А. С. Пушкин
и С. А. Есенин — певцы русской природы
Конец XX века —
это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники
современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных
домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей.
Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь
стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская классическая
поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему
дому.
Русскими
поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому,
большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего
связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом
декламирует:
Буря мглою небо
кроет,
Вихри снежные
крутя;
То, как зверь,
она завоет,
То заплачет,
как дитя,
То по кровле
обветшалой
Вдруг соломой
зашумит,
То, как путник
запоздалый,
К нам в окошко
застучит.
Поэт, используя
очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой,
который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический
образ зимней ночи:
Сквозь
волнистые туманы
Пробивается
луна,
На печальные
поляны
Льет печально
свет она.
Возникает
ощущение тихой грусти, одиночества.
Ни огня, ни
черной хаты...
Глушь да
снег...
А вот совсем
другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:
Под голубыми
небесами
Великолепными
коврами,
Блестя на
солнце, снег лежит...
Эти строки
полны радости и оптимизма.
На мой взгляд,
вершина пушкинской пейзажной лирики — стихотворение “Осень”. Начало первой
строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, — и в
нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего
дня.
Октябрь уж
наступил — уж роща отряхает
Последние листы
с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний
хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит
за мельницу ручей...
По-моему, самый
прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:
Унылая пора!
очей очарованье!
Приятна мне
твоя прощальная краса —
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и в
золото одетые леса...
Здесь в каждой
строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки
хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте
Осень, любимая
пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.
И с каждой
осенью я расцветаю вновь...
Так, знаменитой
болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман “Евгений Онегин”,
написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений.
Описание
природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный
настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается
главным действующим лицом пушкинской лирики.
Так, в
стихотворении “Бесы” картина вьюги — это сложная метафора, отражающая чувства
самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:
Мчатся бесы рой
за роем
В беспредельной
вышине,
Визгом жалобным
и воем
Надрывая сердце
мне...
Поэт ищет в
окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов
природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.
...Вновь я
посетил
Тот уголок
земли, где я провел
Изгнанником два
года незаметных...
Вот холм лесистый,
над которым часто
Я сиживал
недвижим и глядел
На озеро,
воспоминая с грустью
Иные берега,
иные волны...
Здравствуй,
племя
Младое,
незнакомое! не я
Увижу твой
могучий поздний возраст...
“Младое,
незнакомое” племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от
него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому
племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов,
Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин.
С. А. Есенин
унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной
природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В
ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.
Родился я с
песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние
в радугу свивали.
Вырос я до
зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень
колдовная счастье мне пророчит.
Это напоминает
народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается
древнее,
языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности,
одушевленности:
Схимник-ветер
шагом осторожным
Мнет листву по
выступам дорожным
И целует на
рябиновом кусту
Язвы красные
незримому Христу.
Есенин ощущает
себя частью природы, ее учеником и собеседником.
Позабыв людское
горе,
Сплю на
вырубках сучья.
Я молюсь на алы
зори,
Причащаюсь у
ручья.
Поэтому у него
нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:
Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет
и вновь оставит дом.
О всех ушедших
грезит конопляник
С широким
месяцем над голубым прудом.
Любовь к
природе, к родным рязанским полям, к “стране березового ситца” делает лирику
Есенина огромной поэмой о России.
О Русь —
малиновое поле
И синь, упавшая
в реку, —
Люблю до
радости и боли
Твою озерную
тоску.
Мне кажется,
так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная
тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей “стране
березового ситца”.
Но более всего
Любовь к
родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Поэт понимает,
что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы
Есенина в том и со стоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог
противостоять ему.
Не жалею, не
зову, не плачу,
Все пройдет,
как с белых яблонь дым.
Увяданья
золотом охваченный,
Я не буду
больше молодым.
Ты теперь не
так уж будешь биться,
Сердце,
тронутое холодком,
И страна
березового ситца
Не заманит
шляться босиком.
К Есенину
приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как
непреложного закона жизни.
Все мы, все мы
в этом мире тленны,
Тихо льется с
кленов листьев медь...
Будь же ты
вовек благословенно,
Что пришло
процвесть и умереть.
Я думаю, что
творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям
о мире, где человек — только частица живой природы, не противостоящая ей, а
зависящая от нее.
Чувство
природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими
поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в
волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием
зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать
себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного
“зверья”. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и
человечество.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/