Содержание Введение 1. Башкирское устно-поэтическое творчество. Связь литературы с устно-поэтическим творчеством2. Сэсэны. Буранбай-Яркей 1781-1868, Ишмухаммет 1781-1878.9 Заключение12 Список использованной литературы 13 Введение Башкирское устно-поэтическое творчество главная форма проявления духовной культуры и идейно-эстетических
воззрений башкирского народа вплоть до начала XX в обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. В его национально-самобытных жанрах нашли яркое отражение богатый внутренний мир, история и быт, мечты и чаяния башкирского народа. Лучшие эпические жанры созданы мастерами импровизированного художественного слова - сэсэнами. Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее
начальное развитие. Целью настоящей работы является анализ башкирского устно-поэтического творчества как важнейшего элемента башкирского народного творчества, анализ основных его жанров, выявление связи литературы с устно-поэтическим творчеством и рассмотрение творчества сэсэнов на примере Буранбай Яркей-сэсэна и Ишмухаммет-сэсэна. 1. Башкирское устно-поэтическое творчество. Связь литературы с устно-поэтическим творчеством.
Башкирское устнопоэтическое творчество, фактически являющееся главной формой проявления духовной культуры и идейно-эстетических воззрений народа вплоть до начала XX в обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. В его национально-самобытных жанрах в героических поэмах кубаирах и романтических сказаниях, исторических песнях и баитах, сказках и легендах, обрядовой поэзии и такмаках, пословицах и поговорках нашли яркое
отражение богатый внутренний мир, история и быт, мечты и чаяния башкирского народа. Лучшие эпические жанры созданы безымянными мастерами импровизированного художественного слова - сэсэнами. В их творчестве особенно большого совершенства и неповторимой национально-поэтической самобытности достиг жанр кубаира. Кубаир кобайыр это основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических сказаний. Кубаиры типологически близки и родственны, например, русским былинам, украинским думам, казахским
жырам, якутским олонхо, кавказским нартам. Слово кубаир профессор А.Н.Киреев объясняет как хорошая, славная песня, т.е. песня прославления. И действительно, основное идейно-тематическое содержание кубаиров связано с прославлением Родины, родного Уралтау, народа и его славных батыров. Глубокое общественно-патриотическое содержание кубаиров, их эмоциональная сила, слова сэсэнов о защите
добра и бичевание зла, их призыв к народу отстоять в битве с врагами родную землю придали этому эпическому жанру величие и мощь наказа-клича Родины, поэтических наставлений и заветов предков. В кубаирах, пожалуй, больше, чем в каком-либо другом жанре устно-поэтического творчества башкир, выявляется искусство красноречия и народная мудрость. В старину йыйыны народные собрания, большие торжества и различные праздники были местом испытания находчивости и мастерства сэсэнов.
Они зачастую выступали от имени народа племени, рода, выражали его думы и чаяния, йыйыны необычайно повышали общественное значение кубаиров. На их основе возник своеобразный, как бы самостоятельный жанр эйтеш, как и казахский айтыс поэтическое состязание сэсэнов. Глубокое содержание кубаира достигается высокой и в то же время простой поэтической формой, его афористическим звучанием. В отличие от песни, где необязательна смысловая связь между двумя половинами строфы, в кубаире,
как правило, каждый поэтический образ, каждое сравнение, параллелизм или троп служит средством выражения основной мысли и составляют органическую часть общей поэтической канвы. Явления или предметы обрисовываются в нем тщательно, детально, и поэтому строфа кубаира, если даже она состоит из одного предложения, может включать от двух до двадцати четырех и более строк. Плавность и равномерность ритма, обязательная рифмовка строк обеспечивает легкость восприятия.
Особенностью кубаиров следует признать и то, что в них часто употребляются пословицы, поговорки, крылатые выражения. Некоторые почти целиком состоят из афористических изречений. Наиболее значительные и самобытные героические сказания-кубаиры это Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсын-хылу, Кузыкурпяс и Маянхылу, Кусяк-бий. Одним из ранних памятников башкирского эпоса является
героическая поэма об Урал-батыре Урал-батыр, в которой выражена идея победы жизни над смертью. Урал-батыр победил Смерть, пожертвовав при этом своей жизнью он отказался выпить добытую им с великими трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал-батыра сохранились в виде различных драгоценных камней, золота, серебра
и железа. Тематическим завершением поэмы об Урал-батыре являестся сказание Акбузат. В сказаниях Кузыкурпяс и Маянхылу, Алдар и Зухра, Кусяк-бий, в отличие от мифологического эпоса, реально поступает быт, обычаи, верования, традиции кочевого хозяйства, праздненства, спортивные состязания. Они насыщены глубоким лиризмом, мотивами любви и верности, преданности друг другу.
