Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Поиск положительного героя в творчестве Некрасова

Поиск
положительного героя в творчестве Некрасова

Лирический
герой Некрасова почти всегда человек надломленный, раздираемый внутренними
противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт
самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его
искать среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать
высокий образ "рыцаря без страха и упрека". То, что мы привыкли
определять как "образ положительного героя", и в малой степени не
передает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный то в собирательном
образе Гражданина, призывающего Поэта: "на благо ближнего живи", то в
образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя"...

 Образ героя в творчестве Некрасова постоянно
меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые
черты обретает этот герой в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 60-х
годов. Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ -
и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение
заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути,
освобождение не состоялось.

Однако теперь в
поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое: надлом, разочарование. И
не только в возможности все разом изменить: переживший крушение главных своих
надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, - в самом народе:
Некрасовский герой не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих
добродетелей - он меняется. в зависимости от требований эпохи, в зависимости от
сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя народа". Каков же должен
быть герой теперь, когда народ увиделся Некрасову не только страдающим, но и
забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!

Некрасов первый
из русских литераторов так близко подошел к пониманию всей противоречивой
глубины народного характера. Ведь 60-е годы - время особой увлеченности
народной темой: в народе искали ответы на все вопросы, в нем видели исток и
надежду, полагая, что все - и духовное, и социальное - сосредоточено в этом
совершенно непознанном субъекте, в terra incognita - в демосе.

В лирике
Некрасова в то время призывы к освобождению народа от крепостной зависимости
стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта свобода, как он ее
примет, как осознает. Посмотрите: его персонажи сейчас - подчеркнуто
безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы и
строители железной дороги ("Железная дорога", 1864 г.), которые,
подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь на
строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки
("Размышления у парадного подъезда", 1858 г,): шли в столицу за
правдой и легко уходят, непущенные даже на порог "роскошных палат..."


Автор не только
и не столько жалеет их, сколько пишется понять, в чем причина их долготерпения,
где его предел и есть ли он:

Где народ, там
и стон... Эх, сердечный!

Что же значит
твой стон бесконечный?

Ты проснешься
ль, исполненный сил,

Иль, судеб
повинуясь закону,

Все, что мог,
ты уже совершил, -

Создал песню,
подобную стону,

И духовно
навеки почил?.

("Размышления
у парадного подъезда", 1858 г.)

Одним из
главных духовных ориентиров Некрасова был Лермонтов. Вспомните горестную
лермонтовскую "благодарность": "За жар души, растраченный в
пустыне"; вспомните его Пророка - осмеянного, побиваемого каменьями за то,
что посмел провозглашать "любви и правды чистые ученья". Та же мука
впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное страдание пророка, не
услышанного своим народом, не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской
"Элегии" 1874 года.

Художественное
своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо?" Поэма "Кому на Руси
жить хорошо?" занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала
своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все
мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие его
проблемы; использованы высшие его художественные достижения.

Некрасов не
только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей
сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и
будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после
реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов
бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски "счастливцев" на
Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только
результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий
СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления
невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

Принципиальная
новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне
открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на
истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом
песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют
судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно
поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного
заступника" Гриши Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все
своеобразие поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к
фольклорным мотивам и образам.

Поэму о
народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Обратите внимание: в
"Кому на Руси жить хорошо?" в той или иной степени
"задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина,
сказание. Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые
идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные
средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы -
отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. В
фольклоре авторскую позицию заменяет нечто принципиально иное - общенародная
мораль.

Индивидуальная
авторская точка зрения чужда самой природе устного народного творчества.
Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть
в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к
интеллигенции (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти
задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить
хорошо?"

И еще один
важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустное
творчество не знает понятия "канонический текст": каждый слушатель
становится соавтором произведения, по-своему пересказывая его. К такому
активному сотворчеству автора и читателя и стремился Некрасов. Именно поэтому
его поэма написана "свободным языком, максимально приближенным к
простонародной речи.

Стих поэмы
исследователи называют "гениальной находкой" Некрасова. Свободный и
гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро
передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность
и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские
песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная
скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи
подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов,
и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика, Красочные народные
сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур... - все это
создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает
голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его
персонажей".
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Голосовое воспроизведение текста
Реферат About Modern Technology Essay Research Paper Do
Реферат Социология Дюркгейма (Укр.)
Реферат Первая англо-бурская война
Реферат Застосування антибіотиків у хірургії
Реферат "Я голос ваш, жар вашего дыханья..." (по лирике А. Ахматовой)
Реферат Применение хлебопекарных улучшителей при производстве хлебобулочных изделий
Реферат «Челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей, подростков и юношества в современных условиях»
Реферат Системный подход как инструмент маркетингового анализа территорий
Реферат Умозрение в красках. Очерк о русской иконе
Реферат I. общая характеристика работы актуальность темы диссертационного исследования
Реферат Ответы на экзаменационные билеты по истории книжного дела (МГУП, 1 курс)
Реферат Перестройка 1985-1991 гг модернизация управленческого аппарата
Реферат Великое княжество Литовское и первые литовские князья