Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Романность» лирики Анны Ахматовой

«Романность»
лирики Анны Ахматовой

Поэзия Анны
Ахматовой периода ее первых книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) — почти
исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось
первоначально именно в этой традиционной, вечной, многократно использованной и,
казалось бы, до конца отыгранной теме. Новизна любовной лирики А. Ахматовой
сразу бросалась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, но, к
сожалению, знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время
как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло
постоянно соотносить ее стихи с различными поэтическими течениями: то с
акмеизмом, то с символизмом, а то с некоторыми почему-либо выходившими на
первый план модными теориями.

Выступавший на
вечере А. А. Ахматовой в Москве в 1924 году Леонид Гроссман остроумно и
справедливо говорил: “Сделалось почему-то модным проверять новые теории
языковедения и новейшие направления стихологии на “Четках” и “Белой стае”.
Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин стали вдруг разрешаться
специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов
любовной элегии. К поэтессе можно было отнести горестный стих А. А. Блока: ее
лирика и впрямь стала “достоянием доцента”. Это, конечно, почетно и для всякого
поэта совершенно неизбежно, но это менее всего отражает то неповторимое
выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным читательским
поколениям”. И действительно, две вышедшие в 20-х годах книги об А. Ахматовой,
одна из которых принадлежала В. Виноградову, а другая — Б. Эйхенбауму, почти не
раскрывали читателю ахматовскую поэзию как явление искусства, то есть
воплотившегося в слове человеческого содержания.

Однако не можем
не отдать должное замечательному лите-ратуррведу Б. Эйхенбауму. Важнейшей и,
может быть, наиболее интересной его мыслью было высказанное положение о
“романности” ахматовской лирики, о том, что каждая книга ее стихов представляет
собой как бы лирический роман, восходящий к реалистической прозе и имеющий к
тому же в своем генеалогическом древе именно русскую традицию. Доказывая эту
мысль, он писал в одной из своих рецензий: “Поэзия Ахматовой — сложный
лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его
повествовательных линий, можем говорить о его композиции, вплоть до соотношения
отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали
характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьется этот роман”.

О “романности”
лирики А. Ахматовой интересно писал и Василий Гиппиус (1918). Он видел разгадку
успеха и влияния А. Ахматовой и вместе с тем объективное значение ее любовной
лирики в том, что эта лирика пришла на смену умершей или просто отошедшей на
задний план форме рома- на. И действительно, рядовой читатель может недооценить
звуковое и ритмическое богатство таких, например, строк: “и столетие мы лелеем
еле слышный шорох шагов”, — но он не может не плениться своеобразием повестей —
миниатюр, где в немногих строках рассказана настоящая драма. Такие миниатюры —
рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, рассказ о прощании у ворот
(стихотворение “Сжала руки под темной вуалью...”), напечатанный в первый год
литературной известности Анны Ахматовой.

Потребность в
романе для русского общества XX века — потребность весьма насущная. Роман стал
необходимым элементом жизни, как лучший сок, извлекаемый, говоря словами М. Ю.
Лермонтова, из каждой ее радости. В нем увековечивались сердца со своими
неповторимыми особенностями, и, конечно, круговорот идей, неуловимый фон милого
быта. Но роман в прежних формах, роман как плавная и многоводная река, стал
встречаться все реже, стал сменяться сначала стремительными ручейками
(“новелла”), а там и мгновенными “гейзерами”, романами-миниатюрами. Именно в
этом роде искусства, в лирическом романе-миниатюре, в поэзии “гейзеров” Анна
Ахматова достигла большого мастерства. Вот один из таких романов (стихотворение
“Смятение”): Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково,
полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня
посмотрели очи...

Десять лет
замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала
его — напрасно.

Отошел ты, и
стало снова На душе и пусто и ясно.

Роман кончен.
Трагедия, продолжавшаяся целых долгих десять лет, уместилась в одном кратком
событии, одном жесте, взгляде, слове.

