Реферат по предмету "Литература и русский язык"


О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина

О высоком
назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина

Нет, весь я не
умру — душа в заветной лире

Мой прах
переживет и тленья убежит —

И славен буду
я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть
один пиит.

А. С. Пушкин

Осмысление роли
литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных
вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или
поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его
творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не
волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли
полное и глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ
поэта воплощен Пушкиным в стихотворении "Пророк". Время написания —
1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного
известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют
предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который
находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и
пороках. "И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий
уголь". Ангел "удалил беззаконие" и "очистил грех"
Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Пушкин дает в
"Пророке" свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой
не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к
происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку
является посланник Бога:

Духовной жаждою
томим,

В пустыне
мрачной я влачился, —

И шестикрылый
серафим

На перепутье
мне явился.

Все образы
здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по
другим его произведениям. Так, в "Подражаниях Корану" мы встречаем
тот же образ одинокого путника:

И путник
усталый на Бога роптал:

Он жаждой
томился и тени алкал.

В пустыне
блуждая три дня и три ночи...

Концовка
данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку:


Мужайся ж,
презирай обман,

Стезею правды
бодро следуй...

Мужественная
энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят "Подражания
Корану" с "Пророком", но последний гораздо шире и богаче по
содержанию.

Можно отметить
также некоторые черты "Пророка" в более позднем стихотворении Пушкина
"В часы забав иль праздной скуки...". Духовное преображение поэта в
этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением
пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий.

Явление
"шестикрылого серафима" в "Пророке" помогает поэту обрести
дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху
обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:

Перстами
легкими, как сон,

Моих зениц
коснулся он.

Отверзлись
вещие зеницы,

Как у
испуганной орлицы.

Моих ушей
коснулся он, —

И их наполнил
шум и звон:

И внял я неба
содроганье,

И горний
ангелов полет,

И гад морских
подводный ход.

И дольней лозы
прозябанье.

Отныне для
поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но
вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого
вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он
отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то,
что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более
жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность. Наконец
настает момент наивысшего духовного подъема: через ряд мучительных превращений
происходит обретение мудрости, истины. Взамен "грешного" языка
серафим вкладывает в уста пророка "жало мудрыя змеи", а вместо сердца
вдвигает "угль, пылающий огнем". Поэт-пророк слышит голос,
повелевающий ему:

Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею
моей —

И, обходя моря
и земли,

Глаголом жги
сердца людей.

Суровым и
торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды,
заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому
назначению поэта и поэзии: Стихотворение "Арион", написанное в 1827
году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского
восстания. Но если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии
философски обобщенно, то в "Арионе" он проверяет жизнеспособность
своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими
друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей
смелой поэзией. Но его друзья гибнут... А поэт, несмотря на опасность,
продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. "Я гимны
прежние пою", говорит пушкинский герой.

Раздумья о
быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует
близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности,
оцепить значение поэзии. Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось
стихотворение "Памятник", записанное в 1836 году. По теме это
стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был
сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем
стихотворении "Памятник". Но разные поэты по-разному оценивали свои
поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику
"не зарастет народная тропа". Он пророчески предсказывает, что его
поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне
пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня
всяк сущий в ней язык,

И гордый внук
славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг
степей калмык.

Великий русский
поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей
поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". Пушкин
дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества,
подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Концовка
стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть
"послушна" "веленью Божию", то есть голосу правды, и
следовать к своей цели, не обращая внимания на "хвалу и клевету"
невежественных глупцов.

Тема
одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о
положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал:

Услышишь суд
глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься
тверд, спокоен и угрюм.

А в
стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же
выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава?
шепот ли чтеца?

Гоненье ль
низкого невежды?

Иль восхищение
глупца?

Не надо думать,
что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о "невеждах" и
"глупцах". Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое
право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". И тут Пушкин
высказался однозначно. Возьмем его стихотворение "Из Пиндемонти".
Быть свободным, по Пушкину — значит стоять в стороне от общественных волнений,
не отождествляя себя ни с одной из социальных групп:

Зависеть от
царя, зависеть от народа —

Не все ли нам
равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не
давать, себе лишь самому

Служить и
угождать: для власти, для ливреи

Не гнуть ни
совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти
своей скитаться здесь и там,

Дивясь
божественным природы красотам,

И пред
созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща
радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье!
Вот права...

Муза поэта
преданно и отважно служила свободе, красоте, добру, справедливости. Это ли не
сущность и роль истинной поэзии?
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дидактична гра як засіб навчання іноземних мов молодших школярів
Реферат The Color Of Water Essay Research Paper
Реферат Система органов государственной власти субъекта федерации (на примере Санкт-Петербурга)
Реферат Рецензия на произведения Юрия Визбора
Реферат Лингвистика текста
Реферат Рецензия на роман Достоевского Бесы
Реферат Justice And Sovereignty Essay Research Paper Sofia
Реферат Судно как объект права собственности и его правовой статус
Реферат Рецензия на повесть Б. Л. Васильева А зори здесь тихие...
Реферат «Проблемы и перспективы развития современной школы в соответствии требованиям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Реферат Парламентские выборы в Андорре 2009
Реферат Pc Vs Macs Essay Research Paper Purpose
Реферат Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста
Реферат Гражданское право (Шпаргалка)
Реферат Совершенствование системы материальной мотивации труда работников фирмы