Личность и
общество в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"
Рассказ Л. Н.
Толстого “После бала” — позднее его произведение, написанное в 1903 году, в
эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую
Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало
несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает
ситуацию в стране.
Хотя мы видим,
что действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века, в николаевскую
эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны
параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый
взгляд эпохи. Но “армейская” проблема не основная в рассказе, главный акцент
сделан на вопросах нравственных.
Я думаю, что
главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или
случай.
Герой рассказа
— дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало
рассуждающий: “...не было у нас в то время в нашем университете никаких
кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно
молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика
не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку,
не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это
— обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.
Идея рассказа
раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные
герои — Иван Васильевич и полковник, отец Вари — девушки, в которую был влюблен
рассказчик. Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Но
главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор
показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность.
Рассказ
разделен на две части — бал и после бала, притом первая часть намного объемнее.
Что же мы видим вначале? Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован
Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом — полковником, она дарит ему
перо из веера и перчатку, юноша на седьмом небе от радости. Но что же потом? Он
идет пройтись под влиянием впечатления, полон мечтаний, иллюзий и вдруг видит
ужасную сцену на плацу — избиение татарина солдатами под командованием
“доброго” и обаятельного отца Вареньки. То, что увидел рассказчик, разрушило
его мечты и грезы, изнанка действительности грубо вторглась в его интимную
жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Толстой использовал прием
антитезы, который виден на разных уровнях: полковник на балу и после него, в
первом случае милый и обходительный человек, во втором же — символ жестокой
военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей,
затем сцена бала и унижение человека, счастье главного героя и его
разочарование и даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под
которые истязали солдата. То есть мы видим, что первая часть — это любовь, а
вторая — разочарование и разрушение всего созданного. Иван Васильевич разлюбил
Варю, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Если смотреть с
обывательской точки зрения, то, конечно, да: не увидь он жестокой расправы с
татарином, он так и пребывал бы в неведении о том, что делается “на другой
стороне медали”. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай,
а среда сломала его наивный мир, она нанесла ему нокаутирующий, ошеломляющий
удар.
Естественно,
вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку. Не
случайно ведь рассказ назван “После бала”.
Мне кажется,
что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает
покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.
К сожалению,
герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему? Он остался
одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то
утро. Такое впечатление, что его жизнь — замкнутый круг, из которого он так и
не вырвался.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/