Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тема поэта и поэзии в лирике Н.Гумилева

Тема поэта и
поэзии в лирике Н.Гумилева

Роль поэзии в
жизни — ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая
позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу
определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто
считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит
ее во главу угла, почитает поэзию за определенный фактор поведения.

Я бы отнес Н.
Гумилева ко второй группе, особенно учитывая его аполитичность (по крайней
мере, в юные годы) вообще и рецессивность социальных тем в его стихах в
частности.

Поэзия для
Гумилева глубоко ритуальна. Николай Гумилев отдается ей полностью и этим гордится.
Поэт предстает у него жрецом, который строчками-заклинаниями способен судить и
корректировать действительность. Но за такие привилегии необходимо платить —
поэт становится вечным скитальцем конкистадором, потерявшим свое Эльдорадо, так
ни разу его и не увидевшим.

Чрезвычайно
ярки в лирике Гумилева мотивы призвания и служения: нечто сверхъестественное
бесповоротно меняет жизнь. Например, в “Надменный, как юноша, лирик...” (“Чужое
небо”). Автору является некто незваный и блеском случайных жестов превращает
жизнь в хаос: ...И стал я с тех пор сумасшедшим, Не смею вернуться в свой дом И
все говорю о пришедшем Бесстыдным его языком.

Очевидно, так
становятся поэтами. Стоит обратить внимание на черты “надменного юноши”,
олицетворяющего поэзию. Он капризен и претенциозен, не ведает о такте,
самососредоточен, но в то же время нельзя не покориться его обаянию и “дерзкой
игре перстнями”.

Другой
повторяющийся мотив — осознание необходимости жертвы и неотвратимости гибели на
пути конкистадора; как не случайности, но платы, части ритуала. Например,
стихотворение “Конкистадор”, где герой, умирая, не отказывается от цели: ...А
пламя клубилось И ждал конквистадор, Чтоб в смерти открылось Ему Эльдорадо.

Мало того,
конкистадор даже согласен принять смерть в качестве проводника к цели. В
стихотворении “Заблудившийся трамвай” перед нами возникает образ вихря,
потустороннего трамвая, мчащего героя сквозь мир навылет, через пространство и
время, жизнь и смерть. Здесь встречается все разделенное, великое и малое,
торжественное и сентиментальное.

Поэт ставится
выше жизни, независимо от нее. Для него стираются временные рамки, он получает
понятие о некой абсолютной свободе, о “наджизненной” связи событий.

Но самое
главное, поэт испытывает невозможную для смертного, неспособного попасть в
“заблудившийся трамвай”, гамму чувств: Машенька, я никогда не думал, Что можно
так любить и грустить.

То есть поэзия
для Гумилева самодостаточна и не требует иных оправданий своего существования.
Поэт даже не понимает, как можно обходиться без этого единственно необходимого
компонента бытия, без “светлого рая” и пути к нему. В заключение приведу первую
строфу стихотворения “Христос”:

Он идет путем
жемчужным

По садам
береговым.

Люди заняты
ненужным,

Люди заняты
земным...
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.