Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа»

«...Чем
больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа»
(Поэма А.
Блока «Двенадцать».)

А.А. Блок –
трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», - писала З.
Гиппиус. Он трагичен своей  ролью романтика
в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и
беспощадный русский бунт».

Трагичен своим
поздним понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся
Россия за бесовское наваждение  – веру,
что к светлому будущему можно придти через кровь, разрушения, новую
«пугачевщину». Свидетель «страшных лет 
России» гениально отобразил русскую революцию.

«Двенадцать» -
самое важное, самое бессмертное блоковское творение, потому что он подводит
итог безумному влечению  русской
интеллигенции идей революции. «Революционный пожар» новым светом озарил все
творчество Блока, придал ему  тревожный и
мятежный смысл – жизнь и борьба человек «меж двух огней». Время окрасило
«Двенадцать» в цвет кумача, сделало 
политическим манифестом в руках тех, кому нужно было как – то оправдать
национальную трагедию 1917 года. Блок, хотя и 
приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция», но не был
политиком.

Поэма
начинается словами:

Черный ветер,
белый снег…

Ветер, ветер на
всем белом свете!

В город
ворвалась стихия , ветер, вселенский мировой.

Ветер крепчает,
сливается с вьюгой, «смеющийся в очи» человеку, и вместе они накрывают город.
Вроде идет обычная жизнь:  сугробы, на
улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто – то кого – то убил, идут
двенадцать солдат. И вместе  с тем
чувствуется, что сейчас происходит что – то важное: борются не на жизнь, а на
смерть хаос и гармония, свет и тьма.

Нет не
двенадцать воплощают в себе идею гармонии, света. Где он, тот свет? В чем? Пока
только ночная душа города.

Лихорадочный,
меняющейся от марша к городскому романсу, от романса к частушке, ритм поэмы как
бы собирает всех жителей,  все классы и
сословия на огромную площадь, где решается их историческая судьба.

Вот мимо прошли
двенадцать

«Пальнем – ка
пулей в святую Русь».

Какой странный
у них вид:

В зубах
цигарка, примят картуз,

На спину б надо
бубновый туз.

Поэту видится
на спинах его героев страшный знак каторги. Куда и зачем они идут? Почему
радостно скандируют:

Свобода, эх,
эх, без креста!

Кто они? Люди,
готовые к разрушению и насилию «Выпить кровушку за зазнобушку». Им позабавиться
не грех.

Поэт, сам
прошедший путь «вочеловечивания», дает шанс преодолеть злобу, снять накипь с
души, очиститься в процессе  революции.
Должно же быть в них что – то человеческое, нельзя же все уничтожать! Ведь в
человеке два начала: бесовское  (черное)
и Христово (белое).

Блок, как
романтик, был убежден, что из стихи должна родиться гармония. Но нет. Группу из
двенадцати «апостолов»  революции
замыкает пес, не просто бездомная собачонка, а символ дикого, необузданного
злого, жестокого.

И только
впереди, далеко, за снежной завесой, идет тот, от кого они отказались, сняв с
себя крест, - Христос. А пока  они сами
удивляются: «Эка тьма!». Тьма вокруг них и в душах – тьма безверия и слепоты. А
доказательство тому – убийство  Катьки.
Убийство из-за ревности, из-за душевной темноты и «дозволения» революции,
делать что хочешь. Пролита кровь 
невинной жертвы. А сколько таких «Катек» убьют они на своем пути еще?

Кровь на снегу
– это трагедия, которой нет оправдания. Поэтому убийце стало стыдно «голову
повесил».

Блок считал,
что память о Боге, называемая совестью, живет в каждом.

Совесть убийцы
оборачивается страхом.

Тут –то и
появляется :

Нежной поступью
надъвьюжной,

Снежной
россыпью жемчужной,

В белом венчике
из роз –

Впреди – Исус
Христос.

Какой смысл
этого символа?

Блок сам
признавался Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец… Когда я кончил, я сам
удивился: почему Христос, но чем  более я
вглядывался, тем яснее видел Христа».

Эта интуиция
гения. Блок хотел оправдать революцию и не сумел. Осталось одно – предупредить
Россию, что путь  преодоления прошлого
лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в
человеке, пусть в  благородной форме:
«Вся власть советам!», а через движение к добру, красоте, истине, любви. Не
надо перестраивать мир,  не надо кричать:


Запирайте
этажи, нынче будут грабежи.

Нужна духовная
революция, преображение нашего «внутреннего человека»

Блок совершил
нравственный подвиг всем своим творчеством, и в первую очередь поэмой
«Двенадцать» - честной  бескомпромиссной
оценкой революции.

Чуковский
говорил: «Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его
тоска вселенская: не о  случайных…
изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия.»  Эта беда – безбожие, отсутствие нравственного
закона.

Светлое, святое
в нашей стране будут вытравлять всеми способами. В 20 –30 годы детей публично
заставляли отказаться от  родителей,
взорвут дорогу к Храму и сами Храмы.

А в конце ХХ
века изгонят Солженицина с родной земли, ускорят смерть Сахарова, убьют А.
Меня. Блок как бы предвидел  это, но
верил, что Исус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не
разучилась еще каяться.

… И там, где
огонь гудит, развихрясь,

Он видит все
таки Христа.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.