Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова

Интеллигент-разночинец
в поэзии Н. А. Некрасова

В середине XIX
века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип
человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку
основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала
ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не
связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины,
он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в
иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство
добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца
постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи.
Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда
чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому
новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову,
Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.

Типичный путь
интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В. Г. Белинский”:

Родился он
почти плебеем

…….

Попал в Москву,
учиться стал

В Московском
университете;

Но выгнан
был...

Далее поэт
описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, “терпя нужду и горе”,
но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался
на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил “ни льстецов,
ни идиотов”. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:


И честный
сеятель добра

Как враг
отчизны был отмечен

…….

Замучен жизнью
трудовой

И постоянной
нищетой,

Он умер...

В стихотворении
“Памяти Добролюбова”, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь
за дело свободы, Некрасов пишет:

Учил ты жить
для славы, для свободы,

Но более учил
ты умирать.

В поэзии
Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей
и интересов.

Сознательно
мирские наслажденья

Ты отвергал...

Герой Некрасова
так говорит о человеческом призвании:

Жить для себя
возможно только в мире,

Но умереть
возможно для других.

Эти “другие” —
страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ,
ожидающий прихода “честного сеятеля добра”. “О, сеятель, приди!” — зовет “душа
народа русского” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Интеллигент-разночинец
слышит этот крик о помощи и откликается на него:

Долг народа,

Счастье его,

Мир и свобода —


Прежде всего.

Некрасов
постоянно подчеркивает исключительность и особую “святость” этих людей, часто
сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэт говорит:

Его еще
покамест не распяли,

Но час придет —
он будет на кресте...

Обращаясь к
судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого
пророка, путь которого “тернист”, ибо он проходит его “с своей карающею лирой”,
и “каждый звук его речей // плодит ему врагов суровых”. Безжалостный обличитель
людских пороков умирает “несчастлив и незнаем”, а “любовь, что добрых
прославляет // И клеймит злодея и глупца” награждает его “терновым венцом”.

Лирическому
герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления
интеллигента-разночинца, но и все его сомнения и колебания, неуверенность в
своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует
еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы. Поэтому порой
в стихах поэта звучат пессимистические ноты:

Да сознанье
бессилья обидное

Мне осталось
одно впереди...

Иногда
лирический герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного
бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время:

Я последнюю
песню пою,

Но не будет она
веселей,

Будет много
печальнее прежней,

Потому что на
сердце темней

И в грядущем
еще безнадежней.

Однако Некрасов
не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаются успехом, ибо
служение народу оправдывает все страдания его защитников:

Я лиру посвятил
народу своему.

Быть может, я
умру неведомый ему,

Но я ему служил
— и сердцем я спокоен...

Гриша
Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, прототипом которого послужил
для поэта Добролюбов, смело глядит в будущее и уверен, что свобода и
справедливость восторжествуют в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского
народа, Гриша Добросклонов произносит полные оптимизма слова, по форме
напоминающие пророчество:

Еще ты в
семействе раба,

Но мать уже
вольного сына.

Убогая, но
обильная, забитая, но всесильная “Матушка-Русь” уже вступает на новый путь, ибо
у нее “окончен с прошедшим расчет”, а впереди — светлая и свободная жизнь.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Використання засобів педагогічного малювання у процесі удосконалення навичок образотворчої діяльності
Реферат Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)
Реферат Charles Dickens Essay Research Paper INTRODUCTION This
Реферат «Современный урок русского языкат литературы с использованием электронных образовательных ресурсов. Преимущества и возможности»
Реферат Материализм философов-просветителей Д. Дидро и П. Гольбаха
Реферат Уголовное судопроизводство по делам частного обвинения
Реферат Алмеи - восточные "гейши" древности
Реферат Боярышница
Реферат Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Реферат Види та структура аудиторського висновку про перевірену фінансову з
Реферат Доминантность степеней сравнения в произведении Л Керролла Алиса в Зазеркалье
Реферат London city - Capital of the United Kingdom
Реферат Проблема обучения в теории Ж Пиаже достоинства и недостатки
Реферат Програмний комплекс MS Offіce
Реферат Защита владения от изъятия в административном порядке