В эволюции эпических традиций башкирского фольклора, особенно в XVIII XIX вв наблюдается тесное переплетение и взаимопроникновение кубаира и исторических песен и баитов. Башкирские баиты обычно посвящаются социально-историческим событиям героико-трагического или же остро-драматического содержания. Например, в баите о Кинзекееве повествуется о сожжении карателями аула Кинзекеево ныне с. Петровское Ишимбайского района.
Баит о земле рисует нашествие царских чиновников-грабителей на башкирские земли. Художественно-выразительные свойства баитов определяются сочетанием в них особенностей, идущих от песенного творчества и письменной поэзии. Одновременное создание и бытование песен и баитов об одних и тех же важных исторических событиях превратились в дальнейшем в замечательную традицию башкирского устнопоэтического творчества. Приблизительно в XVIII XIX вв. окончательно формировалась чрезвычайно богатая и массовая
форма народной поэзии песенно-музыкальная классика башкирского фольклора. Каких только тем и жанровых форм нет в этом репертуаре от исторических классических песен о Родине и батырах Урал, Салават, Азамат, Кахым-тюрэ, Кутузов, Караван-сарай и др кантонных начальниках Сибай-кантон, Кулуй-кантон, Кагарман-кантон, о ссыльных каскын йырзары типа
Буранбай, Бииш - до бытовых, обрядовых песен сенлей, телек йыры и превосходных песен о женской доле Таштугай, Зульхизя, Шаура, Гильмияза и др Среди традиционных жанров башкирской народной песни йыр выдающееся положение занимает узун-кюй сокровищница башкирской народной музыкально-поэтической культуры. В узун-кюй наиболее глубоко и всесторонне выражен национальный характер башкирского народа, ярко отражены его жизнь и борьба за светлое будущее. Именно поэтому узун-кюй в то же время и национальный эпос в прошлом,
не имея возможности запечетлеть свою насыщенную богатыми событиями историю в письменной форме, башкирский народ стремился отобразить ее в узун-кюй. Воплощение в совершенной форме высоких мыслей и чувств народа, высокий уровень музыкального и поэтического мастерства и, наконец, живое развитие традиций в условиях современности все это позволяет назвать узун-кюй башкирской народной музыкально-поэтической классикой. Во всех своих видах и жанрах башкирское песенно-музыкальное творчество правдиво отражает жизнь народа,
его обычаи и верования, думы и чаянья. Песня и утешала, и вдохновляла человека. Песенная сокровищница, обогащаемая на протяжении столетий, вобрала в себя мудрость и душевную красоту народа. Черты художественного самосознания людей наиболее древнего периода отражены в сказках. В башкирском эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Волшебные сказки отражают страх и удивление человека перед непонятными силами природы, показывают борьбу
человека с этими силами, их преодоление. Богатая природа Урала обилие гор, лесов, вод не могла не поражать воображение человека, не возбуждать желание найти посильное объяснение непонятным явлениям. Основными персонажами башкирских волшебных народных сказок выступают аждаха, юха, див или дию, дью, пери, джин, мяскяй злые духи и враждебные людям существа. Среди положительных персонажей выделяется крылатый конь
Тулпар верный слуга сказочного героя и громадная птица Самре-гош, которая спасает героя за то, что он избавляет ее птенцов от аждахи дракона. Сказочная традиция выработала также целый ассортимент волшебных предметов, облегчающих героям их подвиги. Наиболее широко употребляемыми из них являются меч-самосек, топор-саморуб, шапка-невидимка, вода, прибавляющая или убавляющая силу гребешок, из которого вырастает лес зеркало, превращающееся в озеро реку, море курай,
из которого капает кровь, если герой попал в беду, или молоко при удаче героя целебная трава одежда, которая не изнашивается хлеб, котрый не кончается, и др. Башкирские бытовые сказки более полно и непосредственно отражают социальную жизнь, общественные отношения они знакомят с давно прошедшими временами, вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников, скотоводов. Вместе с тем в них ярче отразилось остроумие народа, донесен до нас его сатирический смех.
Герои бытовых сказок отражают в своих поступках жизненные интересы народа, они выступают обличителями неправды. Сказки всегда кончаются возвращением героя на Родину с победой. Отношение героя к родной земле ярко выражено в поговорке Лучше быть на Родине ултаном подметкой, чем на чужбине султаном, которая часто служит концовкой сказок бытового цикла. Это возвышенное чувство любви к своей
Родине и тоска по ней захватывают героя тем сильнее, чем дальше он уходит от своего края. Так, в одной из сказок царь решил выдать свою дочь за того, кто залезет на вершину очень высокого столба со стаканом воды на голове и спокойно спусится. Герой сказки выполнил это условие. Он добрался до самой вершины столба, вода из стакана не пролилась, но зато потекли слезы из глаз батыр увидел оттуда свой родной край, и напала на него тоска-печаль.
