Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Лес"

Героиня пьес
Островского "Гроза", "Бесприданница", "Лес"

Два емких художественных символа
скрепляют смысл "Грозы". Первый - заглавный, мощный катаклизм,
пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший
изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй -
великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.
Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное,
что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и
власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По
собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама
себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще более
страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее
сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на
милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина - истинно трагическая
героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он
субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается
нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто
выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела
протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что безосновательно
прписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному
чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром,
с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее
сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное
выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине
сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама
жизнь.

В сорока оригинальных пьесах
Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в
смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо
них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова

- лишь одна из их множества. Ее
характер часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из
"Бесприданницы". Основанием для сравнения являются любовные
страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и
только. По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет
главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на
решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этом смысле
Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир
"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда
написана пьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало
его. Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в
том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, мертвеют,
возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к
свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие
(Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана
и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила
европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви,
изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство.
Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее
идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность молодости и
приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку
пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная
и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от
Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях натура. Слабая не только для
того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но даже для
того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая
кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как
сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2
акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом Лариса
сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного
холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вимірювання довжини хвилі та частоти.
Реферат Виникнення парашута історія його вдосконалення 2
Реферат Функциональные стратегии
Реферат My Papas Waltz Essay Research Paper Tim
Реферат Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Реферат Герб Российской Федерации: история и современность
Реферат Государственные закупки 2
Реферат Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)
Реферат Тениоз
Реферат Неінвазивні оптико електронні прилади та системи діагностики мікроциркуляції периферійного кровообігу
Реферат Технологии обслуживания файловой структуры в программе "Проводник"
Реферат Формирование конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия
Реферат What Makes A Person Mature Essay Research
Реферат Культурно-исторические туристские центры Московской области
Реферат Дисперсионный анализ