«Мелодией
одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А. Блока)
...Трагический
тенор эпохи.
А. Ахматова
Существует
такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли
не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как
принадлежность большинства символистов (Зинаида Гиппиус, Андрей Белый,
Константин Бальмонт и другие) к чистым лирикам, главным содержанием творчества
которых было отражение в поэзии чувств, и прежде всего любви, так и самая суть
символизма как художественного метода.
Не вдаваясь в
теорию, скажу, что символист в своих творениях отражает не объективный, а
трансформированный, пропущенный через внутреннее видение поэта мир, а это
внутреннее видение становится следствием невидимых и таинственных связей с
Творцом, Демиургом, Создателем всего сущего. По мнению символистов, эта связь
обеспечивает творческим личностям знание замысла Божьего, которого лишены все
простые смертные. Знание же это приводит к установлению для слов естественного
языка произвольных, понятных только посвященным значений, — по этой черте
(слово становится символом) получили свое название и метод, и литературное
течение конца XIX — начала XX веков.
В наши дни из
всех русских символистов наиболее известен Александр Александрович Блок. И это
понятно: чтение стихов или прозы символистов требует особого душевного настроя
и тяжкой работы души и разума. Но если не лениться, то войдешь в удивительный
мир красок и образов, соприкоснешься с ранимой, трепетной душой автора,
поймешь, какой напряженной жизнью жила интеллигенция уже далекого для нас XIX
века. И навсегда, как когда-то Анна Андреевна Ахматова, полюбишь тонкую,
изящную и одновременно тревожную и трепетную поэзию А. Блока, в которой
“мелодией одной звучат печаль и радость”. По-блоковски органично эти мотивы
переплетены в любовной лирике певца Прекрасной Дамы.
Андрей Белый
назвал своего гениального друга и соперника “первым поэтом земли русской”. С этим
трудно не согласиться. Как XIX век был озарен гением А. С. Пушкина, так и XX
век нельзя представить без трагического голоса Александра Блока. Этот трагизм
явлен во всем: в воспевании любви и неудачах в интимной жизни, в приверженности
символизму и в сознательном переходе к реализму, в принятии революции и
разочаровании в ней накануне смерти, в страстном обожествлении России и
ощущении собственной вины перед ней. При этом поэт всегда и во всем остается
удивительно цельной личностью, наверное, потому, что слушал жизнь “всем
сердцем”. И совершенно естественно, что первой это сердце посетила любовь.
Трудно найти в
поэзии автора, который не писал бы о любви, не обожествлял бы предмета своего
обожания. Любовь — чувство, возвышающее человека, делающее его чище и
благороднее — обеспечила блестящий дебют А. Блока в литературе, сразу поставила
его на первое место в плеяде русских лириков.
В “Стихах о
Прекрасной Даме”, носящих следы сильного влияния философии и поэзии Владимира
Соловьева, Блок придает и своей любви, и возлюбленной черты божественной
избранности. Его лирический герой — раб “Владычицы вселенной”. Бели в русской
поэзии Любовь всегда символизировала победу жизни над смертью, то у Блока
любовь — победу над пошлостью, несправедливостью, насилием, переполняющими
жизнь. Именно в романтическом мире неземной любви находит успокоение лирический
герой Блока:
Покорный
ласковому взгляду,
Любуюсь тайной
красоты,
И за церковную
ограду
Бросаю белые
цветы.
Лирический
герой блаженствует, страдает, испытывая такие сильные чувства, что готов даже
принять смерть:
За краткий сон,
что нынче снится,
А завтра нет,
Готов и смерти
покориться младой поэт.
Кажется, герой
живет лишь мечтой о встрече со своим идеалом. Но в то же время он и страшится
этой встречи, опасаясь, что приход Прекрасной Дамы в реальный мир изменит
“любимые черты”:
Предчувствую
Тебя.
Года проходят
мимо —
Все в облике
одном предчувствую
Тебя... Как
ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне
— изменишь облик ты.
Меня поразила
одна мысль Владимира Орлова, лучшего знатока творчества А. Блока в
отечественном литературоведении. В книге “Гамаюн” он сказал, что за всей
туманностью, недосказанностью, символикой “Стихов о Прекрасной Даме” пытливый
читатель обнаружит все перипетии развития
любовных
отношений Александра Блока и Любови Менделеевой, ставшей женой поэта, но так и
не сделавшей его счастливым человеком. Видимо, поэтому и страшится юный поэт,
что реальность может быть грубее, приземленнее идеала.
