Театр
Горького
Человек! Это —
великолепно! ...Все в человеке, все для
человека!
М. Горький
В словах о
“гордом человеке” — всего прекрасного на земле, прозвучавших более полувека
тому назад, Горький со всей силой неколебимой веры и убежденности выразил
гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной,
революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
В начале
девятисотых годов Горький испытывает небывалый подъем творческих сил. К
драматургии Горький обратился, чтобы “вмешиваться в самую гущу жизни”. Писатель
охвачен жаждой деяния, у него бунтует “солнце в крови”, он убежден — “настало
время нужды в героическом”, он верит — “новый век — воистину будет веком
духовного обновления” людей. Ничто не может помешать Горькому — ни арест, ни
ссылка “под надзор”. Он пишет и в Петропавловской крепости, и в Арзамасе, и в
Нижнем Новгороде — под неусыпным оком полиции. “Я охвачен пламенем! Я хочу
работать, хочу — страстно. И что мне министры, прокуроры, приговоры?” Только что окончив пьесу “Мещане”, он спешит
сообщить друзьям: “Непременно зимой же буду писать другую. А эта не удастся —
десять напишу, но добьюсь, чего хочу! Очень захватила меня эта форма письма”.
Начиная с 1901
года до конца своей жизни Горький не оставлял трудного искусства драматурга. За
тридцать с лишним лет он написал около двадцати пьес, среди которых — “Мещане”,
“На дне”, “Егор Булычев и другие”, “Варвары”, “Зыковы”, “Враги” и многие
другие, каждая по-своему, составили целую эпоху не только в творчестве
писателя, но и в истории русского театра.
Собранные
воедино пьесы Горького — правдивая драматическая биография времени; ее
содержанием явилась история “разрушения личности” мещанина, индивидуалиста и
рождение нового сознания, нового психологического типа — “человека
миропонимания”,— как называл его Горький. “Мещане” — это не просто дебют
Горького, но и дебют нового героя, которого ждала, искала, о котором мечтала
свободолюбивая Россия. Герой пьесы Нил знает, что хочет в жизни. Вот что
услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских
героев о безысходности настоящегои о далеком прекрасном будущем, к которому они
не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив его,
заставив поверить в его реальность. В пьесе идет нравственный суд над
мещанством.
В пьесе “На
дне”, как утверждал автор, его занимали “общефилософские вопросы”: что лучше,
истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того,
чтобы пользоваться ложью, как Лука”? Странник Лука появляется в ночлежке в
самый разгар спора ее обитателей — Клеща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и
чести: нужны ли они людям дна? Лука труслив и осторожен. В опасный момент,
когда убивают Костылева, он исчезает, как “исчезают грешники от лица
праведных”.
Горький создал
пьесу широкого эмоционального звучания, сумев передать противоречивую гамму
человеческих состояний — от вдохновенных речей Сатина о Человеке до смертного
отчаяния Актера.
С убежденностью
мыслителя, страстностью гражданина, с вдохновенной одержимостью художника
Горький-драматург сокрушал “религию рабов и хозяев”, разоблачая ее “по всей
длине истории” и утверждая Правду свободного человека, силу его мысли, его
разума.
Горький расширил
содержание драматического произведения до масштаба эпоса. Пьесы Горького
проникнуты радостной верой в неиссякаемую талантливость человека, в силу его
бесстрашной мысли. Драматург создал не только новый репертуар русского театра,
но и “новую философию”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/