Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Пейзаж в лирике Б. Пастернака

Пейзаж в
лирике Б. Пастернака

В стихи б я
внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку,
сенокос,

Грозы раскаты.

Б. Пастернак

Пейзаж —
неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно
отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”,
впоследствии склонился перед ней “стихотворно”. Русская поэзия трех веков не
мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в
различных целях, каждый из них вкладывал свое, особое содержание в эту тему.
Новой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пастернака.

Нельзя сказать,
что большая часть стихов Б. Пастернака по жанру своему — пейзажные. В его
лирике практически нет чисто “пейзажных” произведений. Однако многие из
названий его стихотворений как будто отсылают нас к этому виду поэзии: “Осень”,
“Август”, “Зимняя ночь”, “В лесу”, “Июльская гроза”. Для понимания подобного
рода несоответствия нужно хорошо знать, чем была природа для Пастернака.

Основные темы
поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах
раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского
подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем
от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика
жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:

И сады, и
пруды, и ограды,

И кипящее
белыми воплями

Мирозданье —
лишь страсти разряды,

Человеческим
сердцем накопленной.

Тем самым
утверждается полное единство, подобие всех форм жизни. В их ряду и имеет место
быть природа.

Отсюда вытекает
и место и назначение пейзажа в лирике Пастернака. У него все не так, как у
мастера стихотворного пейзажа Тютчева. Последнему приходилось доказывать, что
“не то, что мните вы, природа... в ней есть душа...”. Тютчев одухотворяет
природу — человеческим духом, он делает ее параллелью к человеческим страстям:

О чем ты воешь,
ветр ночной?

О чем так
сетуешь безумно?..

Что значит
странный голос твой,

То глухо
жалобный, то шумно?

Тютчев остро
чувствует противоборство, таящееся в природе. Кроме того, именно он расширил
границы природного до масштабов космического, и это, пожалуй, единственное
совпадение (хотя и не случайное) восприятия природы у него и у Пастернака. Для
Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для
всего законам любви — настолько бесспорна, что дается в его творчестве как
нечто само собой разумеющееся. И не разрешимых коллизий, противостояний у него
также нет.

Природа — один
из многих обликов жизни, почти, пожалуй, равный ей, но все же не полностью
тождественный. Поэтому пейзаж в поэзии Пастернака так тщательно и с любовью
“перемешан” с обиходом. Он одомашнен, приручен:

Гроза в
воротах.На дворе!

Преображаясь и
дурея,

Во тьме, в
раскатах, в серебре,

Она бежит по
галерее.

У Пастернака
нет резкого противопоставления природы и города, как, скажем, в лирике Есенина;
тем более нет у него и того неприятия мира природного, которое свойственно
поэзии Маяковского.

Природа
выступает у автора как мощное восстанавливающее силы души начало. Необыкновенно
точно и полно говорят об этом следующие строки:

На свете нет
тоски такой,

Которой снег бы
не излечивал.

Возникает
ощущение, что у Пастернака в стихах все — о природе. Почти в каждом
стихотворении явлена она нам — наряду с прочим. Читая лирику автора,
поражаешься его специфическому видению мира, которое проявляется в его образах,
сравнениях, метафорах. Он пишет:

Как бронзовой
золой жаровенъ,

Жуками сыплет
сонный сад.

Предмет мира
природного сравнивается с предметом обихода. Еще один пример подобного рода —
сравнение шелка со льдом:

И рыхлый,

Как лед, трещал
и таял кресел шелк.

Такие образы в
поэзии Пастернака делают затруднительным ответ на вопрос, насколько то или иное
стихотворение можно считать “пейзажным”.

Иногда поэт
совершенно выбивается из привычного нам восприятия и описания пейзажа.
Стихотворение “Ветер” написано как будто в совершенно привычной нам по
творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Однако он
раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к
деревьям. Сравнение с деревом вновь проявляется в стихотворении “Сосны”:

И вот,
бессмертные на время,

Мы к лику сосен
причтены...

Марина Цветаева
некогда сравнила Пастернака с деревом, добавив, что чтобы ни писал поэт — это
всегда природа, “возвращение вещей в ее лоно”.

Носителем
природного начала в лирике Пастернака выступает женщина. Ее красота,
естественность, таящаяся в ней способность давать жизнь другим делают женщину
ближе к природе. В стихотворении “Любить иных — тяжелый крест” героиня — из
числа таких же “основ” жизни, что и весна:

И прелести
твоей секрет

Разгадке жизни
равносилен.

Обычно в поэзии
других поэтов пейзажные описания сопровождаются, хотя бы в некоторых стихах,
вопросами о развитии природы, о ее начале и конце, о месте человека в ней.
Пастернак же пишет:

Не надо
толковать,

Зачем так
церемонно

Мареной и
лимоном

Обрызнута
листва.

Чувство
благоговейного восхищения перед жизнью во всех ее формах не покидало Пастернака
всю его жизнь. Природа, ее поэтическое восприятие и отражение в лирике, то есть
то, что мы понимаем под словом “пейзаж”, составляют один из основных мотивов
его творчества. Внимание поэта — пристальное, не упускающее ни малейших
подробностей, деталей — практически в каждом его стихотворении обращено к
прекрасному миру природы: лето и осень, снег и дождь, леса и луга, горы и моря,
деревья и травы воспеты им с интонацией радостного восторга. Пастернак не
выбирает и не разделяет природу на привычную глазу и экзотическую, на живую и
неживую. Она вся в равной степени существует для него. Она входит в его поэзию
наравне со всеми другими родами жизни и наравне с самим поэтом. Она исцеляет,
она же становится неиссякаемым истоком, причиной поэзии: у Пастернака февраль —
повод для того, чтобы “достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд”. Она
является основой и целью бытия:

Я понял жизни
цель и чту

Ту цель, как
цель, и эта цель —

Признать, что
мне невмоготу

Мириться с тем,
что есть апрель.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.