Многие
центральные мотивы лирики А. Ахматовой напоминают темы русских
социально-психологических романов: судьба человека, неслучайность встреч людей
и переплетения их жизненных путей, тема вины и ответственности за судьбы
близких. Действительно, прав был О. Мандельштам, когда сказал, что А. Ахматова
“принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство
русского романа девятнадцатого века”.

Нередко
миниатюры А. Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой,
принципиально не завершены и походили не столько на маленький роман в его, так
сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа
или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя
додумывать то, что происходило между героями прежде: Хочешь знать, как все это
было? — Три в столовой пробило, И, прощаясь, держась за перила, Она словно с
трудом говорила: “Это все... Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще
тогда!” “Да”.

Возможно,
именно такие стихи наблюдательный Василий Гиппиус и назвал “гейзерами”,
поскольку в подобных стихах-фрагментах чувство действительно как бы мгновенно
вырывается наружу из некоего тяжкого плена молчания, терпения, безнадежности и
отчаяния.

Стихотворение
“Хочешь знать, как все это было?..” написано в 1910 году, то есть еще до того,
как вышла первая ахматовская книжка “Вечер” (1912), но одна из самых
характерных черт поэтической манеры А. Ахматовой в нем уже провились достаточно
ярко. А. Ахматова всегда предпочитала “фрагмент” связному, последовательному и
повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить
стихотворение острым и интенсивным психологизмом; кроме того, как ни странно,
фрагмент придавал изображаемому событию своего рода документальность: ведь
перед нами и впрямь не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то
оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз. Мы, таким образом,
заглядываем в чужую драму как бы ненароком, словно вопреки намерениям автора,
не предполагавшего нашей невольной нескромности, Нередко стихи А. Ахматовой
походят на беглую и как бы даже “необработанную” запись в дневнике: Он любил
три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки.

Не любил, когда
плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики.

...А я была его
женой.

Иногда такие
любовные “дневниковые” записи были более распространенными, включали в себя не
двух как обычно, а трех или даже четырех действующих лиц, а также какие-то
приметы, детали интерьера или пейзажа, но внутренняя фрагментарность, похожесть
на “романную страницу” неизменно сохранялась и в таких миниатюрах: Там тень моя
осталась и тоскует, Все в той же синей комнате живет, Гостей из города за
полночь ждет И образок эмалевый целует.

И в доме не
совсем благополучно: Огонь зажгут, а все-таки темно...

Не оттого ль
хозяйке новой скучно, Не оттого ль хозяин пьет вино И слышит, как за тонкою
стеною Пришедший гость беседует со мною? В этом стихотворении чувствуется
скорее обрывок внутреннего монолога, та текучесть и непреднамеренная открытость
душевной жизни, которую так любил в своей психологической прозе Л. Н. Толстой.

Итак, мы видим,
что лирика А. Ахматовой удивительным образом совместила в себе разнообразие
стиха, образность речи, психологизм, конфликтность, содержательное богатство
русского романа.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия на примере СибА
Реферат Типи, функції та місце економічних служб в управлінській структурі підприємства
Реферат Аналіз регуляторного впливу регуляторного акта «Про затвердження тарифів на міські пасажирські перевезення для тов «Ірпінське атп 13250»
Реферат Психолого педагогические особенности подросткового периода
Реферат Порядок разработки государственных стандартов
Реферат Технические параметры синхронных генераторов
Реферат Космічна погода
Реферат Династия Тюдоров essay the house of Tudor
Реферат Администрация костромской области контрольное управление информационный обзор материалов интернета 21 декабря 2010 г
Реферат Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
Реферат Деятельность банка на примере Акционерного почтово-пенсионного банка Аваль
Реферат Кукольный дом 2
Реферат Военная и политическая деятельность гетмана Богдана Хмельницкого в Освободительной войне 1648165
Реферат Гуго Великий граф Вермандуа
Реферат B на личности исследователя