Реферат по предмету "Литература и русский язык"


А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы

А. С. Пушкин
и С. А. Есенин — певцы русской природы

Конец XX века —
это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники
современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных
домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей.
Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь
стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская классическая
поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему
дому.

Русскими
поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому,
большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего
связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом
декламирует:

Буря мглою небо
кроет,

Вихри снежные
крутя;

То, как зверь,
она завоет,

То заплачет,
как дитя,

То по кровле
обветшалой

Вдруг соломой
зашумит,

То, как путник
запоздалый,

К нам в окошко
застучит.

Поэт, используя
очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой,
который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический
образ зимней ночи:

Сквозь
волнистые туманы

Пробивается
луна,

На печальные
поляны

Льет печально
свет она.

Возникает
ощущение тихой грусти, одиночества.

Ни огня, ни
черной хаты...

Глушь да
снег...

А вот совсем
другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:

Под голубыми
небесами

Великолепными
коврами,

Блестя на
солнце, снег лежит...

Эти строки
полны радости и оптимизма.

На мой взгляд,
вершина пушкинской пейзажной лирики — стихотворение “Осень”. Начало первой
строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, — и в
нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего
дня.

Октябрь уж
наступил — уж роща отряхает

Последние листы
с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний
хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит
за мельницу ручей...

По-моему, самый
прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:

Унылая пора!
очей очарованье!

Приятна мне
твоя прощальная краса —

Люблю я пышное
природы увяданье,

В багрец и в
золото одетые леса...

Здесь в каждой
строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки
хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте

Осень, любимая
пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.

И с каждой
осенью я расцветаю вновь...

Так, знаменитой
болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман “Евгений Онегин”,
написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений.

Описание
природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный
настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается
главным действующим лицом пушкинской лирики.

Так, в
стихотворении “Бесы” картина вьюги — это сложная метафора, отражающая чувства
самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:

Мчатся бесы рой
за роем

В беспредельной
вышине,

Визгом жалобным
и воем

Надрывая сердце
мне...

Поэт ищет в
окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов
природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.

...Вновь я
посетил

Тот уголок
земли, где я провел

Изгнанником два
года незаметных...

Вот холм лесистый,
над которым часто

Я сиживал
недвижим и глядел

На озеро,
воспоминая с грустью

Иные берега,
иные волны...

Здравствуй,
племя

Младое,
незнакомое! не я

Увижу твой
могучий поздний возраст...

“Младое,
незнакомое” племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от
него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому
племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов,
Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин.

С. А. Есенин
унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной
природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В
ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.

Родился я с
песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние
в радугу свивали.

Вырос я до
зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень
колдовная счастье мне пророчит.

Это напоминает
народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается

древнее,
языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности,

одушевленности:


Схимник-ветер
шагом осторожным

Мнет листву по
выступам дорожным

И целует на
рябиновом кусту

Язвы красные
незримому Христу.

Есенин ощущает
себя частью природы, ее учеником и собеседником.

Позабыв людское
горе,

Сплю на
вырубках сучья.

Я молюсь на алы
зори,

Причащаюсь у
ручья.

Поэтому у него
нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:

Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет
и вновь оставит дом.

О всех ушедших
грезит конопляник

С широким
месяцем над голубым прудом.

Любовь к
природе, к родным рязанским полям, к “стране березового ситца” делает лирику
Есенина огромной поэмой о России.

О Русь —
малиновое поле

И синь, упавшая
в реку, —

Люблю до
радости и боли

Твою озерную
тоску.

Мне кажется,
так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная
тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей “стране
березового ситца”.

Но более всего

Любовь к
родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Поэт понимает,
что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы
Есенина в том и со стоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог
противостоять ему.

Не жалею, не
зову, не плачу,

Все пройдет,
как с белых яблонь дым.

Увяданья
золотом охваченный,

Я не буду
больше молодым.

Ты теперь не
так уж будешь биться,

Сердце,
тронутое холодком,

И страна
березового ситца

Не заманит
шляться босиком.

К Есенину
приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как
непреложного закона жизни.

Все мы, все мы
в этом мире тленны,

Тихо льется с
кленов листьев медь...

Будь же ты
вовек благословенно,

Что пришло
процвесть и умереть.

Я думаю, что
творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям
о мире, где человек — только частица живой природы, не противостоящая ей, а
зависящая от нее.

Чувство
природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими
поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в
волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием
зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать
себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного
“зверья”. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и
человечество.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.