“Где-то
вдалеке пропел петух”
Александр
ШУРАЛЁВ
Кушнаренковское
педагогическое училище,
Республика
Башкортостан
Каждый живущий
в этом мире человек рано или поздно оказывается в роли былинного богатыря на
распутье. Но если герой былин знал, что ждёт его впереди (это было высечено на
камне), то нашему современнику не всегда известно, что последует за принятым
решением. В таких экспериментальных ситуациях наиболее отчётливо обнаруживаются
многие человеческие чувства и качества, не столь заметные при обычном течении
жизни: от любви до ненависти, от верности до предательства...
Бывает, что
выбор сделан неправильно под влиянием внешних и случайных обстоятельств, на
какой-то миг парализующих волю, а потом очнувшегося от временного оцепенения
человека долго мучает совесть, не даёт ему открыто взглянуть в глаза людям.
Непросто
принять решение в мирное время, а на войне, когда цена каждого поступка
неимоверно возрастает, так как от скорости и точности его совершения зависит
жизнь многих людей, сделать это ещё сложнее. Именно об этом повествует рассказ
В.П.Некрасова «Сенька».
В начале
произведения мы видим охваченного мелкой противной дрожью, загнанного малярией
страха в щель, похожего на скрученную им самим тонкую и жалкую цигарку не
человека даже, а какое-то его отдалённое подобие. Винтовка в глазах Сеньки
становится ненужной палкой, ничтожной в борьбе против “целой кучи” самолётов,
которую “ни штыком, ни гранатой не достанешь”. Чувствуя леденящее дыхание
смерти, он неосознанно простреливает себе руку, чтобы уйти туда, где нет
“вздутых, с раскоряченными ногами лошадей, валявшихся на дороге”, почти
непрерывно пикировавших на него “самолётов с красными лапами”, бойца “с
остановившимися, немигающими глазами”. В этот момент Сенька стал подобен одному
из телеграфных столбов, увиденных им: все “провода”, связывающие его с
окружающим миром, обрываются.
Композиция
рассказа — это мучительный путь героя из нравственной ямы, в которую он
провалился после предательского выстрела в руку.
Четвёртая
палатка, где оказывается Сенька, — это своеобразное символическое изображение
его души. Сначала он находится в палатке наедине с таким же самострельщиком
Ахрамеевым, то есть его душа заполнена только предательством. Затем палатка
постепенно наполняется ранеными бойцами, так же, как и душа Сеньки болью,
раскаянием и желанием искупить свою вину.
Автор
предоставляет возможность своему герою посмотреть на других людей как в
зеркало. В лице-зеркале Ахрамеева Сенька видит отражение своего отвратительного
поступка, у него возникает желание ударить по этому “жёлтому морщинистому лицу”
кулаком, ударить, по сути, самого себя и разбить это кривое зеркало. “Солдату
нельзя так говорить”, — возражает он дезертиру Ахрамееву и себе самому, постепенно
начиная осознавать долг солдата — защитника Родины, её лесов, полей и рек,
среди которых и его родной Енисей, женщин, стариков и детей — мира,
воспоминанием о котором звучала в Сенькином сне гармошка. Осознание ошибки
стало первой ступенькой из ямы. Следующая ступенька нравственного преображения
Сеньки — знакомство с Николаем, ставшим для него идеалом солдата. Худенький
сержант-разведчик, совсем мальчишка, с тоненькими, как у девочки, руками,
выведенный из строя пятью вражескими осколками, больше всего жалел о том, что
не может быть рядом со своими товарищами, обороняющими родную землю. В Николае,
как в нравственном зеркале, Сенька увидел своё идеальное отражение, то, к
которому стремилась его душа, выздоравливающая от малярии страха.
Подобно дубу, рядом
с которым в Сеньке под покровом внешней неподвижности происходила активная
работа души, личность героя была расщеплена неосознанным предательством.
Самоотверженная
забота о Николае, его похвала: “Хороший бы разведчик из тебя получился...
Помкомвзводом бы назначил” — стали для Сеньки “голубым ослепительным куском
неба”, забрезжившим в тёмной палатке излечивающейся души. “Сенька почувствовал,
как что-то подступило к горлу, встал и вышел из палатки. Боже, чего б он только
не дал, чтоб стать помкомвзводом у Николая...” Но для полного очищения этого
мало. Судьба устами беспристрастного красноармейца, вызвавшего Сеньку на допрос
и обнаружившего перед ничего не подозревавшим Николаем Сенькино предательство,
зачитывает свой приговор...
Так поэтапно
Некрасов подводит читателя к кульминации рассказа. Перед Сенькой встаёт
нравственный выбор: убежать с Ахрамеевым, навсегда запятнав свою честь, и такой
ценой сохранить себе жизнь, или остаться, понести суровое наказание, возможно,
вплоть до расстрела, но при малейшей возможности попытаться искупить вину.
Отказавшись от побега с Ахрамеевым, Сенька залечил свои нравственные раны, с
болью вырвав из сердца, как белые ниточки из бинта, занозу предательства.
Больше мы не услышим об Ахрамееве, он исчезает, как и тот “самострельщик”,
который бациллой страха “сидел” в Сеньке. Больной дуб превращается в здоровый,
и нравственно выздоровевшему герою предоставляется шанс проявить свои лучшие
качества. Оказавшись на передовой, Сенька слышит, как “где-то вдалеке пропел
петух”, подобно Петру, трижды отрёкшемуся от Иисуса и вспомнившему слова
Учителя, когда петушиное пение пробудило в нём совесть.
Перед тем как
пойти к мосту, где раскаявшемуся герою суждено будет совершить подвиг, Сенька
видит при свете луны в деревне, рядом с которой проходит бой, церковь. “Из
густой зелени выглядывала только маковка с крестом”. Эта деталь-символ освящает
путь живого существа, окончательно выбравшегося из нравственной ямы и ставшего
человеком.
Путь от
расщеплённого дуба к большому дубу — это путь человека, окончательно сделавшего
нравственный выбор и своим искренним раскаянием заслужившего право увидеть
высокое небо. (Вспомним в связи с этим аналогичные эпизоды из романа
Л.Н.Толстого «Война и мир», связанные с высоким небом над полем Аустерлица и
преобразовавшимся под влиянием весны старым дубом, знаменующие собой важные
вехи на жизненном пути Андрея Болконского.) “Он увидел вдруг над собой небо,
страшно большое и высокое, увидел звёзды, много-много звёзд...”
А под этим
небом течёт Енисей — самая красивая река, колосятся хлебные поля, живут родные
люди — всё то, что и есть Родина, которую надо защищать и беречь.
Герой,
окончательно очищаясь и возрождаясь к новой, настоящей жизни, осознаёт своё
предназначение и осуществляет его, останавливая продвижение вражеских танков.
“Клубящийся
чёрный столб дыма медленно расползался по ослепительно голубому небу”. Так
рассеивается и дым совершённого Сенькой греха, и из-под него явственно
проступает чистота воскресшей души героя. Таким же дымом расползается и война,
которая никогда не сможет сделать чёрным голубое небо мира, если люди найдут в
себе силы и мужество сделать правильный нравственный выбор.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://lit.1september.ru/