Человек и
революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)
В романе
“Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение
событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение
Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни
он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей
противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит
ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни.
В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и
напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.
В романе
“Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности.
Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно
определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные
средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об
истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя.
Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт.
Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов
героев на их монологи.
В романе
отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей,
соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются
прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе
отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери
его детей, хранительнице домашнего очага, — это природное начало в Юрии Живаго.
А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования.
Образ Лары — это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной
вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни
героев, — это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории
страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что
у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть
ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую
осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую
колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и
красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на
другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и
бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в
штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.
Герой стремится
прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не
осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события
революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора
Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена
стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома
на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он
вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы
новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг
друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она
была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в
одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.
Самого Юрия
Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все
беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из
общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в
трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но
“Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время
сыпались несчастья...” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого
человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной
революцией, обрывается...
Пастернак
говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над
жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа
Пастернак пишет: “...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы
забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший
порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой.
Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова,
мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от
прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого
нельзя допускать.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/