«Пророк» А.
С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Сравнивать и
оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано
судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить
его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не
эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения
мира.
Казалось бы,
задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича
Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк —
посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником»
Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В
стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может
молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник»
между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко
мне воззвал:
«Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею
моей,
И, обходя моря
и земли,
Глаголом жги
сердца людей».
Пушкин ничуть
не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту
высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение
Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат
поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию
видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как
вечный судия
Мне дал
всеведенъе пророка,
В очах людей
читаю я
Страницы злобы
и порока.
Поэт видит
тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому,
гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им
помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я
стал любви
И правды чистые
ученья:
В меня все
ближние мои
Бросали бешено
каменья.
В стихотворении
«Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека
во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается
высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с
теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит
муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей
не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве»,
отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному
хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся
истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы
пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот
пример для вас!
Он горд был, не
ужился с нами:
Глупец, хотел
уверить нас.
Что Бог гласит
его устами!
Смотрите ж,
дети, на него:
Как он угрюм, и
худ, и бледен!
Смотрите, как
он наг и беден,
Как презирают
все его!»
Эти два
стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях
художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов
в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом:
восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному,
решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два
взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/