Тема поэта и
поэзии в лирике Н.Гумилева
Роль поэзии в
жизни — ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая
позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу
определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто
считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит
ее во главу угла, почитает поэзию за определенный фактор поведения.
Я бы отнес Н.
Гумилева ко второй группе, особенно учитывая его аполитичность (по крайней
мере, в юные годы) вообще и рецессивность социальных тем в его стихах в
частности.
Поэзия для
Гумилева глубоко ритуальна. Николай Гумилев отдается ей полностью и этим гордится.
Поэт предстает у него жрецом, который строчками-заклинаниями способен судить и
корректировать действительность. Но за такие привилегии необходимо платить —
поэт становится вечным скитальцем конкистадором, потерявшим свое Эльдорадо, так
ни разу его и не увидевшим.
Чрезвычайно
ярки в лирике Гумилева мотивы призвания и служения: нечто сверхъестественное
бесповоротно меняет жизнь. Например, в “Надменный, как юноша, лирик...” (“Чужое
небо”). Автору является некто незваный и блеском случайных жестов превращает
жизнь в хаос: ...И стал я с тех пор сумасшедшим, Не смею вернуться в свой дом И
все говорю о пришедшем Бесстыдным его языком.
Очевидно, так
становятся поэтами. Стоит обратить внимание на черты “надменного юноши”,
олицетворяющего поэзию. Он капризен и претенциозен, не ведает о такте,
самососредоточен, но в то же время нельзя не покориться его обаянию и “дерзкой
игре перстнями”.
Другой
повторяющийся мотив — осознание необходимости жертвы и неотвратимости гибели на
пути конкистадора; как не случайности, но платы, части ритуала. Например,
стихотворение “Конкистадор”, где герой, умирая, не отказывается от цели: ...А
пламя клубилось И ждал конквистадор, Чтоб в смерти открылось Ему Эльдорадо.
Мало того,
конкистадор даже согласен принять смерть в качестве проводника к цели. В
стихотворении “Заблудившийся трамвай” перед нами возникает образ вихря,
потустороннего трамвая, мчащего героя сквозь мир навылет, через пространство и
время, жизнь и смерть. Здесь встречается все разделенное, великое и малое,
торжественное и сентиментальное.
Поэт ставится
выше жизни, независимо от нее. Для него стираются временные рамки, он получает
понятие о некой абсолютной свободе, о “наджизненной” связи событий.
Но самое
главное, поэт испытывает невозможную для смертного, неспособного попасть в
“заблудившийся трамвай”, гамму чувств: Машенька, я никогда не думал, Что можно
так любить и грустить.
То есть поэзия
для Гумилева самодостаточна и не требует иных оправданий своего существования.
Поэт даже не понимает, как можно обходиться без этого единственно необходимого
компонента бытия, без “светлого рая” и пути к нему. В заключение приведу первую
строфу стихотворения “Христос”:
Он идет путем
жемчужным
По садам
береговым.
Люди заняты
ненужным,
Люди заняты
земным...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/