Импрессионистические
мотивы в повести А.П.Чехова «Степь»
Наталия
Андреева
Не случайно
А.П.Чехова многие исследователи называют импрессионистом. Так, написанная им
ещё в конце 1880-х годов повесть «Степь» отмечена чертами, характерными для
этого литературного направления.
Здесь нет идеи
и сюжета в традиционном смысле. Мальчик Егорушка едет в бричке по донецкой
степи со своим дядей и попом. Изображаются переживания этого мальчика во время
путешествия. Все пейзажи повести можно назвать пейзажами настроения, причём
настроения меланхолического. Мы видим мир, отражённый в человеке. Переданы
впечатления человека, уловившего случайный миг жизни природы. Автора как
такового в повести нет. Герой воспринимает мир вне авторской воли. А за ним и
каждый читатель создаёт своё собственное видение мира, свой взгляд. Чехов
оставляет читателю множество путей для додумывания, тем самым приглашая к
сотрудничеству, к созданию своего собственного впечатления.
Вот, например,
описание степи ночью: "Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли
собой что-то неведомое и страшное, налево всё небо над горизонтом было залито
багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась
восходить луна. Даль была видна, как и днём, но уже её нежная лиловая окраска,
затушёванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле, как дети
Мойсея Мойсеича под одеялом..."
Здесь Чехов ни
разу не использует прилагательного "чёрный". Вместо этого, как
Ренуар, отрицавший чёрный цвет и вообще исключивший его из своей палитры,
заменив на синий, Чехов использует все оттенки лилового цвета. Палитра Чехова –
это те же краски импрессионистов – насыщенные, полные жизни все цвета радуги.
Но несколько более затуманенные. Эту палитру можно сравнить с палитрой Дега –
изысканно-приглушённые пастельные цвета. Всё изображение словно погружено в
думку.
"Сжатая
рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и
полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь
зацвести...
Но прошло
немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой
унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы,
буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с
туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и
высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь
бесконечными, оцепеневшими от тоски..."
Даже в технике
нельзя не отметить этого удивительного сходства литературного произведения и
живописных полотен импрессионистов. Чехов изображает природу яркими мазками,
сочетаниями красок, еще раз повторяя нам, что мир состоит из цветных пятен и
наше сознание лишь их достраивает, старается выйти за пределы
"идейного" искусства, отказаться от декларативности, писать
прекрасную природу. Он возвращает в литературу многоцветие. Так
художники-импрессионисты отказываются от светотени, чтобы показать, что мир
гораздо шире нашего восприятия. Как Моне берёт стог сена и изображает его до
бесконечности, каждый раз открывая всё новые грани образа, всё новые оттенки
красок, новые впечатления, так и Чехов передаёт нам новое видение степи и
усиливает впечатление с каждым новым описанием, с каждым новым обликом степи.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/