«Мы тут как
в плену» (по роману «Дело Артамоновых» )
Фабрика — это
не хлеб сеять, не картошку садить. Это задача.
М. Горький
В двадцатые.
годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один
из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович
воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего.
Для писателя “вчера” и “сегодня” неразрывно связаны: чтобы строить будущее,
нужно знать свое прошлое.
Описывая
историю семьи промышленника Артамонова, Горький исследует причину распада
капитализма в России. На примере трех поколений Артамоновых писатель показывает
зарождение и гибель “дела”.
Илья Артамонов
появился в городе Дремове “года через два после воли”. Он полон решимости
построить фабрику для изготовления льняных полотен. Энергия этого человека
вызывает уважение. Он живет в полную силу: умеет работать, веселиться, любить.
Совершенно иное
второе поколение: сыновья Петр, Никита и племянник Алеша. Петр — молчаливый
тугодум, ему скучно жить и работать. Если Илья Артамонов относится к делу с
азартом, то Петр как бы “несет огромную, непосильную ношу”. Никита—горбун,
обижен судьбой изначально. Он любит разводить сады, даже на песчаной почве
Никита вырастил прекрасный сад. Но “делу” он не хозяин и братьям не помощник.
Он предпочитает уйти от проблем жизни в монастырь: “Вот у нас в семье свой
молитвенник о грехах наших будет...” — радуется Петр.
Но и в монастыре
не находит Никита покоя. Он не верит в Бога, не находит себе дела и занятия по
душе.
Алексей,
племянник Артамонова, служит делу азартно, как Илья. Но Петра пугает ум брата,
и он думает, что Алексей “жулик, без совести. Может по миру пустить меня и сам этого
не заметит и не из жадности разорит, а просто — заиграется”.
“Дело”, начатое
отцом, продолжается его детьми, но, видя их отношение друг к другу, невольно
вспоминаешь известную басню: “Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не
пойдет...” Третье же поколение Артамоновых еще более разобщено, не чувствует
“плеча родного”.
Илья, старший и
любимый сын Петра, не хочет заниматься фабрикой. Он осуждает “старших” за
эксплуатацию рабочих. На горькую фразу отца: “Ради тебя я человека убил...
может быть”, сын оглушительно сказал: “Не одного убили вы, вон там целое
кладбище убитых фабрикой”.
Мирон, сын
Алексея, выучившись на инженера, занимается “делом” без задора, по
необходимости. Он больше любит порассуждать о путях развития России.
Яков, сын
Петра, так же скучает, как и отец. Он чувствует себя пленником семьи и дела. Не
видит пользы от своей безрадостной деятельности и так же бездарно гибнет, как и
жил. Один за другим Артамоновы уходят в мир иной, незаметно, легко или мучаясь
и страдая.
Развал “дела”
довершает революция: “...фабрика перестала работать, молодежь, засучивая рукава
рубах, бросилась в город... Фабрика опустела, обезлюдела и точно сморщилась под
ветром...” Горький увидел и гениально сумел показать, как на протяжении
короткого времени усилиями энергичных и волевых людей складывались состояния,
укреплялась промышленность, и как легко ее было развалить, взяв в немощные и
неумелые руки, выполняя работу без азарта и любви.
В этом,
пожалуй, главный “урок” романа “Дело Артамоновых”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/