Характерными для башкирского устного народного творчества являются различные загадки и кулямасы анекдоты. Каждое значительное явление жизни находило своеобразное отражение в загадках. В древние времена запрещали произносить некоторые слова. Например, наши предки считали, что если произнесешь слово медведь айыу, то этот зверь явится и навредит людям. Поэтому они называли его переносным словом олатай дед.
Из таких запретных слов и выражений постепенно образовывались загадки. Кулямас один из жанров народного творчества произведение с остроумным содержанием, основывающееся на оригинальном событии с неожиданной концовкой, т.е. кулямас анекдот короткий устный рассказ о забавном происшествии. Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее
начальное развитие. Изустная поэтическая классика и сейчас продолжает доставлять эстетическое наслаждение. О живом развитии традиций словесно-музыкального искусства башкирского народа, о его исключительной роли в становлении и росте башкирской культуры говорит, в частности, тот факт, что все развитие ее идет в немалой степени на базе широкого использования богатейшего фольклора. 2. Сэсэны. Буранбай-Яркей 1781-1868, Ишмухаммет 1781-1878.
Сэсэны башкирские народные поэты-импровизаторы и певцы. Они импровизируют в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры. Состязания сэсэнов проводились на йыйынах. Сэсэны считались в народе как самые уважаемые личности. Они не ограничивались лишь стихотворным творчеством, а были активными общественными деятелями живо интересовались жизнью народа, всегда оказывались в самой гуще важных исторических событий, пламенным
поэтическим словом призывали народ к активной борьбе за свою духовную свободу. В кубаире Диалог Акмурзы-сэсэна и Кубагуш-сэсэна Акмырза сэсэн менен Кобагош сэсэнден эйтешекэнэ выражается общественный идеал сэсэна Не защищает он зло, не щадит он врага, любит он справедливость, горе страны - на его устах, радость людей в его песнях. Некоторые сэсэны были участниками крестьянских выступлений на территории
Башкортостана, а поэт-импровизатор Салават Юлаев предводителем крупного крестьянского движения. Сохранились имена многих талантливых сэсэнов 14-18 вв тесно связанных с историей и духовной культурой башкир Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуша, Караса, Махмута, Баика, Айдара и др. В кон. 19 нач. 20 вв. их традиции продолжали Ишмухаммет Мурзакаев, Габит Аргынбаев, Хамит Альмухаметов,
Сабирьян Мухаметкулов, Шафик Аминев-Тамьяни, Валиулла Кулембетов. В послевоенные годы наиболее популярны произведения М.Бурангулова, Ф.Давлетшина и С.Исмагилова, им присуждено звание народных сэсэнов Башкортостана. Ныне традиции сэсэнов активно возрождаются. Примерно в XV XVI столетиях жил легендарный Хабрау один из первых башкирских сэсэнов, имена которых
дошли до наших дней. Он в своих импровизациях воспевал родной Урал, призывал народ к защите его от иноземных захватчиков. Как отмечают современные ученые, имя выдающегося Хабрау-сэсэна было известно тогда от Урала до Алтая. БУРАНБАЙ-ЯРКЕЙ1781-1868 Буранбай - это башкирская историческая народная песня узун-кюй. Она была записана в разные годы в регионах проживания башкир
С.Г. Рыбаковым, М.А.Бурангуловым, Г.С.Альмухаметовым, С.Х.Габяши, А.С.Ключаревым, И.В.Салтыковым, К.Ю.Рахимовым, Л.Н.Лебединским, Ф.Х.Камаевым и др. Буранбай была обработана композиторами Х.Ф.Ахметовым, М.М.Валеевым, Рахимовым. Возникновение песни и преданий о Буранбае связано с именем народного певца-импровизатора и кураиста
Буранбая Кутусова Буранбай Яркей-сэсэна, юртового старшины 6-го Башкирского кантона ныне д. Старый Сибай Баймакского района РБ. В песне нашло отражение событие из жизни Кутусова, когда он по ложному обвинению вместе со своим сослуживцем Айсуаком Ибрагимовым был сослан в 1820 г. в Сибирь. Напев песни виртуозно орнаментирован, мелодия отличается большим диапазоном две с лишним октавы.
