Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение
Н. Заболоцкого «Гроза идет»
(Восприятие,
истолкование, оценка)

И мы должны
понять, что есть значок, Который посылает нам природа...

Н. Заболоцкий

Поэт мысли,
философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века
Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом
факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и
ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой
Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.

Стихотворение
“Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества
поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это
время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф.
Тютчева.

Однако
Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а
раскрывает в них новые возможности: Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба
вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для
Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо
было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.

В стихотворении
сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний
природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт
признается: Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром.

Лирический
герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае
грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он
по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким
смелым и неожиданным ассоциациям: Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я
робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт
переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической
поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое
осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону: Вот он — кедр у
нашего балкона, Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает
темный небосклон.

Эта стойкость
“мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе
и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.

Перед нами три
стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.

Вначале дерево,
поддерживая человека, сообщает ему жизнь: Иглы почерневшие с вершины Осыпают
звездами меня.

Затем
оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной
кедру: Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь
молнии встречали И огнем сжигали на лету.

А в финале
стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить,
любить, творить: Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в
душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! Таким образом,
стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что
перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам
жизни и смерти, смысла бытия человека.

В стихотворении
даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией
дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его
метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не
противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает
заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над
смертью.

Многочисленные
олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об
уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл:
вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча
способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры
между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет
подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же
чувства.

Однако в
стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести
гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.

Пейзажная
лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не
только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь,
тесно связанную с жизнью человека.

Пройдя сложный
жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности
философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат John C. Calhoun
Реферат Деятельность алтайской духовной миссии на территории Кузбасса
Реферат Современные формы и методы розничной продажи товаров и их эффективность на примере ООО Евросеть
Реферат Бюджетная политика на современном этапе развития
Реферат Вивчення структурно-семантичних аспектів тексту
Реферат Бюро кредитных историй: проблемы и перспективы развития
Реферат Вклад Аристотеля в развитие психологии
Реферат Государственное регулирование инвестиционных процессов в стране
Реферат Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа ИАГончарова Обломов
Реферат Проектирование городских координатных АТС
Реферат Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"
Реферат Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил
Реферат «Утверждаю» Декан факультета социальных наук
Реферат Зарядка и разрядка конденсатора
Реферат Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Судьба искусства.