Этот страх,
однако, не изменил самого отношения Блока к великому чувству. Я узнаю в его
стихах пушкинскую удивительную способность видеть в женщине божественное
начало. Как и певец “гения чистой красоты”, Блок возносит любимую женщину на
пьедестал богини:
Так пел ее
голос, летящий в купол,
И луч сиял на
белом плече,
И каждый из
мрака смотрел и слушал,
Как белое
платье пело в луче.
Мне кажется,
что стихотворение “Девушка пела в церковном хоре” можно назвать шедевром
мировой любовной лирики, хотя в нем нет еще самой любви, есть лишь ее предчувствие.
Но такой и должна быть настоящая любовь, чистая и светлая, какой предстала
перед поэтом эта, по-видимому, незнакомая ему хористка.
Однако пора
юношеских порывов и мечтаний проходит, рядом с ними обнаруживается реальная,
далекая от идеалов жизнь. Горькая действительность (неудачный брак, поражение
первой русской революции и наступившая реакция) меняет настроение поэта, его
мироощущение. Серость и пошлость обыденной жизни, где
...Среди канав
гуляют с дамами
Испытанные
остряки,
преодолевается
поэтом с помощью образа прекрасной незнакомки, героини одноименного
стихотворения поэта. Для завсегдатаев загородных ресторанов, ищущих “истину в
вине”, женщина по-прежнему остается тайной. Она не запачкана ни пошлостью, ни
грязью, ни пороками, своим присутствием она поэтизирует обыденность, смиряя
сердце, давая утешение душе, сохраняя уже готовую уничтожить себя жизнь:
Глухие тайны
мне поручены,
Мне чье-то
сердце вручено...
В моей душе
лежит сокровище,
И ключ поручен
только мне!
Женщина создана
для любви. И если судьба распоряжается иначе, то никто не смеет осудить ее:
Я не только не
имею права,
Я тебя не в
силах упрекнуть
За мучительный
твой, за лукавый,
Многим женщинам
сужденный путь.
Я очень люблю
поэтический цикл “Кармен”, навеянный встречей А. Блока с певицей
Андреевой-Дельмас, исполнительницей партии испанской цыганки в опере Визе. В
этих стихах перед нами уже не романтическая любовь, а страстное и стихийное
чувство, определяющее судьбу лирического героя:
Ты — как отзвук
забытого гимна
В моей черной и
дикой судьбе.
Меняется
возлюбленная: перед нами уже не символ возвышенной любви, “золотокудрый” демон,
в чьем голосе слышится “рокот бурь”. Меняется и лирический герой: из робкого
раба Прекрасной Дамы он превращается в пылкого возлюбленного. Интересна деталь:
образ лирического героя явлен в двух ипостасях. Это и поэт, который
Глядит на стан
ее певучий
И видит
творческие сны,
но в то же
время и возлюбленный Кармен Хозе, чье сердце пронизано мучительной ревностью:
Нет, никогда
моей, и ты ничьей не будешь...
Однако
любовь-страсть не может быть долговечной, она неизбежно заканчивается трагедией
разочарования, пресыщения и душевной опустошенности:
Вместе ведь по
краю, было время,
Нас водила
пагубная страсть,
Мы хотели
вместе сбросить бремя
И лететь, чтобы
потом упасть.
Когда А. Блок
написал поэму “Двенадцать”, его противники яростно язвили, что на смену
“Прекрасной Даме” пришла “толстоморденькая” Катька. Я думаю, что Катька
олицетворяет женскую судьбу в новых условиях, когда осквернена любовь, осквернена
сама жизнь.
Для меня
Александр Блок — самый великий поэт XX века, певец тончайших движений
человеческой души. Закончить свое сочинение я хотела бы строками из
стихотворения А. Ахматовой, написанными на смерть А. Блока:
Принесли мы
Смоленской заступнице,
Принесли
Пресвятой Богородице
На руках во
гробе серебряном
Наше солнце, в
муке погасшее, —
Александра,
лебедя чистого.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/