Исполнение Буранбая свидетельствует об особом таланте и зрелости певца и музыканта. Лучшими исполнителями Буранбая считаются М.Хисматулин, И.Султанбаев, А.Султанов, С.Абдуллин, Ф.Кильдиярова, М.Гайнетдинов. Напев Буранбая импользован в сюите для скрипки и фортепиано Ахметова 1940, в балете Журавлиная песнь Л.Б.Степанова 1944.
ИШМУХАММЕТ-СЭСЭН1781-1878 Ишмухаммет-сэсэн это псевдоним, настоящие фамилия и имя этого сэсэна Ишмухаммет Мурзакаев. Он родился в 1781 г. в д. Ново-Балапаново Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, ныне Абзелиловского района РБ. Умер в 1878 г. там же. Ишмухаммет-сэсэн выдающийся башкирский сказитель, певец и кураист. По преданию он являестя автором песен Звенящая долина
Санды узэк, Беглец Юлтый Юлтый карак, Бузыкаев и др. На воинской службе был кураистом при начальнике 9-го башкирского кантона Оренбургской губернии Кагармане Куватове, а также при генерале-губернаторе Оренбургской губернии В.А.Перовском. Ишмухаммет-сэсэн оказал большое влияние на творчество последующих сэсэнов и кураистов, в частности на Габит-сэсэна. Сэсэнов каждого поколения волновала судьба народа,
его тяжелое положение, они призывали сохранить верность самым лучшим человеческим качествам, выработанным трудовыми массами в течение многих поколений. Поэтические произведения изустных авторов отличались значительностью содержания, глубиной мысли, меткой образностью языка. Некоторые строки из их импровизаций впоследствии стали народными пословицами и поговорками. Любя и уважая творчество сэсэнов, народ тоже выразил свое отношение к ним в пословицах и поговорках.
Бытуют, например, такие афоризмы Придержи язык в присутствии сэсэна. Величие сэсэна в его поэтическом слове. Слово сэсэна для всех. Изустную поэзию сэсэнов надо уметь отличать от фольклора. Фольклор народное устное поэтическое творчество также распространяется устным путем. Но он не имеет конкретного автора, а слагается коллективно.
А в изустной литературе ярко выражается мировоззрение какого-либо отдельного автора сэсэна-импровизатора. Заключение Устно-поэтическое творчество башкирского народа история этого народа. Оно началось с древнейших времен и в течение веков было и есть средоточие души народа, отражающее в себе думы и чаяния народные. Народ никогда не прерывает своего творчества. Когда не было еще письменности, люди творили изустно.
Сказки и истории, поговорки и пословицы распространялись из уст в уста. Так же переходили они от поколения к поколению. При переходе от рассказчика к рассказчику они обогащались, совершенствовались. Произведения сэсэнов и отдельных мастеров слова, распространяясь в течение веков среди людей, стали произведениями самого народа. Фольклор учит людей жить. Призывает всегда быть честным и порядочным. Зовет к пониманию красоты мира.
Учит брать пример с доброго и избегать плохого. Приветствует величие борьбы за счастье народа. Непрерывно развивающееся и обогащающееся устное поэтическое творчество башкир послужило источником и питательной почвой для национальной художественной литературы, во многом определило ее начальное развитие. Изустная поэтическая классика и сейчас продолжает доставлять эстетическое наслаждение. О живом развитии традиций словесно-музыкального искусства башкирского народа, о его исключительной
роли в становлении и росте башкирской культуры говорит, в частности, тот факт, что все развитие ее идет в немалой степени на базе широкого использования богатейшего фольклора. Список использованной литературы 1. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1973. 2. Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос.
Уфа, 1970. 3. Башкирский народный эпос. М 1977. 4. Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. 5. Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос. Уфа, 1987 Т. 2. Предания и легенды. Уфа, 1987 Т. 3. Богатырские сказки. Уфа, 1988 Т.4. Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа, 1989 Т. 5. Бытовые сказки. Уфа, 1990 Т.6. Шуточные сказки и кулямясы.
Уфа, 1992 Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа, 1993. 6. Башкирские народные сказки. Уфа, 1969. 7. Хисаметдинова Ф. Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 1992
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Довоенная Москва 20 века (1920-1942 гг.) |
Реферат | Диригування та читання хорових партитур |
Реферат | Добро и зло |
Реферат | Деспотии в Древних Восточных цивилизациях |
Реферат | Министерство образования Российской Федерации |
Реферат | Дворцово-парковый ансамбль города Пушкина |
Реферат | Древняя Япония |
Реферат | Духовная культура адыгов |
Реферат | Древняя Византия |
Реферат | Духовная и художественная культура Древней Греции |
Реферат | ДЖАЗ |
Реферат | Древнерусская культура |
Реферат | Духовная культура |
Реферат | Деятельность творческого объединения "Бубновый валет" (художников – авангардистов) |
Реферат | Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ |