Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)

Судьба
народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)

Михаил
Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий
русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во
время гражданской войны, то есть на себе испытал не только все тяготы и лишения
фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной войны. Все эти переживания нашли
яркое отражение на страницах его произведений.

Своеобразие
творческой позиции Шолохова, вытекающее из его понимания действительности,
определялось прежде всего тем, что человек в его произведениях показан не
столько в столкновениях с окружающими (хотя и они, конечно, есть), сколько в
непосредственных столкновениях с историческими событиями. От А. С. Пушкина до
Л. Н. Толстого исторические события являлись, как правило, фоном, на котором и
разворачивались основные события повествования. На этом фоне герои соприкасались,
объединялись или противостояли друг другу, но эти соприкосновения касались
исключительно сферы нравственной.

В творчестве
Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана
трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого
автора охватывают более полувека истории России, истории бурной и тяжелой.

История России
никогда не протекала гладко и размеренно, тем более нельзя этого сказать о XX
в., когда наша страна пережила две тяжелейшие мировые войны и одну гражданскую,
да к томе же не менее жестокую и разрушительную революцию 1917г.

Войны начала
века и Великая Отечественная война кардинально отличаются друг от друга и по
характеру, и по содержанию. Первая мировая война послужила толчком к разрушению
старою политического режима и к установлению нового. Все это привело к ломке
веками существовавших отношений. Действия новых властей, пришедших к власти в
ходе революции, вызывали большое противодействие со стороны практически всех
слоев населения. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и
бессмысленная. Ломались прежние связи, разрушались семьи. Страна подверглась
нашествию иностранных интервентов. Лишь ценой неимоверных усилий удалось
сохранить независимость и целостность государства.

Все эти
трагические события отражены в романе-эпопее “Тихий Дон”, который можно назвать
трудом жизни писателя. 14 лет, с 1926 по 1940 г., автор работал над этим
произведением. В романе отражена жизнь казаков до и во время Первой мировой
войны, во время революции и гражданской войны.

Роман
показывает жизнь русского народа в один из тяжелейших периодов истории России.
Автор раскрывает неразрывную связь человека со своей страной, с ее историей и
судьбой. Он не может отрешиться от происходящих событий только по своему
желанию.

Автор
раскрывает в своих работах объемы не столько материальных, сколько моральных,
душевных разрушений и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких и
любимых людей, несправедливое отношение властей — все это было повседневными
реалиями того времени. Государство переживало тяжелое время, но ведь
государство — это и есть народ. А в описываемый в романе период произошел
раскол среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение.
Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых
фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились семьи, “брат
шел на брата, а сын на отца”.

Создавая роман,
Шолохов не сделал ни одного поклона ни в сторону белых, стремившихся вернуть
прошлое, ни в сторону большевиков, утверждавших свою власть силой оружия.

Гражданская
война закончилась. В стране бушевал экономический кризис. Ужасающая разруха
усугублялась действиями нового правительства: проведение коллективизации
встречало жесточайшее сопротивление со стороны населения, особенно
свободолюбивых казаков. Период коллективизации отражен в романе “Поднятая
целина”, он также не определил для читателя сторону, на которую встал автор
произведения.

Шолохов
показывал не только беды и горести простого крестьянского люда, который
поддерживал идею создания колхозов. Писатель на примере Кондрата Майданникова —
одного из лучших хозяев хутора — раскрывает трагедию хозяина-собственника,
который также не отказывается вступать в колхоз, но которого гложет
“подлюка-жалость к своему добру”. Боится хозяин, что не будет оно так же
ухожено у коллективного хозяина. Как оказалось впоследствии, страхи его
оправдались.

Другая сторона
трагедии — Макар Нагульнов, мысли которого заняты “мировой революцией”. “С
мальства” он испытывает ненависть к крестьянской собственности, и с нею он
строит новую жизнь. “...Как служишь революции? — кричит он Разметно-ву после
раскулачивания Гаева, — Жалеешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек,
баб... Я их из пулемета... всех порежу!”

Таким был “великий
перелом”, ярко описанный Шолоховым. Но страна пережила и это, она
восстанавливала силы, залечивала раны. Не слишком много времени судьба
предоставила ей для этого: в 1941 на русскую землю вторгаются иноземные
захватчики. Вся страна восстала против иноземцев. Миллионы добровольцев
устремились на защиту своих домов и семей. Даже сейчас, спустя почти 60 лет,
трудно оценить объемы трагедии, масштабы разрушений.

Героями таких
произведений, как “Они сражались за Родину”, “Судьба человека”, “Наука ненависти”,
являются простые люди: колхозник Иван Звягинцев, агроном Николай Стральцов,
шофер Андрей Соколов... Образ воюющего народа, который проявил стойкость и
мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила Александровича.
Он с психологической глубиной описал характеры сильных духом людей, которые не
сломались на крутых поворотах истории.

“Я хотел бы,
чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь
к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса
человечества”, — говорил М. А. Шолохов.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансовых результатов деятельности предприятия по оказанию услуг ООО "Надежда"
Реферат Формирование познавательного интереса у младших школьников к истории
Реферат Panama Canal 2 Essay Research Paper Intro
Реферат Влияние послания Президента на финансовый контроль
Реферат Admiring A Friend Essay Research Paper Tim
Реферат Sodium Thiosulphate And Hydrochloric Acid Essay Research
Реферат Счетчик команд. Регистр DPTR. Память. Порты
Реферат Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора
Реферат Всемирный конгресс финно угорских народов в системе региональных международных отношений
Реферат Расчёт настроек ПИ-регулятора методом РЧХ
Реферат Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения
Реферат Маркетинговое исследование рынка безалкогольных напитков компании Coca Cola
Реферат Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста
Реферат Создание приложений OLE 2
Реферат Theatre