Проблематика
и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Михаил
Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии
Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано.
В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические
сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится
очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога.
Известность писателю принес роман “Белая гвардия”, переработанный впоследствии
в пьесу “Дни Турбиных”. Большой успех имели комедия “Зойкина квартира” и
юмористический сборник рассказов “Дьяволиада” (1925 г.). Однако начиная с 1928
года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя
становится как бы вне закона. Пьесы “Бег”, “ИванВасильевич”, “Багровыйостров”,
роман “Мастер и Маргарита” — далеко не полный список произведений, не увидевших
свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть “Собачье сердце”.
Это произведение, написанное в 1925 году, увидело свет лишь в 1987 году в
журнале “Знамя”. В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого
сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось
строительством социализма, воспринималось автором “Собачьего сердца” именно как
эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков
относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то
есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными
методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым
вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться
плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. Об этом
“Собачье сердце” и предупреждает читателя.
Одним из
главных героев, выразителем авторских мыслей в повести становится профессор
Преображенский. Это крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение
образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых
дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев,
заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось
удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского.
Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности
пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить
элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело,
исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими. Но и эта философия
Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного
человека: “Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать
лет...”
В чем же
причина неудачи Преображенского и доктора Борменталя? А дело не только в генной
инженерии. Преображенский уверен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в
поведении бывшего пса Шарикова, можно изжить: “Коты — это временно... Это
вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он
перестанет на них кидаться”. Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков — тип
определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены,
полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: “...у него уже не собачье, а
именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в
природе!” Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных
людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами
“гомункула” Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что
создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические
тона.
Немаловажную
роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять, воспитать Шарикова. Этот не
то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и
фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: “Мы
в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...”
Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове —
сатирический выпад писателя против Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор
Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить
блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими любовными
похождениями, или же сцену со “страстной дамочкой” не первой молодости,
которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через
восприятие пса. “Ну вас к черту”, — мутно подумал он, положив голову на лапы и
задремав от стыда”. Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в
“марксистском духе”: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких
сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и
ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее
проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого
персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными
и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за
уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог —
юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по
доносу Швондера разыскивать Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет
пса как доказательство своей невиновности и поясняет: “То есть он говорил...
Это еще не значит быть человеком...”
Новаторство же
повести “Собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве
Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. По мнению
автора “Собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с
темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия заключалась в том, что в
жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа
Полиграфыча, “душили-душили”... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в
повести “Собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной
манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни
человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швондеров, Климов Чугункиных достигала
высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне
Преображенского. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить
то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, — веры этой
у писателя нет. Можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона.
В широкий и
многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и
занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих
жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он
защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не
изжиты до сих пор...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/