Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Андрей Штольц как "человек действия". (По роману И.А. Гончарова "Обломов")

Андрей
Штольц как "человек действия". (По роману И.А. Гончарова
"Обломов"

В конце
50-х  годов XIX века  на свет появился роман Ивана  Александровича Гончарова “Обломов”.

В своем  произведении писатель показал такое  явление, как обломовщина, явление, увы,
не  слишком редкое для России. И.А.
Гончаров  изобразил не только жертву
этого явления —  Илью Ильича Обломова,
но также и его антипод  — энергичного
Андрея Ивановича Штольца.

Представляя  своих героев читателю, Гончаров
подробно  нарисовал их портреты.
Описанием внешности  Обломова и Штольца
он подчеркивает  противоположности их
натур. Обломов — “человек  среднего
роста, приятной наружности, с 
темно-серыми глазами, но с отсутствием 
всякой определенной идеи, всякой 
сосредоточенности в чертах лица... Цвет лица  у Ильи Ильича не  был ни
румяный, ни смуглый, ни положительно 
бледный, а безразличный... тело его, судя по  матовому, чересчур белому цвету шеи,  маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось  слишком изнеженным для мужчины”. Штольц
же  был “весь составлен из костей,
мускулов и  нервов...”. Цвет лица у него
ровный,  смугловатый, никакого румянца,
глаза —  немного зеленоватые. Штольц
худощав, щек у  него почти вовсе нет.

Илья  Обломов и Андрей Штольц росли в разных  условиях. Образованием Штольца
занимался  его отец-немец, который очень
серьезно  относился к получению Андреем
глубоких  знаний и воспитывал в нем
трудолюбие. Еще в  раннем детстве он
сидел с отцом за  географической картой,
разбирал библейские  стихи и  подводил 
итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и  фабричных, а с матерью читал священную  историю, учил басни Крылова. А в 14—15 лет он  самостоятельно ездил с поручениями от
отца  в город и никогда не случалось,
чтобы он  забыл что-нибудь, переиначил,
недоглядел,  дал промах. Илья Обломов
воспитывался своей  матерью, считавшей,
что знания никакой  особой пользы не
принесут, и все в доме были  проникнуты
убеждением в том, что учение и 
родительская любовь никак не должны 
совпадать или что праздник в четверг — 
непреодолимая преграда к учению на всю 
неделю. На мягкий характер Илюши Обломова  оказала влияние и среднерусская природа с  неторопливым течением рек, с великим  спокойствием полей и огромных лесов. Ни  страшных бурь, ни разрушений не было в  Обломовке. Безграничной любовью и
лаской  был окружен Илюша Обломов в
детстве. 

А какое  щедрое богатое хлебосольство было в  Обломовке! Как любили поесть и знали толк
во  многих русских блюдах! Спокойно,  неторопливо, обыденно текла жизнь в  Обломовке.

Взрослые  Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще  больше отличаются друг от друга. Штольц  боится воображения, этого двуличного  спутника жизни. Обломов же живет только  мечтами, развивая воображение, и строит  неосуществимые планы. Штольц энергичен,
он  постоянно в движении: понадобится
обществу  послать в Бельгию или Англию
агента —  посылают его; нужно написать
какой-нибудь  проект или приспособить
новую идею к делу —  снова выбирают его.
Обломов же постоянно и  незаметно для
себя порывает связь с  обществом. 7-10
тысяч дохода позволяют ему с  ленивым
спокойствием проводить жизнь на  диване.
Лежание делается его нормальным 
состоянием, даже чтение начинает утомлять  Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и  жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не  может ни на что решиться, впрочем, и  следовать советам Штольца Обломов не  торопится: слишком разное у них понятие
о  жизни, о труде, о приложении сил. Не
умеющий  обходиться без посторонней
помощи Обломов  именно этой чертой
своего характера  представляет полную
противоположность  Андрею Штольцу,
который с раннего возраста  приучен
отцом ни на кого ни в чем не 
рассчитывать. 

Таким  образом, прочитав роман И.А. Гончарова
“Обломов”,  мы видим основную
композиционную  особенность —
контрастность образов.  Противопоставляя
Обломову Штольца,  Гончаров ясно
показывает умирание 
феодально-крепостнического строя и 
растущую активность нового — буржуазного. 

Роман был  завершен и напечатан именно в ту пору,
когда  наступил кризис
самодержавно-крепостнического  уклада
жизни. Недаром известный критик  писал:
“Обломов” имел громадный успех у 
русских читателей. Нужно было жить в то 
время, чтобы понять, какую сенсацию 
возбудил этот роман в публике и какое 
потрясающее впечатление произвел он на 
общество. Он, как бомба, упал э 
интеллигентную среду как раз во время 
самого сильного общественного возбуждения,  за три года до освобождения крестьян,  когда во всей литературе проповедовали  крестовый поход против сна, инерции и  застоя”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.