Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Художественные особенности сказок М. Е.
Салтыкова-Щедрина

Среди многих
литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем
Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти
сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность
сказок Салтыкова-Щедрина? Во-первых, сказки Салтыкова остро социальны. Мы можем
определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и
социальные слои, действующие в сказке. Например, прочитав сказку “Премудрый
пискарь”, мы можем сказать, что она написана в период реакции, когда полиция и
цензура действовали беспощадно, когда любая здравая мысль воспринималась как
крамола. В образе премудрого пискаря автор показал загнанную и забитую
интеллигенцию, а в образе щуки (рыбы хищной) - чиновников и полицию, то есть
государственный аппарат.

Таким образом,
в сказке автор использует еще и такие приемы, как очеловечивание животных и
типизация. В сказке “Самоотверженный заяц” писатель продолжает тему власти и
народа. Образ зайца символичен. Он символизирует либерального обывателя, во
всем послушного кровожадной власти - волку. Волк требует от зайца
беспрекословного подчинения. А Заяц готов сидеть под кустом и ждать своей
смерти или, что мало вероятно, что волк его “ха-ха, помилует”.

Следующей яркой
чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев.
Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного
добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не
добродетель, а порок. Так, через отрицание, Салтыков стремится к утверждению
идеала добра, справедливости, истины. Премудрый пискарь на самом деле глуп и
труслив; два генерала из “Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил” бездельники, неумехи, а сам мужик рад стараться, только бы его
похвалили. Ему достаточно той ничтожной суммы, которую выслали генералы за его
труды (“Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:
веселись мужичина!”).

Михаил
Евграфович постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют
описываемую картину, полнее раскрывают характер героя. Например, премудрый
пискарь думает вслух, в своих снах (в конце сказки) он видит то, о чем может
только мечтать: как можно свободно, никого не опасаясь, плавать по реке.

Салтыков
располагает своих героев в соответствии со строгой иерархией (в зависимости от
социальной принадлежности персонажа): медведь - градоначальник или крупный
чиновник, волк - чиновник помень-: ше рангом или цензор, заяц, пискарь -
зависимый от власти народ, проявляющий покорность и начальстволюбие.

Если сравнивать
“Сказки” Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, то следует отметить,
что герои Салтыкова статичны. Премудрый пискарь все осознал, но так и не вылез
из норы; генералы как ничего не делали, так и вернулись в свое министерство на
казенные харчи. В то время, как в народных сказках часто происходит изменение
героя к лучшему (Иван-дурак превращается в Ивана-царевича).

В сказках
Щедрина нет торжества добра над злом, как в русских народных сказках. Скорее, в
них торжествует порок. Зато в “Сказках для детей изрядного возраста” всегда
есть мораль, что роднит их с баснями. Удивителен и язык, которым написаны
сказки Салтыкова. Это ка кой-то необыкновенный сплав литературного,
разговорного и канцелярского языков. Например, так начинается сказка “Дикий
помещик”: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и
на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и
скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело
имел мягкое, белое и рассыпчатое...” Или начало “Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил” звучит так: “Жили да были два генерала, и так как оба
были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению,
очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то
регистартуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не
понимали...” Так как сказки Салтыкова - это сатира, высмеивающая недостатки
общества, то автор применяет ряд сатирических приемов. Гротеск встречается
почти в каждой сказке: необыкновенная покорность зайца, вечный страх пискаря,
абсолютное невежество двух генералов, которые думают, что булки на дереве
растут. Гротеск применяется и для изображения одичавшего без мужиков помещика:
“И вот он одичал... Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний
Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал,
ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал,
что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный”. Помимо
гротеска, писатель использует также сатирическое изображение, иронию (в
“Московских ведомостях” генералы читают только про приемы и банкеты, отсюда
складывается впечатление об этой газете), аллегорию (во всех сказках поставлена
проблема народа и власти), фантастику (превращение помещика в дикого зверя).

Все эти
художественные приемы делают сказки Салтыкова-Щедрина уникальными
произведениями. “Сказки для детей изрядного возраста” нельзя ни с чем
перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде. А проблемы,
поставленные в них (проблема власти и народа, глупости власти, покорности и
раболепия народа), актуальны и по сей день. Главная особенность этих
произведений состоит в том, что через отрицание (через отрицательные примеры)
писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть,
правда, справедливость, мудрость. Невольно вспоминаются строки Некрасова,
написанные о другом великом сатирике, Н. В. Гоголе, тоже вставшем на путь
“обличителя толпы, ее страстей и заблуждений ”: И веря и не веря вновь Мечте
высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интеллектуальное поведение животных 2
Реферат Проблема моделирования на ЭВМ основных функций человеческого мышления
Реферат Технология изготовления болтов методом холодной штамповки
Реферат Шпаргака по психологии (укр)
Реферат Odysseus And Aeneas Essay Research Paper Odysseus
Реферат Psy Essay Research Paper Psychology is the
Реферат Методика роботи над простими задачами, що розкривають конкретний зміст арифметичних дій
Реферат Elizabeth The Virgin Queen Essay Research Paper
Реферат Письмо к Н. В. Гоголю
Реферат Выбор концепции управления персоналом
Реферат Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ (ФЗ № 119)
Реферат Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития
Реферат Програма соціологічного дослідження спрямована на вивчення громадської думки городян про роботу міського громадського транспорту
Реферат Сущность и основные задачи бухгалтерского управленческого учета
Реферат 1. Термины, определения Пожар