Сочинение по
пьесе Максима Горького "На дне"
Что есть правда
и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен
лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не
существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно
известных литературных произведений.
Среди них и
социально - философская пьеса М. Горького "На дне". Главное в ее
сюжете - столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В "На
дне" автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с
трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
Кто же прав - Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы
ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. "Подвал, похожий
на пещеру". Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары,
грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и
разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего "дна" и
представить себе трудно. Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука,
который несет с собой "ласковое" слово для каждого ее обитателя.
Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям,
отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их.
Ночлежники,
привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных
человеческих отношений. Им было просто не обойтись без Луки, который говорил:
"Христос всех жалел и нам так велел."
Жалость и
сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие
помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают
окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А
тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все
хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное
количество. Главное - не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал,
что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно лишь смягчить боль
утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе ложный курс. Новый
обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а
лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к
непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне
хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь.
Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить. "Ты - с
радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей. Другое ей уже не
помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и несчастная умерла в
беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых" людях! Свою
"утешительную" философию он примерил и к ним. Своими сладким пилюлями
Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший
к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и
неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу
привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным
гуманизмом еще больше навредил, "связав" окончательно им руки и ноги.
"Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он им. Человек не может постоянно
жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая
"всегда поднимается над ложью, как масло над водою". Так не лучше ли
как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к
решительным действиям! Ведь "кто живет лишь надеждой, рискует умереть
голодной смертью". Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения.
Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в
его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный
гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в
итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи...
Иначе говоря,
автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так не радует глаз,
как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как
ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я
считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому,
кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее проявление неуважения к человеку.
Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В
этом я, безусловно, соглашусь с Константином Сатиным.
Но к сожалению,
одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже
ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей
"дна И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих
людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не поднялись бы
со "дна". Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от
нас самих.
Проблема
истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на
месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующие
поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами
времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можно
говорить о современности спора о гуманизме.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/