискарь - народ, обыватели. Герои сказок Салтыкова статичны, они
так и не развиваются по ходу сюжета. Мужик так и не понял, что он может вполне
обходиться без генералов, самоотверженный до глупости заяц был съеден волком,
так и не поняв всей своей глупости. В сказках Салтыкова торжествует порок, в
отличие от русских народных сказок. Удивителен и язык этих произведений: это
необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Но
писатель использует и некоторые приемы русских народных сказок. Так, часто
можно встретить типичные для сказок зачины: “жили-были”, “по щучьему велению”,
“в некотором царстве, в некотором государстве” и Другие. Главная особенность
его сказок — это дидактичность, назидательность. В каждом произведении есть
скрытая мораль, поучение, что роднит сказки Салтыкова с баснями.

Сказки
Салтыкова-Щедрина, написанные на злобу дня в XIX веке, до сих пор не потеряли
своей актуальности. Ведь все проблемы, поднятые автором, существуют и в наше
время. И, к сожалению, взаимоотношения народа и власти не стали лучше.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.